Урок-праздник "Наш Пушкин"
статья по литературе (8 класс) по теме

 

Урок-праздник

 "Наш Пушкин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nach_puchkin.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-праздник

 "Наш Пушкин"

Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского гения, через другие виды искусств вызывать стремление к познанию истоков русской литературы, русской культуры, её значимости в жизни человека и актуальности. Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок, урок-праздник, посвященный юбилею русского поэта. Такие торжества сейчас проходят там, где любят и ценят литературное наследие А.С. Пушкина.

В 1837 году "замолкли звуки чудных песен", злодейская пуля оборвала жизнь русского гения.  Огромное количество выражающих скорбь статей, стихов написано по поводу этого трагического события представителями русской культуры, ценителями таланта поэта.

Вот одно из таких стихотворений.  Написано оно Надеждой Сергеевной Тепловой.

Стихотворение Тепловой "На смерть А.С. Пушкина" читает ученица.

Смиритеся, отважные мечтанья,

                                   Здесь ничему свершиться не дано!

Великому - предначертанье!

Прекрасному - мгновение одно!

                                   Ещё твоих мы ждали песнопений, -

Все кончено! Твой грозный час пробил,

Наш вековой поэт и гений,

                                   Исполненный могущественных сил!

Так и тебя судьба не пощадила!

Задумчиво над урною твоей

Главу Поэзия склонила.

Кто заменит утраченное ей?

Как важны были начинанья!

Увы, сколь кратко бытие!

Но имя славное твоё

Веков грядущих достоянье!

           1837 г.

Учитель. Но лира Пушкина, вопреки злодейству, не умолкает, и живёт вот уже более 200 лет, и будет жить вечно. Сам Пушкин говорил, что он завещает свою лиру поэту. Его душа в поэтической "оболочке" ("лире"), подобно факелу Прометея, будет передаваться по эстафете из рода в род, от одного поэта к другому, поскольку именно поэты призваны донести благую весть о Пушкине будущим поколениям, благодаря чему "слух" о нём распространится (пройдёт) по всей Руси великой. И прав был Н.В.Гоголь, писавший, что Пушкин был для всех поэтов, ему современных, точно "сброшенный с неба поэтический огонь, от которого, как от свечки, зажглись другие самоцветные поэты".

Учитель рассказывает стихотворение "Памятник". Как чистую любовь ко всему светлому мы воспринимаем поэзию Пушкина, живущую в его бессмертной душе.

Учитель. Его по праву можно назвать эталоном, символом нашей культуры. Один из пушкинистов - Валентин Непомнящий сказал: "Пушкин - это Россия, выраженная в слове." А Ф. М. Достоевский не раз повторял: "У нас ведь всё от Пушкина." Он стал своего рода высшей святыней. Не зря кто-то сказал: «Когда у народа отняли бога, оставался Пушкин».

II. Пушкин в восприятии учащихся разного возраста.

Сообщение делает ученица.

Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем наизусть со слов матери:

Ветер по морю гуляет и

Кораблик подгоняет.

Мир пушкинских сказок живёт с нами и позже, в школьные годы:

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит...

Когда мы читаем в поэме "Руслан и Людмила" о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой и о сражении с волшебником Черномором, о прекрасной княжне Людмиле и о трусливом, коварном Фарлафе, мы попадаем в увлекательный мир сказочных приключений...

Пушкин не только изображал людей и события своего времени, но показывал и далёкое прошлое... В "Песни о вещем Олеге" мы читаем о старине, о древних русских князьях... Описывал он и время царя Бориса Годунова и Петра Великого, восстание Пугачёва, нашествие Наполеона.

Читая его книги, мы становимся умнее, начинаем видеть многое в жизни, на что раньше не обращали внимания, многое глубже понимать в окружающем мире. Начинаем и себя лучше понимать со всеми нашими желаниями, чувствами, становимся взрослее сознательнее, серьёзнее.

