Жизнь нам дана, чтобы любить
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Нам жизнь дана, чтобы любить» (по произведению А.Платонова «Юшка»).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать освоению и осмыслению авторской идеи в рассказе А.Платонова «Юшка»;
- Развивающая: способствовать освоению специальных умений анализировать литературное произведение, давать индивидуальную характеристику героям; уметь работать с текстом, обобщать, делать выводы;
- Воспитательная: содействовать воспитанию внимательного и заботливого отношения учащихся к окружающим их людям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы для учащихся.
Ход урока
I. Вводная часть
Организационный момент.
Все парты расставлены в 3 «круглых» стола, дети рассаживаются согласно спискам на них. На столах лежат цифры 1, 2, 3.
Учитель создает определенный настрой, дети участвуют в определении темы урока.
Литературная подсказка.
На доске написаны строки из стихотворения А.Дементьева. Звучит музыка, читает ранее подготовленный ученик.
Среди печали и утех,
Наверно, что-то я не видел.
Прошу прощения у тех,
Кого нечаянно обидел.
Когда бы это ни случилось-
Вчера лишь… Иль давным-давно.
Ушла обида иль забылась, -
Прошу прощенья все равно…
Учитель задает вопросы после прочтения текста:
- Какие строки перекликаются с прочитанным вами произведением «Юшка»?
- Какими качествами должны обладать люди, которые просят прощения?
- Человек с каким сердцем способен простить?
Учитель озвучивает тему урока «Нам жизнь дана, чтобы любить».
Учитель привлекает учащихся к постановке целей урока:
- Посмотрите на тему урока и сформулируйте вопросы, на которые мы сможем ответить в ходе урока.
- Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.
- Ребята, вами прочитан рассказ А.Платонова «Юшка». Из предложенных на доске высказываний выберите эпиграф к нашему уроку и запишите его в свои тетради после темы. В конце урока я у вас спрошу, почему именно его вы выбрали.
1. Прошу прощения у тех,
Кого нечаянно обидел… (А.Дементьев)
2. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф.М. Достоевский)
3.Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Б.Паскаль).
4. Спешите делать добро, пока не стало поздно. (Ф.П. Гааз).
II. Проверка домашнего задания.
Один ученик сжато пересказывает рассказ.
Затем ученики работают с цитатным планом:
- Ребята, восстановите последовательность сюжетной линии рассказа:
1. «К телу умершего пришли проститься с ним все люди…».
2. «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них».
3. «Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него».
4. «По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц».
5. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки…».
6. «Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей…».
7. «Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача».
(Ребята осуществляют самопроверку: 5, 2, 4, 3, 7, 1, 6).
III. Изучение нового материала.
Учитель предлагает познакомиться с фактами биографии А.Платонова (Приложение 1), ученики записывают необходимую информацию после выступления 2-ух одноклассников (при необходимости учитель дополняет информацию о писателе).
- Ребята, перед вами формула жизни А.Платонова, которая совпадает с формулой жизни Юшки (слайд). Вами была прослушана биография, запишите недостающий факт.
Любовь к Родине |
ЖИЗНЬ
? |
? |
Любовь ко всему живому |
- Как зовут главного героя? (Ефим Дмитриевич).
Словарная работа (1-му ученику давалось задание найти значение имен):
- Что же означает слово юшка? (Словарь Ожегова. Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью, утрата ее губительна для людей.). Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя определяет его назначение в произведении. Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.
- Объясните, почему именно такое имя дал автор своему герою?
- Ребята, для того, чтобы осмыслить содержание рассказа, поразмыслить о любви к ближнему, о добре и зле, выяснить проблемы, которые автор ставит в своем произведении, вы объединились в группы. Вам предстоит выполнить следующие задания.
Стол № 1. Юшка и дети.
Стол № 2. Юшка и взрослые.
Стол № 3. Юшка и прохожий. (слайд).
Физкультминутка
Задания для первого стола (на слайде) учитель озвучивает и раздает в виде текста на листках.
Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми, ответьте на вопросы:
- Что влечет детей к Юшке?
- Как Юшка отвечает на их жестокость?
- Почему Юшка верит, что дети его любят?
Дать объяснение слову «странный».
Задания для второго стола.
Используя цитаты текста. Ответьте на вопросы:
- Почему взрослые обижают Юшку?
- Чем отвечает им Юшка?
- Был ли Юшка счастлив среди людей?
Дать объяснение слову «утешать».
Задания для третьего стола.
Рассмотрите кульминационный эпизод – встреча Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда. Каково значение этого эпизода? Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?
Дать объяснение слову «разгневаться».
- Ребята, необходимо еще выполнить общее задание. Каждая группа должна сделать вывод по своей теме в следующей форме:
Осуждение…..
Восхищение……
Призыв……
Данный вывод сформулирует авторскую идею рассказа.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП
IV. Закрепление нового материала.
- Дополните формулу жизни А.Платонова, опираясь на авторскую идею рассказа.
- В чем выразилось величие сердца главного героя?
V. Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам вернуться к эпиграфу и пояснить свой выбор.
Учитель предлагает продолжить одну из фраз:
- Сегодня на уроке я убедился…
- Сегодня на уроке я задумался…
VI. Домашнее задание (на выбор):
- Создать книжку-малышку о сострадании и доброте.
- Написать мини-сочинение: «Нужны ли сочувствие и сострадание людям?»
- В дальнейшем мы продолжим знакомство с творчеством А.П. Платонова и познакомимся с еще одним его произведением «В прекрасном и яростном мире».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
Урок на тему:«Нам жизнь дана, чтобы любить…»(по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни» «Как прожить, чтобы не стареть?»
Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках марафона "Здоровый образ жизни"...
Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать
Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...
Урок по литературе в 7 классе по теме: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Урок рассчитан для учащихся 7 класса по программе Коровиной В.Я....
Жизнь стоит того, чтобы жить
буклет для детей и родителей оказавшихся в трудной жизненной ситуации...
Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе...
Квест- игра «Жизнь нам дана единожды!»
Методическая разработка мероприятия по профилактике асоциальногоповедения несовершеннолетних квест- игра «Жизнь нам дана единожды!»...