урок по литературе: "Современная литература. Роман М.Петросян "Дом, в котором..."
план-конспект урока по литературе по теме

Материал урока можно использовать при  изучении современой литературы. Кратко даются основные тенденции литературного процесса двадцать первого века. Разбираются основные образы романа М.Петросян "Дом, в котором..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 9 классе:

«Современная литература.

Роман М.Петросян «Дом, в котором…»

 Цели: познакомить учащихся с романом М.Петросян « Дом, в котором…», отработать навыки выразительного чтения прозаического произведения; повторить средства художественной выразительности;  формировать навыки анализа прозаического произведения; развивать умение слушать и правильно говорить; воспитывать у учащихся чувство сопереживания, сострадания

Материалы:  книга М.Петросян «Дом, в котором…», тетрадь, презентация к уроку, классическая музыка.

Тип урока: урок - беседа.

Ход урока.

1.Оргмомент

2. Слово учителя.

Здравствуйте, дети.

 На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами об одном из романов 21 века «Дом, в котором…» М.Петросян. Это произведение, как ничто другое отражает основные тенденции современной литературы.

Первое десятилетие литературы XXI века — пестрое, противоречивое явление,  представляющее собой высокотехнологичный синтез искусства и бизнеса, что является, к сожалению, следствием все более глубокой интеграции культуры в рыночные отношения. Современная литература — это  многоголосное пространство сосуществования и взаимодействия разных  художественных языков при отсутствии единого метода, единого стиля, единого лидера.

 В современной литературе можно выделить условно два вида литературы: «литература, которая предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). Первая отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес. Вторая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни».

Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений:  авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и другие).

        В современной русской литературе можно выделить основные тенденции:

      1.Многообразие стилей и художественных направлений современной русской литературы.

     2. В содержательном плане одна из главных тем российских авторов  XXI века - хаос и бессмыслица современной жизни, абсурдность существования в мире, утратившем нравственные ориентиры.

    3. Язык порождает такие черты художественного произведения, как  диалогичность,  недосказанность.  

   4. Изображение взаимоотношений человека и  общества, отражение попыток человека уйти от одиночества и возвращение к нему. Эта тенденция ярко отразилась в романе «Дом, в котором…»

    Несмотря на явные признаки духовной деградации общества, а также литературы и культуры в целом, имена интересных  авторов по-прежнему появляются на литературном небосклоне. Такой интересной писательницей можно считать М.Петросян   с её романом «Дом, в котором…».

C этой писательницей мы знакомимся впервые, давайте обратимся к её биографии и истории появления романа.

Мариам Петросян (сообщение)

Учитель.

М.Петросян показала странный, но по-своему удивительный мир детей-инвалидов.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Притча)

Притча о детях-инвалидах (презентация)

- Скажите, вы считаете, верно это высказывание, что дети –ивалиды -это сами ангелы?

И сегодня мы поговорим о таких особенных детях.

Итак, Роман «Дом, в котором…»

ответить на вопросы: О чём же эта книга? (Это книга о Доме. О детях-инвалидах, живущих в нём).

Итак, роман о доме, а что в вашем представлении обозначает дом?

-Найдите в отрывке  авторские определения понятия дом и прокомментируйте их.

- Какой образ возникает у вас при прочтении этого эпизода?

С помощью каких средств выразительности описывает дом М.Петросян?

На сколько частей можно поделить этот эпизод?

  1. Какой приём использует автор романа?

М.Петросян создала причудливый, невероятно сложный мир. (Анализ ДОМА)

Почему жители “Расчесок” предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще”?

