КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (8 кл.)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

 

Составлено в соответствии с программой по литературе для общеобразовательных учреждений под ред. А.Г.Кутузова. Использовалось развернутое тематическое планирование Л.П.Макаровой и др., выпущенное издательством "Учитель" г. Волгоград

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_kl.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                             Приложение 4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

на 2012-2013 учебный год

8 КЛАСС

Количество часов в неделю: 2

Годовое количество часов: 70

Реквизиты программы: В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразовательных учреждений/ А.Г.Кутузов, А.К.Киселев,  Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2006

УМК учащихся: В мире литературы. 8 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2009

                               Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение,  2011

УМК учителя: В мире литературы. 8 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2009

                            Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс / Золотарева И.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2008

                             Поурочные разработки по зарубежной литературе 5-9 классы. / Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2004.

Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы./ Н.П.Архипова и др. – М.: Глобус, 2009

Формы контроля:

домащнее сочинение – 4;

классное сочинение – 3;

контрольная работа (тестирование) – 4

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Основные виды

деятельности

учителя и

учащихся

Требования  к уровню

подготовки

Элементы

дополни

тельного

содержания

Домащ-

нее

задание

Дата

проведения

план

факт

1

Введение. Русская

литература

и история. Историзм творчества классиков

 русской литературы.

1

Урок овладения новыми знаниями

Литература и исто-рия. Интерес русских писателей к истори-ческому прошлому своего народа. Исто-ризм творчества классиков русской литературы.

Рассказ учителя, беседа, работа с книгой: составление плана статьи учебника

Знать: образную природу словесно-го искусства.

 Уметь: составлять тезисы и план про-читанного; владеть различными видами пересказа.

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 3-5

2

В мире русской

народной песни.

Частушка как малый песенный жанр.

1

Урок формирования ЗУН

Жанровые особенно-сти лирической пес-ни. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни. Исторические песни.  Частушка. Ее тематика и поэтика.

Рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, демонстрация (мультимедийная презентация),

Знать: жанровые особенности и кла-ссификацию лири-ческой песни; осо-бенности художест-венной формы фо-льклорных произ-ведений Уметь: воспринимать и анализировать ли-рические песни; со-относить содержа-ние исторической песни и историчес-кого события

Работа с историческими источниками и фольклорными

текстами        

Наизусть

истори-

ческая

песня

(на

выбор)

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Урок формирования ЗУН

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, анализ текстов

Знать: жанровые особенности преда-ния; содержание преданий о Пугачеве. Уметь: воспринимать и анализировать текст преданий

Владение моно-логической и диалогической речью, работа с историческими источниками и литературными текстами        

Чит. стр. 13-16

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы

1

Урок формирования ЗУН

Из «Жития Алексан-дра Невского». Защи-та русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под-виги Александра Невского и его ду-ховный подвиг само-пожертвования. Ху-дожественные осо-бенности воинской повести и жития.

Рассказ учителя, беседа, элементы анализа текста, словарная работа

Знать: содержание «Повести…», причины возникновения патриотической темы в древнерусской ли-тературе. Уметь: определять жанры

Владение монологической и диалогической речью, работа с историческими источниками и литературными текстами

Чит. стр. 18-30

5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Урок внеклассного чтения

Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

демонстрация (мультимедийная презентация), пересказ эпизодов текста

Знать: особенно-сти поэтики быто-вой сатирической повести  Уметь: раскрывать темати-ку и идейное содер-жание произведе-ния   через своеобр-азие сюжета и композиции

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. стр.37-58

6

Д. И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1

Урок формирования ЗУН

Основные этапы жиз-ни Фонвизина Сюжет и конфликт комедии. Разрешение пробле-мы :“Каким должен быть истинный дво-рянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

Лекция, демонстрация (мультимедийная презентация), работа с книгой, анализ комедии, индивидуальные задания

Знать: о жизни и деятельности Д.И. Фонвизина, содер-жание пьесы. Уметь: анализиро-вать образы коме-дии, определять те-матику и проблема-тику произведения

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 58-67

7

 «Недоросль» - как комедия классицизма

1

Урок формирования ЗУН

Классицизм как нап-равление литерату-ры. Речевые характе-ристики главных ге-роев как средство создания комического.

Лекция, демонстрация (мультимедийная презентация), анализ комедии

Знать: черты классицизма, содержание пьесы.Уметь: анализировать

образы комедии

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 67-77

8

 Особенности анализа эпизода драматического произведения.

