Материалы Международной научно-практической конференции «Национально-культурный компонент в контексте духовно-нравственного воспитания» г. Арск
статья по литературе на тему
Рассказать о своей работе очень непросто, особенно когда учишь сельских школьников литературе вот уже почти 25 лет. О чем сказать в первую очередь? Чем поделиться с учителем-другом, работающим, как и я, в сельской школе? Я долго думала над этим и решила рассказать о том, как, развивая у детей интерес к литературе, учитываю их возрастные, социально-психологические и некоторые другие специфические условия сельской школы.
Конечно, я буду пристрастна: я люблю русскую деревню, ее людей, честных в труде и в жизни, красоту ее полей и неба, особенно – детей. Сельские ребята кажутся мне очень непосредственными, доверчивыми, искренними. Для них школа – это дом, где они могут удовлетворить свою любознательность, жажду общения, радость коллективного труда, и они идут в этот дом с открытой душой. И еще, мне кажется, сельские ребятишки больше живут чувствами, воспринимают мир скорее сердцем, чем разумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchit_detey_zhit_chestno_i_razumno.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Корнева О.В.
МБОУ Бимская СОШ
Агрызского муниципального района
Республики Татарстан,
учитель русского языка и литературы
НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ ЧЕСТНО И РАЗУМНО
Рассказать о своей работе очень непросто, особенно когда учишь сельских школьников литературе вот уже почти 25 лет. О чем сказать в первую очередь? Чем поделиться с учителем-другом, работающим, как и я, в сельской школе? Я долго думала над этим и решила рассказать о том, как, развивая у детей интерес к литературе, учитываю их возрастные, социально-психологические и некоторые другие специфические условия сельской школы.
Конечно, я буду пристрастна: я люблю русскую деревню, ее людей, честных в труде и в жизни, красоту ее полей и неба, особенно – детей. Сельские ребята кажутся мне очень непосредственными, доверчивыми, искренними. Для них школа – это дом, где они могут удовлетворить свою любознательность, жажду общения, радость коллективного труда, и они идут в этот дом с открытой душой. И еще, мне кажется, сельские ребятишки больше живут чувствами, воспринимают мир скорее сердцем, чем разумом.
Все это я принимаю во внимание при изучении художественных произведений. Я стремлюсь прежде всего взволновать детские сердца, вызвать у моих учеников чувство сопереживания, живой эмоциональный отклик, а затем увлекаю их радостью познания, размышления, даю пищу уму.
На уроках литературы в 6 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» меня волнует вопрос: с чего начать?
Конечно, произведение имеет глубокий социально-философский смысл, но шестиклассникам он не совсем понятен. Думаю, нелегко ввести учащихся в мир переживаний от одиночества, связанных с морем: мои сельские ученики не знают моря, не видели его красок, не ощущали запаха. Начинаю с вопросов: что знаете о море? Каким его представляете в минуты покоя, в бурю, ранним утром? Какими могут быть запах и вкус морских брызг? Предположения, игра воображения. Главное – разбужен интерес. На мой взгляд, очень важно сначала взволновать ребят, разбудить их воображение, а затем думать вместе с ними и думать напряженно, страстно и увлеченно. Через интерактивную доску и проектор показываю репродукцию картин Айвазовского «Морской берег», «Девятый вал». На уроке продолжается беседа: итак, каким вам более всего нравится море? За что его можно полюбить? Какие чувства рождает море? Делаем выводы, что море – это стихия смелых, вольнолюбивых и сильных духом людей, мечтателей, жаждущих свободы. Морские пейзажи, связанные с морем литературные образы встречаются и в других произведениях М. Ю. Лермонтова в старших классах, например гл. «Тамань» в романе «Герой нашего времени».
Всем, кто знает сельскую школу, известно, что ее учащимся труднее, чем городским, выразить свою мысль связно, логично, развернуто и образно. Поэтому считаю, что развитие и обогащение речи при изучении литературы – мой важнейший долг, так как выпускники 11 класса пишут итоговое сочинение-рассуждение.
