Поэзия в 6 классе.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Разработка уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_razrabotka_urokov_po_poezii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Т.Н.  Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Бунин. Поэзия природы.  Урок литературы, 6 класс.

Аннотация: презентационное сопровождение урока.  

                        Поэзия природы

     Лирика – один из трех родов художественной литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека.

     Поэзия – особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается «бездна смысла», для передачи которого в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть «чародейка-зима»; прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга; «хрустальные» дни золотой осени.

    Лирика может дать почувствовать «созвучье полное» с природой.

                        Ф.И.ТЮТЧЕВ

     Детские годы Федора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшая ещё в детстве.

     Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он двадцать один год прожил за границей. Поэт, по его собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке и всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным порывом своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения.

     У Ф. И. Тютчева был особый взгляд на природу. Он воспринимал ее не только особый мир, полный жизни, звуков и красок. Это лишь оболочка, таинственный покров, под которым кроется сама тайна мира. Природа и человек - живые существа, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Требуется поэтическая зоркость, отмечающая тончайшие подробности, оттенки звуков и красок. Она у Тютчева имеется и придает его поэзии особую силу и достоверность. Любая перемена в природе порождает движения в душе человека. И когда поэт хочет высказать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира. Поэтому в основе его поэзии лежит сравнение. А помогает полноте лирического высказывания о согласных движениях природы и человеческой души та чуткость светского острослова Тютчева к живому русскому языку, которая так удивила молодого Льва Толстого при первой их встрече.

     Тютчев заново переосмысливает мир природы, поэтизирует каждую его частичку, и рождается живое существо - Великая Матерь Природа, беседой с которой и стала лирика поэта. Знакомые всем «Весенняя гроза» в начале мая, «Весенние воды» с еще белеющим в полях снегом - это страницы таинственной книги природы, вдохновенно открытые перед нами поэтом.

                «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь…»

     Знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» вошло во все хрестоматии, его учили наизусть дореволюционные гимназисты и советские школьники. Оно начинается с уверенного и сильного утверждения-восклицания: «Люблю грозу в начале мая». И далее следует именно гимн грозе, веселое, радостное описание весеннего торжества природы, бурного пробуждения всех сил и существ к жизни. Не случайно в последнем четверостишьи упомянуты древнегреческая богиня Геба и ее отец Зевс, бог грома. Действие разворачивающееся на небесах, отзывается на земле. У Тютчева природа в грозе творит светлый праздник весны и молодости для уставшего от долгой зимы человека. Поэтому и «весел грохот летних бурь».

                        «Весенние воды»

     В своих стихотворениях Тютчев стремился понять природу, превратив ее в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческой души объясняется страсть Тютчева к олицетворению. В стихотворении «Весенние воды» ручьи «бегут и блещут, и гласят». Они наделены человеческими качествами и даже речью. Спокойная, умиротворенная картина майских дней в последней строфе стихотворения также одушевлена.

     Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь мира природы с жизнью человека.

     Стихотворение подбором звуков и радостных восклицаний передает стремительный ток и напор шумных, бурных сил весны. Они пробуждают природу и человека к новой жизни и влекут их к румяному хороводу теплых майских дней с их неизбежной, все очищающей грозой.

                        А.А.ФЕТ

     Афанасий Афанасьевич Фет через всю свою жизнь пронес гармонию красоты всего живого. Его судьба поставила ему очень жесткие условия для творчества. Внешне жизнь поэта была подчинена решению совсем непоэтических, житейских проблем. Но его поэзия осталась возвышенной и трепетной. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи – вот задача поэта. В противоположность «прозе жизни» Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» - эти строки определяют его творчество на протяжении всей жизни.