1

Практикум

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Лекция, индивидуальные задания

Знать: содержание анализируемых эпизодов  Уметь: анализировать эпи-зод с точки зрения его идейно-худо-жественного своеобразия

Свободная работа с текстом

Анализ эпизода

9

 «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

1

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению

Тестирование (мультимедийное), беседа по вопросам

Знать: особенно-сти сюжетов и про-блематики изучен-ных произведений. Уметь: подбирать материал к сочинению

Работа с тек-стами, дополни-тельной лите-ратурой. Само-стоятельный поиск информа-ции на задан-ную тему

Написать сочинение

10

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

1

Урок формирования ЗУН

Мораль басен. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года.

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества И.А. Крылова; содержа-ние басен. Уметь: определять мораль басен, использовать ее в определенных жизненных ситуациях.

Работа с историческими источниками и литературными текстами

Чит. стр.80-87

12

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева

1

Урок формирования ЗУН

Дума «Смерть Ерма-ка» и ее связь с рус-ской историей. Ермак Тимофеевич — глав-ный герой думы, один из предводите-лей казаков. Тема расширения русских земель.

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение, аналитическая работа

Знать: основные факты жизни и творчества  К.Ф. Рылеева; понятие думы. Уметь: анализировать поэтические произведения

Умение развернуто обосновывать суждения

Выраз.чт. думы

13

А. С. Пушкин.

 Слово о поэте. А. С. Пушкин и история.

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ об А.С. Пушкине. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученно-го в 6—7 классах)

Лекция, демонстрация (мультимедийная презентация), работа с книгой, пересказ

Знать: основные факты жизни и творчества  А.С.Пушкина, отношение поэта к исторической теме.

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 95-96,

отв. на вопр.

стр.96

14

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

1

Урок формирования ЗУН

История пугачевско-го восстания в худо-жественном произве-дении и историчес-ком труде писателя. Отношение к Пуга-чеву народа, дворян и автора. Бунт «бес-смысленный и бес-пощадный» (А. Пушкин).

 демонстрация (мультимедийная презентация),  сообщения учащихся.

Знать: историю пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Уметь: делать сообщение о пугачевском восстании

Владение монологической и диалогической речью

чит. стр. 97-105

15

 История создания произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

Урок формирования ЗУН

Понятие о романе и реалистическом произведении. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Герои и их исторические прототипы. Жанро-вые особенности произведения

Рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа

Знать: историю создания произве-дения, его жанро-вые особенности.

Уметь: восприни-мать и анализиро-вать текст

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр.

105-137, отв на вопр.  к гл.1-4

стр.216

16

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

Урок формирова-ния ЗУН

Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Швабрин — антиге-рой. Значение образа Савельича в романе.

Аналитическая беседа, обучение устному рассказу, чтение эпизодов

Знать: содержание изучаемого произ-ведения, этапы формирования ха-рактера героя. Уметь:рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринева

Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Чит. стр.

137-160, отв на вопр.  к гл. 5-7 стр.216

17

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Практикум

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева Народное восстание в авторской оценке

Самостоятельная работа по вопро-сам, проведение исследования

Знать: историчес-кие сведения о Пу-гачевском восста-нии; содержание изучаемого произ-ведения, его проб-лематику. Уметь: характеризовать особенности сюже-та, композиции; выявлять авторскую оценку и свое отношение к прочитанному.

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Чит. стр.

160-189

наиз. отр. стр.189

18

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина

1

Урок формирования ЗУН

Маша Миронова — нравственная красота героини. Душевное богатство, нравствен-ная чистота, народ-ная основа образа. Смысл названия повести.

Беседа, работа с учебником, пересказ

Знать: содержание изучаемых глав тек-ста; систему худо-жественных обра-зов. Уметь: вла-деть различными видами пересказа, выражать свое от-ношение к поступкам героев

Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал

Чит. стр.

189-212

отв на вопр.  к гл. 12-14 стр.216

19

Гуманизм и исто-ризм А. С. Пушкина в романе «Капи-танская дочка». Подготовка к сочи-нению по роману А. С. Пушкина «Капи-танская дочка»

1

Урок развития речи

Подготовка к сочине-нию по темам: «Ка-ким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитан-ской дочки», «Рыцар-ство Петра Гринева», «Нравственная красота Маши Мироновой»

Тестирование. Самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать: содержание прочитанного про-изведения.Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подо-брать цитатный ма-териал

Поиск нужной информации по заданной теме, свободная рабо-та с текстом ху-дожественного

произведения

Написать сочинение

20

А. С. П у ш к и н. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.  