При подготовке к итоговому сочинению, работая над литературными направлениями «честь и бесчестие» и «победа и поражение», касаемся темы Великой Отечественной войны. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Важно приобщить детей к тому героическому и горькому военному времени, научить понимать, что на войне каждое мгновение требует от человека колоссальных душевных сил. Нужно заставить задуматься над каждым произведением о войне, пока жива в народе память о войне, и извлечь тем самым наибольшую нравственную пользу. В своих комментариях войну характеризую как тяжкий труд, который по плечу лишь тому, кто никогда не гнушается никаким делом. Подкрепляем мысли яркими примерами из произведений В. Быкова «Сотников», В Богомолова «Иван», Е. Ильиной «Четвертая высота» и др. Учащиеся взволнованы, духовно приобщены к тому героическому и трудному времени – остается надеяться, что учащиеся смогут логично и связно изложить свои мысли при написании итогового сочинения.
За годы работы в национальной школе учителем литературы я не раз убедилась в том, что для развития связной и логической речи сельских школьников полезны на уроках выборочные пересказы-сопоставления, пересказы-анализы литературных героев с посильными для детей проблемными заданиями.
Царевна и мачеха в сказке Пушкина. Какую красоту ценит поэт более-душевную или внешнюю?
Остап и Андрий. Почему оказались естественными, закономерными для Остапа – подвиг, для Андрия – измена?
Так, выделяя и постепенно усложняя идейно-смысловые акценты при сопоставлении литературных героев, я учу детей не просто пересказывать историю их жизни, а обдумывать их характеры и поступки, выявить положительные и отрицательные моменты через реплики и общения персонажей, понимать идейный замысел автора и связно излагать все это.
Наши дети с ранних лет близки к природе, к деревенскому труду. В сельских условиях труд родителей всегда на глазах детей: под открытым небом, на дорогой каждому сердцу земле, горсть которой всегда можно взять в руки и ощутить ее прохладу или тепло. Поэтому у сельских школьников, кроме привязанности к любимым уголкам природы, есть и другая привязанность – любовь к сельскому труду. Все наши учащиеся ежегодно летом и осенью помогают родителям в поле и огороде в уборке урожая, во время сенокоса. Эти трудовые пристрастия я всегда стремлюсь перевести в русло литературно-художественных интересов. Например, при изучении поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и др.
Таким образом, в своей трудовой практике постепенно развиваю читательские интересы школьников, что помогает формированию их личности, мировосприятия и отношения к жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация статьи: "Инклюзивное образование в реализации ФГОС: проблемы и значимость". По материалам Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития образовательного пространства России» г. Москва, 22 – 24 апреля 2013 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4036613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"315"}}]]Инклюзивное образование определяется, как процесс совместного в...
Сборник материалов международной научно-практической конференции г. Чебоксары 2013
"Проектирование физической подготовки занимающихся легкой атлетикой на основе дифференцированного подхода стр. 13-14 авторы С.В. Барскова, ст. преп; НГПУ, Е,Л. Григорьева ассистент НГПУ К. Минина ( г....
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.
Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...
Духовно - нравственное воспитание через экскурсионную деятельность/ сборник материалов Международной научно - практической конференции. - Белгород, ИД "Белгород" НИУ "БелГУ". 2018. - 294 с.
Невозможно любить то, что не знаешь. Поэтому главная задача духовного краеведения – познакомить обучающихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее духовной истории, культуры, литера...
Актуальные научные исследования: от теории к практике. Материалы Международной научно-практической конференции. 26 ноября 2019 года. г. Кишинев, Молдавия.
Статья.Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме: "Территориально-административное устройство и население Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков". Материалы Международной н...
Чуносов М.А. Методы психологической саморегуляции в контексте содержания компонентов профессиональной готовности к деятельности. Материалы международной научно-практической конференции: Международное сотрудничество в образовании – Ч.1. – 2019. – С. 323-33
Данная работа рассматривает компоненты профессиональной готовности субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Показано значение психологической саморегуляции, в структуре проф...