ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) по теме

Красильникова Светлана Васильевна

Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проблема текста.28.5 КБ
Microsoft Office document icon Образ.31 КБ
Microsoft Office document icon Идея произведения.29 КБ
Microsoft Office document icon Тема текста.29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА

Острое  жизненное    противоречие,  точка  напряженности  между  существующим  и  должным,  желаемым   и  реальным.  

Одна  и  та же  тема  может  послужить  основой  для  постановки   разных  проблем  (тема  крепостного  права -  проблема  внутренней  несвободы  крепостного,  проблема  взаимного  развращения,   уродования  и  крепостных,  и  крепостников  проблема  социальной   несправедливости  ..).




ПРОБЛЕМЫ


Соотнесенные  между  собой

Несоотнесённые  между  собой


Равнозначные

Неравнозначные  ( главная  проблема  и  дополнительные )




Противоречие

ПРОБЛЕМА

Личность – общество

Творец – искусство

Человек – история

Человек – человек

Человек- природа  и т.п..

Перечень    проблем

Могут  носить   дополнительный  характер  и  подчиняться  главной  проблеме

Проблематика

  1. Социально-политическая
  2. Нравственно- этическая
  3. Национально- историческая
  4. Культурно- бытовая
  5. Мифологическая
  6. Философская  и др.



Предварительный просмотр:

ОБРАЗ  « НОВОГО  ЧЕЛОВЕКА»

Литературные  истоки

 Социальные  и  идейные  корни

Взгляды  Руссо  др.  просветителей.

Романтический   конфликт.

Идеология  декабризма.

Чацкий

-  активный  и  деятельный  характер

-  пропаганда  новых  идей

-  критическое  отношение  к  окружающей   действительности

      Социальные  и  идейные   корни

                      Герои

Обострение  социальных   противоречий.

Эпоха  реформ  60-х  годов.

Возникновение  нигилизма.

Возрастание  общественной  активности.  Разночинцев.

Базаров

-  материализм

-  демократизм

-  атеизм

-  рационализм

-  социальная  активность

Одновременно  появляются  антинигилистичекие  романы, показывающие  «новых  людей» как  отрицательных  персонажей:

Н.С.Лесков  «Некуда»

И.С.Тургенев   «Новь»

Ф.М. Достоевский  «Бесы»

«Новые   люди»

Н.Г.Чернышевского

-  теория  разумного  эгоизма

-социальная  активность

«Особенный   человек» - Рахметов

- профессиональный  революционер

- максимализм

-  идеализм

Начало  2хождения  в  народ»- 70-е  годы

Народническая  литература

Гриша   Добросклонов

( Н.А.Некрасов «Кому  на  Руси  жить  хорошо» )

Формирование  демократической  интеллигенции.

Обострение  социальных  противоречий  в  90-х   г.

Герои   рубежа    веков

 Петя  Трофимов (« Вишнёвый  сад»  А.П.Чехова), Саша («Невеста» А.П.Чехова)

-отсутствие  определённой  программы

-  идеализм

-  социальный  оптимизм,

Появление  пролетариата  на арене  общественной  борьбы;  распространение   марксизма;  революционная  ситуация.

Герои  социалистического  реализма

Павел  Власов («Мать» М.Горький)

-марксистские  взгляды

-  социальная  активность



Предварительный просмотр:

ИДЕЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ


Авторская  концепция  мира  и  человека  в  нем;  отношение  к  изображенной  в  произведении  действительности  ( область  художественных  решений)

ИДЕЯ- ВОПРОС

ИДЕЯ – ОШИБКА

ИДЕЯ – ОТВЕТ

Значение  произведения   определяется  остротой    поставленных  в  нем  проблем; их   решение – вне  произведения   и  зависит  от  времени, от  позиции  читателя  и т.п.

Ошибочный  вывод  писателя, сделанный   им  на  основе  рассмотренного  материала.

Верное  и  глубокое  освещение  поставленной  проблемы,  её  анализ, выводы.


АВТОРСКАЯ


Истолкование, которое  автор  дает наблюдаемым  и  отображаемым    им  фактам  жизни,  их  субъективная  оценка  ( может  соответствовать  и  не соответствовать  читательскому  пониманию  жизни;  может  быть  прогрессивной  и  ограниченной)


ОБЪЕКТИВНАЯ


Объективное  истолкование  представленного  в  произведении  писателем материала  

( богатство  реального  содержания  может  быть  шире  выводов, сделанных  автором )

ИДЕЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ   (  ПО  СОДЕРЖАНИЮ )

Отличается  степенью  глубины  авторского  понимания  отраженных   им  явлений  жизни

Отличается  мерой  исторической  правдивости  « приговора», который  автор  « выносит»  отраженному   им  явлению  жизни.

ИДЕЙНЫЙ МИР


  1. Художественная  идея
  2. Авторское  представление  об  идеале
  3. Система  авторских  оценок  (  авторская  концепция )



Предварительный просмотр:

ТЕМА

Круг   событий  и  явлений  лежащий  в  основе  художественного произведения,  предмет  художественного    изображения  ( область  отражения  реальности)..

Тема  -  « положение,  задача,  о  коей  рассуждается   или  которую   разъясняют»

                                                                                                                                       В.И.Даль.






ТЕМА


  1. Актуальное ( созвучное  основным  проблемам  времени)
  2. Малоактуальная


  1. Общественно  значимая;  широкая
  2. Частная; локальная


  1. Внехудожественная ( явления  жизни,  относящееся   к  внехудожественной   реальности)
  2. Внутрихудожественная  ( темы  замкнутого  творчества


  1. Декларируемая,  представленная  открыто,  непосредственно  
  2. Существующая  в  подтексте , опосредованно

ТЕМЫ

ВЕЧНЫЕ

Темы,  общие  для   всех  времен  и  народов, равно интересные  и  актуальные  на  протяжении  веков.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ

Темы, характерные  для  определенного  этноса  и  воспринимаемые  посторонним  читателем  как  национальная  экзотика.

ИСТОРИЧЕСКИЕ

Фактор  времени – « сверхтема»; все  прочие  явления  жизни  рассматриваются  через  призму  истории.

ВНУТРИЛИТЕРАТУРНЫЕ

Искусство  как  такового  ( самопознание  художника,  процесс  творчества, творческие  искания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"

Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...

Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...

Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ художественного текста"

    Рабочая программа по курсу «Лингвистический анализ художественного текста» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второг...