Рабочая программа по литературе 10 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме

Бардачева Анжелика Сергеевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе. Программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов  под редакцией В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_a.docx79.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования № 3»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № ____

«_____» ________ 2012 г.

Председатель МО

__________В.А.Красильникова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР  

МБОУ «ЦО № 3»

_______ Е.Ю.Константинова

 «_____»_______2012 г.                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 МБОУ «ЦО №3»      

_______И.А.Сулейманова

«_____»________2012 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет  ЛИТЕРАТУРА

Учитель:  Бардачева Анжелика Сергеевна

Класс  10 «А»

Всего часов в неделю  3

Срок реализации программы: 1 сентября 2012 года – 31 мая 2013 года

Количество часов: 102 часа

1 полугодие – 48 часов

2 полугодие – 54 часа

Ступень:  среднее (полное) общее образование (10 – 12 классы)

Рабочую программу составила     __________ Бардачева Анжелика Сергеевна   

                                                                Подпись                         расшифровка подписи 

г. Норильск,

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                           

                                                                                       

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                   3
  2.  СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ                                               5                              
  3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ                    9                          
  4.  ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ                            10
  5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение)                        11              

                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 10 «А»  класса составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.), учебного плана и годового календарного графика МБОУ «Центр образования №3» на 2012-2013 учебный год.

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень литературы и средств обучения.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений, программе, учебному плану для очной формы обучения, годовому календарному графику МБОУ «Центр образования №3» рабочая программа по литературе для 10 «А» класса  рассчитана на 105 часов в год, из расчета 3 часа в неделю (35 учебных недель). Авторская программа рассчитана на 102 часа.

В соответствии с расписанием учебных занятий на 2012 – 2013 учебный год темы распределены на 102 часа,  на 3 часа меньше планируемого количества часов в связи с праздничными днями 8 марта, 1 и 9 мая.

Программа по литературе наряду с функциями, присущими любым программам (информационной, воспитательной и мировоззренческой), ставит цель - подготовить учащихся старших классов к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса.

Основные задачи литературы:

  1. познакомить учащихся с содержанием основных художественных произведений конца 18 – 19 веков;
  2. дать понятие о многообразии художественно-философских и стилевых течений в русской литературе этого периода; об историко-культурном контексте и творческой истории изучаемых произведений;
  3. изучить основные теоретико-литературные понятия; овладеть знаниями и умениями аналитического характера (романтизм, реализм, натурализм, образ художественный, точка зрения героя, рассказчика и автора и др.);
  4. формировать умения воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

  1. расширить знания учащихся в области биографических сведений о писателе или поэте;
  2. учить владеть литературным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

            осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания;

  1. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  1. способствовать развитию умения выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  2. развивать творческие способности учащихся;
  3. осознание богатства русской классической и зарубежной литературы;
  4. использование  различных форм общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи.

     В процессе изучения литературы у обучающихся формируются  ключевые компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, речевая,  учебно-познавательная, информационная, культурологические компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

     Виды деятельности учащихся на уроке: 

  1. работа над текстом художественного произведения, анализ эпизода или целого произведения;
  2. пересказ как прием анализа;
  3. подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;
  4. составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения;
  5. анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;
  6. составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;
  7. конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;
  8. сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением;
  9. сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения;
  10. самостоятельная оценка литературного произведения, героев.

        Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: тестирование, зачёт, внеклассное чтение, сочинение.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ    

№п/п

Название темы

Количество часов

1.

Русская литература первой половины 19 века

26 часов

2.

Русская литература второй половины 19 века

73 часа

3.

Из зарубежной литературы

3 часа

ИТОГО:

 102 часа

                                                                       

Русская литература первой половины 19 века (26 часов)

Введение (2 часа)

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

А.С.Пушкин (10 часов)

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.  Романтическая лирика Южной и Михайловских ссылок «Погасло дневное светило», «Элегия», «Демон»

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом».

Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный».

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Подражание Корану», «Вновь я посетил», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия».

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

Р/р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М. Ю. Лермонтов (7 часов)

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

(«Нет, я не Байрон, я другой…»)

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. («Молитва»)

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание».

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Мечта о прекрасном и гармоничном в мире человеческих отношений «Выхожу один я на дорогу…»

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Н. В. Гоголь (7 часов)

Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и драматическое начало в сборнике «Миргород». «Петербургские повести». Образ «маленького человека».

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Урок внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Русская литература второй половины 19 века (73 часа)

 Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)

И. А. Гончаров (5 часов)

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика.

