Урок по литературе в 10 классе. Цветопись в произведении Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок исследовательского характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cvetopis_prest._i_nak._seryogina_n.yu_.zip | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Автор: Серёгина Нина Юлдашевна
Курс: Русская литература 20 века
Раздел: Литература второй половины XIX века
Тема: Цветопись в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Учебно-методическое обеспечение:
- авторский медиапродукт: презентация
- эпизоды произведения Достоевского «Преступление и наказание»;
- цветные карандаши
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока:
- Через цветосимволику произведения вывести учащихся на мироощущение писателя и его философию.
- Развивать связную и монологическую речь учащихся.
Образовательные:
- Рассмотреть понятие цвета
- Рассмотреть значение цвета в произведении «Преступление и наказание».
- Проанализировать значимость употребления цветописи в произведениях
Развивающие:
- Развивать умение анализировать, делать выводы.
- Развивать навыки работы учащихся в группе.
- Развитию навыки владения речью.
Воспитывающие:
- Актуализировать личностный опыт учащихся (в разрезе данной темы урока). Обратить их внимание на символику цвета.
Проблемный вопрос:
- Ваше понимание значения цвета.
- Какими цветами пользуется Достоевский при описании портретов героев, интерьера?
- Каков смысл употребления цветописи в романе Достоевского?
- Почему употребление цветописи значимо для Достоевского?
Предполагаемые варианты решений:
- Символика одного и того же цвета, может иметь несколько значений.
- Цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения.
- Автор пишет цветом то, что не может сказать словами.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-исследование
Формы обучения:
- самостоятельная работа
- фронтальная работа
- групповая работа
Оборудование: ОС Windows, мультимедийный проектор, презентация
Методы:
- Объяснительно-иллюстративные
- Частично - поисковые
- Проблемно-эвристические
- Когнитивный
План проведения урока:
Карта урока:
Комментарий хода урока | Время (мин) | Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
Вступительное слово учителя. Целеполагание урока (учитель чётко проговаривает цель урока) | 1 |
| |
Обращение к формулировке темы урока. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: Попробуйте объяснить, что для вас означают такие цвета, как жёлтый, зелёный, красный. | 4 |
| |
Учитель ставит основной проблемный вопрос урока, на который учащимся предстоит ответить по итогам групповой исследовательской работы: Почему употребление цветописи значимо для Достоевского? Учитель раздаёт учащимся отрывки из произведения. Задание: подчеркнуть встречающиеся цвета разными карандашами. | 15 |
|
|
Проблемный вопрос: Каков же смысл жёлтого колорита в романе Достоевского? | 22 |
|
|
Учитель проводит рефлексию, выясняя, насколько изменилось первоначальное представление о символики цвета. Заключительное слово учителя. Домашнее задание. | 3 |
|
Ход урока:
Организационный момент. Целеполагание (см. слайд№1).
Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к понятию цветописи. И попытаемся определить, зачем Достоевский использует цвета в своём произведении.
Обращение к теме урока (см. слайд№2). Тема нашего урока «Цветопись в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»».
Эвристическая беседа на актуализацию личностного опыта обучающихся.
Что для вас означают такие цвета, как жёлтый, зелёный, красный, белый, чёрный?
Ответы учащихся. Тезисная фиксация на доске ответов.
Цвета | Ответы учащихся |
Желтый | Цвет солнца, жёлтые одуванчики и т.д. |
Зелёный | Цвет травы, весенний цвет, т.е. пробуждение природы |
Красный | Красивый, цвет крови |
Чёрный | Ассоциируется с ночью, ничего не видно, пустота |
Белый | Цвет зимы, холодный цвет, невеста вся в белом |
Учитель: Известно, что жёлтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии. Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии – тяжёлый труд, борьба, война, конфликты и т.д. (слайд № 5)
Постановка основного проблемного вопроса урока.
Учитель: А теперь, ребята, определим почему употребление цветописи значимо для Достоевского?
Организация групповой исследовательской работы (см. приложения «Задание для групповой работы»
Учащиеся делятся на группы. Группа 1 подчёркивает жёлтый цвет, 2 группа подчёркивает эпизоды, где встречается красный цвет, 3 группа находит зелёный цвет, 4 группа: чёрный и белый цвет.
Учитель: Подчеркните, встречающиеся вам цвета. Объясните значение каждого цвета в отрывках из произведения.
Учащиеся. Подчёркивают цвета.
Учитель: (Работа с эпизодами). При описании интерьера, портрета, какой использует цвет Достоевский? И почему именно такой цвет?
Учащиеся: Достоевский использует жёлтый цвет (жёлтые обои, мебель жёлтого цвета, жёлтое лицо от постоянного пьянства Мармеладова, жёлтая, «похожая на шкаф или сундук» коморка Раскольникова, жёлтоватые обои в комнате Сони, «мебель из жёлтого отполированного дерева» в кабинете Порвирия Петровича, перстень с жёлтым камнем на руке Лужина). Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.
В описании портрета героев: женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом, «исхудалое, бледно-жёлтое лицо» у Раскольникова, у Порфирия Петровича «больное, тёмно-жёлтое лицо», у Катерины Ивановны – «бледно-жёлтое лицо», у Мармеладова «отёкшее, жёлтое лицо».
Учитель: Каков же смысл жёлтого колорита в романе Достоевского? Когда у человека жёлтые круги под глазами. Это о чём свидетельствует?
