Литературный вечер "В гостях у Пришвина"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Сценарий литературного вечера. Знакомит не только с кратким жизнеописанием писателя, но и с отрывками из его произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_prishvina.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им.М.М. Пришвина
Сценарий литературного вечера
Выполнила: заведующая библиотекой
КИСЕЛЕВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
Елец 2013 г.
Цель:
- воспитание любви к малой Родине на основе литературного краеведения.
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством знаменитого писателя-земляка М.М.Пришвина;
- развивать творческие способности учащихся;
-обучать основам актерского мастерства;
-формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведениям М Пришвина;
- формировать литературно-художественный вкус через осмысленное, выразительное чтение произведений писателя;
- расширять читательский кругозор обучающихся.
Оборудование:
-книжная выставка «В гостях у Пришвина»,
- реквизиты к инсценировкам отрывка из сказки В.А.Жуковского (колодец, ковш в колодце и т.д.), рассказов М.Пришвина «Лоси»,
-презентация «В гостях у Пришвина»
- кинофильм «Мальчики» (режиссер Рената Григорьева),
-рисунки учащихся к произведениям М.Пришвина.
Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы побываем с вами в гостях у удивительного человека, знаменитого писателя Михаила Михайловича Пришвина. Мы откроем лишь маленькую страничку в его биографии, а именно годы обучения в Елецкой мужской гимназии, т.к именно в то время с Пришвиным произошел случай, имевший большое значение в его творческой судьбе. Итак, «В гостях у Пришвина».
Инсценировка сказки В.А.Жуковского
Рассказчик:
Жил-был царь Берендей, до колен борода. Уж три года был женат и жил в согласии с женою, но всё им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство. Он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он к царской столице своей подъезжал, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил: разбил палатку. Душно стало царю под палаткой и смерть как захотелось выпить студеной воды. Но поле было безводно. Как быть? Что делать? Вот он решил сам объехать все поле, авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Заглянул в него: он полон водою до самых краев, золотой ковшик плавает. Царь Берендей за ковшик – не тут-то было: ковшик прочь от руки. «Постой же!- подумал царь Берендей - Я напьюсь без тебя». И недолго сбираясь, жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула вся его борода. Напившись вдоволь, хочет он поднять голову, да не может. Трясет, вертит он головою,- держат его, да и только.
Царь Берендей (кричит):
- Кто там? Пустите!
Голос Кощея Бессмертного из воды:
- Не трудись царь понапрасну, я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что у тебя есть и чего ты не знаешь.
Царь Берендей:
- Изволь, я согласен!
Голос Кощея Бессмертного:
- Смотри же, слово сдержи, чтобы себе не нажить ни попрека, ни худа.
Рассказчик:
Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь… О том, что случилось дальше, вы узнаете из сказки Василия Андреевича Жуковского
«О царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери».
1-ый ведущий:
Эту сказку любил слушать в детстве М.М.Пришвин. Он чувствовал себя героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает прекрасную Марью…
2-ой ведущий:
М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда. С детства он любил природу родного края:
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
1-ый ведущий:
С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.
2- ой ведущий:
Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование, необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской гимназии.
1 ученик:
Елецкая мужская гимназия была открыта в сентябре 1871 года в здании бывшего уездного училища, то есть в здании, в котором сейчас находится библиотека и кабинеты технологии. В здании имелось 8 классных комнат, которых было достаточно для пятидесяти гимназистов. Но не было места для учительской, для библиотеки, для занятий гимнастикой. К тому же уже на втором году обучения в гимназии числилось 195 воспитанников. Поэтому решено было построить новое здание. Здание строилось в основном на пожертвования граждан города. Большую сумму внес промышленник Поляков. Уже в сентябре 1875 года гимназисты начали учебный год в нынешнем здании.
2 ученик:
Вот как описывает Иван Алексеевич Бунин свои первые впечатления от гимназии: «…праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор её, сверкающие на солнце стекла и медные ручки дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед учением в сборной зале…».
3 ученик:
Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В учебном заведении того времени были установлены определенные требования к внешнему виду, поведению гимназистов.
4 ученик:
Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды: костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой ЕГ (Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на котором значились те же буквы, и серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать.
5 ученик:
Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку «4», туда не принимали.
