КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (8 кл.)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
Составлено в соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений под ред. А.Г.Кутузова. Использовалось развернутое тематическое планирование Л.П.Макаровой и др., выпущенное издательством "Учитель" г. Волгоград
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_kl.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
на 2012-2013 учебный год
8 КЛАСС
Количество часов в неделю: 2
Годовое количество часов: 70
Реквизиты программы: В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразовательных учреждений/ А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2006
УМК учащихся: В мире литературы. 8 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2009
Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2011
УМК учителя: В мире литературы. 8 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2009
Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс / Золотарева И.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2008
Поурочные разработки по зарубежной литературе 5-9 классы. / Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2004.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы./ Н.П.Архипова и др. – М.: Глобус, 2009
Формы контроля:
домащнее сочинение – 4;
классное сочинение – 3;
контрольная работа (тестирование) – 4
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Требования к уровню подготовки | Элементы дополни тельного содержания | Домащ- нее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | Введение. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | Урок овладения новыми знаниями | Литература и исто-рия. Интерес русских писателей к истори-ческому прошлому своего народа. Исто-ризм творчества классиков русской литературы. | Рассказ учителя, беседа, работа с книгой: составление плана статьи учебника | Знать: образную природу словесно-го искусства. Уметь: составлять тезисы и план про-читанного; владеть различными видами пересказа. | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 3-5 | ||
2 | В мире русской народной песни. Частушка как малый песенный жанр. | 1 | Урок формирования ЗУН | Жанровые особенно-сти лирической пес-ни. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни. Исторические песни. Частушка. Ее тематика и поэтика. | Рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, демонстрация (мультимедийная презентация), | Знать: жанровые особенности и кла-ссификацию лири-ческой песни; осо-бенности художест-венной формы фо-льклорных произ-ведений Уметь: воспринимать и анализировать ли-рические песни; со-относить содержа-ние исторической песни и историчес-кого события | Работа с историческими источниками и фольклорными текстами | Наизусть истори- ческая песня (на выбор) | ||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы | 1 | Урок формирования ЗУН | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий | Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, анализ текстов | Знать: жанровые особенности преда-ния; содержание преданий о Пугачеве. Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий | Владение моно-логической и диалогической речью, работа с историческими источниками и литературными текстами | Чит. стр. 13-16 | ||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы | 1 | Урок формирования ЗУН | Из «Жития Алексан-дра Невского». Защи-та русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под-виги Александра Невского и его ду-ховный подвиг само-пожертвования. Ху-дожественные осо-бенности воинской повести и жития. | Рассказ учителя, беседа, элементы анализа текста, словарная работа | Знать: содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской ли-тературе. Уметь: определять жанры | Владение монологической и диалогической речью, работа с историческими источниками и литературными текстами | Чит. стр. 18-30 | ||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. | 1 | Урок внеклассного чтения | Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | демонстрация (мультимедийная презентация), пересказ эпизодов текста | Знать: особенно-сти поэтики быто-вой сатирической повести Уметь: раскрывать темати-ку и идейное содер-жание произведе-ния через своеобр-азие сюжета и композиции | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. стр.37-58 | ||
6 | Д. И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии. | 1 | Урок формирования ЗУН | Основные этапы жиз-ни Фонвизина Сюжет и конфликт комедии. Разрешение пробле-мы :“Каким должен быть истинный дво-рянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”. | Лекция, демонстрация (мультимедийная презентация), работа с книгой, анализ комедии, индивидуальные задания | Знать: о жизни и деятельности Д.И. Фонвизина, содер-жание пьесы. Уметь: анализиро-вать образы коме-дии, определять те-матику и проблема-тику произведения | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 58-67 | ||
7 | «Недоросль» - как комедия классицизма | 1 | Урок формирования ЗУН | Классицизм как нап-равление литерату-ры. Речевые характе-ристики главных ге-роев как средство создания комического. | Лекция, демонстрация (мультимедийная презентация), анализ комедии | Знать: черты классицизма, содержание пьесы.Уметь: анализировать образы комедии | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 67-77 | ||
8 | Особенности анализа эпизода драматического произведения. | 1 | Практикум | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). | Лекция, индивидуальные задания | Знать: содержание анализируемых эпизодов Уметь: анализировать эпи-зод с точки зрения его идейно-худо-жественного своеобразия | Свободная работа с текстом | Анализ эпизода | ||