Учащиеся: О болезни. У Достоевского жёлтый цвет – это цвет болезни, печали, подавленности. Жёлтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, - это приглушённые, затушёванные грязью жизни, приглушённое жизнелюбие, способности и таланты.
Учитель: Кроме жёлтого цвета, в описании природы, портретов в романе встречается красный цвет. Что он символизирует? (слайд № 4, 6)
Учащиеся: «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», красные отвороты на сапогах Мармеладова, раскольников видит мужиков в красных рубахах, у них красные лица. Рядом сидит «бабёнка» в красном, закат «яркого, красного солнца», укладка «обитая красным сафьяном», заячья шубка, «крытая красным гарнитуром».
Красный цвет – это агрессия, гнев. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови.
Учитель: Разные оттенки красного (или его модификации) скрываются и в именах героев (см. слайд №3). Родион по-гречески означает розовый. А как вы, ребята, понимаете значение розового цвета?
Учащиеся: Розовый – это доброта, ранимость.
Учитель: Да. Хотя герой и совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки.
Имя Порфирий с греческого багряный. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.
Учитель: Встречается в романе и зелёный цвет. (слайд № 7)
Учащиеся: Зелёный купол церкви – надежда на лучшее, Раскольников сидит под кроной зелёного дерева, зелёный зонтик у дочери купчихи, зелёный драдедамовый платок у Сони.
Вывод: Зелёный цвет в романе – это цвет защиты, символ Богородицы. В эпилоге романа героиня в зелёном платке, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни.
Учитель: Хорошо. Теперь переходим к чёрному и белому цвету. (слайд № 8,9)
Учащиеся: Раскольников идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице». Девочка-утопленница в белом платье, мраморного цвета руки, белые нарциссы. У Сони белокурые волосы, а у Свидригайлова с проседью.
Учитель: Почему именно «чёрная лестница», белое платье и цветы, волосы с проседью?
Учащиеся: дают варианты ответа.
- Чёрная лестница – неизвестность.
- Белый цвет – смерть (девочка-утопленница), у Сони - это символ святости. У Свидригайлова - это оболочка, которая скрывает страшного грешника.
Учитель: Белые нарциссы у некоторых народов возлагают на могилы. Белый цвет – это символ чистоты (невеста вся в белом), невинности, но и символ скорби, печали. У некоторых народов в белом хоронят.
Вывод: Белый цвет многозначен. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.
Учитель: А теперь давайте соединим эпизоды над которыми вы работали. Что мы видим, какой цвет преобладает в романе?
Учащиеся: Жёлтый.
Учитель: Верно. Действительно, всё действие в романе происходит практически на жёлтом фоне. Именно цвет помогает нам понять душевное состояние героев произведения. Кроме того, не стоит забывать о том, что «Преступление и наказание» - петербургский роман. А Петербург второй половины ХIХ века – город «золотого мешка». Поэтому жёлтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. (слайд № 10)
Учитель. Давайте вернёмся к Вашим ответам в начале урока. Насколько изменилось Ваше представление о значении цвета?
Учащиеся: (примерные варианты ответа) Общее понятие жёлтого цвета - цвет солнца и др., а у Достоевского значение этого цвета как будто перевёрнуто.
Учитель: Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения.
Рефлексия.
Учитель: Я очень рада, что мы справились с трудной задачей: научились воспринимать художественный текст через цвет, почувствовали настроение автора, состояние героев произведения.
- А с каким настроением вы уходите с урока? (учащимся раздаются листочки, на которых они рисуют смайлики)
Домашнее задание: Домашнее сочинение по роману. Найти в тексте другие цвета (синий и т.д.)
Приложение
Комната Сони Мармеладовой: «… Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый…; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».
(комната Раскольникова)Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (жёлтый) угадать ещё можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого".
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению».
(старуха-проценщица)Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. "И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!.." -- как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова, и быстрым взглядом окинул он всё в комнате, чтобы по возможности изучить и запомнить расположение. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, -- вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. "Лизаветина работа", -- подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.
Женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом, «исхудалое, бледно-жёлтое лицо»
Перстень с жёлтым камнем на руке Лужина.
Жёлтое лицо от постоянного пьянства Мармеладова.
УКатерины Ивановны – «бледно-жёлтое лицо.
(Раскольников)Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку.
Страшный сон приснился Раскольникову. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке… Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку.
Рядом сидит «бабёнка» в красном, закат «яркого, красного солнца», укладка «обитая красным сафьяном», заячья шубка, «крытая красным гарнитуром».
Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул -- и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву.
Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.
Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет.
Вся в цветах лежала в нём девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора руками. Но распущенные волосы её, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал её голову. Строгий и уже окостенелый профиль её лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах её была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажжённых свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею этот молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…»
Раскольников сидит под кроной зелёного дерева, зелёный зонтик у дочери купчихи, зелёный драдедамовый платок у Сони.
«чёрная лестница»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по литературе.10 класс. По роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".
Итоговая проверочная работа по литературе по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"....
Конспект урока по литературе 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Конспект урока по литератеру 10 класс "Петербург Ф.М.Достоевского в романе "Преступление и наказание"...
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...
Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"
Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...
Презентация к уроку по литературе 6 класс по теме : нравственный выбор в произведении "Маттео Фальконе" П.Мериме.
Презентация содержит слайды, соответствующие теме урока. Общая информация о жизни и творчестве П.Мериме. Дается толкование основным понятиям, прилагаются иллюстрации, помогающие дать срав...
Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...
Открытый урок в 10 "А" классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Итоговый урок по изуению программного произведения по литературе...