Рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе. Программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_skk.docx | 73.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр образования № 3»
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № ____ от «____» ______ 2012 г. Председатель МО __________В.А.Красильникова | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МБОУ «ЦО № 3» ________Е.Ю.Константинова «_____»_______2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ЦО №3» _________И.А.Сулейманова «_____»_______2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ЛИТЕРАТУРА
Учитель: Бардачева Анжелика Сергеевна
Класс 9 СКК
Всего часов в неделю 3
Срок реализации программы: 1 сентября 2012 года – 31 мая 2013 года
Количество часов: 100 часов
I полугодие - 47 часов II полугодие – 53 часа
Ступень: основное общее образование (5 – 9 классы)
Рабочую программу составила _________Бардачева Анжелика Сергеевна
г. Норильск,
2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 5
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 8
- ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 9
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение) 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.), учебного плана и годового календарного графика МБОУ «Центр образования №3» на 2012-2013 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень литературы и средств обучения.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану и годовому календарному графику МБОУ «Центр образования №3» рабочая программа по литературе для 9 специального (коррекционного) класса VII вида рассчитана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю (34 учебные недели). Авторская программа рассчитана на 102 часа.
В соответствии с расписанием учебных занятий на 2012 – 2013 учебный год темы распределены на 100 часов, на 2 часа меньше планируемого количества часов в связи с праздничными днями 1 и 9 мая. Программа скорректирована за счет уменьшения на 1 час темы «Лирика А.С.Пушкина» и уменьшения на 1 час темы «А.Т.Твардовский. Стихи о Родине».
Цель уроков литературы: формирование представления о своеобразии художественной литературы как искусстве слова.
Задачи:
- чтение и изучение художественных произведений;
- творческое овладение литературным языком для выражения собственных мыслей и чувств;
- формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;
- развитие творческих способностей учащихся;
- осознание богатства русской классической и зарубежной литературы;
- изучение теоретических понятий;
- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи;
- знакомство с биографическими сведениями и историко-культурными фактами.
В процессе изучения литературы у обучающихся формируются ключевые компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, речевая, учебно-познавательная, информационная.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Виды деятельности учащихся:
- чтение произведений в доме и в классе;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть;
- слушание художественного чтения;
- составление плана;
- близкие к тексту и сжатые пересказы;
- художественное рассказывание;
- устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;
- сочинения разных жанров.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя.
- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Введение | 1 час |
2. | Древнерусская литература | 8 часов |
3. | Русская литература 18 века | 11 часов |
4. | Русская литература 19 века | 48 часов |
5. | Русская литература 20 века | 22 часа |
5. | Зарубежная литература | 7 часов |
6. | Повторение за курс 9 класса | 3 часа |
ИТОГО: | 100 часов |
Введение (1 час)
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Древнерусская литература (8 часов)
Самобытный характер древнерусской литературы.
Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства.
Художественные особенности «Слова…». Идейный смысл.
Анализ «Плач Ярославны». Поэтическое мастерство автора.
Р/р. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»
Русская литература 18 века (11 часов)
Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.
М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.
Новая эра русской поэзии - Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества.
Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Н.М.Карамзин – глава русского сентиментализма. «Осень» как произведение сентиментализма.
Повесть «Бедная Лиза».
Р/р. Сжатое изложение по главе «Любань».
Контрольная работа по теме: «Литература XVIII века»
Русская литература 19 века (48 часов)
Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Романтизм как литературное направление.
В.А.Жуковский (3 часа).
Баллада «Светлана». Особенности жанра, нравственный мир героини баллады.
А.С.Грибоедов (9 часов)
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Чтение и анализ комедии «Горе от ума» (1,2,3,4 главы).
«Век нынешний и век минувший» в комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума». Трагедия Чацкого.
Р.Р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний».
Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
А.С.Пушкин (14 часов)
А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта.
Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К морю», «Анчар»
Любовная лирика А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»
Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Образ Евгения Онегина в романе. Онегинская строфа.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Итоговый тест по роману «Евгений Онегин»
Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов (13 часов)
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.
Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»
Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.
Человек и природа в лирике Лермонтова.
Анализ стихотворения «Родина».
Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
«История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения».
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Р.р. Сочинение по роману «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь (7 часов)
Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.
Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». (по главе 11)
«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
А.П.Чехов (2 часа)
Слово об А.П.Чехове. Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. «Смерть чиновника», эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.
Русская литература 20 века (22 часа)
Русская литература XX века: богатство и многообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи».
А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта.
С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».
Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации.
Михаил Афанасьевич Булгаков и его повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов.
М.И.Цветаева. Особенности поэтики М.И.Цветаевой.
А.А.Ахматова. Тема Родины и гражданского долга в лирике А.А.Ахматовой.
Н.А.Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике Н.А.Заболоцкого.
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве.
Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини.
Песни и романсы на слова русских писателей XIX-XX веков.
Зарубежная литература (7 часов)
Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и заслуги.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты поэмы).
Иоганн Вольфганг Гетте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.
Уильям Шекспир. Слово о поэте. Философская трагедия «Гамлет» (чтение отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
Контрольная работа по теме «Зарубежная литература».
Повторение за курс 9 класса (3 часа)
Проектная деятельность учащихся: еще раз о поэтах и поэзии.
Выявление уровня литературного развития. Итоговый тест.
Итоговый урок. Литература для летнего чтения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащиеся должны знать:
- литературные направления;
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой;
- устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты;
- роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; комедия;
- основные особенности романтизма;
- стихотворную и прозаическую речь, рифму;
- поэму и романтического героя, сатиру и юмор; гиперболу, гротеск, Эзопов язык;
- рассказ, композиция рассказа, антитеза; сюжет и фабула произведения; портрет, пейзаж, композицию литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;
- уметь определять особенности композиции; средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, авторское отношение к изображенному;
- давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
- формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:
- Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. /Авторы В.Я. Коровина, П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение. 2009).
- Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Авт.-сост.В.Я.Коровина. - М.:Просвещение, 2007.
- Литература. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я.Коровиной / сост. Л.П.Макарова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Карасева И.В. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
- Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной / авт.-сост. Н.В.Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Уитель, 2012.
- Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
- Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2009.
Медиа-ресурсы:
- Сообщество учителей русского языка и литературы. Методические материалы сайта «Сеть творческих учителей»
- shkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
- VIP.KM.RU (Методическая копилка уроков русского языка и литературы)
- Википедия
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 9 класс vschool. ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение)
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата прохождения | Основные ЗУН | |
План | Факт | ||||
Введение – 1 час. | |||||
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | 03.09 | Знать: теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, художественное отображение действительности. Уметь: вступать в речевое общение, использовать различные источники информации. | |
Тема № 1 «Древнерусская литература» - 8 часов. | |||||
2 | Самобытный характер древнерусской литературы. | 1 | 05.09 | Знать: в чем богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси. Уметь: определять жанры Древней Руси. | |
