ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике  уже  сложилась  определенная  система  её  изучения. При  этом  отбор  произведений  привычен: это  стихотворения  Г.Р.Державина, А.С. Пушкина,  М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому  представляется  интересным  и   целесообразным  проанализировать  поэтические  тексты,  в  которых  авторы  выступают  продолжателями  традиций  поэзии  XVIII – XIX  веков  и  одновременно  открывают  новые  аспекты, вносят  новые  мотивы  или  даже  вступают     в  спор  со  своими  предшественниками. Такой  своеобразный  диалог  с  поэтами – предшественниками, размышление  о  назначении  поэта  и  поэзии можно  найти  в  творчестве  поэтов  XX  века: А.Блока, В.Маяковского,  Б.Пастернака ( при  наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского).  При   этом  урок  проводится  после  изучения  поэзии  Б.Пастернака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА  ПОЭТА  И  ПОЭЗИИ  В  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

ХХ  ВЕКА

(урок  литературы  по «сквозной  теме» в  11  классе)

МЕТОДИЧЕСКИЙ  КОММЕНТАРИЙ

Большинство  учителей-практиков  сталкивается  с  проблемой  восприятия  школьниками  литературы  как  единого  процесса. Литературные  факты, образы, мотивы  в  целом  того  или  иного  писателя  зачастую  воспринимаются  как  обособленные  явления,  хотя  во  многом  они  определяются  преемственностью  идей  и  наличием  внутренних,  собственно  литературных  закономерностей  развития. Преодолеть  проблему такого  восприятия  помогают    уроки,  прослеживающие  в  литературном  процессе    тематические  связи, – уроки  по  так  называемым  сквозным  темам. Очень  важно  при  этом,  что  изучение  сквозных  тем   позволяет  вырабатывать  у  учащихся    понимание  важнейшей  истины:  наследование  прошлого, заимствование  тем,  образов  не  препятствует  проявлению  самобытности,  а  даже,  наоборот,  способствует  ему.

Среди  множества    традиционных  сквозных  тем  одна  из  ключевых  -  тема  поэта  и  поэзии. В  школьной  практике  уже  сложилась  определенная  система  её  изучения. При  этом  отбор  произведений  привычен: это  стихотворения  Г.Р.Державина, А.С. Пушкина,  М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому  представляется  интересным  и   целесообразным  проанализировать  поэтические  тексты,  в  которых  авторы  выступают  продолжателями  традиций  поэзии  XVIII – XIX  веков  и  одновременно  открывают  новые  аспекты, вносят  новые  мотивы  или  даже  вступают     в  спор  со  своими  предшественниками. Такой  своеобразный  диалог  с  поэтами – предшественниками, размышление  о  назначении  поэта  и  поэзии можно  найти  в  творчестве  поэтов  XX  века: А.Блока, В.Маяковского,  Б.Пастернака ( при  наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского).  При   этом  урок  проводится  после  изучения  поэзии  Б.Пастернака.

За   месяц  до  проведения  урока  учащиеся  получают  задания:

1) перечитать  изученные  ранее   стихотворения  А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова  о  поэте  и  поэзии, вспомнить  существенные  особенности  и  тенденции  в  понимании ими данной  темы ;

2) подготовить  групповые  сообщения  «Тема  поэта  и  поэзии  в  лирике    XX  века:  традиции  и  новаторство».

        I-я  группа:  тема  поэта и  поэзии   в  творчестве  А.Блока (рекомендуемые  произведения:  «Поэт», «Поэты», «К  музе», «Художник», «О, я  хочу  безумно  жить…» и др.)

        II-я  группа: тема  поэта и  поэзии   в  творчестве  В.Маяковского (рекомендуемые  произведения: «Приказ  по  армии  искусства», «Приказ № 2  по  армии  искусства», «Необычайное  приключение …»,  «Разговор  с  фининспектором  о  поэзии», «Юбилейное», «Во  весь  голос» и др.)

         III-я  группа: тема  поэта и  поэзии   в  творчестве  Б.Пастернака (рекомендуемые  произведения: «Определение  поэзии», «Определение  творчества», «Во  всём  мне  хочется  дойти  до  самой  сути …», «Быть  знаменитым  некрасиво …», «Ночь» и др.)