9 | «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) | 1 | Урок развития речи | Подготовка к домашнему сочинению | Тестирование (мультимедийное), беседа по вопросам | Знать: особенно-сти сюжетов и про-блематики изучен-ных произведений. Уметь: подбирать материал к сочинению | Работа с тек-стами, дополни-тельной лите-ратурой. Само-стоятельный поиск информа-ции на задан-ную тему | Написать сочинение | ||
10 | И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. | 1 | Урок формирования ЗУН | Мораль басен. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. | Беседа, работа с книгой, выразительное чтение | Знать: основные факты жизни и творчества И.А. Крылова; содержа-ние басен. Уметь: определять мораль басен, использовать ее в определенных жизненных ситуациях. | Работа с историческими источниками и литературными текстами | Чит. стр.80-87 | ||
12 | К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева | 1 | Урок формирования ЗУН | Дума «Смерть Ерма-ка» и ее связь с рус-ской историей. Ермак Тимофеевич — глав-ный герой думы, один из предводите-лей казаков. Тема расширения русских земель. | Беседа, работа с книгой, выразительное чтение, аналитическая работа | Знать: основные факты жизни и творчества К.Ф. Рылеева; понятие думы. Уметь: анализировать поэтические произведения | Умение развернуто обосновывать суждения | Выраз.чт. думы | ||
13 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. А. С. Пушкин и история. | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ об А.С. Пушкине. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученно-го в 6—7 классах) | Лекция, демонстрация (мультимедийная презентация), работа с книгой, пересказ | Знать: основные факты жизни и творчества А.С.Пушкина, отношение поэта к исторической теме. | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 95-96, отв. на вопр. стр.96 | ||
14 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | 1 | Урок формирования ЗУН | История пугачевско-го восстания в худо-жественном произве-дении и историчес-ком труде писателя. Отношение к Пуга-чеву народа, дворян и автора. Бунт «бес-смысленный и бес-пощадный» (А. Пушкин). | демонстрация (мультимедийная презентация), сообщения учащихся. | Знать: историю пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Уметь: делать сообщение о пугачевском восстании | Владение монологической и диалогической речью | чит. стр. 97-105 | ||
15 | История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | Урок формирования ЗУН | Понятие о романе и реалистическом произведении. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Герои и их исторические прототипы. Жанро-вые особенности произведения | Рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа | Знать: историю создания произве-дения, его жанро-вые особенности. Уметь: восприни-мать и анализиро-вать текст | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 105-137, отв на вопр. к гл.1-4 стр.216 | ||
16 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич | 1 | Урок формирова-ния ЗУН | Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Швабрин — антиге-рой. Значение образа Савельича в романе. | Аналитическая беседа, обучение устному рассказу, чтение эпизодов | Знать: содержание изучаемого произ-ведения, этапы формирования ха-рактера героя. Уметь:рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева | Следование этическим нормам и правилам ведения диалога | Чит. стр. 137-160, отв на вопр. к гл. 5-7 стр.216 | ||
17 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. | 1 | Практикум | Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева Народное восстание в авторской оценке | Самостоятельная работа по вопро-сам, проведение исследования | Знать: историчес-кие сведения о Пу-гачевском восста-нии; содержание изучаемого произ-ведения, его проб-лематику. Уметь: характеризовать особенности сюже-та, композиции; выявлять авторскую оценку и свое отношение к прочитанному. | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | Чит. стр. 160-189 наиз. отр. стр.189 | ||
18 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина | 1 | Урок формирования ЗУН | Маша Миронова — нравственная красота героини. Душевное богатство, нравствен-ная чистота, народ-ная основа образа. Смысл названия повести. | Беседа, работа с учебником, пересказ | Знать: содержание изучаемых глав тек-ста; систему худо-жественных обра-зов. Уметь: вла-деть различными видами пересказа, выражать свое от-ношение к поступкам героев | Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал | Чит. стр. 189-212 отв на вопр. к гл. 12-14 стр.216 | ||
19 | Гуманизм и исто-ризм А. С. Пушкина в романе «Капи-танская дочка». Подготовка к сочи-нению по роману А. С. Пушкина «Капи-танская дочка» | 1 | Урок развития речи | Подготовка к сочине-нию по темам: «Ка-ким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитан-ской дочки», «Рыцар-ство Петра Гринева», «Нравственная красота Маши Мироновой» | Тестирование. Самостоятельное планирование и проведение исследования | Знать: содержание прочитанного про-изведения.Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подо-брать цитатный ма-териал | Поиск нужной информации по заданной теме, свободная рабо-та с текстом ху-дожественного произведения | Написать сочинение | ||