1

Семинар

«Туча»: разноплано-вость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** : обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября»: Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей

Работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам

Знать: основные темы и мотивы изучаемых стихотворений Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.  

Владение монологической и диалогической речью

Наизусть стихот-

ворение (на выбор)

21

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы.

1

Урок формирования ЗУН

Система образов пер-сонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпи-графов, символичес-ких и фантастических образов, эпилога

Рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа

Знать: содержание повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному про-изведению. Уметь: самостоятельно делать выводы

Владение монологической и диалогической речью

чит. стр. 228-229

22

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

1

Урок контроля

Самостоятельная работа: ответы на контрольные вопросы, тестирование

Знать: содержание изученных текстов, особенности сюжета изученных произведений

23

Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

1

Семинар        

Факты биографии М.Ю. Лермонтова. Отношение к исто-рическим темам и воплощение этих тем в его творчестве. (с обобщением изучен-ного в 6—7 классах)

Лекция, беседа, работа с учебником

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю. Лермонтова

Уметь:определять род и жанр литера-турного произведе-ния, выражать свое отношение к прочи-танному, делать выводы

Владение монологической и диалогической речью

Прочитать поэму «Мцыри»

24

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

1

Урок формирования ЗУН

 «Мцыри» - поэма о вольнолюбивом юно-ше, вырванном из родной среды и вос-питанном в чуждом ему обществе. Сво-бодный, мятежный, сильный дух героя. Структурные особен-ности произведения.

Слово учителя, беседа по вопросам, пересказ

Знать:содержание поэмы Уметь: анализировать поэ-тический текст; ха-рактеризовать осо-бенности сюжета, композиции

Владение монологической и диалогической речью

Наизусть отрывок (по выбору уч-ся)

25

Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Поэма в оценке русской критики

1

Практикум

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри»

Чтение наизусть, беседа, анализ эпизода

Знать: содержание поэмы, наизусть отрывок из поэмы Уметь: делать вы-воды в результате анализа текста. фрагмента

Выразительное чтение наизусть, свободная работа с текстом

Стр.253- 259

26

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

Урок развития речи

Темы: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».  «Мцыри как романтический герой».  «Природа и человек в поэме „Мцыри"»

Написание сочинения

Знать: содержание прочитанного про-изведения. Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный ма-териал, редактиро-вать написанное.

Поиск нужной информации по заданной теме, свободная рабо-та с текстом ху-дожественного

произведения

27

Написание сочинения по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

28

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

1

Семинар        

Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах)

Рассказ учителя, беседа

Знать: основные факты жизни и творчества  Н.В.Гоголя, отношение поэта к исторической теме.

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 265-297

29

 «Ревизор» Н. В. Гоголя как социальная комедия «со злостью и солью».

1

Урок формирования ЗУН

История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Рассказ учителя, комментированное чтение, словарная работа, демонстрация (мультимедийная презентация)

Знать: особенно-сти драматического произведения; лите-ратурного жанра. Уметь: определять род и жанр литера-турного произведе-ния; выразительно читать фрагменты по ролям

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 297-337

30

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

1

Практикум        

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Пересказ, коммен-тированное чтение по ролям, словар-ная работа,  демонстрация (фрагменты из спектакля)

Знать: содержание действий; позицию автора по отноше-нию к каждому из героев Уметь: уча-ствовать в диалоге по содержанию и сопоставлению ха-рактеров; аргумен-тированно отстаи-вать свою точку зрения.

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 337-352

31

Особенности композиционной структуры комедии.

1

Практикум        

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Пересказ, коммен-тированное чтение по ролям, словар-ная работа, демонстрация (фрагменты из спектакля)

Знать: содержание действий; позицию автора по отноше-нию к каждому из героев, особенности композиции.    Уметь: аргументи-рованно отстаивать свою точку зрения.

Владение монологической и диалогической речью

Наизусть монолог одного из героев (на выбор)

32

Контрольное тестирование по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Урок контроля

Систематизация и обобщение изученного материала в форме теста

Чтение монолога наизусть, тестирование

Знать: наизусть монолог одного из героев, содержание комедии, пути и приемы раскрытия образов комедии Уметь: правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа

Чит. «Ши-нель»

33

Н. В. Гоголь. «Ши-нель» Образ «ма-ленького человека» в литературе (с обоб-щением ранее изу-ченного).

1

Урок формирования ЗУН

Потеря Башмачки-ным лица. (одино-чество, косноязы-чие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга Роль фантастики в повествовании

Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация (фрагменты из фильма)

Знать:содержание повести, ее тему, идею. Уметь: по-нимать, в чем сос-тоит новаторство  Гоголя в развитии темы «маленького человека»

Владение монологической и диалогической речью

Отв на вопр. стр. 391

34

М. Е. Салтыков –Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)

1

Урок формирования ЗУН

Художественно-по-литическая сатира на современные писате-лю порядки. Ирония писателя-граждани-на, бичующего осно-ванный на бесправии народа строй. Паро-дия на официальные исторические сочинения.

Рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом

Знать: понятие «сатира»; особен-ности художест-венного мира М.Е.Салтыкова-Щедрина Уметь: анализировать художественное произведение

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Вып. задание 6 стр.14

35

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

Урок контроля

Систематизация и обобщение изученного материала

Самостоятельная работа: ответы на контрольные вопросы, тестирование

Знать: факты из би-ографии писателей, содержание и осо-бенности сюжета иизученных текстов

Чит. стр. 16-25

36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Урок формирования ЗУН

Защита обездоленных. Сатира на чиновни-чество Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом

Знать: особенно-сти художествен-ного мира Н.С.Лес-кова; содержание рассказа Уметь: анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора

Владение монологической и диалогической речью

Написать отзыв на рассказ «Старый гений»

37

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателе. Идеал вза-имной любви и сог-ласия в обществе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

Лекция, беседа, работа с книгой, словарная работа

Знать: основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; со-держание рассказа Уметь: восприни-мать и анализиро-вать художествен-ный текст; форму-лировать тему, идею, проблемати-ку произведения

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Чит. стр. 27-40

38

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала».

1

Практикум

Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Пересказ текста, беседа по вопросам, оформление сопоставительной таблицы, анализ текста

Знать: содержание изучаемого произ-ведения; прием «контраста»

Уметь: находить при анализе текста изобразительно-вы-разительные сред-ства, сопоставлять эпизоды рассказа

Владение монологической и диалогической речью

Подгот. к тестир.

39

Подготовка к домашнему сочинению

1

Развитие речи        

Подбор материала по темам: « Утро, изменившее жизнь», «Полковник на балу и после бала»

Тестирование, самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать: содержание изучаемого произ-ведения Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный материал

Работа с текстами, дополнительной литературой. Самостоятель-ный поиск информации на заданную тему

Напи

сать сочине

ние

40

Поэзия родной природы в творчестве поэтов XIX века

1

практикум        

Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворения, видеть роль изобразитель-но-выразительных средств в раскры-тии идеи произведения

Работа с текстами

Чит. Чехов «О любви»

41

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

1

Урок формирования ЗУН

Особенности худо-жественного мира писателя. Идейное содержание рассказа Подтекст чеховской прозы. Психологизм рассказа

Лекция, беседа, демонстрация (мультимедийная презентация), работа с учебником

Знать: основные события жизни пи-сателя; особенно-сти художествен-ного мира писате-ля. Содержание рассказа. Уметь: анализировать художественное произведение

Владение монологической и диалогической речью

Чит. И.А.Бу

нин «Кавказ»

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Лекция, беседа, работа с текстом

Знать: основные факты жизни и творческого пути И.А.Бунина; содержание рассказа Уметь: анализировать художественный текст

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Чит. Куприн «Куст сирени»

43

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1

Урок формирования ЗУН

Понятие о сюжете и фабуле Утверждение согласия и взаимопо-нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Лекция, рассказ, беседа; работа с учебником

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.И.Куприна; со-держание рассказа Уметь: анализиро-вать художествен-ный текст

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Задание 2 стр.75

44

«Что значит быть счастливым?». Под-готовка к сочинению

1

Урок развития речи Урок-диспут

Подготовка и написание

сочинения  по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Тол-стого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

Беседа, дискуссия самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать: содержание изучаемых произ-ведения Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный материал, редакти-ровать написанное.

Участие в диспуте

45

Написание сочинения

1

сочинение

рассуждения на нравственно-этические темы

46

А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о поэте. «Россия», «На поле Куликовом». Историческая тема в стихотворениях, сов-ременное звучание и смысл стихотворения «Россия»

Рассказ учителя, выразительное чтение, работа с учебником

Знать: основные факты жизни и творчества поэта Уметь: формули-ровать тему, идею, проблематику про-изведения, вырази-тельно читать

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Наизусть стихот

Ворение «Россия»

47

С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» — поэма на историческую тему.

