Технологическая карта урока " Праздник праздников, торжество из торжеств
методическая разработка по музыке

Мария Александровна Дашкина

Подвести учащихся к формированию своего отношения к православномупразднику «Пасха»,к духовности, пробуждение интереса к духовной, церковной музыке, к старинным русским традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya-karta-uroka-pasha.docx28.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Дашкина Мария Александровна

ГБОУ СОШ № 469, Выборгский район, г.Санкт- Петербург

Предмет: музыка

УМК:Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 4

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы обучения:

 наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Образовательные технологии:

 технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия)

 элементы технологии критического мышления (синквейн« Пасха»)

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Самоопределение к деятельности

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

“Открытие” новых знаний

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе)

Практический метод (анализ фрагментов музыкальных произведений)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока

Групповая, индивидуальная

Практические методы (составление синквейна « Пасха»)

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

Домашнее задание

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, в малых группах, индивидуальная. 

Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура,

Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, фрагменты церковной и духовной музыки, иллюстрации на тему пасхи,  карточки для синквейна «Пасха», рабочие листы с заданиями, листы рефлексии; жетоны для оценивания работы на этапе фасилитированной дискуссии.

Сергеева Г.П., Музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015.

Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 4 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.

Методическое обеспечение, ресурсы: фрагменты произведений : церковные песнопения «Тропарь», «Ангел  вопияше» П.Г.Чеснокова, « Богородице Дево  радуйся» С.В.Рахманинова, « Аве Мария Ф.Шуберта», « Утренняя молитва» П.И. Чайковского

Тема года

(тема раздела)

О России петь- что стремиться в храм

Тема урока

Праздник праздников, торжество из торжеств

Художественно

-педагогическая идея урока

Подвести учащихся к формированию своего отношения к православному празднику «Пасха», к духовности, пробуждение интереса к духовной, церковной музыке, к старинным русским традициям.

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Осмысление значимости православного праздника «Пасха» для верующих. Пробуждения интереса к старинным русским традициям, духовной музыке .

Создание условий для формирования представления о празднике «Пасха», о его значения в жизни православного человека.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1.Познакомиться с историей возникновения праздника «Пасха», узнать о традициях .

2. Рассмотреть икону «Воскресение», обсудить что изображено.

3.Прослушать примеры церковной музыки «Тропарь», молитва, выявить отличия и особенности жанра.

4.Познакомиться с духовной музыкой разных композиторов,

-найти общее с церковной музыкой,

- определить средства музыкальной выразительности,

-высказать своё эмоциональное отношение.

-выразить своё мнение о празднике пасха в виде синквейна

        

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  • формированию ценностного отношения учащихся к религиозным праздникам, народным традициям
  •  формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов
  •  выражению личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.
  • Выявление общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД)и формированию:

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  •  информационной культуры (умение работать с информационными источниками);
  •  коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации);
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
  •  рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе)

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • расширить представления учащихся о православных праздниках, традициях, о церковной и духовной музыке.
  • Ознакомиться с понятиями: тропарь, вокализ, а капелла.
  • Научиться проявлять чувства, откликаться на характер музыки.
  • содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования и информационно-коммуникационных технологий);
  •  способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных произведений с выходом на их идею (авторский замысел).

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

(содержание заданий)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

1 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, показывает картинки с изображением православных праздников и просит детей дать название каждому изображению.

-Каким общим названием мы можем назвать эти изображения?

Приветствуют учителя.

Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.

Повторение темы о русских святых ,их имена и деятельность

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);

Личностные (интерес к

православным праздникам и традициям,мотивация к обучению)

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания)

5 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

-Что такое православные праздники?

- назовите традиции православных праздников? (ответы детей)

Слушают учителя,вступают в диалог,отвечают на вопросы

Активизируют имеющиеся знания,погружаются в тему.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

коммуникативные (умениеработать во взаимодействии с классом и учителем);

Личностные (высказывают своё отношение к православным праздникам)

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, целеполагание)

5 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Подводит учащихся к формулированию темы урока:

1.Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока;

-Как вы думаете какой православный праздник считается главным?  

2.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи

-Нам предстоит ответить на вопрос: почему пасха является главным праздником для православных?

-Что мы можем узнать нового об этом празднике?

-Чему учат нас православные праздники?

1. Заслушивают изречения, предложенные учителем.

2.Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.

3. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

Активизируют имеющиеся знания,  погружаются в тему

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия); коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации).

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

27 мин.

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение),

-Предлагает учащимся прочитать подготовленные стихи о пасхе.

-Предлагает вспомнить историю возникновения этого праздника.

-Предлагает рассмотреть икону «Воскресенье», картину Гюстава Доре «Христос», « Сошествие Христа в ад», проанализировать увиденное.

