«Формирование ценностей здоровья классного коллектива как основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся»
статья (5, 6, 7 класс) по теме
Здоровье выпрашивают себе люди у богов;
но то, что в их собственной власти сохранить его, об этом они не задумываются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulabuhova_-_statya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ценностей здоровья классного коллектива как основа предупреждения негативных проявлений в среде обучающихся»
Кулабухова Я.Е.
Здоровье выпрашивают себе люди у богов;
но то, что в их собственной власти сохранить его, об этом они не задумываются.
Демокрит
Сохранение собственного здоровья одна из основных обязанностей человека. Образ жизни человека, его отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Наверняка, любой родитель, отправляя ребёнка в школу, надеется, что он получит не только необходимые знания и умения, но и заботу и внимание, а также полезные навыки, которые необходимы для его здоровья и полноценного развития. Бесспорно, успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс, но не менее важно сохранить и укрепить этот уровень, учитывая нагрузки, которые из года в год только увеличиваются. Именно поэтому в нашей школе, как и в каждом классе, оцениваются знания и умения детей, исходя из личностных качеств. К каждому ребёнку необходим индивидуальный подход.
К сожалению, с каждым годом количество полностью здоровых детей уменьшается. Это говорит о том, что всё меньше учащихся ведут активный образ жизни. Меньше занимаются физической культурой и спортом, больше времени проводят за компьютером, телевизором. Поэтому перед школой стоит задача привлекать как можно больше ребят в спортивные секции, на занятия хореографией, туризмом, воспитывать в детях потребность в ведении здорового образа жизни через классные часы, беседы, внеклассные мероприятия.
Проанализировав материалы Листка здоровья в классном журнале (I группа здоровья – 9 чел.; II группа – 9 чел.; III группа – 1 чел.), я поняла, что необходимость говорить о здоровье учащихся класса существует.
Цель моей работы с классом заключается в следующем: объединение усилий школы, семьи и социума в сохранении нравственного, психического и физического здоровья детей.
Достижению поставленной цели помогают следующие задачи:
- показать школьникам привлекательность здоровья, как условия физической красоты и совершенства;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни и ответственность за своё здоровье;
- организовывать творческое и оздоровительное проведение досуга;
- вовлекать учащихся класса в спортивные секции, кружки;
- работать над развитием этических норм поведения;
- расширять знания и навыки культурного здоровья;
- формировать психологический климат в окружении ребёнка.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
- Здоровье – это приоритет. Всё имеет смысл, пока мы здоровы. Твоё здоровье в твоих руках.
- Весь мир помешан на здоровом образе жизни. Болеть накладно и несовременно.
- Осознанно вредить своему здоровью глупо. Объяви войну вредным привычкам. Без вредных привычек от жизни можно получить гораздо больше.
- Психическое и физическое здоровье неразделимы. Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
- Не будь равнодушным! Помоги тем, кто попал в беду.
- Бери пример с лучших!
В моей системе воспитательной работы с классом существует направление «Мы выбираем здоровье». Совместно с детьми была разработана программа действий в защиту здоровья. Здоровье нужно каждому человеку, чтобы быть красивым, счастливым, получить интересную профессию и создать свою семью. Чтобы помочь здоровью, каждый может сделать следующее:
- соблюдать простые правила гигиены;
- стараться быть закалённым;
- есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты, и не есть то, что вредно;
- стараться проводить свободное время на воздухе и в движении;
- стараться побольше узнать о здоровье и эти знания передать тем, кто рядом;
- если любишь физкультуру, то постараться помочь друзьям тоже полюбить её;
- стараться быть добрым и делать добрые дела;
- стараться почаще бывать на природе и помогать ей даже небольшими делами.
Все вместе они могут попробовать:
- устроить в классе дежурство по здоровью;
- вместе делать зарядку на переменах;
- организовать для малышей игры на переменах;
- помогать природе (посадить деревья и кустарники возле школы)
- чтобы побольше узнать о здоровье, проводить для себя и малышей КВНы, концерты, игры, сценки.
Я провела социологическое исследование среди учащихся класса и родителей нашей школы по вопросу развития физкультуры и спорта на Губкинской территории. В опросе принимало участие 22 школьника. Большинство ребят понимают важность занятий физической культурой:
- занимаются спортом регулярно 19 человек;
- занимаются изредка 3 человека.
