Приложение к занятию по литературе, посвящённому историко-документальному исследовательскому произведению А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему

Карпенко Ирина Васильевна

Раздаточный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulag_itog.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

      А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» (1963-1968)

1.Личная инициатива Сталина.








2. Условия жизни и труда репрессированных.






























3.Хроника строительства Беломорканала.













4.Свидетельство очевидца.













5. «Безлюдье».


















(…) Сталину нужна была  где-нибудь великая  стройка заключёнными,  которая поглотит много рабочих рук и много жизней (избыток людей от раскулачивания), с надежностью душегубки,  но  дешевле  её, - одновременно оставив  великий памятник его царствования типа  пирамиды.      (…)

     "Канал должен быть построен в короткий срок и стоить дешево!  - таково указание  товарища Сталина!" (А кто жил тогда  - тот помнит, что значит - УКАЗАНИЕ  ТОВАРИЩА  СТАЛИНА!)  Двадцать  месяцев!  -  вот  сколько отпустил Великий Вождь  своим преступникам и на  канал  и на  исправление:  с сентября 1931 года по  апрель 1933-го.  Даже двух полных лет он дать им не мог – так торопился.    Двести   двадцать    шесть    километров.   Скальный    грунт. Загроможденность местности  валунами.  Болота.   Семь  шлюзов  "Повенецкой лестницы",  двенадцать  шлюзов  на  спуске  к  Белому морю.  (…)

          Так  торопимся, что они начинают делать проект еще прежде  изысканий на местности!  

          Так  торопимся, что  эшелоны  зэков  прибывают и  прибывают на  будущую трассу, а там еще нет ни бараков,  ни снабжения, ни инструментов, ни точного плана  - что  же надо делать? (Нет  бараков  -  зато  есть ранняя северная осень. Нет инструментов -- зато идет первый месяц из двадцати.)

          Так торопимся, что приехавшие наконец  на трассу  инженеры  не  имеют ватмана, линеек, кнопок (!) и даже света в рабочем бараке. (…) Тут норма два кубометра гранитной скалы разбить и вывезти на сто метров тачкой! А сыпят снега  и всё заваливают, тачки кувыркаются с трапов в снег. (…)

         "В уродливой впадине, запорошенной снегом, было полно людей  и камней. Люди  бродили, спотыкались о камни. По двое, по трое  они  нагибались  и,  охватив  валун,  пытались  приподнять.  Валун  не шевелился. Тогда звали четвёртого,  пятого..." Но  тут  на  помощь  приходит техника нашего  славного  века: "валуны из котлована  вытягивают сетью"  -  а  сеть тянется канатом, а канат  -  "барабаном, крутимым лошадью"! (…) А  как валить деревья, если нет ни пил, ни топоров? И это  может наша  смекалка: обвязывают деревья верёвками и в  разные  стороны попеременно  бригады тянут - расшатывают деревья! Всё может наша  смекалка!- а почему?  А потому что КАНАЛ  СТРОИТСЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ И ЗАДАНИЮ  ТОВАРИЩА СТАЛИНА! - написано в газетах и повторяют по радио каждый день. (…)

         Эту дичайшую стройку XX века, материковый  канал, построенный  "от тачки  и кайла",  -  несправедливо  было бы  сравнивать  с египетскими пирамидами: ведь  пирамиды строились с  привлечением современной им техники! А у нас была техника - на сорок веков назад!

        В том-то душегубка и состояла. Побудьте-ка  инженером  в  этих  условиях!   Все  дамбы  -  земляные, водоспуски - деревянные. Земля то и дело даёт течь. (…)

        А  тем  временем  в  уши  неугомонно: "КАНАЛ СТРОИТСЯ  ПО  ИНИЦИАТИВЕ И ЗАДАНИЮ ТОВАРИЩА СТАЛИНА!" "Радио в бараке, на трассе, у ручья, в карельской избе, с грузовика,  радио,  не  спящее ни днём,  ни ночью (вообразите!), эти бесчисленные чёрные рты,  чёрные маски без глаз (образно!) кричат неустанно: что думают о трассе чекисты всей страны, что сказала партия". То же – думай и  ты! То  же  -  думай  и  ты!  (…)

       Пищу доставляют на производство холодной. Из сушилок воруют вещи. Норма  питания не выдаётся, в бараках холодно,  обовшивели,  хворают.  

