«Патриотическое воспитание учащихся через использование музыкальных произведений различных жанров.»
методическая разработка по музыке на тему
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре.»
Д. Лихачев.
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения
к добру, красоте, человечности...
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека...»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время особую актуальность обретает воспитание патриотизма подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_patriotizm_vystuplenie_kulbitskaya_o.o.docx | 38.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание учащихся через использование музыкальных произведений различных жанров.»
Материал подготовила:
Кульбицкая Олеся Олеговна
учитель музыки
ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово
2017
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре.»
Д. Лихачев.
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения
к добру, красоте, человечности...
Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека...»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время особую актуальность обретает воспитание патриотизма подрастающего поколения. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина-патриота сегодня — залог гарантированного будущего для всего российского общества. Основными приоритетами в жизни стали личный успех, карьера, деньги. Одним из уязвимых моментов в воспитании является отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах. Отток талантливой молодежи за границу, нежелание ее участвовать в экономическом возрождении России, утрата патриотического сознания молодого поколения — всё это угрожает национальной безопасности страны. Именно патриотическая идея является тем фундаментом, на котором во все времена консолидируются все слои российского общества. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны, с жизненной установкой служить Отечеству, как одну из важнейших, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА .
Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации. Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России. Работники образования, российская общественность озабочены запущенностью проблем патриотического воспитания, так как формирование патриотизма и дружбы народов, по их мнению, является задачей государственной важности. Ее решение осложняется из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, учитывающей перемены, происходящие в России и других странах СНГ.
Искусство является одним из важнейших средств воспитания лучших человеческих качеств: духовности и нравственности, патриотизма. Можно с уверенностью утверждать, что сформировать патриотизм у учащихся невозможно в полной мере без использования богатейшего потенциала, который заключает в себе музыкальное искусство. Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как этот процесс направлен на формирование настоящего и будущих поколений, а наши молодые современники должны не только овладеть определенным объемом знаний, но и стать духовно зрелыми.
Изучение мировой и отечественной художественной культуры, зарубежной, русской музыки и музыки других народов России позволяет в реальном музыкально-педагогическом процессе приобщить учащихся к культуре различных народов и стран, укрепить столь свойственную любому народу толерантность, предупредить проявления национальной дискриминации и экстремизма. На уроках музыки формируется мировоззрение учащихся через идеи патриотизма, интернационализма, благородства и т.д.
Итак, патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации нередко распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.
Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.
Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.
Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!
Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.
В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.
Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания. Это:
а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;
б) развитие нравственных качеств таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.;
в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников.(особенно в начальной школе). Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной школе уже нельзя будет компенсировать в основной школе.
В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б.Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.
Урок музыки в данных программах трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Своеобразие предлагаемых программ предоставляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть уровень подготовки детей.
Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе осуществляется через:
- постижение основных пластов мирового
музыкального искусства: фольклора, и духовной
музыки, произведений композиторов-классиков; - введение ребенка в мир музыки посредством
интонаций, образов русской музыкальной культуры; - знакомство с народной музыкой, историей народа,
его традициями и обычаями; - знакомство с историей Отечества, символикой,
историческим наследием; - изучение основных жанров фольклорных
сочинений; - знакомство с культурой малых народов Севера, их
традициями, обычаями, музыкой.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Очень важно так спланировать урок, чтобы он являл собою некую художественную целостность, а не просто последовательность видов деятельности.
Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.
В построении уроков музыки традиционно применяются два подхода:
Первый. Словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Сам педагог должен стремиться к нравственности, стараться быть примером для детей.
Второй. Сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. Роль учителя на этом этапе также имеет значение. Дети должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с трепетом, волнением.
Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям.
Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.
С первого класса дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:
- через доступные интонации песен, танцев, маршей,
простейших народных попевок, песен, колыбельных песен – кладезя
нравственных ценностей (“колыбель” – это
Родина, место происхождения самого народа.); - через первоначальное знакомство с духовной
музыкой (молитва, кант), которое дает возможность
учащимся осваивать духовно-нравственные
ценности; - через творческую деятельность в процессе игры
на народных инструментах, вокальную
импровизацию, художественно-музыкальное
творчество, певческую деятельность.
Я считаю, что главной задачей на уроках музыки должно быть обогащение детей знаниями о музыке своей Родины, а так же своей малой Родины. Обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию. Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом моментов: при коллективной форме занятий необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся; подбор музыкального материала для изучения должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся; каждый элемент урока должен быть активным и выполнять роль приобщения учащихся к музыкальному искусству.