Рассказ учителя о Пасхе

(Пасха Христова- это высочайшее,  радостнейшее и торжественное событие. Сей день вспоминается воскресение Господа нашего Иисуса Христа после его смерти на кресте. Воскреснув, Христос благословил, осветил и утвердил общее воскресение всех людей. Светлая Пасха- это праздник победы любви над ненавистью, жизни- над смертью,праздник нашей надежды на всеобщее воскресение. По учению православной церкви после смерти на кресте Иисус сошёл в ад, где пребывали души всех умерших людей, начиная от первого человека Адама. Ад в переводе с греч. языка означает место, лишённое света. В аде Христос освободил души праведников, с верой ожидавших его пришествия и воскресения. Светлое шествие вошло во врата Рая, в те, что когда-то закрылись за Адамом и Евой. С тех пор вновь населился душами праведников небесный сад. А православных церквах, где есть колокольни, можно услышать праздничный колокольный звон. Такой звон называют пасхальный красный трезвон. Он длится весь день в пасху.)

-Знакомит с традициями в древней Руси на пасху (Хождение волочеб-

ников, христосование,7 добрых дел, окрашивание и освещения яиц, куличей).

-Знакомит с музыкой, которая звучит в храмах: тропарь, Ангел  вопияше»

-Сравнивают песнопения, выявляют средства музыкальной выразительности

-Знакомит с понятием а капелла.

-Знакомит с понятием духовной музыки различных композиторов на примере «Утренней молитвы» П. Чайковского, «Богородице Дево, радуйся»  С.Рахманинова, «Аве Мария» Ф.Шуберта

-Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы

-Анализируют музыкальные фрагменты

-Сравнивают музыкальные образы церковных праздников

-Сопоставляют выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы

-Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

-Находят общее между церковной и духовной музыкой

Расширение представления о православном празднике пасха

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт);

познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов.

  1. Первичное закрепление

5 мин.

Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики

Технологии: элементы технологии критического мышления (синквейн «Пасха»

-на основе полученных знаний предлагает учащимся индивидуально выполнить задание в виде синквейна на тему «Пасха»

-Подводит учащихся к выводам: почему пасха считается главным праздником христиан?

-Делают выводы о пасхе, как о главном празднике христиан

-Выражают своё мнение в виде творческой работы

Расширение представления о православных праздниках

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в парах и группах);

познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (ценностное отношение учащихся к главному православному празднику, интерес к музыкальным традициям России)

  1. Рефлексия (осознание учащимися качества своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

1 мин.

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии).

1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.

Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.

 Заполняют лист рефлексии:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось …

Я почувствовал, что… Меня удивило…

Мне захотелось…

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);

личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);

  1. Домашнее задание

1 мин.

Найти примеры духовной музыки, составить таблицу: автор, произведение, впечатление

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученного материала

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Синквейн« Пасха»

1.Пасха                                                         1.Христов день                                                          1.Светлое воскресенье.

2.Светлый, радостный                                 2.Великий, православный                                        2.Главный, христианский

3.Освещает, благословляет, окрашивает   3.Утешает, спасает, торжествует                            3.Утверждает, верит, Удивляет

4.Это великий праздник всех христиан     4.Пасха даёт веру в спасение, в светлое будущее  4.Пасха укрепляет веру, надежду на спасение.

5.Воскресенье                                               5. Чудо.                                                                        5.Любовь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)

Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...

Технологическая карта урока "Праздник алфавита"

Цели деятельности учителя: создать условия для закрепле-ния учащимися графического отображения букв немецкого алфави-та; конкретизировать знания о звуках и буквах, обеспечить условия для закрепления у...

Технологическая карта урока по английскому языку "Праздники в Великобритании" для 5 класса

Данный урок-путешествие с использованием ИКТ проводился в 5 классе при обобщении материала по теме «Лондон–столица Объединенного Королевства». Презентация включает в себя наглядные материалы и звуково...

Технологическая карта урока английского языка 6 класс. УМК:Spotlight. Тема урока "Праздники".

Технологическая карта урока английского языка 6 класс. УМК:Spotlight. Тема урока "Праздники"....

Технологическая карта урока “ Celebrations” («Праздники») 5 класс

Технологическая карта урока “ Celebrations” («Праздники»)  по УМК «Spotlight» (5 класс), авторы: Ю.Е. Ваулина, ДЖ. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс, Москва, ...

Технологическая карта урока. Тема :"Праздники". Spotlight 6 U5

Тип урока: Урок предъявления нового материала.Цель урока:К концу урока обучающиеся научатсявысказаться в устной и письменной речи  в рамках изучаемой темы (обсуждение празднования Нового года).пи...