Все дело в том, что обитателями странного Дома являются дети, которых объединяет одно – невозможность жить в другом месте. Коляски, костыли, протезы, кофе, выпивка, наркотики, бессонные ночи, ночные кошмары, ножи, амулеты, много-много амулетов, растения в горшках, ручная ворона – чего тут только нет”. Подростки живут в интернате – и это их мир. Мир же, в котором мы, читатели, живем,– не для инвалидов, книга об этом. Жители Дома Наружность (внешний мир) не любят. Даже окна в коридоре, выходящем на улицу, то и дело замазывают краской. “Это не было детской шалостью, как могло показаться вначале. Хотя уже тогда можно было кое о чем догадаться – ведь ни в спальнях, ни в классах таких проблем не возникало. Только увидев черные стекла, они [воспитатели] поняли, до какой степени подопечные их боятся, как ненавидят их – эти Окна в Наружность”

Почему противопоставляются Дом и Наружность?

2. “Учащиеся называют его просто “Домом”, объединяя в этом емком слове все, что символизирует для них наша школа – семью, уют, взаимопонимание и заботу”. Так было сказано в буклете, который я, вырвавшись из Дома, собирался повесить на стену в траурной рамке. Может, даже с позолотой. Он был уникален – этот буклет.  

Учитель.  Какова структура дома? На сколько миров,  пространств можно поделить Дом…  

Клички, стаи, Могильник (больница),Кофейник, летние поездки на море, пандусы, плееры, невидимые нянечки, учителя и уроки в классных комнатах – это тоже устройство Дома. Для воспитателя Ральфа дом еще и понимание, что детям “дают слишком много воли”, для Курильщика – игра, для других – “Дом это Дом”, где воспитанники видоизменяли себя и свою территорию

Скажите ребята Устройство Дома: реальность или игра?

Учитель. Таким образом, описанный в романе  дом – это живой организм, это  вся жизнь детей-инвалидов, это их существование.

II. Герои романа. Почему в романе не группы, а стаи? 

Почему у каждого героя клички?

Одним из ярких героев, с которым мы знакомимся на страницах романа - это мальчик, по кличке Курильщик. Кто он?

Работа над главой “Курильщик. Чем он вам интересен?

Некоторые преимущества спортивной обуви”.

(Анализ эпизода “Обсуждение обуви”).

Что невероятного в этом эпизоде?

Случаен или закономерен конфликт между персонажами?

(О событиях в этом эпизоде рассказывает семнадцатилетний мальчик, недавно появившийся в Доме незадолго до выпуска, определенный в лучшую группу (стаю Фазанов), который искренне пытался “стать Фазаном”. Многое в Доме ему непонятно, но никто не объяснил ему, почему все обитатели имеют клички, которые нелегко произносить новичку. Конфликт происходит из-за того, что Курильщик. (Такую кличку получил мальчик за то, что тайком от своих образцовых “состайников”, курил. Назвал так его Сфинкс, обитатель четвертой стаи, чем вызвал к новичку ненависть всех “фазанов”) хочет быть самим собой, а не подчиняться беспрекословно порядкам и традициям стаи. Он надел красные кроссовки, чем вызвал возмущение у “состайников” и обсуждение его поведения).

Анализ эпизода “В кабинете директора”. Что невероятного в этом эпизоде? В чем заключается конфликт рассказчика и других обитателей дома (Детей и взрослых)?

-Ещё одна из ярких личностей романа - это Кузнечик (Сфинкс)

-Как попал он в Дом?

-Давайте прочитаем эпизод появления Сфинкса в Доме.

(Анализ эпизода)

Сфинкс (до своего Прыжка имел прозвище Кузнечик) — безрукий; как правило, носит протезы. Зелёные глаза; в детстве были белые волосы, отливающие рыжим, во время Прыжка полностью их потерял («неизвестная инфекция»), остались только брови. В детстве был изгоем в своей группе "Хламовнике", но, по просьбе Слепого, получил от старшеклассника Седого амулет, который должен был помочь ему раскрыть свою силу и сделать лидером Дома. Вместе с ближайшими друзьями Волком и Слепым устроил раскол в "Хламовнике" и образовал свою группу "Чумные дохляки", которая позже разделилась на третью и четвертую. По воспоминаниям Черного, покорял окружающих своим обаянием. После своего первого прыжка на "изнанке Дома" прожил несколько страшных лет, потому впоследствии не пользуется даром Прыгуна. Считает Дом злым существом, виновным во всех несчастьях его обитателей, отказывается от предложения Слепого перевести его на изнанку целиком в ночь выпуска. Получает в свое распоряжение перо цапли, которое использует, чтобы переменить судьбу своего друга Слепого и научить его любви к миру "наружности".