1

Урок формирования ЗУН

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ художественного текста

Знать: основные факты жизни и творчества поэта Уметь: формули-ровать тему, идею, проблематику про-изведения, вырази-тельно читать

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Вырази

тельное чтение поэмы

48

Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок-конференция.

Различие и сходство между героем Есенина и Пугачевым в текстах преданий и в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Беседа, сравнитель

ный анализ, доклады

Знать: историчес-кие сведения о Пу-гачевском восста-нии; содержание изученных произ-ведений, их проб-лематику. Уметь:

готовить устное сообщение, анали-зировать художест-венный текст

Владение монологической и диалогической речью

Написать сочинение

49

И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателе. Сопостав-ление художествен-ного произведения с документально-био-графическими (мему-ары, воспоминания, дневники).

Рассказ учителя, беседа, пересказ, работа с учебником

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: формулировать тему, идею, пробле-матику произведе-ния, выразительно читать

Владение монологической и диалогической речью

Чит.стр. 98-107

50

М. А. Осогин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателе.Сочетание фантастики и реаль-ности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психоло-гическое содержание.

Рассказ учителя, беседа, пересказ, работа с учебником

Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: формулировать тему, идею, пробле-матику произведе-ния,

Владение монологической и диалогической речью

Чит. 109-113

51

Журнал «Сатирикон» «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки).

1

Урок формирования ЗУН

Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности

Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, выразительное чтение, анализ художественного текста

Знать: приемы и способы создания сатирического по-вествования Уметь: опреде-лять сатирическую направленность, выразительно чи-тать

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Написать отзыв на один из рассказов

52

Писатели-сатирики: Тэффи, М. М. Зощенко.

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателях. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни» приемы и способы создания сатирического по-вествования

Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, выразительное чтение, анализ художественного текста

Знать: приемы и способы создания сатирического по-вествования Уметь: опреде-лять сатирическую направленность, выразительно чи-тать

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Зад.4,5 стр. 135 (на выбор)

53

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателе. Жанровое новаторство поэмы. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

Лекция, беседа, работа с книгой

Знать: факты биог-рафии поэта, исто-рию «Книги для бойца» Уметь: оп-ределять род и жанр литературного произведения, фор-мулировать тему, идею, проблематику

Владение монологической и диалогической речью

Наиз. отрывок из поэмы

54

Василий Теркин — защитник родной страны.

1

Урок формирования ЗУН

Новаторский харак-тер образа Василия Теркина- сочетание черт крестьянина и убеждений гражда-нина, защитника род-ной страны.. Правда о войне в поэме

Выразительное чтение наизусть, беседа, работа с книгой

Знать: содержание изучаемых глав Уметь: давать характеристику герою, выражать свое отношение к прочитанному.

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 146-161

55

Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

1

Практикум        

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

пересказ, работа с учебником, анализ художественного текста

Знать: содержание изучаемых глав, об-разную природу словесного искус-ства Уметь: харак-теризовать особен-ности сюжета, ком-позиции, роль изоб-разительно-вырази-тельных средств

Свободная работа с текстом ху-дожественного

произведения

Чит. стр. 165-188

56

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1

        Урок  внеклассного чтения        

Краткий рассказ о писателе. Утвержде-ние доброты, состра-дания, гуманизма в душах солдат, верну-вшихся с войны. Изо-бражение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, пересказ

Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание изу-ченного произведе-ния  Уметь: анали-зировать текст, давать характеристику героям

Владение монологической и диалогической речью

Наиз. стихотв. о ВОВ

57

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Урок-концерт.

Боевые подвиги и во-енные будни в твор-честве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А.Фатьянова

Выразительное чтение наизусть

Знать: поэтов вое-нного времени, сти-хи наизустьУметь: выразительно чи-тать произведения наизусть, соблю-дать нормы литературного произношения

Выразительное чтение наизусть

Чит. стр. 203-219

58

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Урок формирования ЗУН

Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объеди-няющая жителей деревни.

Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, пересказ

Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание изу-ченного произведе-ния  Уметь: вос-принимать и анали-зировать художест-венное произведение

Владение монологической и диалогической речью

Подг. к сочине

нию

59

Подготовка к сочинению «Великая Отечественная война в литературе XX века»

1

Урок Р.р.

