Конспект урока литературы в 5 классе. Чтение - вот лучшее учение.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 1 : «Чтение — вот лучшее учение».
Цели урока: 1) дать понятие о литературе как предмете; 2) познакомить с новым учебником; 3) формировать навык ознакомительного чтения; 4) установить связь между творчеством писате-ля и художника; 5) познакомить с народным промыслом палехской миниатюры; 6) учить осознанному чтению; 7) развивать речь и обогащать словарный запас учащихся; 8 )познакомить с творчеством нашего современника А. Усачёва,его книгой о крылатых словах.
Оборудование: учебник «Литература 5 класс»(В.Я .Коровина),материалы о палехской
миниатюре(собственные разработки),предметы(шкатулки,броши,панно или др.),расписанные палехской лаковой росписью,
книга А. Усачёва «Великий могучий русский язык»,словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Основная часть
а) чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»(индивидуальная работа с учащимися)
(учитель заранее даёт задание шести учащимся выучить по шесть строчек отрывка, данного в учебнике на форзаце)
(учащиеся выстраиваются в линию у доски,читают стихи наизусть по цепочке)
б) знакомство с предметом и учебником(беседа;рассматривание учебника)
-Спасибо,ребята!Слышали ли вы раньше эти стихи?
-Знаете ли вы,кто написал эти строки?
-Какие ещё произведения А.С. Пушкина вам известны?
-Имя Пушкина знакомо каждому из нас с детства. Его произведениями восхищаются не толь-
ко в России,но и за границей. Но мало кто знает,что Александр Сергеевич занимался ещё и и-
зучением истории. И всё-таки всемирное признание он получил как писатель и поэт.
-Как вы думаете,почему именно со стихов А.С. Пушкина мы начинаем изучение нового пред-
мета,который называется «литература»?
-А.С. Пушкин- один из самых известных классиков русской литературы. Кого называют клас-
сиками?
-Классиками мы называем тех писателей,которые создали произведения,ставшие образ-
цом для других литераторов. А произведения классиков называются классическими.
-А что же такое «литература»?Может,кто-то уже догадался,чем мы будем заниматься на уро-
ках?
-Да,на уроках литературы мы будем читать,а точнее изучать произведения русских и зару-
бежных классиков. Слово «литература» произошло от латинского «littera»,что значит-буква.
Казалось бы,мы можем называть литературой любой письменный текст. Но мы с вами будем
изучать художественную литературу. А это-вид искусства.
-Литературу вы будете изучать с 5 по 9 или 11 классы. А поможет нам в этом наш учебник.
Рассмотрите обложку. Как называется учебник?
-Как называется страница,на которой обозначены основные сведения о книге?Вспомните из
уроков русского языка,почему эта страница называется титульным листом?
-Назовите авторов учебника,художников-иллюстраторов,найдите выходные данные книги.
-Прочитайте содержание книги. Назовите разделы.
-Почему произведения в первом разделе не названы «литературой»?(Эти произведения
устные,записаны только с появлением письменности.)
-Работы каких писателей мы будем изучать?
-С творчеством каких из них вы уже знакомы?
-Какие имена вы слышите впервые?
-Есть ли среди портретов на обложке учебника лица,известные вам?Назовите их.
-На уроке русского языка мы с вами говорили,что познакомиться с книгой можно,рассматри-
вая её. Вспомните,что такое форзац книги?Откройте форзац. Что вы видите?
-Вы уже поняли,что я не зря взяла отрывок из поэмы А.С. Пушкина вместо эпиграфа к уроку.
Но на форзаце есть ещё и репродукция картины. Как она называется?Как вы думаете, поче-
му авторы учебника поместили два произведения искусства на одной странице?
-Верно,многие художники,поэты,музыканты используют сюжеты произведений классиков как
основу для своих работ,часто мастера пера и слова берут за основу произведения устного
народного творчества.
-Кто авторы картины?
-А что это за загадочное слово «палех»?Никто не знает?
-Рассмотрите форзац в конце книги. Что вы видите здесь?Из какого произведения взят от-
рывок?Что общего у картины и текста?Кто автор картины?
-И снова слово «палех»!
-Вы заметили,что слово относится к двум изображениям?Палех-это особый вид живописи.
Посмотрите на эти предметы-шкатулки,ларцы,кубышки,брошки,панно,пепельницы,заколки
для галстука,игольницы. Все они расписаны палехской росписью. Видите,предметы все не-
большие и изображения на них маленькие. Поэтому народный промысел,появившийся в
посёлке Палех Ивановской области называется «палехская миниатюра».На уроках труда
вы делали поделки папье-маше. Так вот наши миниатюры исполняются на папье-маше спе-
циальной клейкой краской-темперой,а затем покрываются лаком.