- С помощью каких средств художественной выразительности, автор описывает приход Сфинкса в Дом? Чем заканчивается история Сфинкса?

Учитель. Героев в романе очень много, и все они главные. Давайте познакомимся с ними. Таня приготовила небольшую презентацию о героях романа. (Презентация).

Итак, герои романа очень интересны, индивидуальны, каждый из них на страницах произведения  проживает собственную по-своему яркую жизнь.

Учитель. Как вы думаете ребята, находят ли обитатели Дома счастье?

В чем оно заключается?

     (Дом особенный, в нем подростки не чувствуют свои физические недостатки. Дом – живой и “умеет любить”. И “любовь Дома не похожа ни на что”. Дом – это не просто интернат, где живут неприкаянные дети. Дом – это большой мир. Его воспитанники по – разному к нему относятся, боятся быть выставленными из Дома в большой мир, в Наружность. И чем больше они неприязненно к нему относятся, тем больше его любят и боятся потерять, потому что он единственное, что у них есть в настоящем. Обитатели Дома не думают о своём прошлом, ни о будущем, потому что оно настолько туманно и непредсказуемо, что они сами его бояться, они живут и умеют пользоваться настоящим.

А вы знаете ребята сама Мариам Петросян в интервью газете “Первое сентября” сказала: “Они все счастливы в той или иной степени, пока они в Доме”   Эти дети создали мир для себя, такой мир, в котором они могут быть счастливы, значимы, уважаемы и любимы.

Учитель.   Чем заканчивается роман? Чем удивляет  мир романа?

Что волнует писательницу, какие мысли она стремится донести до читателя?

А теперь я предлагаю вам написать синквейн: «Мои мысли о романе «Дом, в котором…»

 Учитель. Давайте прочтём, что у вас получилось.

Учитель. Заключение

    Итак, сегодня на нашем уроке  мы познакомились с  романом М.Петросян «Дом, в котором…», в котором можно проследить  тенденции современного литературного процесса XXI века. Этот роман представляет собой яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей, нюансов адаптации новичка в сложившемся коллективе на примере интерната для детей-инвалидов.  Литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что. Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке! Роман  М.Петросян  как раз такая литература, раскрывающая такую близкую и в тоже время далёкую тему - понимание человека в человеке, с одним лишь небольшим уточнением, что мы имеем дело с детьми, и не просто с детьми,  а с особенными детьми.

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

   Хотелось бы, чтобы наше молодое поколение почаще читало такие произведения, которые раскрывают такие актуальные, но подчас такие далёкие в повседневной жизни проблемы.

Мы ещё будем ребята обращаться к современной литературе, для того чтобы проследить основные тенденции нашей действительности.

Песня о детях-инвалидах.

 11. Рефлексия.

Продолжите предложение: «Сегодня урок для меня был полезен, потому что…

12. Выставление оценок

13.  Д.З.  проанализировать главу из эпилога “ Счастливый мальчик”  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по литературе "Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»

Программа элективного курса "Современная русская литература. Обзор жанров и идейных и тематических направлений" представляет собой цикл занятий,  посвященных творчеству современных авторов, и опи...

Нестандартный урок по литературе. Литературная гостиная «Край, в котором я живу! »

Данная методическая разработка поможет учителю в проведении нестандартного урока по литературе в виде литературной гостиной для учащихся 8 класса спецаальной (коррекционной) школы..Целями данного урок...

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности....

Урок внеклассного чтения по литературе ,7 класс, "Книга, которая изменила жизнь"

Урок внеклассного чтения по литературе по произведению А.Платонова "Юшка"...

Программа курса по литературе "Современная художественная литература" в 11 классе

Курс по литературе предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Учебный курс обеспечивает развитие личности на разных уровнях. Цель курса: формирование...