Каждая  группа  отбирает,  изучает,  анализирует  материалы  из  разных  источников  информации,  систематизирует  и  структурирует  их,  стремясь  при  этом  проследить,  какие  традиции  поэзии  XIX века  были  продолжены, в  чем  своеобразие раскрытия  темы.

Планируемые  результаты:

        предметные: сравнивать,  сопоставлять  стихотворения  поэтов  XIX  и  XX веков  раскрывающие  тему  поэзии;  понимать  связь  произведений  с  эпохой  написания;        

        метапредметные: отбирать,  анализировать,  систематизировать,  структурировать  материал; формулировать  обобщённые  выводы; работать  в  группе,  организуя  взаимодействие  и  сотрудничество.

Виды  учебной  деятельности:

        продуктивная  творческая:  выразительное  чтение  стихотворений  (или  отрывков);  устный  развёрнутый   монологический  ответ  с  элементами  цитирования;

        поисковая:  самостоятельный  поиск  ответа  на  проблемные  вопросы;

        исследовательская:  сравнительный  анализ  стихотворений  и  составление  итоговой  сравнительной  таблицы.  

 

Ход  урока

Учитель: Наш  сегодняшний  разговор  на  уроке  я  хочу  начать  с  высказываний  известных  писателей.

(на  доске  высказывания)

  • Не  тот  поэт,  кто  рифмы  плесть  имеет (А.С.Пушкин)
  • Всю  жизнь  в  толпе  людей  затерян,  порой  доступен  их  страстям,  поэт,  я  знаю,  суеверен,  но  редко  служит  он  властям (Ф.И.Тютчев)
  •  Стихи – совершеннейший  из  способов  пользоваться  человеческим  словом,  и  разменивать  его  на  мелочи,  пользоваться  им  для  пустяков  -  грешно  и  стыдно (В.Я.Брюсов)
  • Быть  поэтом – это  значит  то  же,  если   правды  жизни  не  нарушить,  рубцевать  себя  по  нежной  коже,  кровью  чувств  ласкать  чужие  души (С.А.Есенин)

- Подумайте,  что  объединяет  эти  высказывания?  О  ком  или  о  чём  они? (о  поэте, творчестве, предназначении  поэзии)

- Обратим  внимание,  что  принадлежат  они  писателям,  жившим  в  разные  столетия,  разные  эпохи. О  чём  говорит  этот  факт?  (тема  поэта  и  поэзии  была  и  остается  актуальной)

- Тема  назначения  поэта  и  поэзии  для  русской  лирики  с  момента  её  зарождения  является  очень  значимой. Это  обусловлено  особенностями  возникновения    и  развития  русской  литературы,  для  которой  характерно  было  особое  отношение  к  Слову.  При  этом  каждая  эпоха  рождает  свои  представления   о  поэте,  поэзии,  их  роли  в  жизни  общества. Стали  хрестоматийными  знаменитые  строчки  Рылеева: «Я  не  поэт,  а  гражданин», пушкинский  призыв: «Глаголом  жги  сердца  людей»,  горькое   лермонтовское   обращение  к  поэту (упрёк  или  надежда?): «Проснёшься  ли  опять,  осмеянный  пророк?»,  требование  Некрасова: «Поэтом  можешь  ты  не  быть,  а  гражданином  быть  обязан».

        Курс  11  класса  вводит  нас  в   мир  литературы   (и  поэзии  в  том  числе)  XX  века,  отразившей   другую  эпоху,  насыщенную  крупными  историческими  событиями,  революциями,  войнами,  сталинскими  репрессиями,  хрущёвской  «оттепелью»  и  брежневским  застоем.

- В  связи  с  этим,  как  вам  кажется,  о  чём  было  бы  интересно  поразмышлять  на  сегодняшнем  уроке? ( Как  раскрывается  тема  поэта  и  поэзии  в  русской  лирике    XX  века?  Что  общего  во  взглядах  поэтов   XIX  и  XX  веков  и  чем  они  различаются?)

