«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
На этом уроке мы будем говорить о творчестве И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он создал особый мир иронии и сарказма, где действующие лица – в основном животные, где отражена мудрость народа и его философия, создал мир, который не оценит и не поймет только ленивый душой и умом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал по басне И.А.Крылова «Волк на псарне» | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 8 классе.
«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).
Цели урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении исторической основы басни.
Задачи:
Образовательные.
- Продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова.
- Расширить знания о жанре басни.
- Знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой.
- Обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова.
Развивающие.
- Совершенствовать умение анализировать текст лирического произведения.
- Определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним.
- Развивать творческие способности.
Воспитательные.
- Подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятия «мудрость».
- Воспитывать внимание и уважение к чувствам другого.
- Прививать любовь к художественному слову.
Технологии:
- Преподавание литературы, как предмета, формирующего личность.
- Проблемное обучение.
- Творческая мастерская.
Эпиграф: «Его басни переживут века» (К.Н.Батюшков).
Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он создал особый мир иронии и сарказма, где действующие лица – в основном животные, где отражена мудрость народа и его философия, создал мир, который не оценит и не поймет только ленивый душой и умом.
Вы уже обращались к творчеству И.А.Крылова в 5 классе, где знакомились с жанром басни и некоторыми терминами.
- Какими?
- Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей.
- Аллегория - вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе. (Лев-сила, власть, царственность…) Басня о детеныше льва.
- Мораль - философский вывод из басни, поучение.
Это все были признаки басни, а что же такое жанр басни?
Басня - краткий стихотворный нравоучительный рассказ. В.А.Жуковский говорил, что «басня – это чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий».
Давайте посмотрим, насколько вы помните басни И.А.Крылова.
- «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок» («Ворона и лисица»).
- «Он порча, он чума, он язва здешних мест» (« Кот и повар»).
- «Ты все пела – это дело, так пойди же попляши» («Стрекоза и муравей»).
-« А воз и ныне там» («Лебедь, рак и щука»).
- «Избави бог нас от таких судей» («Осел и соловей»).
О каком герое из басни идет речь?
- «Лето красное пропела» . Стрекоза.
-« От радости в зобу дыханье сперло». Ворона.
- «Слушает да ест». Кот Васька.
- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Волк.
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Обезьяна.
Помогите герою басни найти свою пару:
-Свинья-Дуб
- Моська-Слон
- Ворона-Лисица
- Повар –Кот
Фока-Демьян
- А кто стоял у истоков этого жанра? (Древнегреческий философ Эзоп, который был рабом, но рабом по положению, а не по сути.) История о языке…
Притча из "Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа".
— Эзоп,— сказал однажды Ксанф,— сегодня у меня обедают мои друзья, поэтому приготовь нам самое лучшее, самое прекрасное, что существует на этом свете!
«Добро,— подумал Эзоп,— пусть будет так» — и отправился в мясную лавку, где купил дюжину свиных языков. Придя домой, он часть языков приготовил жареными, часть — вареными, часть — в холодном виде с приправами.
И вот пришли гости. По приказу хозяина Эзоп подал жареные языки, которые сразу же были съедены. Считая, что это лишь закуска к основному блюду, Ксанф потребовал принести следующее, и Эзоп проворно поднес каждому по вареному языку под соусом.
— Когда ты наконец попотчуешь нас самым прекрасным, что только может быть? — не выдержал Ксанф.
К всеобщему удивлению, снова появились языки, правда, охлажденные и с кореньями.
- И вот это, подаваемое тобою всякий раз одно и то же, ты считаешь самым лучшим? — вскричал разгневанный Ксанф.
Конечно,— ответил Эзоп,— как и было приказано: «самое лучшее, самое прекрасное на свете». Именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь полезного в этом мире, ни скажешь, ни прикажешь, ни дашь, ни возьмешь, ни купишь и ни продашь; государство и законы, поддерживающие в нем порядок,— все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
И пришлось всем согласиться с ним.
На следующий день во имя спасения репутации Ксанф вновь пригласил всех на обед, а перед этим вызвал Эзопа, которому приказал:
— На сей раз купи на рынке самое плохое, что только можно придумать!
