Программа внеурочной деятельности "Лингвистический анализ художественного текста"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Лингвистический анализ художественного текста» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второго поколения, программы В.А. Левина «Приобщение к искусству», требований к уровню подготовки учащихся с учётом регионального компонента.
Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochki_6_klass.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИППА АФИПСКИЙ
МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по гуманитарному направлению
«Лингвистический анализ художественного текста»
для 5 «Б-л» класса
на 2016 - 2017 уч. год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
К.А. Саенко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация внеурочной деятельности в 2016 – 2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»
- Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 года №233 (ред. От 10.03.2009 года) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»
- Положение об организации внеурочной деятельности учащихся согласно федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. Приказ №1 от 30.08.2016 г. МАОУ лицей пгт Афиппского.
Рабочая программа по курсу «Лингвистический анализ художественного текста» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второго поколения, программы В.А. Левина «Приобщение к искусству», требований к уровню подготовки учащихся с учётом регионального компонента.
Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». При составлении программы учитывался факт того, что творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Но для нормального развития творческих способностей ребенка одного только игрового отношения к слову недостаточно, потому что наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает в сторону безвкусицы и безобразия. Для преодоления этого недостатка в программе были «уравновешены» вдохновенное фантазирование с изучением литературной классики, что даст возможность детям более мастерски реализовать свои творческие замыслы.
Таким образом, данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Содержание программы курса «Лингвистический анализ художественного текста» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, искусства, истории) в освоении различных видов и техник искусства слова.
Наряду с реализацией концепции общекультурного и духовно-нравственного воспитания программа «Лингвистический анализ художественного текста» выделяет приоритетные направления, среди которых:
- развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностей ориентаций и качеств личности;
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на следующих принципах:
- принцип культуросообразности
- принципа коллективности
- принцип диалогичности
- принцип патриотической направленности
- принцип проектности
- принцип поддержки самоопределения воспитанника
Цель программы внеурочной деятельности — через знакомство с аспектами поэтического мастерства способствовать развитию умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- сформировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
- сформировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
- сформировать способность и готовность обучающихся к литературному творчеству, фантазированию, умению решать сложные проблемные ситуации;
- сформировать способность к адекватной самооценке, развитию коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
- сформировать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.
Данная программа работает на учащихся начальных классов в возрасте 11-12 лет (6 класс) рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные; обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, сбор и оформление материалов, проектная деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД |
Обучающийся научится: | ||
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. |
Обучающийся получит возможность научиться: | ||
– составлять план решения учебной проблемы; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; | – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осуществлять анализ и синтез; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни | ВТОРОЙ УРОВЕНЬ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом | ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия |
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей. | перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества. | получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям. |
Методы оценки достижений учащихся: публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, публикация своих произведений в газете «Шпаргалка», участие в различных конкурсах.
СТРУКТУРА КУРСА
№ | Направление программы | Содержание | Количество часов |
1 | Включение в игровое творчество. | Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. | 2 |
2 | Освоение элементов художественной формы | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Системы стихосложения. Ритм. Рифма, виды рифм. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест Размер стиха. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация. | 8 |
3 | Открытие в себе автора | Подбор рифм, игра «Угадай рифму», игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший, мини-сочинений, статей, зарисовок на заданную тему. Практическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор. Сочинение белого стиха. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый определённой тематике (красота, дружба, времена года, зож, любовь к Родине и др.) | 8 |
4 | Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусству | Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Подражательность и плагиат. Чтение и обсуждение четверостиший, зарисовок, миниатюр на заданную тему. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения. | 7 |
| 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа педпоиска «Многоаспектный и лингвистический анализ художественного текста как средство включения учащихся в мыследеятельность»
Программа педпоиска...
Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...
Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"
Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....
рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"
Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)...
Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста"
Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста" для 10, 11 класса...