Урок на тему: «Размышления о Наташе Ростовой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Применение­ разнообраз­ных приёмов обучения при анализе литературн­ого произведен­ия: театральна­я педагогики­, разнообраз­ная работа с текстом, собеседова­ние, формирован­ие патриотиче­ских качеств личности на примере урока "Размышления о Наташе Ростовой"

 



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natasha_rostova.rar15.62 КБ

Предварительный просмотр:

                           Тема урока:  «Размышления о Наташе Ростовой"


Задачи урока: применение разнообразных приёмов обучения при анализе литературного произведения: театральная педагогики, разнообразная работа с текстом, собеседование, формирование патриотических качеств личности.
Оборудование урока:
1)         На экране – фрагмент   из кинофильма "Война и мир " (бал Наташи Ростовой)
2)         Плакаты с высказыва
ниями:
а)         "Надо жить умом сердца"- Л.Н.Толстой;
б)         "Эта девушка такое сокровище , такое... редкая девушка"- Пьер Безухов;
в)         "Эта девушка так мила,   так особенна... Это... радость... "- Андрей Болконски
й.
3)         Музыкальн
ое оформление. Аудиозапись вальса из оперы Прокофьева «Война и мир»
4)         Картины с изображен
ием Бородинской битвы.


Учитель:
Сегодня, ребята и уважаемые гости, я приглашаю вас окунуться в мир одного из самых гениальны
х романов русской литературы - "Война и мир"- и постараться ощутить себя частью высокодуховного, русского, проникнуться толстовской идеей человеколюбия, системой его нравственных ценностей. Я думаю, что страницы романа, связанные с образом Наташи Ростовой, нам в этом помогут.
Тема урока :"Размышл
ения о Наташе Ростовой"
Учитель:
На предыдущи
х уроках мы говорили, что в романе ярко создано   несколько женских образов, так не похожих друг на друга.
-Какой образ произвёл на вас большее впечатлен
ие и почему?
Учитель:
Но только с одной героиней Толстой проходит с первых страниц романа до последней. Случайно ли это?
( нет , Толстой симпатизи
рует Наташе   больше , чем другим героиням , она более близка писателю. Он видит в ней идеал женщины , лучшее женское начало. Наташа   самая интересная , обаятельная).
Учитель:
-Какими чертами характера награждае
т автор героиню , пытаясь нарисовать свой женский идеал.
(естестве
нность , искренность , непосредственность).
Учитель:
-В каком бы эпизоде романа мы ни   встречали
сь с Наташей , автор постоянно подчёркивает в ней желание жить , динамично развиваться , быть в гуще всех событий.
Любой человек живёт определён
ными чувствами.
-Какое чувство , на ваш взгляд , является самым главным в героине?
(Любовь: к родителям , братьям, сестре , Пьеру , Андрею ,природе ,и в общем – только ко   всем и ко всему, что её окружает).
Учитель:
Благодаря   чувственн
ым импульсам души , Наташа , пожалуй , единственный человек в романе , которого все любят. Так ли это? (Да .Ей доверяет Соня , её любит всё семейство Ростовых (она становится как бы центром родового гнезда ), её любят Андрей и Пьер , Борис и Денисов)
Как вы думаете , почему?
(В основе её поступков - искреннос
ть, желание поделиться частичкой   сердца).
Учитель:
Л.Н. Толстой воплотил в образе Наташи свою заветную идею: "Надо жить умом сердца". Это эпиграф нашего урока.
-Как вы понимаете эти слова ?
( Руководст
вуясь   чувствами, стремись поделиться лучшим , что в тебе есть с окружающими.)
-В романе много таких мест , когда Наташа становитс
я катализатором, своеобразным донором души.
-Вспомните
, с каким настроением живёт   после смерти жены Андрей Болконский , какие мрачные мысли в его голове . Он в 31 год ощущает себя старым дубом ,"сердитым и презрительным уродом." (наизусть отрывок из романа читает учащийся )
Учитель:
Но вот он слышит молодой, взволнова
нный голос Наташи("Ночь в Отрадном ")
-И что же с ним происходи
т? (духовно возрождается)
Учитель:
-Умение передават
ь любовь к окружающим , по мысли Толстого ,нравственная ценность .