Большую роль в воспитании патриотических чувств детей и молодежи играет музыкальный фольклор, состоящий из былин, духовных стихов, скоморошин, баллад, песен с историческими сюжетами и т.д. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Для патриотического воспитания полезно использовать прибаутки, календарный, потешный, игровой фольклор, который обогащает внутренний мир ребенка, а также народные игры с пением и движением. Игры развивают интерес к пению, музыкальную память, формируют музыкальные интонационно-ритмические навыки. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное в народных песенных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку. Обращение к истокам народного музыкального искусства, традициям, обычаям народа формирует нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Исполнение народно-музыкального репертуара вырабатывает преемственность мышления, осознание роли и места национального наследия в мировом духовном развитии, уважение и открытость к традициям других на родов.
Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других народов. Народная музыка – источник постоянного вдохновения композиторов прошлых и настоящих лет. Она обогатила произведения М. Глинки, С. Рахманинова, И. Дунаевского, Р. Щедрина и др. Например, наиболее близкими и понятными ребятам начальной школы могут стать некоторые произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича и др. композиторов-классиков и современников. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Знакомство обучающихся с биографиями отечественных композиторов, исполнителей позволяют понять, что они неустанно трудились на благо нашей Родины.
Особенно ценной в патриотическом воспитании обучающихся является ария Сусанина из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», слушая которую можно четко осмыслить красоту подвига во имя Родины. Подобным примером является ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», где герой размышляет о судьбах своей страны, спасении Москвы. Прокофьев С.С. – композитор, в чьей музыке воплощены не только патриотические традиции русской музыки (кантата «Александр Невский»), но и мир детства («Петя и волк», «Болтунья»). Чайковский П.И. – композитор, бесконечно любивший русскую песню, русскую природу, русского человека, воспевал свою Родину в лирических сочинениях.
Шостакович Д.Д. закончил создание симфонии № 7 в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда. 9 августа 1942 года произведе- ние прозвучало в блокадном Ленинграде в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка симфонии выразила то, что объединяло людей в трудное воен- ное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Названные произведения – яркий пример проявления патриотических чувств великих композиторов. Подобные примеры можно найти в творчестве ряда композиторов, вошедших в музыкальную сокровищницу мировой культуры. Их сочинения всегда находят эмоциональный отклик у слушателей и глубоко запечатлеваются в сознании.
Введение учащихся в сферу патриотической тематики музыкальной культуры требует от педагога большой точности в выборе изучения творчества композиторов. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки) воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, вселяет оптимистическую веру в свои силы, в светлое будущее страны и народа. Важнейшей предпосылкой успешной воспитательной работы с учащимися (старшего школьного возраста) является вовлечение их в такие виды общественно полезной деятельности, которые отвечают внутренним психологическим запросам данного возраста и позволяют наполнять жизнь старшеклассников интересными делами. Одним из таких занимательных дел для старшеклассников, может явиться изучение и исполнение произведений традиционного русского народного музыкального творчества. В настоящее время проблеме воспитания детей и молодежи средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Об этом свидетельствует проведение множества методических семинаров и конференций, создание центров и детских, юношеских, молодежных коллективов, издание книг, нотных сборников. Существуют песни эпического жанра, которые по уровню сложности могут исполняться молодежью. Главная задача руководителя музыкального коллектива в том, чтобы найти творческий подход к освоению данного жанра, показать его красоту и привить чувство гордости за свое Отечество.
Безусловно, данный музыкальный жанр помогает в воспитании чувства патриотизма, познавании истории своего народа. Большим потенциалом в процессе становления активной гражданской позиции личности учащегося обладает правильно спланированная педагогическая деятельность учителя музыки или преподавателя по классу вокала. На преподавателя вокала возлагается большая ответственность за воспитание подрастающего поколения, поскольку в его руках находится столь мощное оружие нравственного и эстетического воздействия на человека, как музыка.
