Рабочая программа по курсу "Писатели Восточной Сибири", 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lvs_6.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
с углубленным изучением отдельных предметов г. Ангарска
Утверждаю: Директор МОУ СОШ №10 Красиков Ю.Н. __________________ «___»__________ 20 г. | Согласовано: Зам. директора по НМР М.Г. Толмачева ___________________ «____» __________ 20 г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол № _от «__» ____ 20 г. Руководитель МО ________________ __________ фамилия, инициалы подпись |
Рабочая учебная программа
Литература Восточной Сибири
(предмет)
Основное общее образование, 6 класс
(общеобразовательный уровень)
Учитель русского языка
и литературы :Сюсина Т.Г.
(должность) (ФИО)
б\к
(категория)
Ангарск
2012/2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторских методического комплекта по литературе Восточной Сибири для обучающихся 5 – 6 классов под редакцией кандидата филологических наук, зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы МХК и ИПКРО: О.Н. Шахеровой.
Литература как учебный предмет имеет важное значение в формировании личности учащегося.
Цель литературного образования в школе – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. Приобщение ученика к духовному богатству русской и мировой литературы позволяет влиять на ценностные ориентации личности, направлять реальное поведение человека. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественное произведение. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями, историко-культурными сведениями, с теоретико-литературными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Содержание курса литературы определяется в программе следующими факторами: ориентацией на развитие творческих способностей учащихся, учетом социальных потребностей, времени, социального заказа и заказа родителей, общественной психологии современного поколения, соответствия школьного курса литературы возрастным интересам учащихся, образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по литературе.
На основании требований Государственного образовательного предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующем:
- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно – эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;
- предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагменты из повести, летописи, стихотворные произведения;
- основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть различными видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.
Тема | Кол-во часов |
Эпос народов Восточной Сибири | 4 |
Древнерусская литература Сибири | 5 |
Произведения сибирских писателей XIX века | 7 |
Произведения сибирских писателей и поэтов XX века | 17 |
Итоговый урок | 1 |
Список литературы
Для учителя:
- Александрова М.Н., Матханова Н.П. свидетели эпохи: Михаил Знаменский. Исчезнувшие люди. Николай Белоголовый. Воспоминания сибиряка. – Иркутск, 1988. – С. 531 – 558.
- Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья / Живая память Иркутской филологии: Межвузовский сборник научных трудов и воспоминаний. – Иркутск, 2003.
- Шахерова О.Н. писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – 104 с.
Для учащихся:
- Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / Автор – составитель Шахерова О.Н. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.
- Зиновьев В.П. русские сказки Забайкалья. – Иркутск, 1983.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.:Азъ,1994.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Раздел, тема учебных занятий | Кол-во часов | Корректировка |
1 2 | Эпос народов Восточной Сибири Бурятский героический эпос «Гэсэр» | 2 | ||
3 4 | Якутский героический эпос «Олонхо» | 2 | ||
5 | Фрагменты сибирской летописи «О приходе Ермака в Сибирь» | 1 | ||
6 | Фрагменты сибирской летописи «Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом» | 1 | ||
7 8 | Фрагменты «Иркутской летописи» | 2 | ||
9 10 | Н. Белоголовый «Воспоминания сибиряка» | 2 | ||
11 | В. Михеев «Учитель» | 1 | ||
12 13 | Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале» | 2 | ||
14 15 | Стихи периода ссылки декабристов | 2 | ||
16 | Д. Алтаузен. Стихи | 1 | ||
17 | М. Рыбаков. Стихи | 1 | ||
18 | И. Уткин. Стихи | 1 | ||
19 20 | В. Распутин «На реке Ангаре» | 2 | ||
21 22 23 | Д. Сергеев «Рекостав» | 3 | ||
24 25 26 | А. Зверев «Ласточки» | 3 | ||
27 | М. Сергеев. Стихи | 1 | ||
28 | С. Иоффе. Стихи | 1 | ||
29 | А. Румянцев. Стихи | 1 | ||
30 31 | А. Кобенков, А. Горбунов. Стихи | 2 | ||
32 | Защита проектов «Поэты Восточной Сибири. Антология» | 1 | ||
33 | Заключительный урок | 1 | ||
34 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс
Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса
Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....
Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса
Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов....
Программа по литературе Восточной Сибири 5 класс
Для общобразовательных школ...
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.
Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....