Один день из жизни Обломова.

«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?»

Два типа любви в романе И.А.Гончарова «Обломов»: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

«Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике.

Обломов и Штольц.

А. Н. Островский (7 часов)

А.Н.Островский – «первооткрыватель русского театра». Жизнь и творчество.

Драма «Гроза». Смысл названия. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

«Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобразие внутреннего конфликта Катерины).

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».

«Гроза» в оценке русских критиков.

                                 

 И. С. Тургенев (7 часов)

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.  «Записки охотника» и их место в русской литературе.

И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

Любовь в романе «Отцы и дети».

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети».

 Анализ эпизода. Споры в критике вокруг романа.

Ф. И. Тютчев (4 часа)                                                                                              

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…»

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…».

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.  «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» (Я встретил вас – и все былое…»)

А. А. Фет (2 часа)

А.А.Фет. Поэзия и судьба.

«Шепот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства».  

Природа, любовь и красота в лирике А.А.Фета. «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др.

   Урок внеклассного чтения. А.К.Толстой (1 час)

Художественный мир А.К.Толстого. Основные темы, мотивы, образы поэзии.

 «Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…».                                

                   

Н. А. Некрасов (9 часов)

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Основные темы и идеи Лирики поэта.

Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова Н.А. «Элегия», «Музе», «Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Тема родины и народа в лирике Некрасова Н.А. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник». Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…».

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм. «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…», «Мы с тобой бестолковые люди…».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Р/р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 часа)

М.Е.Салтыков – Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников и народа.

Л. Н. Толстой (14 часов)

Л.Н.Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания.

Народ и война в «Севастопольских рассказах».

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.

«Дорога чести» князя Андрея Болконского.

«Взлеты и падения» Пьера Безухова.

Женские образы в романе «Война и мир»

Тема народа в романе «Война и мир»

Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе.

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.

Кутузов и Наполеон.

Анализ эпизода из романа-эпопеи «Война и мир».

Р/р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Ф. М. Достоевский (9 часов)

Ф.М.Достоевский. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

«Город пышный, город бедный…».В Петербурге Достоевского.

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Теория Раскольникова о праве сильной личности. Истоки его бунта.

Герой Достоевского и его «двойники».

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой и Соня Мармеладова.

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в романе.

Р/р. Контрольная работа (тестирование)по творчеству Ф.М.Достоевского.

Н.С.Лесков (2 часа)

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Поэтика названия, особенности жанра, фольклорное начало

Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.

А. П. Чехов (10 часов)

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 гг. «Человек в футляре».

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Случай из практики».

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Бывшие хозяева сада как олицетворение прошлого России. Лирическое и трагическое начало в пьесе. Роль эпизодов и комических персонажей.

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

Р/р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Контрольная работа (тестирование) по теме «Русская литература второй половины 19 века».

Итоговый зачет за курс 10 класса по теме «Русская литература 19 века».

Из зарубежной литературы (3 часа)

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Романтизм, реализм, символизм в произведениях зарубежной литературы.

Внеклассное чтение. Ги де Мопассан. Слово о писателе. Психологическая новелла «Ожерелье».

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать (понимать):

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции, историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса;
  5. сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  6. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  3. анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  4. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  5. связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
  6. выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
  7. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
  8. выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  9. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  10. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  11. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  12. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  13. составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  14. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов /Авторы В.Я. Коровина,  В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и проф. уровни. В 2 ч. / Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Рабочая программа по литературе. 10 класс (по программе под ред.В.Я.Коровиной. Методическое пособие / Сост.Л.Н.Савина. –М.: Планета,2011.
  4. Литература. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева «Русская литература. 19 век. 10 класс». Ч.1,2 / авт.-сост. Л.И.Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Вся русская литература в пересказе для школьников. / Авт.-сост.Н.В.Белов. – Мн.: Современный литератор, 2007.
  6. И.О. Ронин, Т.М.Пименова. Все произведения школьной программы в кратком изложении. – М., 2009 год.
  7. А.М.Архангельский. Все герои русской литературы. – М., 2007 год.

Медиа-ресурсы:

  1. Сообщество учителей русского языка и литературы. Методические материалы сайта «Сеть творческих учителей»
  2. shkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
  3. VIP.KM.RU (Методическая копилка уроков русского языка и литературы)
  4. Википедия

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение)

урока

Содержание учебного материала

Кол-во

ча-сов

Дата прохождения

Основные ЗУН

План

Факт

Тема № 1 «Русская литература первой половины 19 века» - 26 часов.