Примерное  содержание  выступлений  групп (сообщения  учащихся, чтение стихотворений или от отрывков  из  них)

Вопросы  для  обсуждения

1. Как  определяются  поэтами ХХ  века  ключевые  понятия: «поэт»  и  «поэзия»? ( Каковы  эти  образы, с  кем  или  с  чем  сравниваются  они?)

2. Как  раскрывается  проблема  взаимоотношения  поэта  и  общества («толпы», народа, власти)?

3. В  чем, по  их  мнению, предназначение  поэзии, какова  её  роль  в  жизни  общества?

  (при  наличии  учебного  времени  возможен  еще  один  вопрос:

Каково  отношение  поэтов  к  самому  процессу  творчества?  При  каких  условиях  и  как  он  происходит?)

Первый  вопрос:

      Теме  поэта  и  поэзии  в  творчестве  А.Блока  посвящено  не  так  уж  много  стихотворений. Однако  трактовка  темы  носит  определённые  черты  пушкинского  восприятия  этой  темы  и  одновременно  соответствует  концепции  символизма.  В  стихотворении  «Поэт» (1905),   построенном  в  виде  драматической  сценки  с  диалогом,  сам   поэт  нем,  присутствует  отраженно,  о  нём  лишь  говорят. Но  по  тому,  что  он  делает («плачет»,  «стремится  за  море»,  «молчит») можно  сказать,  что  поэт  тоже  избранник,  он  жаждет  неведомого  и  высокого,  которое  близко  ему  именно  своей  недоступностью,  отдаленностью  от  земного  мира,  где  ему  остается    только  плакать:

-… вон идет глупый поэт:

Он вечно о чем-то плачет.

- О чем?

- О розовом капоре.

- Так у него нет мамы?

- Есть. Только ему нипочем:

Ему хочется за' море,

Где живет Прекрасная Дама… 

Сходный  образ  -  мятежного,  странного,  мучающегося  человека  -  запечатлён  в  стихотворении  «Художник»:

                                                    В жаркое лето и в зиму метельную,

 В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,

   Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную

                                      Легкий, доселе не слышанный звон.

 Он  отделён  и  отдалён  от  обычной  человеческой  жизни.  Художнику  всегда  смертельно  скучно  среди   обычных  человеческих  забот. Поэтому,  вероятно,  обращаясь  к  своей  Музе  (в  одноименном  стихотворении  1912 г.)  Блок  пишет:

                   Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

  Мудрено про тебя говорят:

      Для иных ты - и Муза, и чудо.

    Для меня ты - мученье и ад…

     В.Маяковский  жил  в  сложную  переломную  эпоху.  Принято  называть  его  «поэтом  революции»,  а его  понимание  роли  поэта  и  поэзии  особенным,  «просоветским». Однако  его  резкое  своеобразие  оказывается  таковым  лишь  на  первый  взгляд. И  хотя  поэта  Маяковский  называет  в  духе  времени  «агитатором»,  «горланом-главарём»,  описывая  саму  поэзию  и  её  составляющие,  он  прибегает  к  образному  ряду  из  военно-орудийной  сферы (рифма  -  «бочка»  с  динамитом,  строчка  -  «фитиль»,  «кавалерия  острот»,  «пики  рифм»). Это  традиция,  восходящая  к  Лермонтову.  (Хотя,  безусловно,  «орудия»  Маяковского  отличаются  от  лермонтовского  кинжала,  оружия  индивидуального  и  благородного,  как  XIX  век  технически  и  культурно  отличался  от  XX  века). 

Говоря по-нашему,

                     рифма —

                                    бочка.

Бочка с динамитом.

                  Строчка —

                                  фитиль.

Строка додымит,

                 взрывается строчка,—

и город

               на воздух

                              строфой летит.