20 | А. С. П у ш к и н. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 1 | Семинар | «Туча»: разноплано-вость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** : обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября»: Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей | Работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам | Знать: основные темы и мотивы изучаемых стихотворений Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Владение монологической и диалогической речью | Наизусть стихот- ворение (на выбор) | ||
21 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. | 1 | Урок формирования ЗУН | Система образов пер-сонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпи-графов, символичес-ких и фантастических образов, эпилога | Рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа | Знать: содержание повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному про-изведению. Уметь: самостоятельно делать выводы | Владение монологической и диалогической речью | чит. стр. 228-229 | ||
22 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа: ответы на контрольные вопросы, тестирование | Знать: содержание изученных текстов, особенности сюжета изученных произведений | |||||
23 | Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | 1 | Семинар | Факты биографии М.Ю. Лермонтова. Отношение к исто-рическим темам и воплощение этих тем в его творчестве. (с обобщением изучен-ного в 6—7 классах) | Лекция, беседа, работа с учебником | Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова Уметь:определять род и жанр литера-турного произведе-ния, выражать свое отношение к прочи-танному, делать выводы | Владение монологической и диалогической речью | Прочитать поэму «Мцыри» | ||
24 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | Урок формирования ЗУН | «Мцыри» - поэма о вольнолюбивом юно-ше, вырванном из родной среды и вос-питанном в чуждом ему обществе. Сво-бодный, мятежный, сильный дух героя. Структурные особен-ности произведения. | Слово учителя, беседа по вопросам, пересказ | Знать:содержание поэмы Уметь: анализировать поэ-тический текст; ха-рактеризовать осо-бенности сюжета, композиции | Владение монологической и диалогической речью | Наизусть отрывок (по выбору уч-ся) | ||
25 | Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Поэма в оценке русской критики | 1 | Практикум | Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» | Чтение наизусть, беседа, анализ эпизода | Знать: содержание поэмы, наизусть отрывок из поэмы Уметь: делать вы-воды в результате анализа текста. фрагмента | Выразительное чтение наизусть, свободная работа с текстом | Стр.253- 259 | ||
26 | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | Урок развития речи | Темы: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"» | Написание сочинения | Знать: содержание прочитанного про-изведения. Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный ма-териал, редактиро-вать написанное. | Поиск нужной информации по заданной теме, свободная рабо-та с текстом ху-дожественного произведения | |||
27 | Написание сочинения по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | ||||||||
28 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | 1 | Семинар | Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах) | Рассказ учителя, беседа | Знать: основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя, отношение поэта к исторической теме. | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 265-297 | ||
29 | «Ревизор» Н. В. Гоголя как социальная комедия «со злостью и солью». | 1 | Урок формирования ЗУН | История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | Рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа, демонстрация (мультимедийная презентация) | Знать: особенно-сти драматического произведения; лите-ратурного жанра. Уметь: определять род и жанр литера-турного произведе-ния; выразительно читать фрагменты по ролям | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 297-337 | ||
30 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | 1 | Практикум | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | Пересказ, коммен-тированное чтение по ролям, словар-ная работа, демонстрация (фрагменты из спектакля) | Знать: содержание действий; позицию автора по отноше-нию к каждому из героев Уметь: уча-ствовать в диалоге по содержанию и сопоставлению ха-рактеров; аргумен-тированно отстаи-вать свою точку зрения. | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 337-352 | ||
31 | Особенности композиционной структуры комедии. | 1 | Практикум | Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | Пересказ, коммен-тированное чтение по ролям, словар-ная работа, демонстрация (фрагменты из спектакля) | Знать: содержание действий; позицию автора по отноше-нию к каждому из героев, особенности композиции. Уметь: аргументи-рованно отстаивать свою точку зрения. | Владение монологической и диалогической речью | Наизусть монолог одного из героев (на выбор) | ||
32 | Контрольное тестирование по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | Урок контроля | Систематизация и обобщение изученного материала в форме теста | Чтение монолога наизусть, тестирование | Знать: наизусть монолог одного из героев, содержание комедии, пути и приемы раскрытия образов комедии Уметь: правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа | Чит. «Ши-нель» | |||