Библиотекарь:
Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19 века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мальчики». Этот фильм снимался в 1996 году в нашем городе, в нашей школе. Диск с фильмом нашей школе подарила режиссер Ренита Андреевна Григорьева.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мальчики» (реж. Р. Григорьева)
Библиотекарь:
Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин.
1 ведущий:
Учителем географии у М.М.Пришвина был Василий Васильевич Розанов, впоследствии - известный философ и мыслитель. Посмотрите инсценировку отрывка из автобиографического романа Пришвина «Кащеева цепь». Действующие лица: учитель Розанов, ученики Алпатов (прототип Пришвина), Ахилл, Рюрик (клички).
Алпатов: Этот учитель географию, должно быть знает?
Ахилл: Ну, ещё бы! Это самый учёный, у него есть своя книга.
Алпатов: Про Америку?
Ахилл: Нет, какая-то о понимании, и так, что никто не понимает. И говорят – он сумасшедший.
Алпатов: Правда какой-то чудной. А что не понимают, мне это нравится, милый Саша… Вот бы хорошо иметь такую книгу для понимания.
Звенит звонок. Ученики сидят за партами. Учитель ткнул пальцем в Алпатова. Тот вышел к доске.
Учитель: Выучил урок?
Алпатов: Да.(Рассказ об Америке)
Учитель: Ну, ну! Ты, брат, молодец. Знаешь, из тебя что-то выйдет.
Алпатов: Как же это из меня выйдет?
Учитель: Через верх, конечно; то каждый день через низ выходит, а то через верх…Вот, вот выйдет из тебя, и будешь знаменитым путешественником. Садись. Очень хорошо.(ставит в журнал отметку).
Звонок.
Ахилл: Ну и счастливец! Он в тебя, кажется, втюрился.
Алпатов: Вот, Саша, я тебе говорил насчет понимания, как это трудно взять и понять. По-моему, книга у него хорошая, и вовсе он не сумасшедший.
Ахилл: Кому как. Тебе вот вышло счастье, тебя он понял, а меня не понимает и всё единицы жарит,- одному хорошо, другому плохо, это, брат, тоже непонимание.
Монолог Алпатова.
Я все раздумывал, что это значит, быть знаменитым путешественником. Наверно, нужно найти неведомую страну, в которой живут голубые бобры. Но ведь отец сказал, что она в Азии. А путь туда простой: по реке Быстрой Сосне в Дон, из Дона - в Азовское море, в Черное, и потом уже и начнется Малая Азия. Большую часть пути можно совершить даже просто на лодке. Вот это и значит быть знаменитым путешественником.
Перемена перед географией. Алпатов показывает карту своего путешествия. Звонок.
Ученики: Василий Васильевич, Алпатов карту сделал, хочет путешествовать! В Азию! Извольте посмотреть!
Учитель: Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? (Разглядывает карту)
Алпатов: Америка открыта. А в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это?
Учитель: Нет, в Азии всё открыто, но там много забыто, и это надо вновь открывать.
Алпатов: Нельзя ли открывать забытые страны с Малой Азии?
Учитель: Можно. Только почему же именно с Малой Азии?
Алпатов: Потому что туда легче всего проехать. Я вот и маршрут наметил: по Сосне, в Дон, в Черное море…
Учитель: Отлично, можно начать с Палестины, и, как делали рыцари, поклониться сначала там Гробу Господню. Ведь там находится колыбель человеческого рода, исторические ворота, через которые проходили все народы. Колыбель человечества где-то в глубине Азии, всё это забыто и нужно все вновь открывать. Вот вам пример (показывает в сторону Алпатова), как нужно учить географию. Вы занимайтесь, как он, вообразите себе, будто вы путешествуете, вам всё ново вокруг в неизвестной стране, вы открываете, и будет всегда интересно. Пять, Алпатов.
Звонок с урока.
Ахилл: Ну и счастливец!
Алпатов: Почему ты не хочешь быть счастливым?
Ахилл: Не могу.
Алпатов: Почему ты не можешь? Откройся мне, милый Саша, скажи, ну…
Ахилл: Ну, я скажу: она меня не любит.
Алпатов: Вера Соколова?
Ахилл: Она.
Алпатов: Ну вот, что я тебе посоветую: если она тебя не любит, тебе нужно уехать в другую страну. Поедем с тобою в Азию открывать забытые страны.
Ахилл: Я бы поехал. Но как же уедешь?