1-2

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

2

05.09

06.09

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской лит-ре 19 в.; понимать связь худ-ой литературы с общественными событиями эпохи.

Уметь составлять конспект лекции учителя.

3

Обзор русской литературы первой половины 19 века.

1

07.09

Знать основные закономерности историко-литературного процесса; понятия классицизм, сентиментализм, романтизм.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

4

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.  Романтическая лирика Южной и Михайловских ссылок «Погасло дневное светило», «Элегия», «Демон»

1

12.09

Знать особенности романтической лирики А.С.Пушкина.

Уметь анализировать, выразительно читать стих-ия, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом».

1

13.09

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать, интерпретировать, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.

6

Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный».

1

14.09

Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С.Пушкина.

Уметь анализировать, интерпретировать, выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.

7

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Подражание Корану», «Вновь я посетил», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия».

1

19.09

Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению.

Уметь анализировать, интерпретировать, выразительно читать стих-ия, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.

8-9

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

2

20.09

21.09

Знать идейно-художественные особенности поэмы, понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра, композиции; какое развитие получила тема «маленького человека».

Уметь анализировать произведение, выявляя способы авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника».

10

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

1

26.09

Знать идейно-художественные особенности поэмы.

Уметь выявлять социальные и философские проблемы в поэме.

11-12

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2

27.09

28.09

Знать содержание и проблематику изученных произведений.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, подобрать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения, редактировать написанное.

13

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

(«Нет, я не Байрон, я другой…»)

1

03.10

Знать основные темы и мотивы лирики Лермонтова, своеобразие художественного мира поэта.

Уметь анализировать стихотворения, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова.

14

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. («Молитва»)

1

04.10

Знать основные темы и мотивы лирики Лермонтова, своеобразие художественного мира поэта.

Уметь анализировать стихотворения, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова.

15

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание».

1

05.10

Знать основные темы и мотивы лирики Лермонтова, своеобразие художественного мира поэта.

Уметь анализировать стих.-ия, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова.

16-17

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Мечта о прекрасном и гармоничном в мире человеческих отношений «Выхожу один я на дорогу…»

2

10.10

11.10

Знать философские мотивы в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать стих-ия, выразительно их читать, соблюдая нормы литературного произношения.

18

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1

12.10

Знать адресатов любовной лирики поэта, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

Уметь анализировать стих.-ия, сравнивать произведения Пушкина и Лермонтова о любви

19

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

17.10

Систематизация ЗУН по теме.

20-21

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

Романтические произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сатирическое и драматическое начала в сборнике «Миргород».

2

18.10

19.10

Знать обзор жизни и творчества Гоголя, особенности стиля, своеобразие творческой манеры; содержание «Вечера…», рассказов из сборника «Миргород».

Уметь анализировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.

22

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека».

1

24.10

Знать содержание «Петербургских повестей» Гоголя, особенности стиля, своеобразие творческой манеры.

Уметь анализировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.

23

Н.В.Гоголь. Повесть  «Невский проспект». Образ Петербурга.

1

25.10

Знать содержание повести, характерные черты мифического образа бездушного и обманного Петербурга.

Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа, анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции.

24

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

1

26.10

25

Урок внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

07.11

Знать содержание повести, место в сборнике «Петербургские повести».

Уметь анализировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.

26

Контрольная работа (тестирование)  по теме «Литература первой половины 19 века».

1

08.11

Проверка ЗУН по теме. Владеть знаниями на уровне образовательных стандартов.

Тема № 2 « Русская литература второй половины 19 века» - 73 часа.

27

Обзор русской литературы второй половины 19 века.

1

09.11

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 1850-60 гг., особенности русской литературной критики данного периода.

Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

28

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика.

1

14.11

Знать основные этапы жизненного т творческого пути Гончарова И.А., содержание романа «Обломов», историю создания романа.

Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации, подбирать и систематизировать материал, отражая в устной речи результаты своей творческой деятельности.

29

Один день из жизни Обломова.

«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?»

1

15.11

Знать содержание романа, содержание главы «Сон Обломова» и ее роли в произведении, особенности проблематики.

Уметь отбирать материал для краткого пересказа, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

30

Два типа любви в романе И.А.Гончарова «Обломов»: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

1

16.11

Знать, какое отражение получили в романе «Обломов» «рациональный» и «сердечный» типы любви.

Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей.

31

Обломов и Штольц.

