Викторина "Семья в русской литературе"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Чижик Ирина Николаевна

Викторина "Семья врусской литературе" составлена по программным и вне программным произведениям литературы, материал можно использовать для проведения предметных недель, уроков контроля и проверки знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_v_russkoy_literature.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Викторина «Семья в русской литературе»

для обучающихся 9-х классов

подготовила

учитель русского языка и литературы

Чижик Ирина Николаевна

Вязьма

2013

Произведения для чтения обучающимися

  1. Карамзин  «Наталья, дочь боярская»,  «Бедная Лиза».
  2. Грибоедов «Горе от ума».
  3. Пушкин  «Капитанская дочка»,  «Евгений Онегин».
  4. Лермонтов  «Мцыри»,  «Песня про купца Калашникова».
  5. Гоголь   «Тарас Бульба».
  6. Горький  «Детство».
  7. Астафьев  «Фотография, на которой меня нет».
  8. Паустовский   «Телеграмма».

Вопросы для подготовки к викторине

«Семья в русской литературе»

  1. Из какого произведения строки: «…Светлица была убрана во вкусе бранного времени: на стенах – сабли, нагайки, золотая уздечка на коня; на полках – серебряные кубки турецкой. Черкесской работы; огромный стол под образами в парадном углу…»?
  2. Кто автор этого произведения?
  3. В чьём доме так убрана была светлица?
  4. «…Одна бедная мать не спала, она приникла к изголовью дорогих сыновей, она взрастила, взлелеяла их. «Сыны мои, сыны милые, что ждёт вас?...». Как звали её сыновей?
  5. Кому давал такое наставление отец:

«Во-первых, угождать всем людям без изъятья,

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья…»?

  1. Назовите произведение, автора?
  2. Герой  какого произведения даёт сыну совет: «Береги честь смолоду…»?
  3. Назовите автора этого произведения.
  4. Её отец был довольно зажиточный поселянин, потому что любил работу, пахал землю… Чей это отец?
  5. Назовите произведение и автора.
  6. Лиза была очень трудолюбивой, работала день и ночь: осенью ткала холсты, зимой вязала чулки, летом брала ягоды и продавала их в Москве… А что продавала Лиза весной?
  7. Назовите причину, по которой Эраст должен был обязательно жениться на пожилой вдове:

- она ждала от него ребёнка;

- чтобы рассчитаться с долгами;

- сделать карьеру;

- хотел создать семью.

      13. Из какого произведения строки:

            «…Ты наш старший брат, наш второй отец

              Делай сам, как знаешь,

                                 как ведаешь,

              А уж мы тебя, родного, не выдадим…»?

      14. Кто автор этого произведения?

      15. Как зовут героиню, говорящую такие слова:

            « Ты не дай меня, свою верную жену

            Злым опричникам в поругание!

            На кого, кроме тебя, мне надеяться?

            У кого просить стану помощи?»

      16. Из какого произведения эти строки: « Катерина Петровна доживала свой век в

            старом  доме, построенном её отцом - известным художником»?

      17. Кто автор этого произведения?

      18. «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть

            на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то

            что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет –

             совсем уже не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся

            жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

            Кому пишет письмо Катерина Петровна?

    19. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём

          не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять

          с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

          Почему Настя испытывала чувство непоправимой вины?

    20. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько,

           задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело

           колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась,

           вдруг  испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тот час засияло

           доброй, приветливой улыбкой…»

           Из какого произведения эти строки?

  1. Как звали внука этой героини?
  2. «Ещё мы не можем умолчать об одном похвальном обыкновении боярина Матвея, которое достойно подражания: в каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах, чистыми скатертями накрытые, и боярин звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей, сколько их могло поместиться в жилище боярском…» Назовите произведение и автора.
  3. «Любовь народная, милость царская были наградою добродетелей старого боярина; но венцом его счастия и радостей была…» Продолжите предложение.
  4. «Прекрасный молодой человек, в голубом кафтане с золотыми пуговицами, стоял там, как царь среди прочих людей, и блестящий проницательный взор его встретился с её взором…» О ком речь?
  5. «Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна». Из какого произведения эти строки?