Алпатов: А вот подумаем. Рюрик, иди сюда. Поедешь с нами в Азию?
Рюрик: Это можно.
Ахилл: Ну, что ж.
Алпатов: А как же оружие, лодка, съестные припасы?
Рюрик: Оружие у меня есть на всех троих: три ружья, три сабли, три револьвера, у отца я стащу золотые часы, - на это дело не грех и стащить,- сегодня же я их продам, куплю лодку, припасы.
Алпатов: Только надо делать как можно скорее, чтоб успеть до замерзания рек пробраться в южные теплые моря.
Ахилл: Завтра поедем!
Рюрик: Не успеем завтра. Послезавтра.
Ахилл: Я напишу прощальные стихи.
Алпатов: Я составлю подробный план путешествия.
Рюрик: Тогда за работу немедленно. Ты, Ахилл, пиши стихи, я буду считать, что взять с собой. Послезавтра едем.
1 ведущий:
12 сентября 1885 года в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились ученики 2 «А» класса - Михаил Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию.
2 ведущий:
Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две сабли, топор, порох и патроны.
1ведущий:
Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.
2 ведущий:
«И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М.М.Пришвин.
Ученик :
Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю…
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в этот миг.
( Т. Лапина)
Библиотекарь:
Послушайте рассказ Пришвина «Беличья память» и ответьте на вопрос: «Чему удивился и позавидовал Пришвин?»
Ответы детей (беличьей памяти и смекалке, ведь белка не может чуять запах ореха через слой снега и льда)
Библиотекарь:
Посмотрите инсценировку рассказа Пришвина «Лоси» и ответьте на вопрос: «Почему охотник забыл о том, что он на охоте, и не убил лосиху?»
(он забыл обо всем, когда увидел, как играют лосята, а лосиха знала, что охотник может ее убить, но все равно не бросила своих детей)
Библиотекарь:
М. Пришвин – любимый писатель многих людей. Вот какое стихотворение посвятил Пришвину поэт Дмитрий Тихонов.
Ученик: Памяти Пришвина.
Когда у полярного круга
Темно в снегопаде густом
Беру я как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И, ветер когда завывая, несет ледяную метель,
Над книгой, о нем забывая,
Я слышу лесную капель…
Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют березки-невесты
На землю куски бересты.
Пускай озверело колотит
В борта штурмовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковер из кукушкина льна.
На дальний огонь деревушки
Иду не спеша, через лес,
Где мачтовых сосен верхушки
Поднялись до самых небес…
Библиотекарь:
Михаил Михайлович Пришвин умел видеть и слышать то, чего другие не замечают и проходят мимо. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и удивителен наш мир. Вот, послушайте поэтические миниатюры.
Учащиеся читают подготовленные миниатюры: «Первый снег», «Начало весны света», «Запоздалый ручей», «Анютины глазки», «Разговор деревьев», «Бал на реке».
1ученик: Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю,-
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в это миг.
2 ученик:
И вместе с ним по тем местам.
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.
3 ученик:
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены.
4 ученик:
И я, как в храм, иду в леса.
Где «свечки – ёлочки – старушки»,
В болоте «Блудовом» - лягушки,
И верю в эти чудеса.
5 ученик:
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетённых веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.
1 ученик:
Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло, друзья, родиться
На той земле, где Пришвин жил.
(Т.Лапина)
Библиотекарь:
В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы. Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям: послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса М.Пришвина)
Библиотекарь:
Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему – это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов. Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам Пришвина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературные места России. Виртуальная экскурсия к М.М.Пришвину в деревню Дудино.
Виртуальная экскурсия в деревню Дудино к М.М.Пришвину.Материал содержит презентацию и текст-сопровождение. Можно использовать на уроках литературы при изучении творчества писателя....
литературная викторина. М.М.Пришвин "Кладовая солнца"
Викторина М.М.Пришвин "Кладовая солнца" используется на уроках литературы в 6 классе для проверки знания текста....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»...
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
"По страницам любимых книг" (литературная игра - путешествие по творчеству М. Пришвина)
Знакомство с хизнью и творчеством писателя...
Литературная игра "Умники и умницы" по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Цель: выявление знаний по содержанию сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»; выявление подлинных жизненных ценностей, о которых говорит автор.Игра «Умники и умницы» &ndash...