ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике уже сложилась определенная система её изучения. При этом отбор произведений привычен: это стихотворения Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому представляется интересным и целесообразным проанализировать поэтические тексты, в которых авторы выступают продолжателями традиций поэзии XVIII – XIX веков и одновременно открывают новые аспекты, вносят новые мотивы или даже вступают в спор со своими предшественниками. Такой своеобразный диалог с поэтами – предшественниками, размышление о назначении поэта и поэзии можно найти в творчестве поэтов XX века: А.Блока, В.Маяковского, Б.Пастернака ( при наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского). При этом урок проводится после изучения поэзии Б.Пастернака.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ХХ ВЕКА
(урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
Большинство учителей-практиков сталкивается с проблемой восприятия школьниками литературы как единого процесса. Литературные факты, образы, мотивы в целом того или иного писателя зачастую воспринимаются как обособленные явления, хотя во многом они определяются преемственностью идей и наличием внутренних, собственно литературных закономерностей развития. Преодолеть проблему такого восприятия помогают уроки, прослеживающие в литературном процессе тематические связи, – уроки по так называемым сквозным темам. Очень важно при этом, что изучение сквозных тем позволяет вырабатывать у учащихся понимание важнейшей истины: наследование прошлого, заимствование тем, образов не препятствует проявлению самобытности, а даже, наоборот, способствует ему.
Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике уже сложилась определенная система её изучения. При этом отбор произведений привычен: это стихотворения Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому представляется интересным и целесообразным проанализировать поэтические тексты, в которых авторы выступают продолжателями традиций поэзии XVIII – XIX веков и одновременно открывают новые аспекты, вносят новые мотивы или даже вступают в спор со своими предшественниками. Такой своеобразный диалог с поэтами – предшественниками, размышление о назначении поэта и поэзии можно найти в творчестве поэтов XX века: А.Блока, В.Маяковского, Б.Пастернака ( при наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского). При этом урок проводится после изучения поэзии Б.Пастернака.
За месяц до проведения урока учащиеся получают задания:
1) перечитать изученные ранее стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова о поэте и поэзии, вспомнить существенные особенности и тенденции в понимании ими данной темы ;
2) подготовить групповые сообщения «Тема поэта и поэзии в лирике XX века: традиции и новаторство».
I-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве А.Блока (рекомендуемые произведения: «Поэт», «Поэты», «К музе», «Художник», «О, я хочу безумно жить…» и др.)
II-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского (рекомендуемые произведения: «Приказ по армии искусства», «Приказ № 2 по армии искусства», «Необычайное приключение …», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Во весь голос» и др.)
III-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве Б.Пастернака (рекомендуемые произведения: «Определение поэзии», «Определение творчества», «Во всём мне хочется дойти до самой сути …», «Быть знаменитым некрасиво …», «Ночь» и др.)
Каждая группа отбирает, изучает, анализирует материалы из разных источников информации, систематизирует и структурирует их, стремясь при этом проследить, какие традиции поэзии XIX века были продолжены, в чем своеобразие раскрытия темы.
Планируемые результаты:
предметные: сравнивать, сопоставлять стихотворения поэтов XIX и XX веков раскрывающие тему поэзии; понимать связь произведений с эпохой написания;
метапредметные: отбирать, анализировать, систематизировать, структурировать материал; формулировать обобщённые выводы; работать в группе, организуя взаимодействие и сотрудничество.
Виды учебной деятельности:
продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений (или отрывков); устный развёрнутый монологический ответ с элементами цитирования;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
исследовательская: сравнительный анализ стихотворений и составление итоговой сравнительной таблицы.
Ход урока
Учитель: Наш сегодняшний разговор на уроке я хочу начать с высказываний известных писателей.
(на доске высказывания)
- Не тот поэт, кто рифмы плесть имеет (А.С.Пушкин)
- Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям, поэт, я знаю, суеверен, но редко служит он властям (Ф.И.Тютчев)
- Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно (В.Я.Брюсов)
- Быть поэтом – это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души (С.А.Есенин)
- Подумайте, что объединяет эти высказывания? О ком или о чём они? (о поэте, творчестве, предназначении поэзии)
- Обратим внимание, что принадлежат они писателям, жившим в разные столетия, разные эпохи. О чём говорит этот факт? (тема поэта и поэзии была и остается актуальной)
- Тема назначения поэта и поэзии для русской лирики с момента её зарождения является очень значимой. Это обусловлено особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к Слову. При этом каждая эпоха рождает свои представления о поэте, поэзии, их роли в жизни общества. Стали хрестоматийными знаменитые строчки Рылеева: «Я не поэт, а гражданин», пушкинский призыв: «Глаголом жги сердца людей», горькое лермонтовское обращение к поэту (упрёк или надежда?): «Проснёшься ли опять, осмеянный пророк?», требование Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Курс 11 класса вводит нас в мир литературы (и поэзии в том числе) XX века, отразившей другую эпоху, насыщенную крупными историческими событиями, революциями, войнами, сталинскими репрессиями, хрущёвской «оттепелью» и брежневским застоем.