Говоря так, он рассчитывал, что уж сейчас рабу не удастся его провести. Эзоп отправился прямехонько в мясную лавку и опять накупил языков. Едва только гости устроились за столом, как их взору предстали жареные языки.
Все то же?! — закричали раздосадованные гости, а Ксанф остолбенел. Наконец, придя в себя, он произнес:
Что же далее?
Эзоп появился с вареными языками.
— Ах, злодей! Да он хочет, видно, сжить нас со свету своими языками! — повскакивали со своих мест гости.— Да и ты, Ксанф, хорош: позволяешь рабу такие издевательства!
Третье появление Эзопа с холодными языками вызвало неописуемый гнев.
Так, значит, самое прекрасное — язык, как ты, негодяй, вчера уверял, сегодня оказалось самым плохим? — злорад¬но воскликнул Ксанф.
Совершенно верно, хозяин,— безмятежно отвечал Эзоп,— все соответствует твоему сегодняшнему распоряжению. Что может быть хуже языка? Ведь это он начинает раздоры, сеет обман, зависть и оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей.
Вот и сейчас, Ксанф, ты и твои гости поносите меня почем зря с помощью все того же языка!
- Какое человеческое качество раба проявляется в этом эпизоде? – Мудрость.
- А какими еще качествами, на ваш взгляд, должен обладать баснописец?
(Умом, мудростью, смелостью…)
-А как вы думаете, почему чаще бедные люди становятся мудрецами?
Итак, мы пришли к заключению, что баснописец - мудрый человек. А сейчас, работая в группах, попробуем продолжить фразы о мудрецах. Таким образом мы ответим на вопрос - какими качествами обладают мудрецы.
Задание по карточкам в группах. (Продолжить предложенные высказывания).
- Тот истинный мудрец, кто говорит…(коротко и ясно).
- Неразумные люди спорят с другими, а мудрые…(с самими собой).
- Чудаки провозглашают свои поступки, а мудрецы… (их обдумывают).
- Теперь мы знаем, кто такие мудрецы. А обладает ли всеми качествами мудреца И.А.Крылов?
- А сегодня мы поговорим о басне «Волк на псарне» из цикла басен об Отечественной войне 12 года.
- Аудиозапись басни.
- Как вы думаете, почему высмеивая человеческие пороки, Крылов обращается к конкретным историческим деятелям - Кутузову и Наполеону? (Он же гражданин своей страны - душа Крылова болит за свою страну и ее народ.)
-Каким образом сюжет басни связан с событиями войны 12 года?
- Итак, две великие личности представлены в басне в аллегорической форме. Один – в качестве волка, другой – ловчий.
- Объясните такой выбор автора.
- Дайте определения волку(по тексту). «Забияка», «вор», «хитрец», «сер».
- А ловчему? Почему только одно ? «Сед» - старый, немощный, переживший горе???
- Подумайте, какое, на ваш взгляд, слово или сочетание слов, характеризующее внешность, может заключать в себе глубокий смысл?
-Какое чувство правит волком? Страх.
-Какие выражения из этой басни стали крылатыми?
( «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».
«И что приходит, наконец, ему расчесться за овец…»
«Ты сер, а я, приятель, сед».)
- Где в этой басне мораль?
( «А потому обычай мой такой…»)
- Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!
- Итак, умейте смеяться, не бойтесь проявлять свои чувства. Помните, что смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. Не теряйте чувство юмора. Юмор для человека, что аромат для розы. И главное – не бойтесь насмешки: насмешка – хорошее испытание для самолюбия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Басня И.А. Крылова "Волк на псарне". Конкурс "Недаром помнит вся Россия"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К БУКЛЕТУ Буклет «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» представляет собой наглядное пособие для уроко...
Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"
В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку, языку великого баснописца....
Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне".
В презентации дан материал об истории создания басни. В форме беседы с учащимися выясняется идейное содержание произведения....
Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...
Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс
Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...
Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
Презентация урока в 5 классе....
Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».
УРОК ЧТЕНИЯ в 8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне». Цели: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать...