Метод пластического моделирования и интерпретации текстов.
статья по литературе (8 класс) на тему
Из НМЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_plasticheskogo_modelirovaniya_i_interpretacii_tekstov.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод пластического моделирования и интерпретации текстов.
Сознание юного читателя характеризуется признаками: целостность, амбивалентность, событийность, нелинейность, открытость, клиповость. Клиповость или клиповое мышление – это особый тип мышления, который был присущ человеку всегда. Это «квантовый» тип мышления. «Кванты мысли» отличаются завершенностью, целостностью, образностью и яркостью. Существует даже мнение, что Библия является классическим примером клипового построения текста. В начальной школе клиповость – это точки удивления. В средних классах – это антиномия, противоречащие друг другу высказывания об одном и том же. В старших – это парадокс, суждения и доказательства.
Как можно осваивать художественные и научные тексты?
Трудность в режиме «ученик» - «текст», так как необходимо высокое понимание текста, а это трудно. Более приемлем метод «ученик» - «диалоговое поле текстов». Тексты могут быть небольшими по объему. Например: притча, афоризм, иллюстрация, часть статьи из научной работы. Необходимы требования:
- Тест не должен быть однозначным и прямолинейным, как смс-сообщения, он должен содержать яркий образ, метафору, оригинальную идею, неожиданное прозрение. Попытку разрешить парадокс или противоречие.
- В тексте должна просматриваться логику изложения мысли, последовательность раскрытия образа.
- При смысловой завершенности текста он должен подталкивать к дальнейшему развитию воображения и мысли, быть «поучительным».
- Текст должен быть небольшим по объему, так как «порция» первоначального заинтересованного внимания человека ограничена.
- Текст должен вызывать желание поспорить, войти в диалог, высказать свое мнение по данному вопросу.
- Тексты должны стремиться охватить весь круг проблем той или иной темы.
Суть метода пластического моделирования и интерпретации текстов заключается в том, что в процессе учебного диалога создаются ассоциации и метафоры. Ведь логическое изложение материала педагогом часто не приносит результатов, а в данном методе это и не нужно.
Первый этап – работа по фотографии, иллюстрации. Описание фотографий.
Второй этап – «мозговой штурм», интерпретация фотографий. Это субъективная интерпретация фотографий.
- Картина – это окно в другой мир, в другую реальность. Эта реальность нас затягивает или выталкивает?
- Мы заглядываем в этот мир, но и тот мир глазами картины вглядывается в нас пристальным взглядом.
- Получается, что картины (фото) живут среди людей самостоятельной жизнью, а герои более активны и реальны, чем живые люди.
- Чем реальность реальнее: моя или картинная? Чья реальность мнимая?
- Почему живые люди так сильно проигрывают перед неживыми картинами?
- Значит, живое – это не только то, что дышит?
- Картина видит нас (она вглядывается в нас), а окружающие люди только на нас смотрят, и то не всегда.
- Кто в этом мире проходит и кто остается?
- Всегда ли я есть, когда живу? Присутствую ли я в этой жизни или я фантом?
- Может быть, картина играет со мной, создает иллюзию сложности понимания реальности? А на самом деле все просто?
- От картины веет мудростью… и вечностью.
Третий этап – формулировка проблемы: может быть, момент встречи человека и картины есть лакмусовая бумажка, по которой он может проверить степень реальности и интенсивности своей жизни, своего бытия?
Третий этап – отражение собственных мыслей в мини-тексте.
Существует подлинная и мнимая жизнь человека, которую можно раскрыть через понятие «присутствие». Присутствие – это подлинное и реальное бытие человека, которое не приковано пространственно к его телу. Например, человек ушел из дому, а пространство его жизни еще полно его теплом, его присутствием. Итак, «подлинное» и «мнимое» - взаимодополнительные понятия, удерживающие человека на грани двух миров – бытия и небытия – и не дающие ему окончательно успокоиться.
Этап пятый. Комплекс идей в лаконичном афоризме. Картина – это возврат к самому себе через необозримые пространства вечности.
Таким образом, даже научный текст мы стремимся рассмотреть как художественный текст. Благодаря этому «сухие» тексты оживают.
Работа над мини-текстами.
Начиная с младших классов школьник должен учиться опредмечивать свои мысли, то есть сворачивать идеи, творческие озарения, прозрения в мини-текст (притчу, эссе, этюд, афоризм), с помощью которого происходит рефлексия, сохраняется личностное приращение и идут поиски, открытия. Если мини-текст:
- Включает в себя некоторые психологические наброски, личностные наблюдения, импровизацию, то он почти этюд.
- Имеет признаки: поучительность, иносказательность и сюжетную линию, то близок к притче.
- Имеет философичность, исповедь, рефлективность, то это эссе.
Примеры мини-текстов.
Этюд «На волю».
«Жарко! А не задумывались от чего? Возможно летняя жара и непогода. В одной и той же квартире мы чувствуем разное: радость и грусть, усталость и веселье. Все это хочется передать другим, выплеснуть, но что-то не дает. Оглядываясь, ты понимаешь, что зеркальные поверхности отражают наши эмоции. Открывая балконную дверь, смотрясь в зеркало, мы впускаем ветерок, солнышко, его лучики, надежду, мы имеем возможность выбраться на воздух, на волю.
В этом тексте возникает тексто-терапия.
Притча «Сократ и человек».
Однажды к Сократу подошел человек и заметил, что, если он предложит его ученикам множество удовольствий, то они от него уйдут. Сократ согласился. Может так легче: с горы гораздо легче скатиться, чем на нее взобраться. В жизни очень легко нечто утратить, но гораздо сложнее восстановить.
В этом миниатюре яркий образ сюжетной горы, сформулирован вывод.
Эссе «Я и Вселенная».
Задумываясь о взаимоотношениях я и Вселенной, невольно приходишь к мысли, что ты часть Целого. Я в симбиозе с Вселенной или я обособленная сущность? Нельзя ответить однозначно. Вселенная – живая сущность. Для меня – это все, что окружает меня, что внутри меня. Внешняя Вселенная необъятна, а внутренняя исчерпаема настолько, насколько я могу охватить ее своим разумом и чувствами, но всегда остается остаток, который тайна. Мы сообщающие сосуды.
Присутствие в тексте философии, логика завершения и афоризм.
Очень важно после написания мини-текста проводить рефлексию (коллективную или приватную) с учеником по поводу его творческого процесса с помощью вопросов:
Чем ты руководствовался, сочиняя текст?
Что тебе самому было интересно описать и выразить?
Почему ты выбрал именно этот сюжет?
Какие мысли возникли?
Какую проблему ты попытался решить?
На какие новые мысли натолкнул тебя созданный тобою мини-текст?
Какой мини-текст ты хотел бы написать еще?
Таким образом, в процессе доверительного диалога при выявлении разницы между тем, что понимал до написания текста, и тем, что он понял после его создания, возникают предпосылки для его осознанного духовно-интеллектуального роста. Совокупность мини-текстов может помочь наиболее эффективно формировать личностную траекторию становления души человека в школьные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерпретация текста на уроках литературы.
Одно из главных направлений речевого развития учащихся современной школы – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. В решении этой задачи нам поможет такой ...
15.2 Сочинение-интерпретация текста вариант 1 (Цыбулько, ОГЭ-2016)
Образей написания сочинения -интерпретации по предложенной фразе: "Вскипятили опять чай и, забравшись в шалаш, пили онм его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге...
Творческая работа по теме "Интерпретация текста песни "Красное на черном" группы "Алиса""
В основе интерпретации - попытка дать толкование образам-символам...
Интерпретация текста на уроках литературы
Интерпретация художественного текста помогает понять лучше произведение. Пример интерпретации представлен в данном материале....
МАСТЕРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА: ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». 9 класс
Мастерская предназначена для учителей русского языка и литературы, которые используют в своей деятельности современные педагогические технологии....
Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»
Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...
Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...