- В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы интересно поразмышлять на сегодняшнем уроке? ( Как раскрывается тема поэта и поэзии в русской лирике XX века? Что общего во взглядах поэтов XIX и XX веков и чем они различаются?)
Примерное содержание выступлений групп (сообщения учащихся, чтение стихотворений или от отрывков из них)
Вопросы для обсуждения
1. Как определяются поэтами ХХ века ключевые понятия: «поэт» и «поэзия»? ( Каковы эти образы, с кем или с чем сравниваются они?)
2. Как раскрывается проблема взаимоотношения поэта и общества («толпы», народа, власти)?
3. В чем, по их мнению, предназначение поэзии, какова её роль в жизни общества?
(при наличии учебного времени возможен еще один вопрос:
Каково отношение поэтов к самому процессу творчества? При каких условиях и как он происходит?)
Первый вопрос:
Теме поэта и поэзии в творчестве А.Блока посвящено не так уж много стихотворений. Однако трактовка темы носит определённые черты пушкинского восприятия этой темы и одновременно соответствует концепции символизма. В стихотворении «Поэт» (1905), построенном в виде драматической сценки с диалогом, сам поэт нем, присутствует отраженно, о нём лишь говорят. Но по тому, что он делает («плачет», «стремится за море», «молчит») можно сказать, что поэт тоже избранник, он жаждет неведомого и высокого, которое близко ему именно своей недоступностью, отдаленностью от земного мира, где ему остается только плакать:
-… вон идет глупый поэт:
Он вечно о чем-то плачет.
- О чем?
- О розовом капоре.
- Так у него нет мамы?
- Есть. Только ему нипочем:
Ему хочется за' море,
Где живет Прекрасная Дама…
Сходный образ - мятежного, странного, мучающегося человека - запечатлён в стихотворении «Художник»:
В жаркое лето и в зиму метельную,
В дни ваших свадеб, торжеств, похорон,
Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную
Легкий, доселе не слышанный звон.
Он отделён и отдалён от обычной человеческой жизни. Художнику всегда смертельно скучно среди обычных человеческих забот. Поэтому, вероятно, обращаясь к своей Музе (в одноименном стихотворении 1912 г.) Блок пишет:
Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты - и Муза, и чудо.
Для меня ты - мученье и ад…
В.Маяковский жил в сложную переломную эпоху. Принято называть его «поэтом революции», а его понимание роли поэта и поэзии особенным, «просоветским». Однако его резкое своеобразие оказывается таковым лишь на первый взгляд. И хотя поэта Маяковский называет в духе времени «агитатором», «горланом-главарём», описывая саму поэзию и её составляющие, он прибегает к образному ряду из военно-орудийной сферы (рифма - «бочка» с динамитом, строчка - «фитиль», «кавалерия острот», «пики рифм»). Это традиция, восходящая к Лермонтову. (Хотя, безусловно, «орудия» Маяковского отличаются от лермонтовского кинжала, оружия индивидуального и благородного, как XIX век технически и культурно отличался от XX века).
Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка,—
и город
на воздух
строфой летит.
Взгляды Б.Пастернака на поэта и поэзию – следствие его общих мировоззренческих и эстетических взглядов. Будучи символистом, футуристом или независимым поэтом, Пастернак всегда обращался к этой теме. Первое, что привлекает внимание в стихах, посвященных данной теме, это уподобление поэзии губке, впитывающей всё вокруг («Весна», 1914 )
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
По глубокому убеждению Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. Она поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник. Позже в стихотворении, которое называется «Определение поэзии» Пастернак не находит ничего более ёмкого и точного для передачи сущности поэзии, чем перечисление явлений окружающего мира:
Это – круто налившийся свет,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
В стихотворении «Ночь» (из последнего сборника «Когда разгуляется» 1956) Пастернак создал ещё один необычный образ. Герой стихотворения, лётчик, отождествляется с поэтом. Он летит над городами, кочегарками, казармами, вокзалами, поездами, а также над Парижем, материками, афишами. Лётчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник - поэт находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он «вечности заложник у времени в плену».