Всюду КВБ - культурно-воспитательные-боеточки! (Хулиган, едва придя в

лагерь, сразу  становится воспитателем.) (…)

        В  январе -  ШТУРМ  ВОДОРАЗДЕЛА! Все фаланги с  кухнями  и  имуществом брошены  в одно место! Не всем хватило палаток,  спят  на  снегу.  

        Из Москвы -  приказ  № 1: "до конца строительства объявить сплошной

штурм!" После  рабочего  дня  гонят  на  трассу  машинисток, канцеляристок, прачек.

        В  феврале  - запрет свиданий  по  всему  БелБалтЛагу - то ли  угроза

сыпного тифа, то ли нажим на зэков.

        В  апреле - непрерывный 48-часовой  штурм - ура-а! - ТРИДЦАТЬ  ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК НЕ СПИТ!

        И к  1  мая 1933 года  нарком Ягода  докладывает любимому  Учителю, что канал - готов в назначенный срок.

        В  июле  1933-го  Сталин,  Ворошилов  и  Киров  предпринимают  приятную прогулку  на  пароходе  для  осмотра канала. Есть фотография  - они сидят в плетеных  креслах на палубе, "шутят, смеются, курят". (…)

        Говорят, что в первую зиму, с  1931 на 1932 г., сто тысяч и  вымерло -

столько, сколько постоянно было на канале. (…)

        Д. П.  Витковский, соловчанин, работавший на Беломоре прорабом и

 приписыванием несуществующих  объёмов работ спасший жизнь многим, рисует такую вечернюю картину: "После конца рабочего дня  на трассе остаются  трупы. Снег запорашивает их лица.  Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой,  спрятал  руки в рукава и так  замёрз. Кто-то  застыл с головой, вобранной в колени. Там замёрзли двое, прислонясь  друг  к  другу  спинами.  Это  -  крестьянские  ребята,  лучшие работники,  каких  только  можно  представить.  Их посылают на  канал  сразу десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим батькой,  разлучают.  И  сразу  дают им  такую норму  на гальках  и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их  научить,  предупредить, они

по-деревенски отдают все силы,  быстро слабеют - и вот замерзают, обнявшись по двое.  Ночью едут  сани  и собирают их.  Возчики бросают  трупы на сани с деревянным стуком.

     А  летом  от неприбранных  вовремя трупов  -  уже кости,  они вместе с

галькой попадают в бетономешалку. Так попали  они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там."  (…)

     Захотел я в 1966 году, кончая эту книгу, проехать по великому Беломору,

посмотреть самому. (…)

     Но что так тихо? Безлюдье, никакого движения ни на канале, ни в шлюзах.

Не копошится нигде обслуга. Не гудят пароходы. Не разводятся ворота. Погожий июньский день, - отчего бы?..

     Так прошел  я пять шлюзов Повенчанской "лестницы" и после пятого сел на берегу.  Изображенный на всех папиросных  пачках,  так  позарез  необходимый нашей стране - почему ж ты молчишь. Великий Канал? (…)

      Скоро ношено -  слепо  рожено. Из-за того-то срока, из-за тех-то норм  и  наврали   глубину,  и  снизили  пропускную  способность. (…)

       И  куда  спешил ты,  проклятый?  Что жгло тебя  и  кололо - в двадцать

месяцев?  Ведь эти четверть миллиона могли  остаться  жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное очинение на тему "Мои размышления над книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Данная работа представляет собой конкурсное сочинение по творчеству А.И.Солженицына в рамках программы «Большое чтение», выполнена ученицей 11 класса. Автор работы рассказывает о своём прочтении одной...

Стилистический анализ отрывка из произведения А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Пример стилистического анализа отрывка из произведения А.И. Соженицына "Архипелаг ГУЛАГ"...

" Не стоит село без праведника" (урок литературы в 11 классе по произведению А.И.Солженицына "Матренин двор")

Урок позволяет рассмотреть главную идею произведения: проблему добра, человечности. Вопросы и задания помогут подробно проанализировать главного героя рассказа - Матрену....

Презентация к уроку литературы по роману А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

Данная презентация содержит не только биографические сведения об авторе, но и материал, который необходим  для анализа произведения...

Конспект урока на тему "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"

Разработка урока по теме "Тяжелые вехи истории. Александр Исаевич Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»"...

Презентация к уроку в 11 классе "Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ"

Материал для урока в 11 классе по литературе...