Он, так же, как и мы, радовался, страдал, любил и ненавидел. И об этих своих чувствах он рассказывал такими верными, точными и прекрасными словами, что мы повторяем их, как свои собственные, потому что они точнее, лучше и правдивее всего выражают то, что мы чувствуем.

Чудесные стихи Пушкина открывают нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой, привязанность к друзьям, к своей няне, познакомившей его с сокровищам народной поэзии, народной речи.

Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под влиянием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства. Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водою всех, кто прикоснётся к нему. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ платит ему ответной любовью.

Выступление других учащихся с добавлением к сказанному.

Пушкин - добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и всё же каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавно любимую книгу находишь в ней что-то новое, прежде неизведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержное, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем.

Жизнь и творчество Пушкина - это и творческая драма борьбы солнечного гения за право сиять миру и людям. Поэт писатель, человек своей исторической эпохи, он вырвался далеко вперед и ввысь за её пределы. В этом тайна нескончаемой жизненности его творений.

Можно сказать, что в Пушкине сосредоточено всё самое прекрасное, что есть в русском характере. И мне кажется, чтобы понять русскую жизнь, надо изучить поэзию Пушкина.

Пушкина нельзя не любить, он всю жизнь остаётся вместе с человеком, в его стихах находишь и радость, и тревогу, и горести, и надежды, и нежность, и суровость - все человеческие чувства, которые волнуют каждого из нас. Станиславский говорил, что Пушкина на сцене можно лучше всего понять через музыку, для этого он и написал оперу "Евгений Онегин". И в музыке Чайковского красота поэзии Пушкина не померкла, наоборот, она зазвучала с новой чудесной силой.

Учитель. Яркая личность Пушкина всегда привлекала внимание художников. Создано множество его изображений. При жизни поэта было сделано 12 его портретов, но не все они были сделаны с натуры. Самыми популярными являются портреты, созданные В. А. Тропининым и О. А. Кипренским.

О двух портретах рассказывает учитель рисования.

Художник Кипренский написал портрет Пушкина по заказу А.А. Дельвига, друга поэта, летом 1827 года в Петербурге и появился на осенней выставке Академии Художеств.

Портрет отличается подчёркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете спокоен, у него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки - любимая поза поэта. Портрет написан в коричневато- зелёных тонах, только лицо дано тёплым розоватым тоном. Статуэтка музы была вписана потом, по просьбе друзей поэта. Художнику она не была нужна, и он изобразил её приглушённо, почти не отделив от фона. Пушкину портрет очень понравился, он написал художнику дружеское послание, в котором есть строки:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Образ Пушкина, созданный Кипренским, лёг в основу произведений многих художников и скульпторов последующих поколений. Сам Пушкин заказал портрет Василию Андреевичу Тропинину для своего друга Сергея Александровича Соболевского. Портрет был закончен весной 1827 года. По желанию Соболевского Пушкин был изображён в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающим шеи. На большом пальце правой руки изображён заветный перстень - талисман, подаренный поэту Е. К. Воронцовой. Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображённого на портрете человека. Художник осветил почти всё лицо. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.

IV Учитель. Пушкина отличало огромное трудолюбие, несмотря на свой дар, он очень много и тщательно работал над каждой строкой, над каждой строфой. Вот поэтому мы так легко, на одном дыхании читаем его стихи. Его рукописи пестрят исправлениями и большим количеством зарисовок, автопортретов.

V. Выступление ученика об автопортретах Пушкина.

Множество раз Пушкин изобразил сам себя. Сохранилось около 60 его автопортретов. Он был блестящим портретистом- графиком. Хорошо знал своё лицо, подчёркивал в нём ганнибаловские черты, унаследованные через мать от прадеда- Ибрагима Ганнибала. Поэт называл их "африканскими", "арапскими", говорил о себе "потомок негров безобразный". Его характерный профиль с выпуклыми губами, прижатым книзу кончиком носа и открытым вырезом ноздрей разбросан по его рукописям на полях, среди стихов, в окружении других портретов, рисунков, росчерков. Он любил рисовать себя в различных видах, фантазировал: то изображал себя морщинистым, плешивым старцем, то юношей с длинными рассыпавшимися кудрями, то надевал себе парик по моде XVIII века, то представлял себя монахом, то воином в бурке, с пикой наперевес, а то изображал слугой арапом в чалме и ливрее. На многих изображениях лежит отпечаток блестящего пушкинского остроумия.

