Программа курса по литературе "Современная художественная литература" в 11 классе
рабочая программа по литературе (11 класс)
Курс по литературе предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часа в неделю (1 час в неделю). Учебный курс обеспечивает развитие личности на разных уровнях.
Цель курса: формирование коммуникативной и культурологической компетенции, развитие личности в гуманитарном плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курс по литературе | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный курс по литературе
«Современная художественная литература»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный курс по литературе предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа
(1 час в неделю).
Методологической основой курса является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения. Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам порастающего человека. Произведения современных авторов поднимают духовно-нравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь себя», приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих типов.
Материал курса позволяет организовать работу для развития творческого отношение к чтению и его осмыслению.
Учебный курс по литературе обеспечивает развитие личности на разных уровнях: учит оценивать и интерпретировать произведения художественной литературы, учит продуктивно общаться, выявлять в тексте различную информацию, образы, темы и проблемы.
Цель курса - формирование коммуникативной и культурологической компетенций, развитие личности в гуманитарном плане.
Задачи курса:
- пробуждение интереса к произведениям литературы;
- более глубокое усвоение школьной программы;
- расширение круга чтения учащихся;
- обучение анализу художественного текста;
- обогащение словарного запаса;
- развитие навыка изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развитие навыка обобщения информации через интерпретацию, написание отзывов и сочинений.
Содержание курса.
1. Введение. Подтекстовая информация, интерпретация. – 3 часа.
2. Автобиографизм в современной литературе – 4 часа. Е. Гришковец.
3. Новая реалистическая проза – 8 часов. Л. Улицкая, В. Токарева, Л. Петрушевская, В. Астафьев.
4. Военная тема в современной литературе – 3 часа. К. Воробьёв, А. Генатулин.
5. Литературная русская эмиграция «третья волна» - 1 час. С. Довлатов.
6. Русский постмодернизм – 2 часа. В. Пелевин.
7. Современная поэзия – 4 часа. И. Бродский, Б. Окуджава, Д. Пригов.
8. Осмысление истории в современной литературе – 2 часа. А. Приставкин.
9. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе – 2 часа. Т. Толстая.
10. Деревенская проза – 2 часа. Б. Екимов.
11. Литературные ресурсы Интернета – 3 часа.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название разделов, тем уроков. | Количество часов |
Раздел I. Введение. | 1 | |
1 | Кто он автор произведения. Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века. | 1 |
Раздел II. Анализ текста. | 2 | |
2 | Обучение анализу текста художественного произведения, интерпретации. | 1 |
3 | Подтекстовая информация на примере рассказов В. Крупина «Конец связи» и «А ты улыбайся!». | 1 |
Раздел III. Автобиографизм в современной литературе. | 4 | |
4-5 | «Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка». | 2 |
6-7 | Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник». | 2 |
Раздел IV. Новая реалистическая проза. | 8 | |
8 | Портрет «героя нашего времени» и современного мира. Нравственная проблематика повести Л. Улицкой «Сонечка». | 1 |
9-10 | Л. Улицкая. Тема семьи и ценностей современного человека в рассказе «Бедная родственница». | 2 |
11-12 | Тема самоотверженной материнской любви в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары». | 2 |
13 | В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть». | 1 |
14 | Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в современном мире в рассказе «Как ангел». | 1 |
15 | Духовное одиночество человека в городе. Рассказ В. П. Астафьева «Людочка». | 1 |
Раздел V. Военная тема в современной литературе. | 3 | |
16 | Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне». | 1 |
17-18 | Взросление молодого человека на войне в повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой». | 2 |
Раздел VI. Литературная русская эмиграция «третья волна». | 1 | |
19 | Образ советской действительности в повети С. Довлатова «Компромисс». Анализ эпизодов. | 1 |
Раздел VII. Русский постмодернизм. | 2 | |
20-21 | Ирония – признак постмодернизма. Ирония В. Пелевина, направленная на лживый культ героического в советскую эпоху. | 2 |
Раздел VIII.Современная поэзия. | 4 | |
22-23 | И. Бродский – основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворения «Рождественская звезда». | 2 |
24 | Анализ стихотворения Д. А. Пригова «Вот журавли летят…». | 1 |
25 | Философское содержание стихотворения Б. Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину» | 1 |
Раздел IX. Осмысление истории в современной литературе. | 2 | |
26-27 | Уроки истории в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…» | 2 |
Раздел X. Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. | 2 | |
28 | Т. Толстая. Размышление о будущем цивилизации в повести «Кысь». | 1 |
29 | Т. Толстая. Взгляд писательницы на мир в рассказе «Ночь». | 1 |
Раздел XI. Деревенская проза. | 2 | |
30 | Б. Екимов. Образ русской деревни и детства в рассказе «Мальчик на велосипеде», «Ночь исцеления». | 1 |
31 | Б. Екимов. Темы и образы повести «Пиночет». | 1 |
Раздел XII. Литературные ресурсы Интернета. | 3 | |
32, 33, 34 | Литературные ресурсы Интернета (www.lib.ru: Библиотека Максима Мошкова). | 3 |
Всего: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса дистанционного обучения «Русская литература XIX век. X класс»
Программа по литературе для 10 класса (профильное обучение) составлена на основе примерной программы: «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я. Коровиной (...
Рабочая программа кружка "Юмор в художественной литературе" для 5 класса
Данный материал можно использовать для организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса, а также для создания проектной работы по литературе...
Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная литература в 11 классе».
Цель рабочей программы: воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности, осознание нравственных ценностей и идеалов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» для учащихся 5-7 классов
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Овладение навыками коллективной деятельност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»
Актуальность программы заключается в следующем:· программа позволяет раскрыть таланты обучающихся;· в процессе освоения данной образовательной программы воспитанники получают...