     Взгляды Б.Пастернака  на  поэта  и  поэзию – следствие  его  общих  мировоззренческих   и  эстетических  взглядов. Будучи  символистом,  футуристом  или  независимым  поэтом,  Пастернак   всегда  обращался  к  этой  теме. Первое,  что  привлекает  внимание  в  стихах,  посвященных  данной  теме,  это  уподобление  поэзии  губке,  впитывающей  всё  вокруг («Весна», 1914 )

                Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

По  глубокому  убеждению  Пастернака,  подлинным  творцом  является  не  человек,  а  природа. Она  поэтична  изначально, поэт  же  только  соавтор, соучастник. Позже  в  стихотворении,  которое  называется  «Определение  поэзии»  Пастернак  не  находит  ничего  более  ёмкого  и  точного  для  передачи  сущности  поэзии,  чем  перечисление  явлений  окружающего  мира:

        Это – круто  налившийся  свет,

        Это – щёлканье  сдавленных  льдинок,

        Это – ночь, леденящая  лист,

        Это – двух  соловьёв  поединок.

В  стихотворении  «Ночь»  (из  последнего  сборника  «Когда  разгуляется» 1956)  Пастернак  создал  ещё  один  необычный  образ. Герой  стихотворения, лётчик,  отождествляется  с  поэтом. Он  летит  над  городами, кочегарками,  казармами,  вокзалами,  поездами,  а  также  над  Парижем,  материками,  афишами. Лётчик  связан  со  всем  этим,  он  часть  этого  мира,  часть  космоса. Так  и  художник  -  поэт  находится  в  неразрывной  связи  со  вселенной,  с  космосом,  он   «вечности  заложник  у  времени  в  плену».

Таким            образом,  художественное  воплощение  образов  поэта  и  поэзии  у  Блока, Маяковского, Пастернака  разные, что  связано  с  различиями  их  мировоззренческих  и  эстетических  взглядов. При  этом  они  следуют  традициям  литературы ХIX века,  создавая в целом  образ поэта – избранника, осознающего  тяжесть  своего удела  и  одновременно  своё  высокое предназначение.

Второй  вопрос:

           Размышляя  о  взаимоотношениях  поэта  с  обществом,  Блок  в  стихотворении  «Поэты» (1908)  декларирует  принципиальное  отличие  мира  поэтов  от  обывательского. Обобщённое  определение  этого  мира  («обывательская  лужа»)  и  его  внутренние  устремления («бессильные  потуги»)  резко  противопоставлены  описанию  мира  поэтов,  в  котором  горько  плачут  «над  малым  цветком,  над  маленькой  тучкой  жемчужной». Упоминание  «тучки  жемчужной»,  вероятно,  не  случайно,  лермонтовский  образ  становится  обощённым:  поэтам  внятны  стихии,  у  них  есть  то,  чего  нет  и  не  может  быть  у  простого  обывателя,  они   избранники.  А  в  стихотворении  «Земное  сердце  стонет  вновь» (1914),  построенном  на  приёме  антитезы,  Блок  затрагивает  ту  же  проблему,  что  Пушкин  в  стихотворении «Поэт  и  толпа» (1828) :  противопоставлены  два  типа  поэтов. «Толпа»  зовёт  «вернуться  в  красивые  уюты»,  но  лирический  герой  не  поддается  искушению  и  выбирает  иной  путь:  «лучше  сгинуть  в  стуже  лютой». Он  предпочитает  быть  непонятым  людьми,  чем  изменить  своим  творческим  идеалам. В  нём  уживаются  противоположные  чувства -  любви («храню  я  к  людям  на  безлюдьи  неразделенную  любовь»)  и  презренья:

                Но  за  любовью  зреет  гнев,

                Растёт  презренье  и  желанье

                Читать  в  глазах  мужей  и  дев

                Печать  забвенья  иль  избранья.

               У  Маяковского  проблема  взаимоотношения  поэта  с  обществом  («толпою»)  решается  неоднозначно. В  раннем  творчестве ощущавший свою неординарность,  поэт  понимал  и  своё  одиночество,  считая  себя  выше  толпы – «стоглавой  воши». «Я  захохочу  и  радостно  плюну,  плюну  в  лицо  вам» -  такой   вызов  бросает  он  в  стихотворении  «Нате!» (1913) Поэт  -  тот,  кто  противостоит  толпе. Он  богач,  среди  убогих  душой,  «грубый  гунн»  с  «бабочкой  сердца»,  непохожий  на  обывателей.

В  послереволюционном  творчестве  понятие  «толпа»  меняется,  оно  сближается  с  понятием  народ. Теперь  поэт  ощущал  себя  «одним  из  толпы». Его  вдохновляло  единение  художника  с  аудиторией,  эпохой,  а  опасность  нивелирования  таланта  вовсе  не  пугала,  образ  поэта  «растворяется»  в  общем  ряду  борцов  за  социализм.

             О  взаимоотношениях  поэта  и  толпы  Пастернак  писал  уже  в  раннем  творчестве. На  первый  взгляд  кажется,  что  в  его  стихах  проявляется  традиционное  противопоставление   «поэт    и  толпа» :

                Сестра  моя  -  жизнь  и  сегодня  в  разливе

                Расшиблась  весенним  дождём  обо  всех,

                Но  люди  в  брелоках  высоко  брюзгливы

                И  вежливо  жалят,  как  змеи – в овсе.

                        («Сестра  моя -  жизнь» , 1917)

        Однако  эта  проблема  приобретает  у  Пастернака  философское  звучание. В  стихотворении  «Гамлет» (1946)  судьба  Гамлета  связывается  с  и  судьбой  Христа  и  с  миссией  поэта,  творца,  избранника  (человека  с  Божьим  даром). Гамлет  отказывается  от  себя,  чтобы  творить  волю  пославшего  его. Он  знает,  что  выполняет  «замысел  упрямый»  Господа. В  своём  подвижничестве  он  одинок  и  трагичен. «Я  один,  всё  тонет  в  фарисействе»  -  определение  положения   подвижника,  поэта  в  современном  ему  мире. Однако  осознание  своей  избранности  не  даёт  права  возноситься  над  людской  толпой:  «Быть  знаменитым  некрасиво». Завет   свыше  -  слияние,  сближение  с  судьбой  других   людей.

        Всё  это  позволяет  сделать  вывод, что традиционная  проблема  взаимоотношений  поэта  и  «толпы» (народа)  остаётся  в  ХХ  веке  актуальной  и  трудно  разрешимой, При этом ощущается  тенденция  от  противопоставления  поэта  обществу,  миру  к  сближению  с  ним.

         

Третий  вопрос:

               Цель  творчества  Блок  провозглашает  в  стихотворении  «О,  я  хочу  безумно  жить …» (1914):

                Всё  сущее  –  увековечить,

                Безличное  –  вочеловечить,

                Несбывшееся  -  воплотить!

В  отличие  от  скептицизма  «Художника»,  это  стихотворение  проникнуто  пушкинским  доверием  к  жизни    («хочу  безумно  жить»). Понятие  «жизнь»  двойственно  -  это  реальность,  в  которой  «задыхается»  лирический  герой,    и  высший  смысл  бытия,  становящийся  доступным  ему  благодаря  творческому  дару,  способности  «увековечить»  мгновенное,  вдохнуть  душу    в  «безличное».  Стихотворение  чрезвычайно  богато  реминисценциями:  о  лирическом  герое  в  «грядущем  скажет»  «юноша  весёлый»,  напоминающий  пушкинское  «племя  младое,  незнакомое»,  «внука»,  который  «с  приятельской  беседы  возвращаясь,  весёлых  приятных  мыслей  полон»,  вспоминает  предка  и  прощает  ему   «угрюмство»,   сосредоточенность  на  тёмной  стороне  действительности. На  новом  этапе  преодолевается    лермонтовский  пессимизм,  в  основе  «всеведенья»  поэта  снова,  как  у  Пушкина,  оказываются  «добро  и  свет».  А  в  заключительной  строке  развивается  ещё  один  мотив    Пушкина,  восславившего  в  «жестокий  век …  свободу». Свобода,  по  Блоку,  «сокрытый  двигатель»  творчества.

        Незадолго  до  смерти,  в  феврале  1921  года  в  день  памяти  Пушкина,  Блок  произнёс  знаменитую  речь  «О  назначении  поэзии».  Пушкин  явился  для  Блока  воплощением  представления  об  истинном  поэте,  его  великой  роли  в  преображении  жизни.  Блок  отстаивал  право  поэта  быть  выше  сиюминутных  задач  и  потребностей  общества,  противопоставляя  им  вечное  и  неизменное  служение  культуре.  