1

21.11

Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции.

Уметь отбирать материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей; составлять конспект.

32

«Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике.

1

22.11

Знать оценку главного героя романа русской критикой, осмыслить главного героя с социальной, нравственной, общечеловеческой точки зрения.

Уметь работать с критической статьей, составлять план.

33

А.Н.Островский – «первооткрыватель русского театра». Жизнь и творчество.

1

23.11

Знать основные этапы творческого пути драматурга, роль в создании русского национального театра.

Уметь составлять тезисный план лекции учителя; выступать с сообщением на заданную тему.

34-35

Драма «Гроза». Смысл названия. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта.

2

28.11

29.11

Знать историю создания пьесы, особенности характеров персонажей, роль пейзажа в драме.

Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать текст пьесы, выявляя способы выражения авторской позиции.

36

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

1

30.11

Знать роль пейзажа в «Грозе», изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Уметь читать по ролям эпизоды пьесы, аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

37

«Отчего люди не летают так, как птицы?» (своеобразие внутреннего конфликта Катерины).

1

05.12

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере героини народно-поэтическое и религиозное; в чем заключается нравственная проблематика «Грозы».

38

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».

1

06.12

Знать основные этапы развития внешнего конфликта, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте.

Уметь читать эпизоды по ролям, аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

39

«Гроза» в оценке русских критиков.

1

07.12

Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева.

Уметь составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков,  их оценку образа Катерины.

40

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

 «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1

12.12

Знать основные этапы жизненного и творческого пути Тургенева И.С., роль и место «Записок охотника» в русской литературе.

Уметь составлять тезисный план лекции учителя; выступать с сообщением на заданную тему.

41

И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

1

13.12

Знать историю создания романа, прототипы главных героев, в чем заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, осуществлять устное словесное рисование.

42

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

14.12

Знать в чем заключается сила и слабость нигилизма Евгения,  почему в итоге главный герой обречен на трагическое одиночество.

Уметь выявлять главный конфликт произведения, выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

43

Любовь в романе «Отцы и дети».

1

19.12

Знать какую роль играет тема любви в романе.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

44-45

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети».

 Анализ эпизода. Споры в критике вокруг романа.

2

20.12

21.12

Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чем заключается смысл финальной сцены; причины полемики, возникшей вокруг романа, мнения критиков и автора о фигуре главного героя.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

46

Зачетная работа за 1 полугодие.

1

26.12

Проверка ЗУН за 1 полугодие.

47-48

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное…»

2

27.12

28.12

Знать основные этапы творческой биографии Ф.И.Тютчева, мотивы его лирики, особенности изображения поэтом мира и природы.

Уметь анализировать лирику, выразительно читать стих-ия, соблюдая нормы литературного произношения.

49

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…».

1

11.01

Уметь сравнивать стих-ия Тютчева и Лермонтова, посвященные теме Родины, отмечая их сходство и различие; выразительно читать стих-ия, соблюдая нормы произношения.

50

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» (Я встретил вас – и все былое…»)

1

16.01

Знать художественное своеобразие лирики поэта, особенности композиционного построения стих-ий (повтор, антитеза); знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви.

Уметь сравнивать стих-ия Тютчева, Пушкина, Лермонтова, посвященные теме любви.

51

А.А.Фет. Поэзия и судьба.

«Шепот, робкое дыханье…» как манифест «чистого искусства».

1

17.01

Знать основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А.Фета; почему поэт сформулировал своё поэтическое кредо как «служение чистой красоте».

Уметь анализировать стих-ия Фета, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

52

Природа, любовь и красота в лирике А.А.Фета. «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице» и др.

1

18.01

Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чем заключается художественное своеобразие лирики А.Фета.

Уметь анализировать стих-ия Фета, обращая внимание на особенности их поэтического языка.

53

Урок внеклассного чтения.

Художественный мир А.К.Толстого. Основные темы, мотивы, образы поэзии.

 «Против течения», «Государь ты наш батюшка…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…».

1

23.01

Знать основные вехи биографии, темы, мотивы, образы поэзии А.К.Толстого; в чем заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.

Уметь анализировать стих-ия Толстого А.К.

54

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Основные темы и идеи Лирики поэта.

1

24.01

Знать основные этапы творческого пути поэта, основные темы и идеи лирики Некрасова, их своеобразие.

Уметь анализировать стих-ия Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтического языка.

