Урок по литературе в 7 классе по теме: «Нам жизнь дана, чтобы любить…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Рахимова Гульзия Закарьяновна

Урок рассчитан для учащихся 7 класса по программе Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov_yushka.rar980.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 7 классе по теме: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

 Цели урока:
1. Продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
2. Осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
3. Воспитание чувства милосердия, любви к ближнему;
4. Определить, какие нравственные ценности навещает автор в произведении;
5. Учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию;
6. Продолжить формирование навыка работы с учебником.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя  Слайд № 1 (тема)

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ “Юшка”.

        - Слайд №2 ( цели)


IІ. Рассказ о писателе и его произведениях.

- Ребята, творчество А.Платонова  нам  известно? Какие произведения  А.Платова вы читали ранее? («Необыкновенный цветок», «Корова»). – (Слайд №3 Биография Платонова)

- Слово заранее подготовленным учащимся.

- Дополнения учителя о жизни и творчестве А.Платонова

Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в своё дело, и очень ярким писателем. «Платонов» — это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Климентов. Может быть, он взял этот псевдоним от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель-самоучка. Платонов очень рано проявил себя. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь, её трагические стороны так, как видел и считал правильным.

Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где художник слова прикасается к самому острому и чувствительному нерву жизни – взаимоотношению человека с человеком. Для темы нашего урока я взяла слова Ф.И.Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

- Посмотрите еще раз на слова темы урока. Понятны ли вам эти слова? Просты ли они?
- На первый взгляд и слова просты, и сделать это легко. Но оглянитесь вокруг. Можно увидеть, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все и любят тоже не всех.

- Вспомните, какие произведения рассказывают о зле, о несправедливостях в жизни, о жестокости? Почему так решили? Можно ли отнести к нашей жизни эти строки:

-(Слайд № 4 « Мы живём всё живое губя»)
Мы живем, все живое губя
На ступеньках у ада.
Мы в заложники взяли себя,
Ощетинившись взглядом.
- Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, чтобы вас всегда любили. Я думаю, наш урок поможет вам. (Слайд №5 «Учитесь отдавать любовь»)
Учитесь отдавать любовь легко,
Без жалоб, без стеснений, без упрека,
Чтобы внутри все пело и цвело
И чтоб снаружи радовало око.

3.Анализ произведения.

- Мы продолжим урок, выбрав к нему эпиграф. У вас на столах распечатки. Выберите из предложенных вариантов тот, который больше подходит к теме урока. Объясните, почему выбрали этот вариант?
1. Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.       (Б.Пастернак)
2. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.        (М.Ю.Лермонтов)
3. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.   (О.Волков)
4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.       (И.Суриков)
5. А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой.      (М.Ю.Лермонтов)
-Почему никто не предложил 5 вариант? (Юшка тихий, безобидный человек, а не бунтарь)
№6 «Без меня народ неполный»)

-Какое впечатление на вас произвел рассказ «Юшка»? Объясните.

- О каких произведениях напоминает начало рассказа: «Давным-давно, в старинное время , жил у нас на улице старый на вид человек». (Начало рассказа напоминает фольклорные произведения, оно написано в форме сказа).

- Как  вы думаете, о каком это старинном времени идёт речь? Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа? (На самом деле речь идёт не о древности, хотя подобная история могла случиться в любые времена. Можно понять, что действие происходит в первые десятилетия 20 века: девушка-сирота, которой помогал Юшка, окончила университет, работала врачом. Раньше вряд ли это могло произойти.)

- Какое значение имело то, что Юшка работал в кузнице, помощником кузнеца?

(Кузницы ставили на окраине деревни, кузнецов уважали и побаивались: они были крупными, сильными, могучими людьми, их работа была связана с огнём, а Юшка был мал ростом и худ)                                                                                                                                                                                                        

-Платонов говорил: «Без меня народ неполный» Как понимаете эти слова? (Каждый человек неповторим, ценен, необходим)
- Считают ли так герои рассказа? Кто? (Юшка)
-Как выглядит этот человек? Найдите и прочитайте

-Слайд №7 Юшка)

 1.Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают?

(Перед нами старый на вид человек,  слабый,  больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё,  что о нём знают.)

-(Слайд №8 «Надевал на плечи котомку…»)

-(Слайд №9 «Добрый человек…»)

2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели?

(В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари». Приводятся цитаты из текста.

-Куда он уходит?

Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)

2.Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?

Чтобы ответить на эти вопросы, которые открывают тайну Юшки, давайте попробуем поработать в группах.

Класс делится на три группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста.

Слайд №10 Работа по группам)

1 группа. Встреча Юшки с детьми.

Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них?

(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник  радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». «Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               верил                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   ,                                                                                                                                                                                                                                    что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.)                                                                                                                                                                                                                      

-Почему Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор? («Он верит, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.)

2 группа. Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? (Молча сносит все оскорбления. «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Каждый вымещал на Юшке зло, зная, что он всё стерпит.»В зле» люди забывали на время своё горе. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.

- Чего взрослые люди хотели от Юшки? («Непохожий» Юшка раздражал взрослых тем, что был не таким, как они. Они хотели, чтоб он был как все, жил, не думая ничего «особенного», «тайного», чтобы жил «как надо»).

- Что в представлении людей значило жить «просто и честно», «как надо»? (Люди жили в злобе, в скуке, в пьянстве, в ожесточении, жили бездумно. Такую, привычную им жизнь, они считали «правильной»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         что прохожий, да и остальные люди, не хотели понять, что каждый человек, каждая бабочка, каждое существо «по надобности все равны», каждый «всему свету нужен». Эти люди не видели очевидного, они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.)  

- Почему человек, убивший Юшку, назван «весёлым прохожим»?    («Веселье этого человека, происходило или от опьянения, или от зла, как у детей, которые ждали, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


- Есть ли что-то необычное в его внешности? (Глаза)
- Чем называют глаза человека? (Зеркало души)
- Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)
- Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
- Отчего же ему больно и за что обидно? Мы выясним это после самостоятельной работы:

-Слайд №11 Отношение Юшки

«Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке»

4.Самостоятельная работа.
(на слайде)
Окружающие                                                                     Юшка
-дразнили                                                                         -ничего не отвечал
-обижали                                                                          -не гонялся
-издевались                                                                     -не обижался
-смеялись                                                                         -никого не ругал
-обвиняли в своих несчастьях                                       -жалел всех
-удивлялись                                                                     -радовался
-не понимали                                                            -верил, что его любят, но не понимают
-считали лишним                                                             -«…без меня тоже нельзя…»    
-«…хоть бы ты помер…»                                                -«...мы все равны…»

Слайд №12 Формула
-Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?
-А как поступили бы вы на месте героя? Почему?
-Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)
-По своему отношению к людям, поведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей
? (Странный)

Физминутка

13 слайд Словарная работа

5.Словарная работа.
-Как понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)
-Как еще называют таких людей?
-Прочитайте слова
на слайде. Как вы их понимаете? (Блаженный, сокровенный)                                                                                                                                                                                                                                                              
-Прочитайте объяснения словам из словаря, запишите их в тетрадь.
Блаженный  осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
-Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное)
- Как можно назвать такие слова? (Синонимы)
- Скажите, только ли Юшка был одиноким, непонятым человеком среди других героев Платонова?

Слайд №14 Встреча Юшки с прохожим

- Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком. Даже зверем!)

- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть. В Библии сказано: “Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели”. И открыл Господь глаза их.

- Когда же это произошло? (К сожалению, после смерти Юшки).

- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).

- Почему людям без Юшки стало грустно? (Текст стр. 235).

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро).

Слайд №15 «Приехала…»

- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? (Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям).

-Изменились ли люди после смерти Юшки? (Видимо, да. Девушка-сирота осталась в городе, врачевала людей. Но над ней, похожей на Юшку, уже не смеялись, не издевались. Осуществился библейский завет: «Побеждай зло добром».)  

Итог урока. -На что похож рассказ Платонова? (На притчу)

Слайд №16 Притча
-Что это за жанр? ( В его основе лежит поучение, заповедь)
(определение на слайде)
-Какую же заповедь оставляет нам Платонов? (Нужно любить человека вовремя)

Слайд №17 Схема «Любовь»
- А что значит любить
? В чем проявляется любовь? (на слайде в виде ромашки  
-милосердие                                                                      -сострадание
-доброта                                                                            -внимание
-забота                                                                               -жалость
-участие                                                                             -сочувствие
- Есть ли сходство в концовке всех рассказов Платонова? В чем оно? ( Никто на земле не лишний, все имеют право на жизнь, добро побеждает зло)
-Сам Платонов писал:
Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
-Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дадут возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок на тему: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Урок на тему:«Нам жизнь дана, чтобы любить…»(по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Данный вариант проведения урока –   дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...