В статье о Пушкине, написанной на основе сведений, полученных от отца, брата и друзей поэта, мы читаем: А. С. Пушкин среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся, потом тёмно- русыми; глаза светло- голубые; улыбку насмешливую и вместе с тем приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, чувствительного. Отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый весёлый рассказ делали его украшением и душою общества.

VI. Учитель. Пушкина отличает многожанровость творчества, много-проблемность и разнообразие тематики его творений. У него было велико желание заглянуть в глубину истории своего Отечества. Почему?

VII. Отвечает ученик.

 Нас нисколько не удивляет интерес Пушкина к истории, было бы удивительно, если этого интереса не было. Родившийся в столице, учившийся в Царскосельском лицее - средоточии опыта умов, служивший в Петербурге, путешествовавший по России, познававший её действительность в ссылках, Пушкин накопил в себе завидные энциклопедические знания и большой запас собственных впечатлений. Могла ли при этом не родиться в нём жажда сказать по поводу русской истории своё собственное слово? Воспитанный на " Истории государства Российского" Карамзина, Пушкин и сказал это своё слово, во многом превзошедшее карамзинское.

VII. Учитель. Назовите произведения Пушкина на историческую тему. (учащиеся называют).

  • Какому царю поэт оказывал предпочтение в своих поэмах?
  • Отрывок из поэмы "Полтава" читает Волков П. (Полтавская битва в изображении Пушкина - день величайшего торжества Петра I и молодой России).
  • Отрывок из поэмы "Медный всадник" читает ученик. "Медный всадник" - это гимн Петру I.
  • Какое произведение является вершиной исторической темы у Пушкина?    (Драма " Борис Годунов").

Сам Пушкин - тоже часть истории России, может быть, её сердце. Любовь Пушкина к Родине проявлялась уже в лицейские годы. Его, как и других лицеистов, огорчил возраст, не позволивший им выступить со всеми на защиту Отечества в 1812 году. О чём он так написал:

Вы помните? Текла за ратью - рать.

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас...

Когда Пушкина уже не было, на Россию снова обрушилось нашествие гитлеровцев. Они не пощадили Пушкинский заповедник, отступая, оставили там около 4 тысяч маскированных мин и десятки в могиле поэта. И только великая любовь к русскому поэту заставила рисковать жизнью русских сапёров, которые предотвратили взрыв. О значении поэзии Пушкина хорошо сказал Яков Хелемский:

Когда июльским полднем раскалённым

Сраженье шло у Пушкинских высот -

Казалось, со стрелковым батальоном

На штурм сама поэзия идёт.

Противник рабства и угнетения, деспотизма и жестокости Пушкин выражает свои взгляды в стихах.

IX. Стихотворение " Анчар" читает ученик.

Образы ядовитого анчара и самовластия, тирании сливаются в стихотворении в единое целое, как воплощение гибельных, чуждых человеку сил, как олицетворение зла жизни. Именно так восприняли "Анчара" современники Пушкина. Стихотворение сразу же получило политическое истолкование.

Царское правительство прекрасно понимало направленность стихотворения против современного поэту самодержавного строя в России. Но идейное содержание "Анчара" гораздо шире. По словам Д.Д.Благого, это одно из «самых художественно выразительных и глубоких произведений мировой литературы, направленных против угнетения человека человеком». Это стихотворение имеет общечеловеческий, философский смысл, оно говорит о неравноправии людей, о том зле, которое создаётся этим неравноправием.

Учитель. Назвать стихи, в которых звучит тоска из-за вынужденного заточения, выражена мечта о свободной жизни.