  1. Назовите автора этого произведения.
  2. Назовите фамилию героини.
  3. «Служив отлично-благородно,

        Долгами жил его отец,

        Давал три бала ежегодно

        И промотался наконец». Назовите имя сына.

29. «…Я вырос в сумрачных стенах

       Душой – дитя, судьбой – монах.

       Я никому не мог сказать

       Священных слов «отец» и «мать»…

        …Я видел у других

        Отчизну, дом, друзей, родных,

        А у себя не находил

        Не только милых душ – могил!» Назовите произведение и автора.

  1. «В школу я не ходил больше недели. Бабушка меня лечила и баловала, давала варенья, брусницы, настряпала отварных сушек, которые я очень любил…» Назовите автора и название произведения.
  2. «Сами они жили в одной половине дряхленького  домишка и был у них маленький парнишка-ревун. Бабушка моя, тайком от родителей, три раза заговаривала пупок дитёнку, но он всё равно орал ночи напролёт и, как утверждали сведущие люди, наревел пуп в луковицу величиной». О какой семье речь?

Ответы на вопросы к викторине «Семья в русской литературе»

  1. «Тарас Бульба».
  2. Гоголь Н.В.
  3. В доме Тараса Бульбы.
  4. Остап и Андрий.
  5. Молчалину.
  6. «Горе от ума», А.С.Грибоедов.
  7. Герой повести «Капитанская дочка».
  8. А.С.Пушкин.
  9. Отец Лизы.
  10. «Бедная Лиза», Н.М.Карамзин.
  11. Цветы.
  12. Чтобы рассчитаться с долгами.
  13. «Песня про купца Калашникова».
  14. М.Ю.Лермонтов.
  15. Алёна Дмитриевна.
  16. «Телеграмма».
  17. К.Г.Паустовский.
  18. Дочери.
  19. Настя испытывала чувство вины, потому что при жизни матери совсем не вспоминала о ней, устраивая собственную жизнь.
  20. «Детство» М.Горький.
  21. Алёша.
  22. Карамзин Н.М.. «Наталья, боярская дочь».
  23. «…любезная Наталья».
  24. О возлюбленном Натальи – Алексее.
  25. «Евгений Онегин».
  26. А.С.Пушкин.
  27. Татьяна Ларина.
  28. Евгений Онегин.
  29. «Мцыри», М.Ю. Лермонтов.
  30. «Фотография, на которой меня нет», В.П.Астафьев.
  31. О семье сельских учителей из рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

 

                 

Использованная литература

  1. Астафьев В.П. Рассказы.: Дрофа-Плюс, 2012. – 176 с. – (Школьное чтение).
  2. Гоголь Н.В. Тарас Бульба.: АСТ, 2009. – 444 с. – (Русская классика).
  3. Горький М. Детство.: Детская литература, 2013. – 250 с. – (Школьная библиотека).
  4. Грибоедов А.С. Горе от ума.: Детская литература, 2012. – 204 с. – (Школьная библиотека).
  5. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. (Наталья, боярская дочь. Марфа-посадница.).: АСТ. – 124 с. – (Библиотека школьника).
  6. Лермонтов М.Ю. Стихи и поэмы.: Махаон, 2013. – 160 с. – (Классная классика).
  7. Паустовский К.Г. Избранное.: Дрофа, 2010. – 480 с. – (Библиотека классической художественной литературы).
  8. Пушкин А.С. Евгений Онегин.: Искательпресс, 2013. – 254 с. – (Библиотека классики).
  9. Пушкин А.С. Капитанская дочка.: Эксмо, 2012. – 256 с. – (Классика в школе).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...


 

Комментарии

Концевая Ирина Леонидовна

Ирина Николаевна, я не филолог, у меня другая предметная область, но открыла викторину - и не смогла остановиться, пока не ответила на вопросы. Очень улекательно и интересно!!! Прекрасный ресурс, который можно использовать для работы. Большое Вам спасибо!

Чернышев Александр Юрьевич

Ирина Николаевна, беру на заметку к теме по обществознанию и социологии "Семья как социальный институт". Можно интегрированное занятие продумать. Спасибо

Чижик Ирина Николаевна

Огромное спасибо за внимание и добрые слова!