"Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
консультация

Фролова Татьяна Валентиновна

Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. 


Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в 21 веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить вставать пораньше, сделать несколько упражнений.

 Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда бывает поздно начинать.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. 


Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое др. Но, мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие у ребёнка привычки к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. 

Давайте задумаемся над этой проблемой! Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка, на основе здоровьесберегающих технологий, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

 Это выражается через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:
• Профилактическая методика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующяя, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж);
• Простейшие навыки оказания первой помощи;
(дети должны знать о своём организме, определять причины и признаки многих заболеваний, уметь оказать первую помощь в экстремальных ситуациях. Понимать, какую опасность таят вредные привычки и необдуманные поступки);
• Привитие детям элементарных навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле, стирка мелких вещей, поддержание порядка в спальне, в шкафу, умение починить свою одежду, заправить постель);
• Здоровьеразвивающие технологии с использованием физкульт минуток и подвижных перемен, проветривание и влажная уборка помещений (это способствует сохранению психического здоровья, ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры, использование физкультминуток на самоподготовке позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся; после физминуток дети более активные, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний);
• Массовые оздоровительные мероприятия (спортивно – оздоровительные праздники, выход на природу, экскурсии, секции) направлены на развитие желания любить занятия спорта, любить своё тело, формировать понимание знания занятий спортом для всей будущей жизни
• Работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через беседы с родителями). 


Так же, на мой взгляд, нужно уделять большое внимание основам безопасности жизнедеятельности, куда входят: правила дорожного движения, предупреждение бытового травматизма, безопасность человека. 


Очень часто родители в семье говорят ребёнку: »Будешь плохо кушать - заболеешь»! «Не будешь тепло одеваться - простудишься»! и т. д.
Но, практически очень мало говорят детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным», «Не будешь заниматься спортом - трудно будет достичь успехов в учении». 

Видимо, поэтому, наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов, ставят на первое место многое, но только не здоровье.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью? 


Нужно постоянно всем вместе использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии. Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся. 


Как же данная проблема решается в 4 классе?
Я работаю в этом классе первый год. В классе 11 человек, все мальчики. Класс уже сформирован, ребята имеют представление о гигиене и владеют санитарно – гигиеническими навыками, с желанием посещают уроки физкультуры и спортивные секции, знакомы с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях (в школе, столовой, спальне). 

Имеют определённые навыки по уходу за своим жилищем. Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей этому направлению необходимо уделить приоритетное внимание, а именно: воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно – оздоровительных технологий, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма – вот далеко не полный перечень аспектов работы воспитателя по данному направлению. Исход из этого я составила программу по теме: «Формирование ценностей здорового образа жизни как основы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями». 


Программа помогает мне в работе более полно охватывать данные направления и с помощью тестирования и диагностической карты воспитанников помогает определить имеющийся объём знаний и навыков учащихся на начало года, и отследить какие изменения произойдут к концу года. 


Цель программы: 
1.Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
2.Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Задачи программы:
1.Передать знания и создать стойкие убеждения в позитивном поведении по отношению к своему здоровью.
2.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
3.Учить социально – приемлемым способам выхода из трудной ситуации.
4.Помочь осознать личную ответственность за свои поступки.

Основные направления программы:
Блок№1 «Гигиена и здоровье»
Утренняя зарядка, физические упражнения, физкультминутки.
Личная и общественная гигиена.

 
Блок№2»Основы безопасности жизнедеятельности»
Правила дорожного движения.
Безопасность человека.
Предупреждение бытового травматизма.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка выражается не только через обучение детей, но и через практические занятия.

 Приведу примеры из направления « Личная и общественная гигиена». 


Тема№1 «Беспорядок. Волнует ли он меня».
Цель: формирование бережного отношения к своему жилищу, вещам; коррекция эмоционально – волевой сферы. 


Практическая работа.
Воспитатель приглашает двух воспитанников подойти к партам, на одной из них аккуратно сложены книги, тетради, учебники, карандаши, ручки, тетради; на другой – те же школьные принадлежности лежат в беспорядке.

Задание: подайте учебник по чтению, тетрадь по математике, ручку и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на время, затраченное на выполнение домашнего задания первым и вторым воспитанниками. Вывод: если школьные принадлежности в беспорядке, теряется время на их нахождение. Меньше выполняется заданий на уроке. 


