Интерпретация текста на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Запольская Юлия Анатольевна

Интерпретация художественного текста помогает понять лучше произведение. Пример интерпретации представлен в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interpretatsiya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерпретация текста.

Учитель русского языка

и литературы

 МБОУ «Гимназия №4»

Елабужского муниципального района  

Запольская Ю.А.                                                

Можно ли себе представить, что прозаический текст может звучать как песня? Фрагмент рассказа Тургенева «Певцы»  даёт нам такую возможность. Да, да, именно тот фрагмент, в котором автор пишет о том, как исполняет песню Яков.  Меня почему то сразу охватывают философские размышления о роли песни в жизни человека, о красоте пения, о гармонии человека и природы, о  бесконечности жизни. Тургеневу удалось, на мой взгляд, передать чувства восхищения и восторга, преклонения перед талантом человека. В этом глубоко поэтичном отрывке интересно не только само описание пения простого человека, но и описание впечатления, которое производит это пение  на слушателей. Русская песнь становится символом русской души, символом России.

Музыкальный образ создаётся с помощью слов, которые имеют значение звучания. Это семантически связанные друг с другом  существительные, глаголы и глагольные формы: звук, голос, песня, полилась, пел, звенел, отзывался, дрожащий, шумевший, звенящий.

Слышу удивительной красоты и силы голос. Благодаря меткому использованию приёма градации возникает ясное представление о том, как последовательно увеличивается сила одного звука, затем нескольких, которые присоединяются друг к другу. «Первый звук его (Якова) голоса был слаб и неровен…Другой более твёрдый и протяжный, но всё ещё дрожащий… и полилась заунывная песня». Звук превращается в песню.  Глаголы, глагольные формы передают силу нарастающей песни,  динамику действия. Сильные ощущения. С этой минуты чувствуешь, как уходит всё мелочное в душе, как тает вся накипь, всё суетное, временное.  «Звук пронёсся, разгорячаясь и расширяясь, полилась песня, голос звенел, песнь росла, голос крепчал, твердел, расширялся,»-  пишет Тургенев. Так точно автор передаёт состояние голоса исполнителя. Голос Якова становится уверенным.

Дух песни Якова был навеян  русской природой с её необозримыми просторами. Простор, удаль, величие слышатся в словах со значением расширения – степь, бесконечная даль, море, сияние зари, дороженька. В песне поётся об этом: «Не одна во поле  дороженька пролегала». Нет ни конца ни краю этим широтам, как нет конца и краю свободной русской душе. Вот почему замирает сердце у меня и слушателей в кабачке.

Тургенев использует в данном фрагменте эпитеты, выраженные краткими прилагательными (слаб, неровен), отглагольными прилагательными (трепещущий, звенящий, надтреснутый). Эмоциональное восприятие обеспечивает и другой изобразительный приём – сравнение, которое оформляется с помощью союзов как, словно (как струна, словно залетел, как бодрый пловец).

Песня Якова уверенно льётся. Соучастие присутствующих сильно и действенно. Талантливому певцу передаётся эта энергия: в голосе появилась страсть. В момент наивысшего подъёма исполнителя рассказчику вспоминается берег и закат солнца. Да и мне песня становится родной, близкой. Она не кажется заунывной, грустной. Она настолько сильно будит воображение, что бросает то в жар, то в холод. Начинаешь понимать, что происходит с Яковом, что творится в его душе, что творится в душе слушателей. Самой захотелось запеть или нет, ещё лучше – оказаться там, в кабачке. Наши желания порой абсурдны, но дающие надежду. Сложно понять суть души человека. Но Тургенев уверенно подводит нас к этому. Звук-музыка-песня-душа … Всё просто… Нужно только отбросить всё лишнее и обратиться в слух – вам станет доступна музыка души человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией  члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основыв...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Интерпретация текста на уроках литературы.

Одно из главных направлений речевого развития учащихся современной школы – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. В решении этой задачи нам поможет такой ...

Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)

«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....

Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...