     У  Маяковского,  поэта  революции,  было  много  общего  в  понимании   роли  поэта  и  поэзии  с  классиками  XIX  века,  особенно  с  Некрасовым,  который  считал,  что  поэт  независимо  от  степени  его  таланта  должен  быть  прежде  всего  гражданином,  воспринимающим  боль  и  страдания  народа  как  свои  собственные.  В  стихотворении  «Приказ № 2  по  армии  искусства»  (1921)  Маяковский  обращается  к  современным  писателям  и  поэтам  с  призывом: «Товарищи!  Дайте  новое  искусство  -  такое,  чтобы  выволочь  республику  из  грязи». По  убеждению  Маяковского,  искусство  должно  войти  в  жизнь,  поэт  -  стать  таким  же  необходимым  и  полезным  людям,  как  солнце. Об  этом  он  пишет  в  стихотворении  «Необычайное  приключение,  бывшее  с  Владимиром  Маяковским  летом  на  даче».  Аллегорическая  форма  помогает  поэту  ярко  и  образно  выразить  своё  понимание  роли  поэзии,  искусства  в  обществе. Цель  солнца  -  светить  людям,  давать  жизнь  всему  живому  на  земле. Таким  же  неутомимым  тружеником  должен  быть  поэт.  Свет  поэзии  для  людей  -  то  же,  что  свет  солнца. И  поэт,  понявший  это,  радостно  несет  свою  нелегкую  ношу:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

        Маяковский  никогда  не  обожествлял  поэзию,  не  накидывал  на  неё  флер  таинственности  и  загадочности. Напротив,  «труд  мой  любому  труду  родственен», - утверждал  поэт. Но  вместе  с  тем  он  вовсе  не  склонен  был  преуменьшать  значение  и  результаты  этого  труда. Да,  поэт,  работая  над  стихом,  затрагивает  гигантские   усилия:

Поэзия –

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Только  упорный  вдохновенный  труд  даёт  поэту  право  стать  «водителем»  народа.  Только  тогда:

                Эти  слова

                        приводят  в  движение

                тысячи  лет

                        миллионов  сердца.

        Поэт — это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что "чистого", нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое место в строительстве новой жизни. В неоконченной поэме "Во весь голос" Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в "коммунистическом далеко", разговаривает с ними, "как живой с живыми". Он, подобно Пушкину в "Памятнике", старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдает трудовому народу.

И все

                      поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

                          пролетали,

до самого

                        последнего листка

я отдаю тебе,

                               планеты пролетарий.

           Стихотворение  Б..Пастернака  «Быть  знаменитым  некрасиво …» (1956)  можно  назвать  его  поэтическим  манифестом.  В  нём  Пастернак,  подобно  Пушкину  и  Некрасову,  по  сути  противопоставляет  два  типа  поэтов:  пишущих  ради  славы  (являющихся  «притчей»  на  устах  у  всех»),  и  тех,  для  которых  «цель  творчества  -  самоотдача,  а  не  шумиха,  не  успех». Свою  задачу  Пастернак  видит  именно  в  этом.  В  стихотворении  сформированы  и  основные  требования,  которым  должно  отвечать  творчество  истинного  поэта. Во-первых,  ясность  и  конкретность  (в  поэзии  не  должно  быть  «пробелов»,  белых  пятен,  непонятностей). Во-вторых,  поэт  должен  быть  самобытным,  и  в-третьих,  истинному  поэту  необходимо  быть  живым,  любить  жизнь,  в  творчестве  должна  звучать  сама  жизнь.  При  этом  в  основе  творчества  должно  лежать  мироощущение,  при  котором  постоянный  поиск  истины  становится  целью  поэта.  Познать  тайны  бытия,  суть  окружающего  мира  необходимо,  чтобы  рождался  стих. Об  этом  Пастернак  пишет  в  стихотворении  «Во  всем  мне  хочется  дойти  до  самой  сути» (1956).

        Таким  образом,  цели  поэзии,  её  роль  в  жизни  общества  определяются  Блоком, Маяковским, Пастернаком  по-разному:  в  конкретно-историческом  и в общефилософском  смысле. Неизменным  остаётся  пушкинское  понимание  важнейшей  миссии  поэзии - служение  правде,  добру  и  культуре.    

