Приложение к занятию по литературе, посвящённому историко-документальному исследовательскому произведению А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» (1963-1968)
1.Личная инициатива Сталина. 2. Условия жизни и труда репрессированных. 3.Хроника строительства Беломорканала. 4.Свидетельство очевидца. 5. «Безлюдье». | (…) Сталину нужна была где-нибудь великая стройка заключёнными, которая поглотит много рабочих рук и много жизней (избыток людей от раскулачивания), с надежностью душегубки, но дешевле её, - одновременно оставив великий памятник его царствования типа пирамиды. (…) "Канал должен быть построен в короткий срок и стоить дешево! - таково указание товарища Сталина!" (А кто жил тогда - тот помнит, что значит - УКАЗАНИЕ ТОВАРИЩА СТАЛИНА!) Двадцать месяцев! - вот сколько отпустил Великий Вождь своим преступникам и на канал и на исправление: с сентября 1931 года по апрель 1933-го. Даже двух полных лет он дать им не мог – так торопился. Двести двадцать шесть километров. Скальный грунт. Загроможденность местности валунами. Болота. Семь шлюзов "Повенецкой лестницы", двенадцать шлюзов на спуске к Белому морю. (…) Так торопимся, что они начинают делать проект еще прежде изысканий на местности! Так торопимся, что эшелоны зэков прибывают и прибывают на будущую трассу, а там еще нет ни бараков, ни снабжения, ни инструментов, ни точного плана - что же надо делать? (Нет бараков - зато есть ранняя северная осень. Нет инструментов -- зато идет первый месяц из двадцати.) Так торопимся, что приехавшие наконец на трассу инженеры не имеют ватмана, линеек, кнопок (!) и даже света в рабочем бараке. (…) Тут норма два кубометра гранитной скалы разбить и вывезти на сто метров тачкой! А сыпят снега и всё заваливают, тачки кувыркаются с трапов в снег. (…) "В уродливой впадине, запорошенной снегом, было полно людей и камней. Люди бродили, спотыкались о камни. По двое, по трое они нагибались и, охватив валун, пытались приподнять. Валун не шевелился. Тогда звали четвёртого, пятого..." Но тут на помощь приходит техника нашего славного века: "валуны из котлована вытягивают сетью" - а сеть тянется канатом, а канат - "барабаном, крутимым лошадью"! (…) А как валить деревья, если нет ни пил, ни топоров? И это может наша смекалка: обвязывают деревья верёвками и в разные стороны попеременно бригады тянут - расшатывают деревья! Всё может наша смекалка!- а почему? А потому что КАНАЛ СТРОИТСЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ И ЗАДАНИЮ ТОВАРИЩА СТАЛИНА! - написано в газетах и повторяют по радио каждый день. (…) Эту дичайшую стройку XX века, материковый канал, построенный "от тачки и кайла", - несправедливо было бы сравнивать с египетскими пирамидами: ведь пирамиды строились с привлечением современной им техники! А у нас была техника - на сорок веков назад! В том-то душегубка и состояла. Побудьте-ка инженером в этих условиях! Все дамбы - земляные, водоспуски - деревянные. Земля то и дело даёт течь. (…) А тем временем в уши неугомонно: "КАНАЛ СТРОИТСЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ И ЗАДАНИЮ ТОВАРИЩА СТАЛИНА!" "Радио в бараке, на трассе, у ручья, в карельской избе, с грузовика, радио, не спящее ни днём, ни ночью (вообразите!), эти бесчисленные чёрные рты, чёрные маски без глаз (образно!) кричат неустанно: что думают о трассе чекисты всей страны, что сказала партия". То же – думай и ты! То же - думай и ты! (…) Пищу доставляют на производство холодной. Из сушилок воруют вещи. Норма питания не выдаётся, в бараках холодно, обовшивели, хворают. Всюду КВБ - культурно-воспитательные-боеточки! (Хулиган, едва придя в лагерь, сразу становится воспитателем.) (…) В январе - ШТУРМ ВОДОРАЗДЕЛА! Все фаланги с кухнями и имуществом брошены в одно место! Не всем хватило палаток, спят на снегу. Из Москвы - приказ № 1: "до конца строительства объявить сплошной штурм!" После рабочего дня гонят на трассу машинисток, канцеляристок, прачек. В феврале - запрет свиданий по всему БелБалтЛагу - то ли угроза сыпного тифа, то ли нажим на зэков. В апреле - непрерывный 48-часовой штурм - ура-а! - ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК НЕ СПИТ! И к 1 мая 1933 года нарком Ягода докладывает любимому Учителю, что канал - готов в назначенный срок. В июле 1933-го Сталин, Ворошилов и Киров предпринимают приятную прогулку на пароходе для осмотра канала. Есть фотография - они сидят в плетеных креслах на палубе, "шутят, смеются, курят". (…) Говорят, что в первую зиму, с 1931 на 1932 г., сто тысяч и вымерло - столько, сколько постоянно было на канале. (…) Д. П. Витковский, соловчанин, работавший на Беломоре прорабом и приписыванием несуществующих объёмов работ спасший жизнь многим, рисует такую вечернюю картину: "После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замёрз. Кто-то застыл с головой, вобранной в колени. Там замёрзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это - крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить. Их посылают на канал сразу десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим батькой, разлучают. И сразу дают им такую норму на гальках и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют - и вот замерзают, обнявшись по двое. Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком. А летом от неприбранных вовремя трупов - уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там." (…) Захотел я в 1966 году, кончая эту книгу, проехать по великому Беломору, посмотреть самому. (…) Но что так тихо? Безлюдье, никакого движения ни на канале, ни в шлюзах. Не копошится нигде обслуга. Не гудят пароходы. Не разводятся ворота. Погожий июньский день, - отчего бы?.. Так прошел я пять шлюзов Повенчанской "лестницы" и после пятого сел на берегу. Изображенный на всех папиросных пачках, так позарез необходимый нашей стране - почему ж ты молчишь. Великий Канал? (…) Скоро ношено - слепо рожено. Из-за того-то срока, из-за тех-то норм и наврали глубину, и снизили пропускную способность. (…) И куда спешил ты, проклятый? Что жгло тебя и кололо - в двадцать месяцев? Ведь эти четверть миллиона могли остаться жить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по литературе, посвящённое историко-документальному исследовательскому произведению А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Занятие по литературе...
Конкурсное очинение на тему "Мои размышления над книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"
Данная работа представляет собой конкурсное сочинение по творчеству А.И.Солженицына в рамках программы «Большое чтение», выполнена ученицей 11 класса. Автор работы рассказывает о своём прочтении одной...
Стилистический анализ отрывка из произведения А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"
Пример стилистического анализа отрывка из произведения А.И. Соженицына "Архипелаг ГУЛАГ"...
" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")
Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....
Презентация к уроку литературы по роману А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"
Данная презентация содержит не только биографические сведения об авторе, но и материал, который необходим для анализа произведения...
Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"
Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"...
Презентация к уроку в 11 классе "Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"
Материал для урока в 11 классе по литературе...