55

Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова Н.А. «Элегия», «Музе», «Поэт и гражданин», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1

25.01

Знать своеобразие решения темы поэта и поэзии, образ Музы в лирике поэта, развитие темы «страданий народа» в «Элегии», выражение авторской позиции.

Уметь анализировать стих-ия Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтического языка.

56

Тема родины и народа в лирике Некрасова Н.А. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник». Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Надрывается сердце от муки…».

1

30.01

Знать, какое воплощение в произведениях Некрасова нашел собирательный образ русского народа, какие художественные приемы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни.

Уметь анализировать стих-ия Некрасова, обращая внимание на реализацию в них приема антитезы.

57

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм. «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…», «Мы с тобой бестолковые люди…».

1

31.01

Знать, какое развитие получила в лирике поэта любовная тема, в чем заключается художественное своеобразие «Панаевского» цикла.

Уметь анализировать стих-ия Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтической символики..

58

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция.

1

01.02

Знать историю создания поэмы, понимать, в чем заключается своеобразие ее жанра, проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы.

59

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства.

1

06.02

Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их слуг.

Уметь анализировать и комментировать текст поэмы.

60

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

07.02

Знать: в чем каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

Уметь составлять текст пересказа, используя цитирование.

61-62

Р/р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

2

08.02

13.02

Знать содержание и проблематику изученных произведений.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, подобрать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения, редактировать написанное.

63

М.Е.Салтыков – Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.

1

14.02

Знать основные этапы творческого пути, проблематику и поэтику сказок.

64

Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников и народа.

1

15.02

Знать, в чем заключается идейная направленность романа, понимать актуальность для современного читателя данного произведения, повествующего о механизме деспотической власти.

Уметь анализировать художественный текст.

65

Л.Н.Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания.

1

20.02

Знать основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н.Толстого.

Уметь понимать причины религиозно-философских исканий писателя, приведших к разрыву с официальной религией и жизнью своего круга.

66

Народ и война в «Севастопольских рассказах».

1

21.02

Знать содержание «Севастопольских рассказов».

Уметь анализировать и комментировать рассказы.

67

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.

1

22.02

Знать историю создания романа, прототипы главных героев.

Понимать, какие проблемы, волнующие пореформенное русское общество, нашли отражение в романе.

Уметь составлять развернутый план лекции учителя

68

«Дорога чести» князя Андрея Болконского.

1

27.02

Знать, в чем заключается смысл духовных исканий А.Болконского, каковы способы выражения авторской позиции.

Уметь отбирать материал в соответствии с видом (краткий, выборочный) и целями пересказа, анализировать мотивы действий литературного героя, давать оценку его поступкам.

69

«Взлеты и падения» Пьера Безухова.

1

28.02

Знать, в чем заключается смысл поиска П.Безуховым нравственной правды.

Уметь отбирать материал для краткого пересказа или индивидуального сообщения с учетом цели учебного задания; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений.

70

Женские образы в романе «Война и мир»

1

01.03

Знать, как в женских образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Толстого, при помощи каких худ.-х средств автор демонстрирует свое отношение к Наташе, княжне Марьи, Элен и Соне.

Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

71

Тема народа в романе «Война и мир»

1

06.03

Знать содержание романа,

Уметь отбирать материал для краткого пересказа или индивидуального сообщения с учетом цели учебного задания; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений.

72-73

Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе.

2

07.03

13.03

Знать о войне 1812 года.

Уметь раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить положения историко-философских взглядов Толстого.

74

Кутузов и Наполеон.

1

14.03

Знать:  личность Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа, о Толстовской концепции истории.

Уметь отбирать материал для краткого пересказа или индивидуального сообщения с учетом цели учебного задания; сравнивать литературных героев, отмечая сходство и различие их характеров, мировоззрений.

75

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.

1

15.03

Знать, каковы были политические причины, побудившие Россию поддержать союзников и выступать против войск Наполеона.

Уметь, используя текст романа и исторические документы, составлять монтаж событий; выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

76

Анализ эпизода из романа-эпопеи «Война и мир».

1

20.03

Уметь анализировать эпизод, устанавливая его связь с общей композицией и идеей произведения

77-78

Р/р. Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

2

21.03

22.03

Знать содержание и проблематику изученных произведений.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, подобрать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения, редактировать написанное.

79

Ф.М.Достоевский. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

1

05.04

Знать основные  этапы творческого пути писателя.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

80

«Город пышный, город бедный…».

В Петербурге Достоевского.