В  результате  выступлений  групп  и  обсуждения  основных  вопросов  составляется  обобщающая  таблица:

                           

Ключевые  аспекты

А.А.Блок

В.В.Маяковский

Б.Л.Пастернак

Образ поэта, определение  сущности  поэзии

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся  художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!  

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в  незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь»)  и презренья.

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

В ранних  стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

Цели поэзии, её  роль в жизни общества.

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

«Светить всегда,

светить везде …»

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Вывод

В  литературе  XX века,  так  же  как  и  в  литературе  XIX века,  цели  поэзии,  образ  поэта,  проблемы  его  взаимоотношений  с  обществом (народом, «толпой»)  остаются  актуальными  темами  лирики.

Следуя  традициям  А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова,  поэты  XX века  глубоко  осознавали  своё  высокое  предназначение  и  одновременно  тяжесть  удела  поэта,  драматичность  его  судьбы.

В  создании  образа  поэта  ощущается  тенденция:  от  поэта - избранника,  противопоставленного  миру,  обществу,  к  осознанию  необходимости  сближения  с  ним.  При  этом  своё  место  в  литературе,  цели  творчества  определялись  поэтами  по-разному  (глубокое  философское  постижение  действительности  и  служение  конкретным  идеям). Во  многом  это  обусловлено  временем,  на  которое  приходилось  их  творчество. Система  отторгала  то,  что  ей  противоречило, ей  были  чужды,  а  порой  враждебны  яркие  индивидуальности. Отсюда  следовало    явное  или  скрытое  осознание  поэтами  своего  одиночества.

Завершается урок  чтением  стихотворения современного автора Анатолия Передреева

Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

Все обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И все дороже, все слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной...

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим...

Каковы  место  и  роль  поэзии  в  современном  мире? Над  этим вопросом  предлагается  поразмышлять  дома.

Домашнее  задание  по  выбору:

  1. размышление (письменно)
  • Каковы  место  и  роль  поэзии  в  современном  мире? (по  стихотворению А.Передреева)
  • В  чем  смысл  высказываний: «Поэзия – не  факел, а  свеча» (А.Кушнер),  «Каждый пишет, как  он  слышит; каждый  слышит, как он  дышит. Как он дышит — так и пишет, не стараясь угодить. Так природа захотела; почему — не наше дело, для чего — не нам судить» (Б.Окуджава)
  1. разработка  и  создание  мультимедийной презентации «Тема  поэта  и  поэзии  в   русской  литературе  ХХ  века»
  2. исследование  (опережающее  задание  к  урокам  по  изучению  творчества И.Бродского) «И.Бродский  в  диалоге  с  русскими  поэтами» («Мои  слова, я  думаю  умрут…» и другие  стихотворения).

Литература

  1. Егорова Н., Золотарёва И. Поурочные  разработки  по  русской  литературе  ХХ века. М. «Вако», 2003.
  2. Изучение  «сквозных  тем  в  процессе  преподавания  литературы. М. «Планета», 2012. Учебно-методическое  пособие. Составители  Г.Вялкова, Т.Чернова.  
  3. Лион П., Лохова Н. Литература.  Учебное  пособие  для  школьников  старших  классов  и  поступающих в вузы.  «Дрофа», 2000.
  4. Мотеюнате И. Русская  лирика  о  поэте  и  назначении  поэзии. «Литература» № 17-2001  (Издательский  дом  «Первое  сентября»).
  5. Храмцова Р. Анализ  поэтического  текста  в  5-11 классах (лекция 5).

      Сайт: lit. 1seрtember.ru/articles.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»

Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы",  раскрывает   строение и происхождение вирусов,  особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...

Презентация к лекции "Незавершенная российская модернизация в контексте всемирной истории (конец Х1Х - начало ХХвека)"

В презентации приводятся точки зрения отечественных историков на российскую модернизацию в конце Х1Х-начале ХХ вв. в контексте всемирной истории, рассматриваются реформы императора Николая 11 и его го...