33 | Н. В. Гоголь. «Ши-нель» Образ «ма-ленького человека» в литературе (с обоб-щением ранее изу-ченного). | 1 | Урок формирования ЗУН | Потеря Башмачки-ным лица. (одино-чество, косноязы-чие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга Роль фантастики в повествовании | Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация (фрагменты из фильма) | Знать:содержание повести, ее тему, идею. Уметь: по-нимать, в чем сос-тоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека» | Владение монологической и диалогической речью | Отв на вопр. стр. 391 | ||
34 | М. Е. Салтыков –Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок) | 1 | Урок формирования ЗУН | Художественно-по-литическая сатира на современные писате-лю порядки. Ирония писателя-граждани-на, бичующего осно-ванный на бесправии народа строй. Паро-дия на официальные исторические сочинения. | Рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом | Знать: понятие «сатира»; особен-ности художест-венного мира М.Е.Салтыкова-Щедрина Уметь: анализировать художественное произведение | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Вып. задание 6 стр.14 | ||
35 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок контроля | Систематизация и обобщение изученного материала | Самостоятельная работа: ответы на контрольные вопросы, тестирование | Знать: факты из би-ографии писателей, содержание и осо-бенности сюжета иизученных текстов | Чит. стр. 16-25 | |||
36 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | Урок формирования ЗУН | Защита обездоленных. Сатира на чиновни-чество Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | Рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом | Знать: особенно-сти художествен-ного мира Н.С.Лес-кова; содержание рассказа Уметь: анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора | Владение монологической и диалогической речью | Написать отзыв на рассказ «Старый гений» | ||
37 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателе. Идеал вза-имной любви и сог-ласия в обществе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | Лекция, беседа, работа с книгой, словарная работа | Знать: основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; со-держание рассказа Уметь: восприни-мать и анализиро-вать художествен-ный текст; форму-лировать тему, идею, проблемати-ку произведения | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Чит. стр. 27-40 | ||
38 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». | 1 | Практикум | Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | Пересказ текста, беседа по вопросам, оформление сопоставительной таблицы, анализ текста | Знать: содержание изучаемого произ-ведения; прием «контраста» Уметь: находить при анализе текста изобразительно-вы-разительные сред-ства, сопоставлять эпизоды рассказа | Владение монологической и диалогической речью | Подгот. к тестир. | ||
39 | Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Развитие речи | Подбор материала по темам: « Утро, изменившее жизнь», «Полковник на балу и после бала» | Тестирование, самостоятельное планирование и проведение исследования | Знать: содержание изучаемого произ-ведения Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный материал | Работа с текстами, дополнительной литературой. Самостоятель-ный поиск информации на заданную тему | Напи сать сочине ние | ||
40 | Поэзия родной природы в творчестве поэтов XIX века | 1 | практикум | Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения | Выразительное чтение, анализ поэтического текста | Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворения, видеть роль изобразитель-но-выразительных средств в раскры-тии идеи произведения | Работа с текстами | Чит. Чехов «О любви» | ||
41 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. | 1 | Урок формирования ЗУН | Особенности худо-жественного мира писателя. Идейное содержание рассказа Подтекст чеховской прозы. Психологизм рассказа | Лекция, беседа, демонстрация (мультимедийная презентация), работа с учебником | Знать: основные события жизни пи-сателя; особенно-сти художествен-ного мира писате-ля. Содержание рассказа. Уметь: анализировать художественное произведение | Владение монологической и диалогической речью | Чит. И.А.Бу нин «Кавказ» | ||
42 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. | Лекция, беседа, работа с текстом | Знать: основные факты жизни и творческого пути И.А.Бунина; содержание рассказа Уметь: анализировать художественный текст | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Чит. Куприн «Куст сирени» | ||
43 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | Урок формирования ЗУН | Понятие о сюжете и фабуле Утверждение согласия и взаимопо-нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. | Лекция, рассказ, беседа; работа с учебником | Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И.Куприна; со-держание рассказа Уметь: анализиро-вать художествен-ный текст | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Задание 2 стр.75 | ||
44 | «Что значит быть счастливым?». Под-готовка к сочинению | 1 | Урок развития речи Урок-диспут | Подготовка и написание сочинения по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Тол-стого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | Беседа, дискуссия самостоятельное планирование и проведение исследования | Знать: содержание изучаемых произ-ведения Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный материал, редакти-ровать написанное. | Участие в диспуте | |||
45 | Написание сочинения | 1 | сочинение | рассуждения на нравственно-этические темы | ||||||