Сначала палешане занимались только написанием икон, расписывали стены церквей. Но
после революции 1917 года им пришлось искать новые способы творчества,т.к. всё связан-
ное с церковью преследовалось и уничтожалось.
Сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из жизни,литературных произведений
классиков,сказок,былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписы-
ваются золотом.
-Ещё раз рассмотрите палехские миниатюры. Назовите признаки палехской живописи.
-Возвращаясь к нашему учебнику,стоит сказать,что не все произведения представлены в
книге в полном объёме. Поэтому стоит прочитать их полностью.
-В учебнике представлены вопросы и задания,которые помогут нам разобраться в прочитан-
ном. Их вы видите после каждого текста. Раздел «Обогащаем свою речь» научит нас пра-
вильно и грамотно говорить,т.е. пользоваться литературным языком. В конце учебника есть словарь некоторых литературных терминов. К нему мы тоже будем не раз обращаться за помощью.
в) работа по развитию речи учащихся ( по материалу книги А. Усачёва «Великий могучий русский
язык»
-Один современный русский писатель Андрей Усачёв так написал о чтении:
Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть,лежать
И-не сходя при этом с места-
ГЛАЗАМИ книгу ПРОБЕЖАТЬ!
Я знаю,скоро по странице
Порхать вы станете,как птицы...
Ведь необъятен и велик,
Как небо-мир волшебных книг!
-Как вы понимаете слова «порхать,как птицы,по странице»?
-Что значит «пробежать глазами» книгу?
-А можно связать эти слова с нашими уроками по русскому языку?Верно,их можно связать с уроком,на котором мы говорили о приёмах чтения,а именно,с приёмом ознакомительного чтения.
-Могут ли на самом деле глаза бегать?
-Слова и выражения,которые имеют скрытый между строк смысл называют фразеологизма-ми или идиомами. Найдите в следующем отрывке из другого стихотворения А. Усачёва идио-му:
Если б из сыра делали книжки,
Грамоту быстро освоили б мышки:
Были б от Пушкина мышки в восторге
И сказки читали б ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.
-Как вы понимаете слова прочитать «от корки до корки»?«От корки до корки-от начала до конца,целиком,полностью,ничего не пропуская. В этом выражении слово «корка» означает твёрдую обложку книги».Это объяснение я взяла из книги А. Усачёва «Великий могучий рус-кий язык. Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов».Сегодня я принес-ла её на урок. Вы можете полистать её,очень забавно,в стихах,автор объясняет значение многих фразеологизмов ( учитель зачитывает несколько примеров ).Книга находится в нашем классе,в любое свободное время можно полистать её. Уверена,что вы найдёте для себя много нового и интересного.
г) работа со статьёй в учебнике (стр.3)
-И,наконец,мы подошли к самому главному. «Чтение-вот лучшее учение».Эти слова принад- лежат А.С. Пушкину. Как вы понимаете это высказывание?
-Как вы думаете,каждый ли человек «умеет читать»?
-Давайте прочитаем статью в учебнике,написанную авторами по книге С. Бэлзы «Человек читающий»,и попытаемся разобраться,что значит «уметь читать».
Вопросы по тексту:
-Что такое «университет»?
-Почему авторы статьи называют книгу университетом?
-Как вы понимаете слова «нравственность», «духовность»?
-Что значит «оскудеть разумом», «очерстветь сердцем»?
-Какие из этих слов и выражений можно отнести к фразеологизмам?
-Благодаря кому на Руси книга стала доступна широкому кругу читателей?
-Почему деятельность И. Фёдорова называют подвижнической?
-Как вы понимаете слово «доверие»,словосочетание «доверительный разговор»?
Введите эти слова в предложение собственной конструкции.
-Когда между автором и читателем происходит такой разговор?
-Были ли у вас случаи,когда вы наслаждались,увлекались чтением и между вами и автором возникал доверительный разговор?
-Как назвал В.Набоков «хорошего читателя»?Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели?Расскажите о них.
( При работе с текстом можно предложить детям найти в словаре С.И. Ожегова значение непонятных им слов самостоятельно или провести словарную работу вместе с ними,попутно объяснив значение такой работы при чтении литературных произведений)
- Итог урока
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Почему важно уметь правильно читать?
-Какие пословицы и поговорки о чтении вы знаете?
-Как вы их понимаете?
- Домашнее задание
-Дома ещё раз прочитайте статью в учебнике,попытайтесь быть хорошим читателем. Выполните задание номер 2 на стр.6( в разделе «Обогащаем устную речь»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Внеурочное занятие по литературе "Своя игра "Чтение - вот лучшее учение" (А.С. Пушкин)" для 5-9 классов
Внеурочное занятие по литературе "Своя игра "Чтение - вот лучшее учение" (А.С. Пушкин)" для 5-9 классов. Мероприятие проводится в рамках Дня русского языка....