Таким образом, художественное воплощение образов поэта и поэзии у Блока, Маяковского, Пастернака разные, что связано с различиями их мировоззренческих и эстетических взглядов. При этом они следуют традициям литературы ХIX века, создавая в целом образ поэта – избранника, осознающего тяжесть своего удела и одновременно своё высокое предназначение.
Второй вопрос:
Размышляя о взаимоотношениях поэта с обществом, Блок в стихотворении «Поэты» (1908) декларирует принципиальное отличие мира поэтов от обывательского. Обобщённое определение этого мира («обывательская лужа») и его внутренние устремления («бессильные потуги») резко противопоставлены описанию мира поэтов, в котором горько плачут «над малым цветком, над маленькой тучкой жемчужной». Упоминание «тучки жемчужной», вероятно, не случайно, лермонтовский образ становится обощённым: поэтам внятны стихии, у них есть то, чего нет и не может быть у простого обывателя, они избранники. А в стихотворении «Земное сердце стонет вновь» (1914), построенном на приёме антитезы, Блок затрагивает ту же проблему, что Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828) : противопоставлены два типа поэтов. «Толпа» зовёт «вернуться в красивые уюты», но лирический герой не поддается искушению и выбирает иной путь: «лучше сгинуть в стуже лютой». Он предпочитает быть непонятым людьми, чем изменить своим творческим идеалам. В нём уживаются противоположные чувства - любви («храню я к людям на безлюдьи неразделенную любовь») и презренья:
Но за любовью зреет гнев,
Растёт презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
У Маяковского проблема взаимоотношения поэта с обществом («толпою») решается неоднозначно. В раннем творчестве ощущавший свою неординарность, поэт понимал и своё одиночество, считая себя выше толпы – «стоглавой воши». «Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам» - такой вызов бросает он в стихотворении «Нате!» (1913) Поэт - тот, кто противостоит толпе. Он богач, среди убогих душой, «грубый гунн» с «бабочкой сердца», непохожий на обывателей.
В послереволюционном творчестве понятие «толпа» меняется, оно сближается с понятием народ. Теперь поэт ощущал себя «одним из толпы». Его вдохновляло единение художника с аудиторией, эпохой, а опасность нивелирования таланта вовсе не пугала, образ поэта «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.
О взаимоотношениях поэта и толпы Пастернак писал уже в раннем творчестве. На первый взгляд кажется, что в его стихах проявляется традиционное противопоставление «поэт и толпа» :
Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождём обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи – в овсе.
(«Сестра моя - жизнь» , 1917)
Однако эта проблема приобретает у Пастернака философское звучание. В стихотворении «Гамлет» (1946) судьба Гамлета связывается с и судьбой Христа и с миссией поэта, творца, избранника (человека с Божьим даром). Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. В своём подвижничестве он одинок и трагичен. «Я один, всё тонет в фарисействе» - определение положения подвижника, поэта в современном ему мире. Однако осознание своей избранности не даёт права возноситься над людской толпой: «Быть знаменитым некрасиво». Завет свыше - слияние, сближение с судьбой других людей.
Всё это позволяет сделать вывод, что традиционная проблема взаимоотношений поэта и «толпы» (народа) остаётся в ХХ веке актуальной и трудно разрешимой, При этом ощущается тенденция от противопоставления поэта обществу, миру к сближению с ним.
Третий вопрос:
Цель творчества Блок провозглашает в стихотворении «О, я хочу безумно жить …» (1914):
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
В отличие от скептицизма «Художника», это стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно жить»). Понятие «жизнь» двойственно - это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Стихотворение чрезвычайно богато реминисценциями: о лирическом герое в «грядущем скажет» «юноша весёлый», напоминающий пушкинское «племя младое, незнакомое», «внука», который «с приятельской беседы возвращаясь, весёлых приятных мыслей полон», вспоминает предка и прощает ему «угрюмство», сосредоточенность на тёмной стороне действительности. На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» поэта снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет». А в заключительной строке развивается ещё один мотив Пушкина, восславившего в «жестокий век … свободу». Свобода, по Блоку, «сокрытый двигатель» творчества.
Незадолго до смерти, в феврале 1921 года в день памяти Пушкина, Блок произнёс знаменитую речь «О назначении поэзии». Пушкин явился для Блока воплощением представления об истинном поэте, его великой роли в преображении жизни. Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение культуре.