3-4 | Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства. | 2 | 06.09 10.09 | Знать: содержание «Слова…», его историческую основу, основные версии авторства. | |
5-6 | Художественные особенности «Слова…». Идейный смысл. | 2 | 12.09 13.09 | Знать: определения теоретических понятий: лирическое отступление, образ автора, пейзаж. Уметь: формулировать проблематику произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении. | |
7 | Анализ «Плач Ярославны». Поэтическое мастерство автора. | 1 | 17.09 | Уметь: находить средства художественной выразительности, формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста. | |
8-9 | Р/р. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» | 2 | 19.09 20.09 | Уметь: создавать сочинения разных жанров, формулируя тему, идею, проблематику поэтического текста, подбирать эпиграф. | |
Тема № 2 «Русская литература 18 века» - 11 часов. | |||||
10 | Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм. | 1 | 24.09 | Знать: определения теоретических понятий; Основные черты классицизма, сентиментализма как литературного направления. Уметь: производить сравнительный анализ стихотворных текстов. | |
11-12 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова. | 2 | 26.09 27.09 | Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, теорию «трех штилей», характерные особенности жанра оды. Уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности, приводить примеры из текста произведения. | |
13 | Новая эра русской поэзии - Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества. | 1 | 01.10 | Знать: в чем новаторство поэзии Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти. Уметь: воспринимать и анализировать стихотворное произведение. | |
14 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник». | 1 | 03.10 | Знать: основные мотивы лирики Державина, традиции и новаторство в лирике поэта. Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка. | |
15-16 | Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 2 | 04.10 08.10 | Знать: взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка, выявлять авторскую позицию. | |
17 | Р/р. Сжатое изложение по главе «Любань». | 1 | 10.10 | Уметь: писать сжатое изложение, излагать свои мысли в логической последовательности. | |
18-19 | Н.М.Карамзин – глава русского сентиментализма. «Осень» как произведение сентиментализма. Повесть «Бедная Лиза». | 2 | 11.10 15.10 | Знать: определения теоретико-литературных понятий, сюжет повести. Уметь: писать отзыв о прочитанном произведении. | |
20 | Контрольная работа по теме: «Литература XVIII века» | 1 | 17.10 | Проверка ЗУН по теме. | |
Тема № 3 «Русская литература 19 века» - 48 часов. | |||||
21 | Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Романтизм как литературное направление. | 1 | 18.10 | Знать: основные черты романтизма как литературного направления. Уметь: отличать романтизм от других литературных направлений | |
22 | Василий Андреевич Жуковский – поэт-романтик. Элегии «Море» и «Невыразимое». | 1 | 22.10 | Знать: определения теоретико-литературных понятий: элегия, баллада, лирический герой. Уметь: анализировать поэтическое произведение, делать сравнительный анализ лирических произведений. | |
23 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра, нравственный мир героини баллады. | 1 | 24.10 | Знать: сюжет баллады. Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму; находить в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка, давать объяснения. | |
24 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | 25.10 | Знать: основные черты реализма как литературного направления, основные этапы жизненного пути А.С.Грибоедова. Уметь: создавать хронологическую канву лекции. | |
25 | Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | 1 | 07.11 | Знать: содержание комедии. Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя. | |
26 | Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 2 действия. Обучение анализу монологов. | 1 | 08.11 | Знать: содержание комедии. Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя. | |
27 | Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 3 действия. Анализ сцены бала. | 1 | 12.11 | Знать: содержание комедии. Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя. | |
28 | Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 4 действия. | 1 | 14.11 | Знать: содержание комедии. Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя. | |
29 | «Век нынешний и век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Трагедия Чацкого. | 1 | 15.11 | Знать: определения теоретических понятий: идейное содержание, система образов, проблематика, внутренний конфликт. Уметь: определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, составлять портретную и речевую характеристику персонажей пьесы. | |
30 | Р.Р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний». | 1 | 19.11 | Уметь: давать характеристику герою (речевую), отбирать материал из критической статьи | |
31-32 | Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 2 | 21.11 22.11 | Уметь: составлять план сочинения, подбирать эпиграф, приводить цитаты из текста. | |
33 | А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта. | 1 | 26.11 | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Уметь: создавать хронологическую канву лекции учителя, писать сочинение-эссе. | |
