Урок литературы в 7 классе "Десять уроков Маленького принца"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Терёхина Вера Николаевна

Урок разработатн и проведен учителем литературы МОКУ "СОШ с. Сальское" Терёхиной В. Н. в рамках школьного конкурса открытых уроков "Инновационные образовательные технологии в современном уроке"

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Технологии обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация); элементы технологии педагогических мастерских, критического мышления; игровые технологии; интегрированное обучение; здоровьесбережение (игровые моменты, ситуация успеха, работа с инструкционными картами; цветотерапия, эстетичность, музыкальность – воздействие на чувства).

Цели:

  • раскрыть смысл повести и уяснить 10 уроков Маленького принца; познакомиться с личностью Антуана де Сент Экзюпери и Нади Рушевой, иллюстрировавшей его сказку.
  • формировать умение давать оценку поступкам героев повести; выделять в тексте главное;
  • развивать у учащихся творческое воображение; навыки иллюстрирования эпизодов текста; внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_malenkogo_princa.rar2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»

Дата проведения: 31.01.2013

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Технологии обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация); элементы технологии педагогических мастерских, критического мышления; игровые технологии; интегрированное обучение; здоровьесбережение (игровые моменты, ситуация успеха, работа с инструкционными картами; цветотерапия, эстетичность, музыкальность – воздействие на чувства).

Цели:

  1. раскрыть смысл повести и уяснить 10 уроков Маленького принца; познакомиться с личностью Антуана де Сент Экзюпери и Нади Рушевой, иллюстрировавшей его сказку.
  2. формировать умение давать оценку поступкам героев повести; выделять в тексте главное;
  3. развивать у учащихся творческое воображение; навыки иллюстрирования эпизодов текста; внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе.

Оборудование:

  1. Презентации к уроку (1-5),
  2. эпиграф на доске… И вы увидите: все станет по-другому... (Антуан де Сент-Экзюпери)
  3. Раздаточные материалы: рабочие листы и бланки для схем.
  4. Музыкальное сопровождение (Валерия «Маленький принц»).
  5. Мыльные пузыри, вышивка крестом «Маленький принц», акварельная картина «Терпсихора».
  6. Выставка книг А. Экзюпери, книг о Наде Рушевой, буклеты с ее репродукциями.

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте! Тема урока записана на доске. Как вы думаете, какова цель нашего урока сегодня?

Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: все станет по-другому...».

1. Биография писателя

Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит имя - Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была и судьба писателя.

(Сообщение учащихся «Биография писателя». Презентация №1)

Выполнить на рабочем листе задание 1.

2. Интерактивная игра "Поле чудес" по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Определим самого внимательного и рассудительного читателя. (Презентация №2).

3. Презентация проекта учащихся «Иллюстрации к «Маленькому принцу»

Задание: вспомнить содержание по иллюстрациям.

Вспомним основные моменты сказки, для этого рассмотрим ваши мини-проекты «Иллюстрация к эпизоду сказки». (Презентация №3).

Выполнить на рабочем листе задание 3.

4. Чтение с пометками «Уроки Маленького принца»

1) Беседа. Уроки 1-2.

Урок 1.

– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

– Расскажите о Маленьком принце

– Чем занят Маленький принц?

– Баобабы – что олицетворяют? (зло)

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок  и свою планету»

Начать заполнять таблицу на рабочем листе (задание №5)

Урок 2.

– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

– Как ведёт себя Роза? Подберите эпитеты для розы.

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе?

Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»

2) Работа по группам. Задание: составьте схему, подобрав эпитеты.

  Но прежде чем Маленький принц изменит свое отношение к Розе, ему придется совершить путешествие. 

Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

І гр. – планета короля, планета честолюбца

ІІ гр. – планета «делового человека», планета пьяницы

ІІІ гр. – планета фонарщика, планета географа

Урок 3.

– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

– Что трудно сделать по отношению к самому себе?

Третий урок: «...суди сам себя»

Урок 4.

– Расскажите о честолюбце.

– Подберите эпитеты.

– честолюбие - это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах. 

Урок 5.

Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

Урок 6.

– Каков «деловой человек»?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

Урок 7.

– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

Урок 8.

– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

– Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

Выполнить на рабочем листе задание №5.

3) Окончание беседы «На планете Земля»

Урок 9.

– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

Урок 10.

 – Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

 Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «…У каждого человека - свои звезды»

- А к какой звезде стремитесь вы? О чем мечтаете?

5. Знакомство с юной художницей Надей Рушевой. Презентация №5

Если следовать урокам Маленького принца, то жизнь изменится. Я знаю девочку, которая много раз перечитывала сказку «Маленький принц»  и, несомненно, следовала ее советам. Наш урок сегодня я посвящаю памяти этой юной художницы.

Выполнить на рабочем листе задание 6.

6. Итоги урока. Рефлексия

  1. Чем запомнился вам сегодняшний урок?
  2. Что было важно в сегодняшней встрече?
  3. О чем пришлось задуматься? Что было трудно?

Выполнить на рабочем листе задание 7. Оцени себя (подчеркни нужное):

Оцени свою работу на уроке:   1  2   3   4   5    Оцени свое настроение:    J K L

7. Д./з (см. рабочий лист) мини-сочинение и кроссворд

Оценочный лист к уроку «Уроки Маленького принца»

ФИ ученика

Участие в проекте «Иллюстрации к эпизодам сказки»

Работа в группе

Участие в эвристической беседе

Заполнение рабочего листа

Д/з.

Средний балл за урок

Уровень выполнения заданий (средний балл, %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике...

Урок развития речи по тексту " Маленький принц"

I.Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности и сотрудничества; II.Актуализация опорных знаний. 1.Слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Я р...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...