                        «Печальная береза»

     Фет старается подметить каждую мелочь, характеризующую мгновенье – пока птицы не стряхнули «красу ветвей». Миг в человеческой душе и миг в природе – основа лирического произведения Фета: «свирепствует зимняя буря, и на душе не рассветает»; солнечным летним утром душа «все так же счастью… служить готова»; весной земля дрожит то волнения, а людям хочется «лететь к безбрежью, к бездорожью через леса, через поля», - как птицам. Как и у Тютчева, у Фета оживают деревья, светила: «печальная береза» разубрана в траур, «робко месяц смотрит в очи». Но Фет – поэт впечатления, ему важно «остановить мгновенье».

                        И.А.БУНИН

     Суметь увидеть, понять и передать другим свои впечатления от любования природой – это дар. И таким даром обладал Иван Алексеевич Бунин. Он рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. И все они красочны, наполнены звуками, запахами, насыщены красками, движением. Недаром в 1903 году Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую природу, была присуждена Пушкинская премия. Позже Бунин стал первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию. Великолепный, образный и выразительный язык произведений писателя заслужил всеобщее признание.

     У Бунина поражает умение подобрать слово и сравнение так, чтобы предмет ожил.

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

     Бунин широко использует метафоры, олицетворения, все картины в стихотворении живые, полные движения.

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая-

И снова все кругом замрет.

     Но даже это «замрет» полно энергии. Движение в картине порождается и звуками:

Угрюмо воет рог туриный,

Скликая на добычу псов,

И звучный гам их голосов

Разносит бури шум пустынный.

     Картина настолько жизненна, что мы буквально переносимся в это лес, видим листопад и ощущаем те «последние мгновенья счастья», которые хотел донести до нас Бунин.

                        «Листопад»

     Чудесный пейзаж нарисован в стихотворении «Листопад»:

                Лес, точно терем расписной,

                Лиловый, золотой, багряный,

                Веселой, пестро. Стеной

                Стоит над светлою поляной.

     В палитре поэта очень много ярких красок, нежных тонов. Как приятно смотреть на березки, которые «желтою резьбой блестят в лазури голубой»! Как спокойно становится на душе при созерцании такой картины! Но есть в стихотворении и другая картина, тусклая и мрачная, печальная и угрюмая. И краски здесь уже другие: лес «весь пожелтел и полинял», и «теперь уж тишина другая». Казалось бы, как можно услышать оттенки тишины.

     Прочитайте стихотворение и обратите внимание на то, какой разной бывает тишина.

                        Заключение

     Этот урок показал вам, что читать лирическое произведение – душевный труд. Стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта. Познакомившись с жемчужинами русской лирики, вы узнали, что главное в поэзии – чувства и мысли человека. И когда поэт хочет высказывать свои думы и сокровенные чувства, он ищет для них тончайшие созвучия в вечно меняющейся картине окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Японская поэзия" 7 класс

В течении урока учащиеся знакомятся с   японской поэзией хайку. Узнают историю возникновения, правилами написания хайку. Знакомятся  с творчестом японских поэтов....

Военная поэзия. 7 класс.

Тема урока: Час мужества. Поэзия венных лет.Цель: Продолжить знакомство с военной поэзией.Задачи:- показать уникальность поэзии военных лет;-продолжить работу по формированию умения анализировать поэт...

Презентация по теме "Серебряный век русской поэзии"(9 класс)

В данной презентации по литературе по теме "Серебряный век русской поэзии"(9 класс) представлена хронология серебряного века русской поэзии и основные течения модернизма; есть таблица, в которой содер...

Контрольная работа по теме: "Серебряный век" русской поэзии - 11 класс

Один из вариантов промежуточной контрольной работы по литературе ХХ века ("Серебряный век" русской поэзии) предлагается для учащихся профильных (филологических) классов....

Презентации к уроку "Японская классическая поэзия" (7 класс)

Данные презентации помогут учителю сделать урок более интересным, визуально наполненным и содержательным....

Презентация к итоговому уроку по теме "Французская поэзия" 7 класс

Презентация к итоговому уроку по теме "Французская поэзия" 7 класс...