Вокальное искусство является одним из важнейших компонентов нравственного становления личности, оно обладает великой силой эмоционального воздействия на духовный мир человека, формирует у него гражданско-патриотические качества. Воспитание средствами вокальной музыки открывает широкие возможности для адекватного эмоционального восприятия музыкального искусства путем внутреннего переживания и понимания идейно-художественного содержания реалистических произведений. Содержание, заключенное в песнях, порой убеждает сильнее, чем информация, полученная другим путем, так как в его основе лежат эмоции и чувства, внутренние переживания их создателя, отражающие его отношение к окружающей действительности. Песни, которые в состоянии глубоко затронуть душевный внутренний мир человека, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, могут стать действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма у учащихся. Композиторы В. Мурадели, И. Дунаевский, А. Островский, А. Пахмутова, Д. Кабалевский и др. внесли неоценимый вклад в создание песен гражданско- патриотического звучания.
Для целенаправленного воспитания гражданско-патриотических качеств средствами музыкального искусства необходимо внедрять в учебно- воспитательную практику различные формы организации музыкальной деятельности и творчества учащихся: конкурсы и фестивали патриотической песни, тематические концерты, музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции, общение участников и зрителей в интерактивном режиме посредством интернет-технологий. Цели и задачи подобных мероприятий таковы:
– активизация интереса к музыкальным культурам народов, населяющих страну;
– воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине;
– повышение исполнительского мастерства участников;
– пропаганда среди подрастающего поколения произведений патрио- тической тематики;
– выявление одаренных молодых певцов, а также авторов, создаю- щих песни гражданско-патриотической направленности;
– стимулирование творческого роста исполнителей;
– создание условий для художественного творчества и культурного обмена между авторами, песенниками и исполнителями. Таким образом, средствами музыкального искусства прививается уважение и любовь к народному и классическому творчеству, национальной культуре, воспитывается высокое чувство любви к Родине, патриотизм и граж данская активность. Концертная деятельность учащихся является эффективной формой распространения духовных ценностей и патриотических идей.
Патриотическое воспитание на уроках музыки в начальной школе
Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
На своих уроках я стараюсь пробудить в детях интерес к нашей родной музыке, музыке своего края, города, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к
ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
С различными жанрами народной музыки дети начинают знакомиться на уроках уже в первом классе. К четвертому году обучения накапливается определенный багаж знаний и происходит обобщение опыта. Фольклор рассматривается как отдельная, богатая, многообразная область культуры, куда вплетены устное, прикладное, музыкальное народное творчество.
Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества. Огромное удовольствие получают дети от просмотра фрагментов из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
Богатство и красота родной природы, запечатленные в произведениях искусства, —прекрасное средство воспитания детской души. Уроки музыкально-художественного творчества направлены на творческое саморазвитие детей, независимо от уровня их художественной подготовки и способностей. Это попытка установить живую связь между стихами, музыкой, иллюстрациями, картинами художников и душой ребенка без навязывания ему взрослых мыслей.
Для формирования у школьников «национальной широты» музыкального вкуса, я стараюсь приобщать детей к слушанию музыки других народов, улавливать ее характерные интонации. Особый акцент делается на знакомство с музыкой и культурой коренных народов Севера, обычаями и традициями.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:
- дети с интересом воспринимают материал урока;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к
народной музыке и к истории народа, чувство
гордости за свое Отечество, уважительное
отношение к коренным жителям того края, где они
родились.
Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
С огромным успехом в школе проводятся праздники «Славные сыны Отечества», где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, рассказы о службе в армии и т.д.
В канун праздника великой Победы в школе проводится спортивно-познавательные игры, где ребята показывают не только свои физические, но и интеллектуальные знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.
Патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки начальной школы, а также поможет в организации внеклассной работы.
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.
Территория России как государства исторически формировалась из отдельных регионов, отличающихся по природным, географическим, национальным, этническим характеристикам, а также разнообразием образа жизни и деятельности, уровнем экономического и культурного развития населения. В каждом регионе исторически сложились свои национально - этнические особенности - язык, обычаи, быт, искусство.
Перемены, происходящие в нашей стране в последние годы, обусловили небывалый подъем национального самосознания, стремление к этнокультурному возрождению, пробудился интерес к национальной культуре, истории и обычаям «малой Родины», родного края.
Идея патриотического воспитания в современном обществе как никогда актуальна, так как содержит гуманистический, общечеловеческий смысл. В этой связи в решении задач патриотического, художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения исключительную роль приобретает изучение регионального культурного наследия.
На настоящий момент использование в образовательном процессе традиционных программ и методик, без учета региональных социокультурных особенностей, приводит к разрыву между образованием и воспитанием. Более того, недооценка значимости традиционной культуры чревата утратой преемственности - главного условия ее существования.
