Жизнь нам дана, чтобы любить
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок по литературе. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroka.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нам жизнь дана, чтобы любить» (по произведению А.Платонова «Юшка»).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

  1. Образовательная: способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе А.Платонова «Юшка»;
  2. Развивающая: способствовать освоению специальных умений анализировать литературное произведение, давать индивидуальную характеристику героям; уметь работать с текстом, обобщать, делать выводы;
  3. Воспитательная: содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы для учащихся.

                   

Ход урока

I. Вводная часть

Организационный момент.

Все парты расставлены в 3 «круглых» стола, дети рассаживаются согласно спискам на них. На столах лежат цифры 1, 2, 3.  

Учитель создает определенный настрой, дети участвуют в определении темы урока.

Литературная подсказка.

На доске написаны строки из стихотворения А.Дементьева. Звучит музыка, читает ранее подготовленный ученик.

Среди печали и утех,

Наверно, что-то я не видел.

Прошу прощения у тех,

Кого нечаянно обидел.

Когда бы это ни случилось-

Вчера лишь… Иль давным-давно.

Ушла обида иль забылась, -

Прошу прощенья все равно…

Учитель задает вопросы после прочтения текста:

  1. Какие строки перекликаются с прочитанным вами произведением «Юшка»?
  2. Какими качествами должны обладать люди, которые просят прощения?
  3. Человек с каким сердцем способен простить?

Учитель озвучивает тему урока «Нам жизнь дана, чтобы любить».

Учитель привлекает учащихся к постановке целей урока:

- Посмотрите на тему урока и сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока.

- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

- Ребята, вами прочитан рассказ А.Платонова «Юшка». Из предложенных на доске высказываний выберите  эпиграф к нашему уроку и запишите его в свои тетради после темы. В конце урока я у вас спрошу, почему именно его вы выбрали.

1. Прошу прощения у тех,

    Кого нечаянно обидел… (А.Дементьев)

2. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф.М. Достоевский)

3.Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Б.Паскаль).

4. Спешите делать добро, пока не стало поздно. (Ф.П. Гааз).

 II. Проверка домашнего задания.

Один ученик сжато пересказывает рассказ.

Затем ученики работают с цитатным планом:

- Ребята, восстановите последовательность сюжетной линии рассказа:

1. «К телу умершего пришли проститься с ним все люди…».

2. «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них».

3. «Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него».

4. «По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц».

5. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки…».

6. «Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей…».

7. «Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача».

(Ребята осуществляют самопроверку: 5, 2, 4, 3, 7, 1, 6).

III. Изучение нового материала.

Учитель предлагает познакомиться с фактами биографии А.Платонова (Приложение 1), ученики записывают необходимую информацию после выступления 2-ух одноклассников (при необходимости учитель дополняет информацию о писателе).

- Ребята, перед вами формула жизни А.Платонова, которая совпадает с формулой жизни Юшки (слайд). Вами была прослушана биография, запишите недостающий факт.

Любовь к Родине

                                                      ЖИЗНЬ

?

?

 

Любовь ко всему живому

- Как зовут главного героя? (Ефим Дмитриевич).

Словарная работа (1-му ученику давалось задание найти значение имен):

- Что же означает слово  юшка? (Словарь Ожегова. Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей.). Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя определяет его назначение в произведении.  Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.

- Объясните, почему именно такое имя дал автор своему герою?

- Ребята, для того, чтобы осмыслить содержание рассказа, поразмыслить о любви к ближнему, о добре и зле, выяснить проблемы, которые автор ставит в своем произведении,  вы объединились в группы. Вам предстоит выполнить следующие задания.

Стол № 1. Юшка и дети.

Стол № 2. Юшка и взрослые.

Стол № 3. Юшка и прохожий. (слайд).

Физкультминутка

Задания для первого стола (на слайде) учитель озвучивает и раздает в виде текста на листках.

 Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми, ответьте на вопросы:

  1. Что влечет детей к Юшке?
  2. Как Юшка отвечает на их жестокость?
  3. Почему Юшка верит, что дети его любят?

Дать объяснение слову «странный».

Задания для второго стола.

Используя цитаты текста. Ответьте на вопросы:

  1. Почему взрослые обижают Юшку?
  2. Чем отвечает им Юшка?
  3. Был ли Юшка счастлив среди людей?

Дать объяснение слову «утешать».

Задания для третьего стола.

Рассмотрите кульминационный эпизод – встреча Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда. Каково значение этого эпизода? Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?

Дать объяснение слову «разгневаться».

- Ребята, необходимо еще выполнить общее задание. Каждая группа должна сделать вывод по своей теме в следующей форме:

      Осуждение…..

      Восхищение……

      Призыв……

Данный вывод сформулирует авторскую идею рассказа.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

IV. Закрепление нового материала.

- Дополните формулу жизни А.Платонова, опираясь на авторскую идею рассказа.

- В чем выразилось величие сердца главного героя?

V. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам вернуться к эпиграфу и пояснить свой выбор.

Учитель предлагает продолжить одну из фраз:

- Сегодня на уроке я убедился…

- Сегодня на уроке я задумался…

VI. Домашнее задание (на выбор):

  1. Создать книжку-малышку о сострадании и доброте.
  2. Написать мини-сочинение: «Нужны ли сочувствие и сострадание людям?»

- В дальнейшем мы продолжим знакомство с творчеством А.П. Платонова и познакомимся с еще одним его произведением «В прекрасном и яростном мире».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Урок на тему:«Нам жизнь дана, чтобы любить…»(по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)...

Классный час на тему «Здоровый образ жизни» «Как прожить, чтобы не стареть?»

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках марафона "Здоровый образ жизни"...

Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать

Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...

Жизнь стоит того, чтобы жить

буклет для детей и родителей оказавшихся в трудной жизненной ситуации...

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...

Квест- игра «Жизнь нам дана единожды!»

Методическая разработка мероприятия по профилактике асоциальногоповедения несовершеннолетних квест- игра «Жизнь нам дана единожды!»...