34-35 | Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К морю», «Анчар» | 2 | 28.11 29.11 | Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Уметь: анализировать поэтическое произведение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. | |
36 | Любовная лирика А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» | 1 | 03.12 | Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Уметь: анализировать поэтическое произведение. | |
37 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | 1 | 05.12 | Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Уметь: анализировать поэтическое произведение. | |
38 | Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». | 1 | 06.12 | Знать: сюжет произведения. Уметь: анализировать драматическое произведение. | |
39-40 | Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Образ Евгения Онегина в романе. Онегинская строфа. | 2 | 10.12 12.12 | Знать: жанровые особенности произведения. Уметь: анализировать ритмический рисунок стихотворного текста. | |
41 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | 13.12 | Знать: содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя. Уметь: давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою. | |
42 | Татьяна Ларина – нравственный идеал А. С. Пушкина. | 1 | 17.12 | Знать: отрывки из романа в стихах наизусть. Уметь: интерпретировать роль. | |
43 | Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 19.12 | Знать: идейную направленность произведения. Уметь: анализировать художественное произведение. | |
44 | Итоговый тест по роману «Евгений Онегин» | 1 | 20.12 | Проверка ЗУН по теме. | |
45-46 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 2 | 24.12 26.12 | Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение. | |
47 | М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. | 1 | 27.12 | Знать: основные факты творческого пути писателя. | |
48 | Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | 14.01 | Знать: основные тропы. Уметь: находить тропы в тексте поэтического произведения. | |
49 | Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 16.01 | Знать: основные мотивы лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.. | |
50 | Человек и природа в лирике Лермонтова. | 1 | 17.01 | Знать: основные мотивы лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия. | |
51 | Анализ стихотворения «Родина». | 1 | 21.01 | Знать: содержание стихотворения. Уметь: выразительно читать поэтический текст наизусть, формулировать его тему, идею, выявлять проблематику. | |
52 | Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | 23.01 | Знать: основные мотивы любовной лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия. | |
53 | Тема поэта и поэзии. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». | 1 | 24.01 | Знать: основные мотивы любовной лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия. | |
54 | Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | 1 | 28.01 | Знать: сюжет романа. Уметь: характеризовать особенности сюжета и композиции. | |
55 | «История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения». | 1 | 30.01 | Знать: текст, понятие «двойник». Уметь: различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения. | |
56 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | 1 | 31.01 | Знать: о Печорине в системе мужских образов романа. Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. | |
57 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | 1 | 04.02 | Знать: о Печорине в системе женских образов романа. Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев. | |
58-59 | Р.р. Сочинение по роману «Герой нашего времени». | 2 | 06.02 07.02 | Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение. | |
60 | Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | 1 | 11.02 | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | |
61 | Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. | 1 | 13.02 | Знать: историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие произведения. Уметь: определять жанровой своеобразие произведения. | |
62 | Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Способы и приемы типизации. | 1 | 14.02 | Знать: содержание художественного произведения. Уметь: давать характеристику (портретную, речевую) персонажу поэмы. | |
63 | Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». (по главе 11) | 1 | 18.02 | Знать: содержание поэмы. Уметь: определять нравственный потенциал героя времени. | |
64 | «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». | 1 | 20.02 | Знать: текст художественного произведения. Уметь: формулировать авторскую позицию, определять религиозные и философские аспекты произведения. | |
65-66 | Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». | 2 | 21.02 25.02 | Знать: сюжет произведения. Уметь: анализировать текст художественного произведения с точки зрения его идейного содержания. | |
67-68 | Слово об А.П.Чехове. Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. «Смерть чиновника», эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. | 2 | 27.02 28.02 | Знать: основные факты биографии писателя, сюжет его произведений. Уметь: формулировать мировоззренческую позицию писателя. | |
Тема № 4 «Русская литература 20 века» - 22 часа. | |||||
