ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) по теме
Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблема текста. | 28.5 КБ |
Образ. | 31 КБ |
Идея произведения. | 29 КБ |
Тема текста. | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА
Острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. |
Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников проблема социальной несправедливости ..). |
ПРОБЛЕМЫ | Соотнесенные между собой Несоотнесённые между собой Равнозначные Неравнозначные ( главная проблема и дополнительные ) |
Противоречие | ПРОБЛЕМА |
Личность – общество Творец – искусство Человек – история Человек – человек Человек- природа и т.п.. |
Перечень проблем Могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме | Проблематика
|
Предварительный просмотр:
ОБРАЗ « НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»
Литературные истоки | Социальные и идейные корни |
Взгляды Руссо др. просветителей. Романтический конфликт. | Идеология декабризма. |
Чацкий - активный и деятельный характер - пропаганда новых идей - критическое отношение к окружающей действительности |
Социальные и идейные корни | Герои |
Обострение социальных противоречий. Эпоха реформ 60-х годов. Возникновение нигилизма. Возрастание общественной активности. Разночинцев. | Базаров - материализм - демократизм - атеизм - рационализм - социальная активность |
Одновременно появляются антинигилистичекие романы, показывающие «новых людей» как отрицательных персонажей: Н.С.Лесков «Некуда» И.С.Тургенев «Новь» Ф.М. Достоевский «Бесы» | «Новые люди» Н.Г.Чернышевского - теория разумного эгоизма -социальная активность «Особенный человек» - Рахметов - профессиональный революционер - максимализм - идеализм |
Начало 2хождения в народ»- 70-е годы | Народническая литература Гриша Добросклонов ( Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» ) |
Формирование демократической интеллигенции. Обострение социальных противоречий в 90-х г. | Герои рубежа веков Петя Трофимов (« Вишнёвый сад» А.П.Чехова), Саша («Невеста» А.П.Чехова) -отсутствие определённой программы - идеализм - социальный оптимизм, |
Появление пролетариата на арене общественной борьбы; распространение марксизма; революционная ситуация. | Герои социалистического реализма Павел Власов («Мать» М.Горький) -марксистские взгляды - социальная активность |
Предварительный просмотр:
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Авторская концепция мира и человека в нем; отношение к изображенной в произведении действительности ( область художественных решений) |
ИДЕЯ- ВОПРОС | ИДЕЯ – ОШИБКА | ИДЕЯ – ОТВЕТ |
Значение произведения определяется остротой поставленных в нем проблем; их решение – вне произведения и зависит от времени, от позиции читателя и т.п. | Ошибочный вывод писателя, сделанный им на основе рассмотренного материала. | Верное и глубокое освещение поставленной проблемы, её анализ, выводы. |
АВТОРСКАЯ Истолкование, которое автор дает наблюдаемым и отображаемым им фактам жизни, их субъективная оценка ( может соответствовать и не соответствовать читательскому пониманию жизни; может быть прогрессивной и ограниченной) | ОБЪЕКТИВНАЯ Объективное истолкование представленного в произведении писателем материала ( богатство реального содержания может быть шире выводов, сделанных автором ) |
ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ( ПО СОДЕРЖАНИЮ )
Отличается степенью глубины авторского понимания отраженных им явлений жизни | Отличается мерой исторической правдивости « приговора», который автор « выносит» отраженному им явлению жизни. |
ИДЕЙНЫЙ МИР
|
Предварительный просмотр:
ТЕМА
Круг событий и явлений лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения ( область отражения реальности).. |
Тема - « положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют» В.И.Даль. |
ТЕМА |
|
ТЕМЫ
ВЕЧНЫЕ | Темы, общие для всех времен и народов, равно интересные и актуальные на протяжении веков. |
НАЦИОНАЛЬНЫЕ | Темы, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ | Фактор времени – « сверхтема»; все прочие явления жизни рассматриваются через призму истории. |
ВНУТРИЛИТЕРАТУРНЫЕ | Искусство как такового ( самопознание художника, процесс творчества, творческие искания) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока "Осенняя воля")
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста...
Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"
Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...
Программа педпоиска «Многоаспектный и лингвистический анализ художественного текста как средство включения учащихся в мыследеятельность»
Программа педпоиска...
Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...
Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ художественного текста"
Рабочая программа по курсу «Лингвистический анализ художественного текста» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второг...