Подготовка и написание

сочинения

самостоятельное планирование и проведение исследования

Знать: содержание изучаемых произ-ведения Уметь: выбрать жанр сочи-нения, составить план, сформулиро-вать идею, подоб-рать цитатный материал, редакти-ровать написанное.

Работа с текстами, дополнительной литературой. Самостоятель-ный поиск информации на заданную тему

60

Написание сочи-нения «Великая Отечественная война в литературе XX века»

1

сочинение

61

Русские поэты о Родине, родной природе.

1

Практикум

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Аналитическая беседа, работа с текстами

Знать: особенно-сти мировосприя-тия поэтов. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст,  выявлять авторские размышления о вза-имоотношениях че-ловека и природы.

Свободная работа с текстом

Стихотво

рение наизусть (на выбор)

62

Поэты Русского зарубежья об оставленной, ими Родине.

1

Урок формирования ЗУН

Гражданская поэзия поэтов Русского За-рубежья. Мотивы воспоминаний, грус-ти, надежды Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Выразительное чтение наизусть, рассказ учителя, работа с текстами

Знать: особенно-сти мировосприя-тия поэтов. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение наизусть

Стихотво

рение наизусть (на выбор)

63

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви.

1

Урок формирования ЗУН

Краткий рассказ о писателе. Трагедия как жанр драмы.

Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности.

Лекция учителя, беседа, работа с учебником, выразительное чтение по ролям

Знать: основные факты жизни и творчества драма-турга, особенности драматического произведения; литературного жанра. Уметь: определять род и жанр литера-турного произведе-ния; выразительно читать фрагменты по ролям

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 235-250

64

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

1

Урок формирования ЗУН        

Конфликт как основа сюжета драматического произведения

Пересказ, демонстрация (фрагменты кинофильма)

Знать: содержание предложенных от-рывков, особенно-сти драматического произведения; ли-тературного жанра. Уметь: анализиро-вать художествен-ное произведение

Владение монологической и диалогической речью

Чит. «Ромео и Джулье-тта»

65

Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии  

1

Практикум        

В строгой форме со-нетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Сю-жеты Шекспира — «богатейшая сокро-вищница лирической поэзии» Воспевание поэтом любви и дружбы.

Лекция учителя, демонстрация (мультимедийная презентация), выразительное чтение

Знать: о сонете как жанре лирики Уметь: анали-зировать художе-ственное произведение, выразительно читать

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр.256-270

66

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены)

1

Урок формирования ЗУН

XVII век — эпоха расцвета классициз-ма в искусстве Фран-ции. Мольер — вели-кий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дво-рянстве» — сатира на дворянство и не-вежественных буржуа.

Лекция учителя, демонстрация (мультимедийная презентация), пересказ, чтение по ролям

Знать: основные факты жизни и творчества драма-турга, основные черты классицизма Уметь: определять род и жанр литера-турного произведе-ния; выразительно читать фрагменты по ролям

Владение монологической и диалогической речью

Чит. 271-289

67

Черты классицизма в комедии Мольера.

1

Урок формирования ЗУН

Особенности класси-цизма в комедии. Ко-медийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Моль-ера. Общечеловечес-кий смысл комедии.

пересказ, беседа, чтение по ролям

Знать: содержание комедии, особен-ности классицизма Уметь: анализиро-вать художествен-ное произведение, выразительно чи-тать фрагменты по ролям

Владение монологической и диалогической речью

Написать отзыв

68

Дж. Свифт Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

Урок  внеклассного чтения

Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Рассказ учителя, беседа, комментиро-

ванное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание предложенного от-рывка Уметь: фор-мулировать свою позицию относи-тельно прочитанного

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 307-326

69

В. Скотт Слово о писателе «Айвенго» как исторический роман

1

Урок  внеклассного чтения        

Краткий рассказ о писателе. Средневе-ковая Англия в ро-мане. История, изо-браженная «домаш-ним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Рассказ учителя, беседа, комментиро-

ванное чтение

Знать: основные факты жизни и творчества писате-ля, содержание предложенного отрывка Уметь: формулировать свою позицию относительно прочитанного

Владение монологической и диалогической речью

Чит. стр. 330-371

70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1

Урок-зачет

Тестирование, итоги года и задание на лето

Тестирование, беседа

Знать: содержа

ние изученных в 8 классе произведений

Владение монологической и диалогической речью

задание на лето

                        

                

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...