Я считаю особенно важным введение регионального компонента в процесс обучения через различные предметные дисциплины поможет педагогам шире использовать музыкальное, художественное наследие своего региона, что, несомненно будет способствовать воспитанию у детей любви к своему краю, нравственности, эстетического самосознания.
Обновляя музыкальный репертуар, наряду с произведениями инструментальных и вокальных жанров западноевропейского, отечественного музыкального искусства в учебные программы следует вводить музыкальный фольклор, произведения Самарских, Сызранских или других композиторов нашей области. При изучении регионального музыкального творчества учащиеся знакомятся с особенностями жанров народной и профессиональной музыки, музыкальной речи, структурой произведений, использованием различных средств музыкальной выразительности в сочинениях композиторов нашей малой Родины.
Проблема музыкального воспитания детей на материале искусства родного края является далеко не новой. Еще в XIX веке великие русские музыканты, закладывая фундамент профессионального музыкального образования в России, ясно понимали громадную роль этого неиссякаемого источника. Питающего нескончаемым разнообразием образов, идей, музыкальных тем творчество многих поколений композиторов и исполнителей. Доступная своим гармоническим содержанием народная музыка помогает развитию музыкальной памяти, внутреннего слуха, формированию творческих; навыков.
Накопление у детей новых музыкальных впечатлений и образов стимулирует творческое воображение, образное восприятие в приобщении детей к музыкальному искусству, ключевым моментом должно стать не теоретическое, пассивное знакомство, а непосредственное участие ребят в творческом процессе. Вовлечение их в активное творчество, создание таких условий, чтобы каждый ребенок имел возможность стать непосредственным творцом - исполнителем народной песни, (будь это в хоре, оркестре, на любом музыкальном инструменте), открывает путь к истинному пониманию сущности народного творчества, наиболее полному проявлению личностных качеств каждого ученика, развитию подлинного интереса к народной песне, к эстетическому вкусу, народному искусству в целом.
К сожалению, до сих пор не существует единого понимания значимости и роли музыкально поэтического фольклора в духовном развитии общества и особенно подрастающего поколения. Все еще бытует мнение о народном искусстве как примитивном. Отсюда вытекают неверные установки типа такой, что ребенок должен воспитываться на лучших образцах исключительно профессиональной (классической и современной) музыки. В этой связи встает вопрос: надо ли сталкивать эти две различные системы художественного творчества (народную или профессиональную)? Не перспективнее, если рассматривать их во взаимосвязи, взаимодействии и уже с этой точки зрения строить процесс музыкально - эстетического воспитания детей? Не на фольклорных ли истоках взрастили свои шедевры великие композиторы-классики нашей страны?
Как я уже говорила, считаю необходимым введение регионального компонента в образовательную программу по предмету «Музыка». Сейчас хочется познакомить вас с некоторыми музыкальными композициями современных композиторов нашей любимой провинции. (Сызрани).
"Liffey-folK" (Ли́ффи фолк или жизнь народов) - ансамбль ЖИВОЙ интернациональной, инструментальной, ритмично-танцевальной и мелодичной музыки.
Ли́ффи (ирл. Liffey) — река в Ирландии протекающая через центр Дублина.
Репертуар "Liffey-folК" - концертные номера созданные на основе традиционно сложившегося стиля европейского фолка, который не оставляет человека равнодушным. В программе преобладают композиции собственного сочинения.
Руководителем коллектива является Павел Шмидт (музыка, дудук, блок флейта и др. духовые) ,который пригласил в команду замечательных музыкантов, таких как:
Юля Говоруха (скрипка, фортепиано)
Андрей Данилин (ударные)
Валентина Стрижова (виолончель)
Шухратжон Хусенов (перкуссия, дарбук и т.д.)
Олег Красовский (гитара,мандолина)
Ринат Сайфуллин (контрабас).
Прекрасным композитором-современником нашего города является так же и Екатерина Потапкина, которая пишет музыку для фортепиано, оркестра, скрипки и других инструментов, голоса.
Более подробная информация о композиторах современниках была изложена в устной форме с аудио файлами, содаржащими произведения выше указанных композиторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"
В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы на уроках и во внеурочное время
Материал из опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, основанный на краеведческом материале села Савинка....
Патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность
Отчет о работе музея на заседании педагогического совета школы....
«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»
Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.
Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...
«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»
В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....