69 | Русская литература XX века: богатство и многообразие жанров и направлений русской литературы XX века. | 1 | 04.03 | Знать: определения теоретико-литературных терминов. Уметь: выделять главное и значимое в различных учебных источниках. | |
70 | Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи». | 1 | 06.03 | Знать: сюжет произведения. Уметь: выделять стилистическое мастерство прозаика, его любовь к слову. | |
71-72 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта. | 2 | 07.03 | Знать: основные события творческой биографии поэта, его произведения. Уметь: анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы, читать стихотворение наизусть. | |
73-74 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина С.А. | 2 | 11.03 13.03 | Знать: ключевые моменты творческой биографии поэта, основные мотивы его творчества. Уметь: выразительно читать стихотворный текст наизусть. | |
75-76 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации. | 2 | 14.03 18.03 | Знать: основные этапы творческой биографии В.В.Маяковского, особенности тонического стихосложения. Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста. | |
77-78 | Михаил Афанасьевич Булгаков и его повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов. | 2 | 20.03 21.03 | Знать: сюжет повести, определения основных литературных понятий: художественная условность, фантастика, сатира. Уметь: составлять устный словесный портрет героя художественного произведения. | |
79 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики М.И.Цветаевой. | 1 | 01.04 | Знать: основные этапы творческой биографии М.И.Цветаевой. Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста, делать устный обзор. | |
80 | А.А.Ахматова. Тема Родины и гражданского долга в лирике А.А.Ахматовой. | 1 | 03.04 | Знать: основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой. Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста. | |
81 | Н.А.Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике Н.А.Заболоцкого. | 1 | 04.04 | Знать: основные этапы творческой биографии Н.А.Заболоцкого. Уметь: выразительно читать поэтический текст. | |
82-83 | М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | 2 | 08.04 10.04 | Знать: сюжет рассказа, особенности композиции произведения. Уметь: давать пространственно-временную характеристику текста. | |
84 | Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» | 1 | 11.04 | Знать: основные вехи творчества поэта. Уметь: анализировать философскую лирику поэта. | |
85-86 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве. Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…». | 2 | 15.04 17.04 | Знать: основные события жизни и творчества поэта. Уметь: анализировать поэтическое произведение. | |
87-88 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини. | 2 | 18.04 22.04 | Знать: сюжет рассказа, его автобиографическую основу. Уметь: раскрывать художественное своеобразие рассказа. | |
89 | Контрольная работа по литературе 20 века. | 1 | 24.04 | Проверка ЗУН по теме. | |
90 | Песни и романсы на слова русских писателей XIX-XX веков. | 1 | 25.04 | Знать: наизусть песни и романсы. Уметь: интерпретировать ключевые слова и символические образы. | |
Тема № 5 «Зарубежная литература» - 7 часов. | |||||
91 | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. | 1 | 29.04 | Знать: основные факты биографии поэта, основные мотивы лирики. Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение. | |
92 | Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и заслуги. | 1 | 02.05 | Знать: основные факты биографии поэта, основные мотивы лирики. Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение. | |
93 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты поэмы) | 1 | 06.05 | Знать: основные факты биографии поэта, основное содержание поэмы. Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение. | |
94 | Иоганн Вольфганг Гетте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. | 1 | 08.05 | Знать: сведения о жизни и творчестве Гете, народную легенду о докторе Фаусте. Уметь раскрывать систему образов трагедии. | |
95 96 | Уильям Шекспир. Слово о поэте. Философская трагедия «Гамлет» (чтение отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 2 | 13.05 15.05 | Знать: сведения о жизни и творчестве У.Шекспира, об эпохе Возрождения; сюжет, особенности композиции трагедии. Уметь раскрывать систему образов, художественное своеобразие трагедии, составлять устный словесный портрет героев, анализировать произведение. | |
97 | Контрольная работа по теме «Зарубежная литература». | 1 | 16.05 | Проверка ЗУН по теме. | |
Тема № 6 « Повторение за курс 9 класса» - 3 часа. | |||||
98 | Проектная деятельность учащихся: еще раз о поэтах и поэзии. | 1 | 20.05 | Знать: содержание проекта. Уметь: презентовать результаты своего труда. | |
99 | Выявление уровня литературного развития. Итоговый тест за курс 9 класса. | 1 | 22.05 | Знать: программные произведения русской литературы 18-20 вв., изученные в 9 классе, основные темы, проблемы, типы, мотивы. | |
100 | Итоговый урок. Литература для летнего чтения. | 1 | 23.05 | Анализ работы учащихся в течение учебного года. Индивидуальные рекомендации учащимся. Программные произведения для чтения летом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....