Учащиеся хором исполняют песню "Узник". Как истинный патриот, Пушкин сумел увидеть в родной природе такие её образы, которые имеют непреходящее значение, выразить её в таких звуках, которые близки и понятны каждому русскому человеку. Любя Родину, Пушкин любил и родную природу, и нашёл для описания её неповторимые краски и рифмы.

Во время своих подневольных и вольных скитаний Пушкин изъездил вдоль и поперёк нашу необъятную Родину - от Петербурга до Крыма, Одессы, Закавказья, от Балтики до Урала, до степей Средней Азии. Он впервые так полно, широко и правдиво и в то же время так живо и художественно показал своим читателям мир, в котором они живут.

X. Выступление ученицы.

Из поэзии Пушкина впервые глянул на русского читателя недоступно суровый Кавказ во всём его грозном величии, с его уходящими ввысь ледяными глыбами, нагими громадами утёсов, шумящими и пенящимися потоками, лижущими голодной волной крутые теснины ущелий.

В час ранней, утренней прохлады

Вперял я любопытный взор

На отдалённые громады

Седых, румяных, синих гор.

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый,

Белел на небе голубом.

("Кавказский пленник").

       Впервые под художественной кистью Пушкина засверкала всеми красками

чудесная крымская природа:

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Вы мне предстали в блеске брачном:

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор.

Долин, деревьев, сёл узор

Разостлан был передо мною...

("Евгений Онегин")

        Однако в творчестве Пушкина мы находим не только пейзажи и описания

восточной и южной природы. Он впервые открыл глаза читателю на тихую и непритязательную, не блещущую яркими южными красками, а скромную, обыкновенную природу, простую на вид, но исполненную неизъяснимой прелести природу средней полосы России.

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи, -

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых

("Евгений Онегин").

        Пушкин любил сам и научил и своих читателей любить все времена русского года, весь календарь русской природы: утреннюю свежесть весны, очарование осени, великолепные снежные зимы. Вот его описание весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природы

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют,

Стада шумят...

("Евгений Онегин").

Или описание осени:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,-

Журча ещё бежит на мельницу ручей,

Но пруд уже застыл...

И дальше:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

("Осень").

Или описание напоённого морозом и солнцем чудесного зимнего дня:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

("Зимнее утро").

Ни один поэт не создал такой задушевной и простой и, вместе с тем, такой мудрой и ясной лирики родной природы, как наш Пушкин.

         Осенью 1824 года Пушкин уехал из Одессы в псковское имение своих родителей - Михайловское. Кончилась его южная ссылка и началась новая, более тяжёлая. Там, в Михайловском, и было написано стихотворение " К морю". Стихотворение - прощание поэта с морем. Попав на юг, Пушкин в первый раз увидел море, и оно произвело на поэта- романтика громадное впечатление. Могучая "свободная стихия" отвечала его романтическим поискам всего необыкновенного, возвышенного, поэтического.

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны

И моря шум, и груды скал,- писал он  позже, вспоминая это время.

В стихотворении "К морю" Пушкин говорил о море, как о живом существе, воплощении романтического героя, сливая его образ с образом поэта Байрона: "могуч", "глубок", "мрачен", "ничем не укротим". Прощаясь с морем в заключительных стихах, поэт обещает, живя на севере, среди лесов и молчаливых степей, сохранить в своей поэтической памяти всю романтически прекрасную картину моря, его образы и звуки.

Прощай, свободная стихия!

В  последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

*  *  *

Как друга ропот заунывный

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

*  *  *

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Учитель. На многие стихи Пушкина написана музыка, некоторые из них стали народными песнями. ( Учащиеся исполняют песню "Зимний вечер").

XI. Большое место в лирике Пушкина занимают стихи, посвящённые любимой. Большинство из них носит не биографический, а обобщённый характер.

Учащиеся рассказывают стихи.

"На холмах Грузии".

"Я вас любил".

С комментариями выступает ученица.