Воспитатель приглашает двух воспитанников к шкафу, на одной полке которого все вещи сложены аккуратно, а на другой лежат в беспорядке. 


Задание: одеться на время. 


Вывод: если вещи в беспорядке, теряется время на их нахождение. Меньше остаётся времени на досуг. 


Тема№2»Кто я: хозяин или квартирант?» 


Цель: отработка чёткой дифференциации понятий «хозяин» - «квартирант»; коррекция активно – волевых дефектов в процессе решения ситуативных задач.
1.Работа над осмыслением понятий.
2.Беседа:
Где вы сейчас проживаете и сколько лет здесь живёте?
Сколько вам ещё здесь жить?
К какой категории себя относите? (квартирант или хозяин)? Почему?
Порядок в доме должен поддерживать только хозяин? Да, нет? Почему?

3.Рассказ воспитателя об обязанностях квартиранта и хозяина ( плата за жильё, правила проживания).
Как вы считаете, лучше быть квартирантом или хозяином? Обоснуйте свой ответ.

Тема№3.»Уборка квартиры – это удовольствие или тяжкий труд?»
Цель: формирование навыков аккуратности, чёткого и обязательного выполнения инструкций; коррекция внимания.
1.Сообщение темы, цели занятия.
Воспитатель проговаривает тему занятия и даёт установку в конце занятия ответить на вопрос темы: «Уборка – это удовольствие или тяжкий труд?»
2.Упражнение на развитие внимания.
Воспитатель демонстрирует ряд предметов: швабра, ведро, порошок, тряпка, совок и т.д.

Посмотрите внимательно и запомните последовательность предметов. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами или что – то прячет.
Что изменилось? (дети отмечают изменения).

3.Распределение обязанностей на генеральной уборке.
Воспитатель достаёт конверт, в котором лежат карточки разного цвета, на которых написаны задания. Дети по очереди вытягивают карточки и одновременно выполняют задания. Воспитатель обращает их внимание на детали действий, фиксирует время выполнения заданий (3-4 минуты), отмечает трудолюбие и умение детей работать в группе.

Задания:
Расставить книги в шкафу по порядку.
Сложить вещи в шкафчике.
Разобрать обувь и аккуратно составить.

4.Уборка комнат дежурными.
Воспитатель фиксирует чёткость действий, аккуратность уборки, сосредоточенность детей.
Итог занятия. 

Вопросы:
Какую роль играет настроение во время уборки?
Во время уборки музыка помогает или мешает?
Что лучше: растянуть уборку на целый день или сделать быстро, чётко? Почему? (Больше остаётся времени на отдых).

Эти занятия способствуют лучшему усвоению темы, дают возможность детям поиграть, посоревноваться, пообщаться. Прививают навыки личной и общественной гигиены, которые дети понесут с собой во взрослую жизнь. Аналогичная работа проводится и по другим направлениям, в зависимости от целей занятия и используются различные формы работы:
• Игры (познавательно-развивающие, проблемные, сюжетно-ролевые);
• Тематические беседы;
• Познавательные творческие дела (эстафеты, турнир – викторины);
• Конкурсы;
• Праздники;
• Просмотр видеосюжетов, мультфильмов;
• Экскурсии (в магазин, памятные места, предприятия службы быта);
• Встречи с участниками ВОВ и тыла.

Занятия составляются с учётом возрастных особенностей и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им знания, умения и навыки по формированию представлений о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

Здоровьесбережение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка .

В данной работе даны рекомендации по сохранению психического и физического здоровья учащихся на уроках ( из личного опыта). Учет темпераментов детей при определеннии места посадки в  в кла...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее».

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩЕГОСЯ" с включенной в нее методической разработкой мероприятия Лицейский фестиваль искусств «Здоровое будущее»...

Система работы по формированию здорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника

Система работы по формированиюздорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника...

Принципы здоровьесбережения в воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями обучающихся в классах «Особый ребенок», наблюдается не только слабое физическое...

«Пропаганда здорового образа жизни во внеклассной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данная статья посвящена проблеме формирования у подростков с ОВЗ понимания важности здорового образа жизни,  вопросам оптимизации их работы за компьютером с целью сбережения здоровья....