Урок - исследование "Кто лучше? Кто сильнее?" 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Что такое соперничество? В каких формах оно проявляется? Нужны ли правила, регулирующие поведение противников? Чем были вызваны обычаи соблюдать правила во время рыцарского турнира, дуэлей?
Об этом идёт речь в отрывках из произведений Вальтера Скотта "Айвенго" и Александра Дюма "Три мушкетёра".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.odt | 10.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок — исследование.
Тема: Извечный спор. Кто лучше? Кто сильнее?
Цель: Можно ли выбрать лучшего или сильнейшего? Кто может им стать? Когда и в каких формах это проявляется? Существует? Нужны ли правила, регулирующие поведение противника? Поведение сильного, победителя по отношению к проигравшему? Правила, обычаи, направленные на смягчение последствий жесткости, насилия в конфликтных ситуациях.
Центральная проблема: Стремление проявить себя, доказать свое превосходство в силе, в ловкости, в мастерстве, знание — вполне естественное стремление, существующее, быть может, столько, сколько помнит себя род человеческий. Состязание, соперничество людей между собой приобретать самые разные формы.
Эпиграф: О тени прошлого, как властны вы над нами.
В.Брюсов.
● В каких формах проявляется соперничество?
● Как зародились спортивные соревнования? Кто их учредил? Обратимся к мифологии.
● О каком древнегреческом герое мы говорили на уроках литературы ?
● Какой первый подвиг совершил Геракл?
Сообщение: « Легенда о том, как появились спортивные соревнования».
● Во всех ли формах соперничества действует правила?
● Кто становится победителем?
● Если в какой — либо из этих форм соперничества правила, регулирующие поведение сильного, победителя, по отношению к проигравшему?
Тема соперничества, противостояния схватки, поединка — одна из вечных тем литературы. Она звучит в произведениях поэтов и писателей разных стран, разных времен. Готовясь к уроку, вы прочитали два фрагмента : из романа В.Скотта — «Айвенго» и А. Дюма —« Три мушкетера».
● Какой из фрагментов вам понравился больше? Почему?
● Читали ли вы полностью произведения, фрагменты из которых вам предлагались для домашнего чтения?
● Какое из произведений вам захотелось прочитать целиком?
А сейчас вам предстоит провести небольшое исследование. Работать будете в группах. У каждой группы свое задание.
Первая группа — проанализировать фрагменты из романа Вальтера Скотта « Айвенго».
Вторая группа — проанализировать фрагмент из романа Александра Дюма «Три мушкетера».
Третья группа — провести сравнительный анализ этих фрагментов.
Четвёртая группа — особое задание. О нем ребята расскажут сами.
1, Первая и вторая группы: Опираясь на план, предложенный в УМК на странице 18, подготовить выступление и защитить его.
2.Третья группа работает по своему плану.
3.Ответ должен быть четким, логичным, конкретным, занимать не более пяти минут.
Работать в группах. Ответы учащихся.
Мы провели анализ фрагментов, познакомились с материалами и пришли к выводу.
Вывод: во фрагменте из романа « Айвенго» описываются события двенадцатого века, средневековья, а во фрагменте из романа « Три мушкетера» - события, происходящие в семнадцатом веке, то есть описываются разные эпохи. Между героями нет внешнего сходства : во фрагменте из романа Вальтера Скотта действуют средневековые рыцари, во фрагменте их романа Александра Дюма — королевские мушкетеры. Разные отрывки, но их объединяет одна тема:тема соперничества. В одном из произведений эта тема раскрывается во время рыцарского турнира, а во втором — во время дуэли.
● Найдите в тексте детали, характеризующие эпоху, позволяющие создать впечатление о данном времени.
● Существовали ли правила во время рыцарского турнира?
● На что имели право рыцари?
● Как рыцарь должен относиться к противнику?
● С какой целью вводились правила, регулирующие такую жесткую форму соперничества?
● Что служило гарантией того, что рыцарь не нарушит правил?
● По каким правилам должны были вести дуэльные поединки?
● Что такое дуэль?
● Есть ли сходства между правилами, действующими во время рыцарского турнира и дуэли?
● Каково ваше отношение к дуэли ?
Внимание на экран.
● О каком фрагменте сейчас пойдёт речь?
● Что послужит причиной дуэли?
● Сделаем вывод о соперничестве по данным фрагментам.
Слово третьей группе.
Внимание на экран. Рассказ учителя истории о геральдике.
Вступление ребят : рассказ о гербах, их показ.
Слово учителя.
● Что такое соперничество? Какое лексическое значение этого слова ?
● К какому выводу мы пришли?
● Чем же были вызваны обычаи соблюдать правила во время рыцарского турнира, дуэлей?
● А известны ли вам другие силовые формы соперничества? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Подведение итогов.
Домашнее задание:
- Предложить свой вариант кодекса чести;
- Составить для своего класса правило поведения ( кодекс), который бы вы согласились соблюдать.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....