Урок литературы в 7 классе "Десять уроков Маленького принца"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок разработатн и проведен учителем литературы МОКУ "СОШ с. Сальское" Терёхиной В. Н. в рамках школьного конкурса открытых уроков "Инновационные образовательные технологии в современном уроке"
Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.
Технологии обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация); элементы технологии педагогических мастерских, критического мышления; игровые технологии; интегрированное обучение; здоровьесбережение (игровые моменты, ситуация успеха, работа с инструкционными картами; цветотерапия, эстетичность, музыкальность – воздействие на чувства).
Цели:
- раскрыть смысл повести и уяснить 10 уроков Маленького принца; познакомиться с личностью Антуана де Сент Экзюпери и Нади Рушевой, иллюстрировавшей его сказку.
- формировать умение давать оценку поступкам героев повести; выделять в тексте главное;
- развивать у учащихся творческое воображение; навыки иллюстрирования эпизодов текста; внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_malenkogo_princa.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»
Дата проведения: 31.01.2013
Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.
Технологии обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация); элементы технологии педагогических мастерских, критического мышления; игровые технологии; интегрированное обучение; здоровьесбережение (игровые моменты, ситуация успеха, работа с инструкционными картами; цветотерапия, эстетичность, музыкальность – воздействие на чувства).
Цели:
- раскрыть смысл повести и уяснить 10 уроков Маленького принца; познакомиться с личностью Антуана де Сент Экзюпери и Нади Рушевой, иллюстрировавшей его сказку.
- формировать умение давать оценку поступкам героев повести; выделять в тексте главное;
- развивать у учащихся творческое воображение; навыки иллюстрирования эпизодов текста; внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе.
Оборудование:
- Презентации к уроку (1-5),
- эпиграф на доске… И вы увидите: все станет по-другому... (Антуан де Сент-Экзюпери)
- Раздаточные материалы: рабочие листы и бланки для схем.
- Музыкальное сопровождение (Валерия «Маленький принц»).
- Мыльные пузыри, вышивка крестом «Маленький принц», акварельная картина «Терпсихора».
- Выставка книг А. Экзюпери, книг о Наде Рушевой, буклеты с ее репродукциями.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте! Тема урока записана на доске. Как вы думаете, какова цель нашего урока сегодня?
Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: все станет по-другому...».
1. Биография писателя
Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит имя - Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна была и судьба писателя.
(Сообщение учащихся «Биография писателя». Презентация №1)
Выполнить на рабочем листе задание 1.
2. Интерактивная игра "Поле чудес" по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".
Определим самого внимательного и рассудительного читателя. (Презентация №2).
3. Презентация проекта учащихся «Иллюстрации к «Маленькому принцу»
Задание: вспомнить содержание по иллюстрациям.
Вспомним основные моменты сказки, для этого рассмотрим ваши мини-проекты «Иллюстрация к эпизоду сказки». (Презентация №3).
Выполнить на рабочем листе задание 3.
4. Чтение с пометками «Уроки Маленького принца»
1) Беседа. Уроки 1-2.
Урок 1.
– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?
– Расскажите о Маленьком принце
– Чем занят Маленький принц?
– Баобабы – что олицетворяют? (зло)
Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»
Начать заполнять таблицу на рабочем листе (задание №5)
Урок 2.
– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?
– Как ведёт себя Роза? Подберите эпитеты для розы.
– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?
– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе?
Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»
2) Работа по группам. Задание: составьте схему, подобрав эпитеты.
Но прежде чем Маленький принц изменит свое отношение к Розе, ему придется совершить путешествие.
Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.
І гр. – планета короля, планета честолюбца
ІІ гр. – планета «делового человека», планета пьяницы
ІІІ гр. – планета фонарщика, планета географа
Урок 3.
– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?
– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?
– Кого надо судить, если на планете живёт только король?
– Что трудно сделать по отношению к самому себе?
Третий урок: «...суди сам себя»
Урок 4.
– Расскажите о честолюбце.
– Подберите эпитеты.
– честолюбие - это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)
Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.
Урок 5.
– Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?
– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?
– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.
Урок 6.
– Каков «деловой человек»?
Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
Урок 7.
– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
Урок 8.
– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?
– Разве это настоящий учёный?
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
Выполнить на рабочем листе задание №5.
3) Окончание беседы «На планете Земля»
Урок 9.
– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?
– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?
Девятый урок: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
Урок 10.
– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?
Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Десятый урок: «…У каждого человека - свои звезды»
- А к какой звезде стремитесь вы? О чем мечтаете?
5. Знакомство с юной художницей Надей Рушевой. Презентация №5
Если следовать урокам Маленького принца, то жизнь изменится. Я знаю девочку, которая много раз перечитывала сказку «Маленький принц» и, несомненно, следовала ее советам. Наш урок сегодня я посвящаю памяти этой юной художницы.
Выполнить на рабочем листе задание 6.
6. Итоги урока. Рефлексия
- Чем запомнился вам сегодняшний урок?
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
Выполнить на рабочем листе задание 7. Оцени себя (подчеркни нужное):
Оцени свою работу на уроке: 1 2 3 4 5 Оцени свое настроение: J K L
7. Д./з (см. рабочий лист) мини-сочинение и кроссворд
Оценочный лист к уроку «Уроки Маленького принца»
ФИ ученика | Участие в проекте «Иллюстрации к эпизодам сказки» | Работа в группе | Участие в эвристической беседе | Заполнение рабочего листа | Д/з. | Средний балл за урок |
Уровень выполнения заданий (средний балл, %) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну : заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)
Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике...
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Урок развития речи по тексту " Маленький принц"
I.Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности и сотрудничества; II.Актуализация опорных знаний. 1.Слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Я р...
Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"
В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...
Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"
Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...