Автор на протяжени
и романа неоднократно обращается к этой мысли. Он утверждает , что чувство любви окрыляет человека , делает его духовно возвышенным и желающим совершать только доброе. Вспомним , с каким всеобъемлющим чувством любви идёт на бал Наташа (чтение отрывков «2-1-12»,»2-3-16»)
Учитель:
Толстой настолько точно передаёт гамму чувств героини, что кажется ощущаешь её дыхание , слышишь шелест её платья. Давайте отправимс
я на бал с героиней
(под звуки вальса из оперы Прокофьев
а "Война и мир" танцует в белом платье ученица)
-Что пыталась передать в характере героини Тая?
(искренно
сть ,лёгкость , изящество , волнение , смятение , смущение и т.д.)
-О какой черте характера мы сейчас говорим? (о её тонкой , поэтическ
ой душе)
Учитель:
Подчёркив
ая и рисуя нам Наташу воздушной , одухотворённой , Толстой в душе её рисует что-то неповторимо русское , тот самый народный дух ,который невозможно привить искусственно , он впитан с молоком матери.
-Где мы это видели?
(Восхитит
ельно поёт , прекрасно танцует русскую пляску (зачитывается отрывок , анализируется )
Учитель:
Вот такая она разная , Наташа Ростова . Может быть "порохом"
,казаком", светской душой и удалой русской плясуньей.
Рисуя образ героини , Толстой вовсе не собираетс
я её идеализировать.
Как любого своего героя , он пропускае
т её через определённые нравственные мучения.
-Что явилось нравствен
ным испытанием для Наташи '
(её любовь к Болконско
му )
-Как вы оценивает
е поведение героини?
-Как сама Наташа относится к своему поступку?
(страшно мучается)
-Я просила составить краткий цитатный план душевного состояния героини.
(зачитыва
ется)
-Как автор относится к поступку Наташи?
(Он заставляе
т пройти её этот путь ,чтобы она сама поняла
истинное назначени
е любви: важно не только физическое влечение , но и определённое духовное родство)
Учитель:
И Наташа проходит сложный духовный путь, в конце которого она становитс
я успокоенной: духовно окрепшей ..Но этого бы не произошло , если бы около героини не было истинной духовной опоры. Кто ею стал? (Пьер Безухое) -Почему именно Пьер?
(Сам прошёл через подобные нравствен
ные мучения, побывал в сетях "подлой бессердечной породы"Курагиных. И ещё он понимает , что Наташа- женщина , слабое существо , ей нужна поддержка ,ей нужны нежность и забота) отрывок »3-1-17»
Учитель:
В ком из героев Толстого наиболее развито мужское начало? В чем оно, на ваш взгляд , выражено?
(В Пьере. В стремлени
и быть рыцарем , защищать , оберегать , нести ответственность за свои поступки в первую очередь ).
-Изменяетс
я ли Наташа под воздействием Пьера?
(Она становитс
я благороднее , открывает для себя Бога , истинные духовные ценности)
-В чём они выражены ?
(семья, дети)
-Отличаетс
я ли чувства Пьера от чувств Андрея Болконского?
(Пьер её боготвори
т .Наташа-комета .Он принимает её такою ,какая она есть.)
Учитель
И всё-таки , несмотря ни на что ,и Пьер , и Андрей испытываю
т счастье от того ,что повстречали Наташу Ростову (зачитываются высказывания с доски:
1 "Эта девушка такое сокровище , такое ... Это редкая девушка"-Пьер Безухое.
2 "Эта девочка так мила ,так особенна ... Это ... редкость... "-Андрей Болконски
й)
         Учитель:
-К каким выводам подводит пас в эпилоге романа автор ? (Назначен
ие человека на Земле: иметь семью , потомство. Женщина ответственна за   микроклимат в семье .)
Заключите
льное слово учителя.
-Да, это прекрасно , когда в мужчинах сильны те чувства, о которых мы говорили . По мнению Толстого , мужчина реализует себя в обществен
ном служении , а мир женщины - семья. Она   растит детей , творит дом , утверждает доминирующую   систему нравственных ценностей.

Учитель   русского языка и литературы МБОУ-СОШ №2

города Аркадака   Саратовской области  Суслова Галина Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Судьба Наташи Ростовой. В чем предназначение женщины?" Урок в 10 классе

На уроке рассматриваются не только вопросы, связанные с пониманием романа Л.Н.Толстого "Война и мир", но вопросы эмансипации женщины в 19 веке...

Урок на тему: «Размышление об исторической судьбе России в первой половине 19 века.»

Урок-дисскуссия,политбой  о взглядах на общественное развитие в первой половине 19 века....

Урок-семинар "Наташа Ростова и читатель".

Технологическая карта урока с приложением....

Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....

урок по литературе на тему: "Наташа Ростова"

Образ Наташи Ростовой ( роман Л.Н.Толстого «Война и мир»)....

Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой

Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу ...

Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)

Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...