Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока "Осенняя воля")
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_lingvisticheskiy_analiz_stihotvoreniya_a.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный лингвистический анализ стихотворения А. Блока
«Осенняя воля» (1905)
Стихотворения А. Блока нельзя охарактеризовать как произведения прозрачные: глубокий философский подтекст, присутствующий в каждом из них, раскрывается перед читателем далеко не сразу. Стихотворение «Осенняя воля» - произведение глубокое, непростое, поэтому при его анализе лингвистический комментарий скорее необходимость, чем просто средство, помогающее понять идею произведения и отметить своеобразие языка Блока.
«Осенняя воля» - стихотворение со сложной системой образов. Поэтому анализ различных уровней текста будет направлен на то, чтобы помочь нам как можно глубже проникнуть в загадочность этой системы.
Начнём анализ с лексического уровня.
Обратим внимание на название стихотворения - «Осенняя воля». Заглавие – сильная позиция текста. А. Блок не случайно выносит в начало текста два слова: воля и осенний. Само по себе словосочетание интересно, необычно. В нашем языке существительное воля и прилагательное осенний не связаны фразеологически, т.е. словосочетание не воспроизводится в готовом виде, это авторский знак.
Слово воля в русском языке входит в группу национально маркированной лексики. Сравним значение этого слова со значением слова свобода.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой даёт такое определение: свобода – (3.) отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-нибудь. Воля же в сознании русского человека – это то, что противопоставлено неволе - 1) невозможности проявить себя; и 2) заточению, нахождению взаперти. Кроме того, понятие воли всегда связано с бескрайним простором, с возможностью безграничного проявления чувств.
Обратимся к стихотворению и подтвердим высказанную мысль текстом. С отмеченным понятием воли связаны следующие слова (тематическая группа): выхожу, путь, открытый, ветер, разгулялась, веселье, пляшет, звенит, вдали, окно тюрьмы, влекомый, пьяный, хмель, простор, свободный, дали, необъятные.
В сочетании со словом воля эпитет осенняя звучит необычно. Следовательно, для Блока именно употребление этого слова было принципиально важно.
Прежде всего, прилагательное осенний семантически и грамматически связано с существительным осень. Прямое значение слова в тексте реализовано через слова: ветер, жёлтый, осень, мокрый, обнажила, красная рябина, цветной.
Однако осень не просто время года. С.И. Ожегов отмечает и символическое значение слова: «относящийся к старости, к концу жизни». Это значение актуализируют в стихотворении слова: путь (= жизненный путь), скудный, кладбище, земля, молодость (противопоставление старости), умирает.
Тем не менее, А. Блок пишет стихотворение, будучи достаточно молодым человеком, поэтому, наверно, можно сказать, что лирический герой – alter-ego поэта говорит не столько о старости, сколько об усталости, но всё-таки желании жить, несмотря на это.
В анализируемом произведении А.Блока название предельно информативно. В контексте стихотворения обращает на себя внимание внутренняя форма слова осенняя: поэт пишет о пути, о скитаниях, о воле, но молит Родину о «приюте в далях необъятных» (оксюморон), он жаждет попасть под сень, покров чего-то родного, близкого, чтобы найти покой.
Кроме того, в РЯ есть такой фразеологизм, как осенять крестом. В контексте творчества А. Блока, наверно, правомерно будет связать и этот языковой знак со значением слова осенняя (+ христианскую идею диктует и сам контекст: нищий, распевающий псалмы).
Далее… Если рассмотреть название стихотворения с другой стороны, мы увидим, что уже в заглавии автором обозначен хронотоп: перед нами лирический герой – странник, жаждущий слиться с необъятным простором, влекомый в путь неведомой силой. Герой уже немолод, но смерти он не ищет, не ждёт зимы жизни. Мысленно он со своей весной: вспоминает «сгубленную в хмелю молодость».
Перед нами время недвижимое. Жизнь героя имеет прошлое, а будущее заявлено туманно: «Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака». Настоящее же для Блока вневременно, бесконечно, хотя поэт пишет о поздней осени.
Рассмотрим, как добивается поэт именно такого выражения категории времени в тексте. Проанализируем грамматический уровень.
В стихотворении много глаголов. Преобладают глаголы настоящего времени (настоящее актуальное): ветер гнёт упругие кусты, красный цвет зареет издали, веселье пляшет, выхожу я в путь, иду я в путь никем не званый. Перед нами активный герой: он не вспоминает, а живёт в момент своего монолога.
При этом образ лирического героя необычен. Вчитаемся в первую строчку:
Выхожу я в путь, открытый взорам.
Это предложение может быть понято двояко. Если причастный оборот (со страдательным причастием) определяет существительное путь: я выхожу и вижу бескрайний простор. Но есть и другой смысл (причастный оборот определяет личное местоимение): я выхожу в путь, становлюсь на дорогу исканий и становлюсь открытым для взора либо Бога, либо той, чей узорный, цветной рукав машет вдали, то есть России, образ которой в позднем творчестве Блока переплетается с образом женщины, любимой.
Синтаксис стихотворения также работает на выражение авторской идеи, на создание определённой картины. Герой стихотворения - путник и созерцатель. Его взгляд фиксирует множество картин: кусты, которые гнёт ветер, камни, глина, рябины, нищий, кабак. Каждая зарисовка создаётся буквально 2-3 словами. Стихотворение состоит из сложных бессоюзных предложений, каждая часть которых предельно лаконична:
...Ветер гнёт упругие кусты,
Битый камень лёг по косогорам,
Жёлтой глины скудные пласты.
Блок редко использует осложнённые предложения, но в том случае, если поэт выстраивает ряд однородных членов, это значимо:
Как и жить и плакать без тебя!
В таком контексте происходит сближение значений слов жить и плакать. По Блоку, жизнь – плач, и плач не только, как выражение эмоций, сопровождаемое слезами, но плач – песнь, помогающая излить тоску (подобное значение слова отмечено в «Толковом словаре» Ожегова, Шведовой).
Идею песни подтверждает фоника стихотворения. Обилие сонорных (особенно [л] и [л']) делает произведение необыкновенно музыкальным, благозвучным (эвфония). Стихотворение написано очень «звучным» языком, в котором преобладают звонкие согласные:
Вот оно, моё веселье пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
На фонетическом уровне также можно отметить следующую особенность: сбой в стихотворном размере последнего четверостишия:
Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
Происходит актуализация первых двух строк четверостишия: о ком пишет Блок? Учитываем вертикальный контекст – Русско-Японская война, Революция 1905-1907 годов. Блок пишет не только о себе, но и о своём поколении, которое исторически было лишено идейной опоры, оказалось в плену, в неволе иллюзий эпохи. Для себя Блок ищет опору в просторах России, в притягательном женском, материнском начале Русской земли.
Таким образом, все уровни текста стихотворения работают на выражение авторской идеи. Эстетическая и смысловая доминанта «осенняя воля» проходит через всё стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)
Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия....
Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"
Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...
Программа педпоиска «Многоаспектный и лингвистический анализ художественного текста как средство включения учащихся в мыследеятельность»
Программа педпоиска...
Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...
Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...