46 | А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о поэте. «Россия», «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворениях, сов-ременное звучание и смысл стихотворения «Россия» | Рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником | Знать: основные факты жизни и творчества поэта Уметь: формули-ровать тему, идею, проблематику про-изведения, вырази-тельно читать | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Наизусть стихот Ворение «Россия» | ||
47 | С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на историческую тему. | 1 | Урок формирования ЗУН | Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. | Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ художественного текста | Знать: основные факты жизни и творчества поэта Уметь: формули-ровать тему, идею, проблематику про-изведения, вырази-тельно читать | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Вырази тельное чтение поэмы | ||
48 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок-конференция. | Различие и сходство между героем Есенина и Пугачевым в текстах преданий и в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Беседа, сравнитель ный анализ, доклады | Знать: историчес-кие сведения о Пу-гачевском восста-нии; содержание изученных произ-ведений, их проб-лематику. Уметь: готовить устное сообщение, анали-зировать художест-венный текст | Владение монологической и диалогической речью | Написать сочинение | ||
49 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателе. Сопостав-ление художествен-ного произведения с документально-био-графическими (мему-ары, воспоминания, дневники). | Рассказ учителя, беседа, пересказ, работа с учебником | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: формулировать тему, идею, пробле-матику произведе-ния, выразительно читать | Владение монологической и диалогической речью | Чит.стр. 98-107 | ||
50 | М. А. Осогин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателе.Сочетание фантастики и реаль-ности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психоло-гическое содержание. | Рассказ учителя, беседа, пересказ, работа с учебником | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: формулировать тему, идею, пробле-матику произведе-ния, | Владение монологической и диалогической речью | Чит. 109-113 | ||
51 | Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). | 1 | Урок формирования ЗУН | Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности | Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, выразительное чтение, анализ художественного текста | Знать: приемы и способы создания сатирического по-вествования Уметь: опреде-лять сатирическую направленность, выразительно чи-тать | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Написать отзыв на один из рассказов | ||
52 | Писатели-сатирики: Тэффи, М. М. Зощенко. | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателях. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни» приемы и способы создания сатирического по-вествования | Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, выразительное чтение, анализ художественного текста | Знать: приемы и способы создания сатирического по-вествования Уметь: опреде-лять сатирическую направленность, выразительно чи-тать | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Зад.4,5 стр. 135 (на выбор) | ||
53 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателе. Жанровое новаторство поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | Лекция, беседа, работа с книгой | Знать: факты биог-рафии поэта, исто-рию «Книги для бойца» Уметь: оп-ределять род и жанр литературного произведения, фор-мулировать тему, идею, проблематику | Владение монологической и диалогической речью | Наиз. отрывок из поэмы | ||
54 | Василий Теркин — защитник родной страны. | 1 | Урок формирования ЗУН | Новаторский харак-тер образа Василия Теркина- сочетание черт крестьянина и убеждений гражда-нина, защитника род-ной страны.. Правда о войне в поэме | Выразительное чтение наизусть, беседа, работа с книгой | Знать: содержание изучаемых глав Уметь: давать характеристику герою, выражать свое отношение к прочитанному. | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 146-161 | ||
55 | Мастерство А. Т. Твардовского в поэме | 1 | Практикум | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. | пересказ, работа с учебником, анализ художественного текста | Знать: содержание изучаемых глав, об-разную природу словесного искус-ства Уметь: харак-теризовать особен-ности сюжета, ком-позиции, роль изоб-разительно-вырази-тельных средств | Свободная работа с текстом ху-дожественного произведения | Чит. стр. 165-188 | ||
56 | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 1 | Урок внеклассного чтения | Краткий рассказ о писателе. Утвержде-ние доброты, состра-дания, гуманизма в душах солдат, верну-вшихся с войны. Изо-бражение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. | Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, пересказ | Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание изу-ченного произведе-ния Уметь: анали-зировать текст, давать характеристику героям | Владение монологической и диалогической речью | Наиз. стихотв. о ВОВ | ||
57 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | Урок-концерт. | Боевые подвиги и во-енные будни в твор-честве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А.Фатьянова | Выразительное чтение наизусть | Знать: поэтов вое-нного времени, сти-хи наизустьУметь: выразительно чи-тать произведения наизусть, соблю-дать нормы литературного произношения | Выразительное чтение наизусть | Чит. стр. 203-219 | ||