Стихотворение Пушкина "Я вас любил..." отличается благородной простотой и нежным чувством.  Чисто и свежо чувство лирического  героя.  То, что он говорит о своей любви в прошедшем времени,  продиктовано нежной заботой о любимой женщине.  Сердце поэта ещё полно любви, но он не хочет навязывать её даме, чтобы не тревожить её покоя, искренне желая ей счастья, пусть не с ним, пусть с кем-то другим, но счастья. На такое самопожертвование  способен только истинно любящий мужчина.  В кратком стихотворении заключается целая история высокого и пламенного чувства. В высшей степени - это просветлённое состояние души.

Выступление ученицы о жене Пушкина.

Жена Пушкина Наталья Николаевна Гончарова росла в родительской семье в атмосфере ханжества, лицемерия и лишений. Образование она получила весьма скромное. Была необыкновенно красива, ею восхищались, признавая её одной из первых русских красавиц. Пушкин познакомился с ней зимой 1828 года на одном из московских балов. Вскоре он посватался к ней и, получив неопределённый ответ, уехал на Кавказ. Впоследствии он писал матери Натальи Николаевны: "Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределённости, на мгновение свёл меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня - зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы..."

Вернувшись, Пушкин вторично сделал предложение, которое на этот раз было принято. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года. "Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтобы ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь…"- писал он Плетнёву.

Пушкин был очень привязан к Н. Николаевне. Письма его к жене полны заботы, сдержанной нежности и восхищения. В письмах к ней он всё время подчёркивал её здравый смысл, доброту, милый, простой, аристократический тон.

Ей посвящено несколько пушкинских стихотворений: "Когда в объятия мои", "Мадонна", "Пора, мой друг, пора!.."

Стихотворение "Мадонна" читает ученица.

Многим женщинам посвящал Пушкин свои стихи, но последней и самой сильной любовью стала его жена Н. Гончарова. Их отношения были красивыми и гармоничными. Он не уставал заверять жену в своей любви, писал ей трогательные письма и был готов на любые лишения ради её счастья. Вершиной высказывания чувств любимой женщине было его стихотворение "Мадонна", в котором каждое слово, каждая строчка дышит возвышенным и нежным чувством к самому дорогому человеку:

Исполнились мои желанья,

Тебя творец мне ниспослал,

Тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец...

Так изящно и виртуозно мог выражать свои мысли только гениальный человек, мастер высокого стиля, обладающий неиссякаемым запасом нежности.

Послание А. Н. Керн читает ученик.

XII. Выступление учителя музыки о внимании композиторов к творчеству Пушкина, особенно Чайковского и Глинки, о различии и отличительных чертах разных музыкальных жанров; названы оперы на слова Пушкина и романсы Глинки.

Звучит романс Глинки "Я помню чудное мгновенье..." Звучит хор девушек (грамзапись) из оперы Чайковского " Евгений Онегин".

XIII. Учитель.  В заключении хочется сказать словами А. Н. Толстого: "Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн".  Так пусть же она всегда живёт и учит нас видеть и любить прекрасное, любить людей, как их любил сам Пушкин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»

В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность  учащихся. Целесообразно проводить тако...

Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"

Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...

УРОК-ПРАЗДНИК Семейные праздники. “Easter in England”

Цель: расширение знаний учащихся о культурных традициях страны изучаемого языка.Задачи: познакомить учащихся с особенностями традиций празднования Пасхи в Великобритании. Учить употреблять новую лекси...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....

Открытый урок-праздник в 5Б классе по сказкам А.С. Пушкина

Не стоит забывать сказки, ведь в них намек, добрым молодцам урок. Урок в формате викторины позволяет обучающимся вспомнить сказки А,С. Пушкина, развить умение работать в команде, способствует развитию...

Технологическая карта урока " Праздник праздников, торжество из торжеств

Подвести учащихся к формированию своего отношения к православномупразднику «Пасха»,к духовности, пробуждение интереса к духовной, церковной музыке, к старинным русским традициям....