У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века, особенно с Некрасовым, который считал, что поэт независимо от степени его таланта должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа как свои собственные. В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусства» (1921) Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи». По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт - стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить своё понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца - светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей - то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу:
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на неё флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому труду родственен», - утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрагивает гигантские усилия:
Поэзия –
та же добыча радия,
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Только упорный вдохновенный труд даёт поэту право стать «водителем» народа. Только тогда:
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Поэт — это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что "чистого", нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое место в строительстве новой жизни. В неоконченной поэме "Во весь голос" Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в "коммунистическом далеко", разговаривает с ними, "как живой с живыми". Он, подобно Пушкину в "Памятнике", старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдает трудовому народу.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Стихотворение Б..Пастернака «Быть знаменитым некрасиво …» (1956) можно назвать его поэтическим манифестом. В нём Пастернак, подобно Пушкину и Некрасову, по сути противопоставляет два типа поэтов: пишущих ради славы (являющихся «притчей» на устах у всех»), и тех, для которых «цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех». Свою задачу Пастернак видит именно в этом. В стихотворении сформированы и основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, непонятностей). Во-вторых, поэт должен быть самобытным, и в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, любить жизнь, в творчестве должна звучать сама жизнь. При этом в основе творчества должно лежать мироощущение, при котором постоянный поиск истины становится целью поэта. Познать тайны бытия, суть окружающего мира необходимо, чтобы рождался стих. Об этом Пастернак пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956).
Таким образом, цели поэзии, её роль в жизни общества определяются Блоком, Маяковским, Пастернаком по-разному: в конкретно-историческом и в общефилософском смысле. Неизменным остаётся пушкинское понимание важнейшей миссии поэзии - служение правде, добру и культуре.
В результате выступлений групп и обсуждения основных вопросов составляется обобщающая таблица:
Ключевые аспекты | А.А.Блок | В.В.Маяковский | Б.Л.Пастернак |
Образ поэта, определение сущности поэзии | Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном. Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество! | Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в незнаемое», труд поэта «любому труду родствен». | Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену». Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг. |
Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом) | Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь») и презренья. | В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши». После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм. | В ранних стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво». |
Цели поэзии, её роль в жизни общества. | Всё сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить. Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию. | Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. «Светить всегда, светить везде …» Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу. | «Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь. |
Вывод | В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики. Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы. В создании образа поэта ощущается тенденция: от поэта - избранника, противопоставленного миру, обществу, к осознанию необходимости сближения с ним. При этом своё место в литературе, цели творчества определялись поэтами по-разному (глубокое философское постижение действительности и служение конкретным идеям). Во многом это обусловлено временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала то, что ей противоречило, ей были чужды, а порой враждебны яркие индивидуальности. Отсюда следовало явное или скрытое осознание поэтами своего одиночества. |
Завершается урок чтением стихотворения современного автора Анатолия Передреева
Все беззащитнее душа
В тисках расчетливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из темной власти барыша.
Все обнаженней его суть,
Его продажная основа,
Где стоит все чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.
И все дороже, все слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.
Звучи, божественный глагол,
В своем величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной...
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим...
Каковы место и роль поэзии в современном мире? Над этим вопросом предлагается поразмышлять дома.
Домашнее задание по выбору:
- размышление (письменно)
- Каковы место и роль поэзии в современном мире? (по стихотворению А.Передреева)
- В чем смысл высказываний: «Поэзия – не факел, а свеча» (А.Кушнер), «Каждый пишет, как он слышит; каждый слышит, как он дышит. Как он дышит — так и пишет, не стараясь угодить. Так природа захотела; почему — не наше дело, для чего — не нам судить» (Б.Окуджава)
- разработка и создание мультимедийной презентации «Тема поэта и поэзии в русской литературе ХХ века»
- исследование (опережающее задание к урокам по изучению творчества И.Бродского) «И.Бродский в диалоге с русскими поэтами» («Мои слова, я думаю умрут…» и другие стихотворения).
Литература
- Егорова Н., Золотарёва И. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «Вако», 2003.
- Изучение «сквозных тем в процессе преподавания литературы. М. «Планета», 2012. Учебно-методическое пособие. Составители Г.Вялкова, Т.Чернова.
- Лион П., Лохова Н. Литература. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. «Дрофа», 2000.
- Мотеюнате И. Русская лирика о поэте и назначении поэзии. «Литература» № 17-2001 (Издательский дом «Первое сентября»).
- Храмцова Р. Анализ поэтического текста в 5-11 классах (лекция 5).
Сайт: lit. 1seрtember.ru/articles.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»
Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы", раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...
Презентация к лекции "Незавершенная российская модернизация в контексте всемирной истории (конец Х1Х - начало ХХвека)"
В презентации приводятся точки зрения отечественных историков на российскую модернизацию в конце Х1Х-начале ХХ вв. в контексте всемирной истории, рассматриваются реформы императора Николая 11 и его го...
Программа индивидуально-групповых занятий по математике в11классе
Программа подготовки к ЕГЭ по математике....
- Мне нравится (1)