58 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Урок формирования ЗУН | Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объеди-няющая жителей деревни. | Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, пересказ | Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание изу-ченного произведе-ния Уметь: вос-принимать и анали-зировать художест-венное произведение | Владение монологической и диалогической речью | Подг. к сочине нию | ||
59 | Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в литературе XX века» | 1 | Урок Р.р. | Подготовка и написание сочинения | самостоятельное планирование и проведение исследования | Знать: содержание изучаемых произ-ведения Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный материал, редакти-ровать написанное. | Работа с текстами, дополнительной литературой. Самостоятель-ный поиск информации на заданную тему | |||
60 | Написание сочи-нения «Великая Отечественная война в литературе XX века» | 1 | сочинение | |||||||
61 | Русские поэты о Родине, родной природе. | 1 | Практикум | Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | Аналитическая беседа, работа с текстами | Знать: особенно-сти мировосприя-тия поэтов. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о вза-имоотношениях че-ловека и природы. | Свободная работа с текстом | Стихотво рение наизусть (на выбор) | ||
62 | Поэты Русского зарубежья об оставленной, ими Родине. | 1 | Урок формирования ЗУН | Гражданская поэзия поэтов Русского За-рубежья. Мотивы воспоминаний, грус-ти, надежды Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. | Выразительное чтение наизусть, рассказ учителя, работа с текстами | Знать: особенно-сти мировосприя-тия поэтов. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст | Выразительное чтение наизусть | Стихотво рение наизусть (на выбор) | ||
63 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. | 1 | Урок формирования ЗУН | Краткий рассказ о писателе. Трагедия как жанр драмы. Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. | Лекция учителя, беседа, работа с учебником, выразительное чтение по ролям | Знать: основные факты жизни и творчества драма-турга, особенности драматического произведения; литературного жанра. Уметь: определять род и жанр литера-турного произведе-ния; выразительно читать фрагменты по ролям | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 235-250 | ||
64 | «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | 1 | Урок формирования ЗУН | Конфликт как основа сюжета драматического произведения | Пересказ, демонстрация (фрагменты кинофильма) | Знать: содержание предложенных от-рывков, особенно-сти драматического произведения; ли-тературного жанра. Уметь: анализиро-вать художествен-ное произведение | Владение монологической и диалогической речью | Чит. «Ромео и Джулье-тта» | ||
65 | Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии | 1 | Практикум | В строгой форме со-нетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Сю-жеты Шекспира — «богатейшая сокро-вищница лирической поэзии» Воспевание поэтом любви и дружбы. | Лекция учителя, демонстрация (мультимедийная презентация), выразительное чтение | Знать: о сонете как жанре лирики Уметь: анали-зировать художе-ственное произведение, выразительно читать | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр.256-270 | ||
66 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) | 1 | Урок формирования ЗУН | XVII век — эпоха расцвета классициз-ма в искусстве Фран-ции. Мольер — вели-кий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво-рянстве» — сатира на дворянство и не-вежественных буржуа. | Лекция учителя, демонстрация (мультимедийная презентация), пересказ, чтение по ролям | Знать: основные факты жизни и творчества драма-турга, основные черты классицизма Уметь: определять род и жанр литера-турного произведе-ния; выразительно читать фрагменты по ролям | Владение монологической и диалогической речью | Чит. 271-289 | ||
67 | Черты классицизма в комедии Мольера. | 1 | Урок формирования ЗУН | Особенности класси-цизма в комедии. Ко-медийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Моль-ера. Общечеловечес-кий смысл комедии. | пересказ, беседа, чтение по ролям | Знать: содержание комедии, особен-ности классицизма Уметь: анализиро-вать художествен-ное произведение, выразительно чи-тать фрагменты по ролям | Владение монологической и диалогической речью | Написать отзыв | ||
68 | Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | Урок внеклассного чтения | Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. | Рассказ учителя, беседа, комментиро- ванное чтение | Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание предложенного от-рывка Уметь: фор-мулировать свою позицию относи-тельно прочитанного | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 307-326 | ||
69 | В. Скотт Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман | 1 | Урок внеклассного чтения | Краткий рассказ о писателе. Средневе-ковая Англия в ро-мане. История, изо-браженная «домаш-ним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | Рассказ учителя, беседа, комментиро- ванное чтение | Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание предложенного отрывка Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного | Владение монологической и диалогической речью | Чит. стр. 330-371 | ||
70 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | 1 | Урок-зачет | Тестирование, итоги года и задание на лето | Тестирование, беседа | Знать: содержа ние изученных в 8 классе произведений | Владение монологической и диалогической речью | задание на лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...