1

10.04

Знать, какие художественные средства использует Достоевский, создавая образ Петербурга.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа на заданную тему, самостоятельно анализировать текст, обращая внимание на традиции и новаторство писателя в создании образа города на Неве.

81-82

История создания романа «Преступление и наказание».

«Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

2

11.04

12.04

Знать историю создания романа, как изображает писатель жизнь  униженных и оскорбленных, подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Уметь отбирать материал для краткого пересказа на заданную тему, самостоятельно анализировать текст, обращая внимание на традиции и новаторство писателя.

83

Теория Раскольникова о праве сильной личности. Истоки его бунта.

1

17.04

Знать, каковы истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова; какую роль в романе играет система авторских опровержений теории «двух разрядов».

84

Герой Достоевского и его «двойники».

1

18.04

Знать, с какой целью писатель вводит в роман «двойников» Раскольникова.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, сравнивать героев произведения, отмечая сходство и различие.

85

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой и Соня Мармеладова.

1

19.04

Знать, какое место в романе писатель отводит образу Сонечки Мармеладовой, какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы.

86

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в романе.

1

24.04

Знать, какова роль эпилога в раскрытии идеи романа, как сны и внутренние монологи героев помогают понять состояние души Раскольникова.

Уметь выбирать определенный вид комментария в зависимости от поставленной учебной задачи.

87

Р/р. Контрольная работа (тестирование)по творчеству Ф.М.Достоевского.

1

25.04

Проверка ЗУН по теме.

88

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Поэтика названия, особенности жанра, фольклорное начало

1

26.04

Знать основные этапы творческой биографии писателя, в чем заключается своеобразие характеров, особенности языка, почему автор прибегает к форме сказа.

Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа, анализировать текст повести.

89

Внеклассное чтение.

Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.

1

29.04

Знать содержание рассказа.

Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа, анализировать текст повести.

90

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 гг.

«Человек в футляре».

1

02.05

Знать основные этапы творческой биографии писателя, в чем заключается жанровое своеобразие его произведений.

Уметь отбирать эпизоды для выборочного пересказа, анализировать тексты рассказов.

91

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Случай из практики».

1

03.05

Знать, в чем заключается проблематика рассказов, как сочетаются в его произведениях социальная сатира и вечные, общефилософские темы.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, самостоятельно анализировать рассказы Чехова.

92

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

08.05

Знать, в чем заключается проблематика рассказов, как сочетаются в его произведениях социальная сатира и вечные, общефилософские темы.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, самостоятельно анализировать рассказы Чехова.

93

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Бывшие хозяева сада как олицетворение прошлого России. Лирическое и трагическое начало в пьесе. Роль эпизодов и комических персонажей.

1

10.05

Знать историю создания пьесы, понимать, в чем причина трагедии бывших хозяев сада, почему они не способны найти свое место в изменившейся действительности.

Уметь отбирать материал для выборочного пересказа, читать по ролям, передавая при помощи интонации настроение и состояние души каждого из персонажей, аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера.

94

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

1

15.05

Знать своеобразие чеховского стиля, значение символов, деталей в творчестве Чехова.

95

«Чехов – это Пушкин в прозе» (Л.Н.Толстой). Новаторство Чехова-драматурга.

1

16.05

Знать в чем заключается новаторство Чехова-драматурга.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы проблемного характера о новаторстве Чехова-драматурга.

96-

97

Р/р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

2

17.05

22.05

Знать содержание и проблематику изученных произведений.

Уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план, подобрать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения, редактировать написанное.

98

Контрольная работа (тестирование) по теме «Русская литература второй половины 19 века».

1

23.05

Проверка ЗУН на уровне образовательных стандартов.

99

Итоговый зачет за курс 10 класса по теме «Русская литература 19 века».

1

24.05

Проверка ЗУН на уровне образовательных стандартов.

Тема № 3 «Из зарубежной литературы» - 3 часа.

100

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Романтизм, реализм, символизм в произведениях зарубежной литературы.

1

29.05

Знать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века, понимать связь худ.-ой литературы с общественными событиями эпохи.

101

Внеклассное чтение.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. Психологическая новелла «Ожерелье».

1

30.05

Знать основные факты жизни и творчества писателя, в чем заключается своеобразие сюжета и композиции новеллы.

Уметь самостоятельно анализировать новеллу, обращая, какую роль Мопассан отводит психологическому анализу внутреннего мира героев.

102

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

1

31.05

Знать о нравственных уроках русской литературы 19 века, черты, особенности.

Уметь находить информацию в источниках разного типа, систематизировать ее и выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонентов.

                       

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....