Посещение вновь открывшихся спортивных комплексов города привлекло внимание детей:
- побудило к занятию спортом посещение спортивных комплексов города 18 человек;
- родители заставили 4 человека.
Участники опроса хотели бы заниматься различными видами спорта:
- волейболом 6 человек;
- футболом 5 человек;
- баскетболом 5 человек;
- фигурным катанием 6 человек;
- дзюдо 4 человека.
Учащиеся моего класса уделяют большое внимание укреплению здоровья, и очень хорошо, что это понимают их родители. Так, почти 80% детей летом оздоравливаются у моря, остальные укрепляют здоровье на речке, пляже и другим местных водоёмах. Родители, понимая необходимость укрепления здоровья и поддержания иммунитета именно в летний период, привлекают своих детей к работе на дачных участках, в саду. Кроме того, прошлым летом 90% учащихся класса с большим удовольствием посещали летний школьный лагерь. Они активно участвовали в спортивных соревнованиях, играх (футбол, лапта, бадминтон и др.). Мы неоднократно посещали Дворец спорта «Кристалл», бассейн «Дельфин», старый парк, где ребята катались на катамаранах, фрегате Петровских времён, гуляли по парку, играли в подвижные игры, фотографировались.
Если говорить о мероприятиях, проводимых в течение учебного года, то можно сказать, что два года подряд семьи моего класса участвуют в уже ставших традиционными городских спортивных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мой папа – самый спортивный».
Кроме того, учащиеся класса с удовольствием посещают уроки физической культуры, проводимые на базе ДЮСШ. Их привлекает не просто занятия спортом, но и, прежде всего, дух соревнования. Состязания, проводимые между школами.
Здоровый образ жизни – это не только здоровье физическое, но и психологическое, а также социальное благополучие. Вовлекая детей в совместную деятельность, мы стремимся к психическому благополучию детей. Так, летом учащиеся моего класса трудились на пришкольном участке, где ребята с удовольствием сажали цветы, поливали, пропалывали… Кроме того, этим летом на нашем участке появился замечательный мостик через реку, сооружение которого стоило больших усилий, но дети в ожидании конечного результата с удовольствием эту работу выполняли (укладывали морской гравий, сажали цветы у «водоёма»).
Моральное здоровье детей моего класса – это и занятия хореографией, музыкой (6 учащихся класса посещаю музыкальную школу), пением (6 чел.), художественной гимнастикой (2 чел.), рисованием (художественная школа - 2 чел.). Кроме того, в конце учебного года мы всем классом посетили монастырь Коренная пустынь, что в Курской области. Психическое здоровье детей складывается и в экскурсиях по городу (Сквер героев, Музей Шахтёрской Славы под открытым небом, в Дом детского творчества и др.). Для профилактики табакокурения, употребления алкоголя, наркотических веществ проводятся беседы, классные часы, на которые приглашаются медицинские работники, инспекторы по делам несовершеннолетних, родители. А для того чтобы определиться с тем, нужны ли такие беседы, периодически проводятся тестирования, диагностики, тренинги.
Мы много делаем для профилактики негативных явлений, формированию навыков здорового образа жизни, но необходимо объединение усилий школы и родителей! Дети очень нуждаются в участии взрослых в их делах. Как приятно провести совместную экскурсию с классом и родителями и по родному городу, и по нашей необъятной Родине. Так давайте же отвлечём детей от улицы, от занятий далеко небезобидными делами и дадим почувствовать своему ребёнку, что он нужен, его любят, им дорожат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимые условия формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.
Низкий уровень здоровья школьников вызывает большую тревогу. Создатель здоровьеоберегающей педагогики академик В. Ф. Базарный относит здоровье к категории педагогической, т. к. «видовые резервы ...
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, и их родителями по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Материал содержит информацию об усилении воспитания подрастающего поколения в области здоровья, не только со стороны школы, но и со стороны родителей....
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССА
С каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросление и социализации детей и подростков. Детям необходимо рассказывать об истории спорта, о рекордах, о в...
Система работы с семьей как основа предупреждения асоциальных проявлений в поведении детей и подростков
Система работы с семьей как основа предупреждения асоциальных проявлений в поведении детей и подростков...
ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ АДРЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)
Сборник материалов Республиканского конкурса лучших программ адресного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Авторы-составители: Пагбаева Билигма Цыренжаповна, педагог-психолог Республик...
"Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра...