Урок развития речи по тексту " Маленький принц"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.r._urok_v_7_klasse_po_tekstu_o_malenkom_printse_i_lise.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол урока русского языка в 7 классе в условиях реализации ФГОС
Ход урока:
I.Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности и сотрудничества;
II.Актуализация опорных знаний.
1.Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какое у вас настроение?»
(хорошее, бодрое, замечательное, отличное…).
-А день какой сегодня?
(ясный, чудный, морозный или теплый, добрый…).
- Какие слова Вы использовали при ответе на вопросы?
(имена прилагательные, в предложении эти слова выполняют роль определения, это выразительное средство – эпитет)
- К какому явлению в русском языке можно отнести эти слова?
(К лексическому)
- Молодцы. Действительно, данные слова мы относим к лексическим явлениям.
Сейчас я предлагаю Вам вспомнить, какие еще лексические явления Вам известны.
-Чтобы ответить на этот вопрос, каждый на стикере записывает явление и приклеивает на лист формата А4, на котором записано «Лексические явления», при этом необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись.
-Что у вас получилось? Начинаем с первой группы!
-Теперь группа №2 называет лексические явления, которые ещё не прозвучали. Группа №3
(Лексические явления: повтор, эпитет, синонимы, антонимы, фразеологизмы, метафоры, олицетворения, омонимы).
-В языке, кроме лексических явлений, существуют и грамматические.
-Какие?
-Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем то же самое. Каждый на стикере записывает явление и приклеивает на лист формата А4, на котором записано «Грамматические явления», при этом необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись.
-Что у вас получилось? Начинаем с группы №2!
- Группа №3 называет грамматические явления, которые ещё не прозвучали. Слушаем группу №1.
( Грамматические явления: однородные члены, параллельное построение предложений, последовательное построение предложений, вводные предложений, риторические вопросы и восклицания)
- Ребята, мы с Вами повторили лексические и грамматические явления языка. А теперь ответьте на вопрос, где они могут использоваться?
(В художественных текстах)
- Почему именно в художественных?
(функция стиля художественной речи – воздействовать на чувства и мысли, а это можно сделать с помощью выразительных средств языка)
Ребята перед Вами текст. Прочитаем его и определим стиль речи. (Читает учитель).
(1) Вот тут-то и появился Лис.
- (2) Здравствуй, - сказал он.
- (3) Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц, - (4) Кто ты? (5) Какой ты красивый!
- (6) Я – Лис, - сказал Лис.
- (7) Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – (8) Мне так грустно…
- (9) Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – (10) Я не приручен.
- (11) А как это - приручить? – спросил Маленький принц.
- (12) Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – (13) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14) Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15) Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16) Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один, в целом свете…
- (17) Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц.
- (18) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис. – (19) Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20) Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21) Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22) Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23) Потом сказал:
- (24) Пожалуйста, приручи меня!
- (25) Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. (26) Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- (27) Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис – (28) У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29) Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31) Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-(32) А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
- (33) Надо запастись терпением, - ответил Лис. – (34) Сперва сядь вон там, поодаль. (35) Но с каждым днем садись немножко ближе…
(36) Так Маленький принц приручил Лиса.
(37) И вот настал час прощания.
- (38) Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.
- (39) Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц. – (40) Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
- (41) Да, конечно, - сказал Лис.
(42) Он умолк. (43) Потом прибавил:
- (44) Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45) Это будет мой тебе подарок.
(46) Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
- (47) Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48) Самого главного глазами не увидишь.
- (49) Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- (50) Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
- (51) Потому, что я отдавал ей всю душу…- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- (52) Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
(По А. Сент-Экзюпери)
- Итак, каков стиль речи данного текста.
(Художественный)
- Как Вы думаете, почему Вам был предложен текст именно художественного стиля?
(Потому что тексты именно художественного стиля содержат много средств выразительности, лексических и грамматических явлений)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какова цель нашего урока на данном этапе?
(Цель нашего урока Умение находить в тексте лексические и грамматические явления)
-Какова тема текста?
(О дружбе)
- Как по-вашему, что такое дружба? Чтобы ответить на этот вопрос выполним задание.
Перед Вами три утверждения. Прочтите их, подумайте, какое из них ближе Вам, с каким из них Вы согласны, и подойдите к нему.
- Образуем пары, поделимся своим мнением, начнет тот, кто ниже ростом…
- А теперь поделится партнер…
-Кто хочет озвучить свое мнение?
ДРУЖБА – ДОВЕРИЕ (о дружбе можно говорить тогда, когда человек доверяет другому любую тайну, то что на сердце, самое близкое – например, почитать дневник)
ДРУЖБА – ВЗАИМОПОНИМАНИЕ (человек понимает чувства другого и принимает их, не настаивает на чем-то своем. Если например, мой друг собрался почитать интересную книгу, а мне хочется пройтись по магазинам, я не буду проявлять эгоизм и настаивать на походе в магазин, когда друг занят другими делами, и обиде здесь не место)
ДРУЖБА – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Человек в ответе за друга, даже если он совершил проступок, мог остановить его, но не сделал это; забота о друге)
- Итак, ребята дружба возможна только тогда, когда есть взаимопонимание, ответственность и доверие друг к другу.
- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли назвать Старого Лиса и Маленького Принца ДРУЗЬЯМИ, или между ними отношения НАСТАВНИКА и УЧЕНИКА, или они ЧУЖИЕ друг другу?
- Подумайте и подойдите к тому высказыванию, которое представляется Вам правильным. Образуйте пары. Поделитесь. Начнет тот, у кого волосы длиннее.
Теперь поделится партнер.
- Кто хочет озвучить свою позицию?
-Итак, это три позиции, которые прошли ЛИС и ПРИНЦ на пути к дружбе.
-Какова основная мысль текста?
( Человек ответственен за друга, почувствовать друга можно только сердцем) (Мы в ответе за тех, кого приручаем; самого главного глазами не увидишь: зорко одно лишь сердце)
-Словами какого героя передает свою позицию автор текста.
( Это Старый Лис)
- Как звать второго героя?
(Маленький принц)
-Какое лексическое средство использует автор для создания образов ЛИСА и ПРИНЦА?
(эпитеты СТАРЫЙ и МАЛЕНЬКИЙ)
-С какой целью используются эпитеты в речи
(создают образ)
Задание по группам
1,3 столы отвечают на вопрос: Какое значение имеет слово «СТАРЫЙ» в данном тексте?
(мудрый, опытный, умный)
2,4 столы: Какое значение имеет слово «МАЛЕНЬКИЙ» в данном тексте?
(доверчивый, любознательный, любопытный, романтичный)
Напишите на стикерах и наклейте на лист формата А4
-Прочитаем что у Вас получилось. Номера №3 зачитывают ответ.
-К каким лексическим явлениям можно отнести эти слова?
(контекстные синонимы)
- Объясните, что по-вашему означают контекстные синонимы
(слова, близкие по значению, только в данном контексте)
- С какой целью они могут использоваться?
(задерживают внимание читателя на значимом для автора качестве.)
-Ребята, давайте вспомним и грамматические явления. Какое грамматическое явление позволяет понять, что необходимо сделать, чтобы дружба состоялась?
(В тексте много повторов не только слов, но и предложений и его частей. Это предложения 48 и 49, 50-51)
-С какой целью используется повтор предложений?
(чтобы акцентировать внимание читателя на значимом для автора высказывании)
-Какой вывод можно сделать из вышесказанного относительно лексических и грамматических явлений?
(Лексические и грамматические явления позволяют выразить основную мысль автора текста)
- Итак, ребята, нами определена тема текста, основная мысль, лексические и грамматические явления. Мы пришли к выводу, что и лексические и грамматические явления помогают передать основную мысль текста.
-Как вы думаете, к выполнению какого задания мы сейчас приступим?
(Цель – написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
V. Закрепление новых знаний
- Теперь наша задача - создать небольшой лингвистический текст о лексических и грамматических явлениях языка, которые использует автор текста для выражения основной мысли художественного текста.
План
- Тема текста
- Основная мысль текста
- Лексические или грамматические явления языка
- Вывод
Запишите лингвистический текст фломастерами на бумаге. Полученный текст необходимо прикрепить в углы.
На этапе оценивания вам, ребята, следует нарисовать звёздочки на стикерах. Их вы поместите на работах, которые выполнены лучше всего, после прочтения. На стикерах же можно будет записать рекомендации и советы, если они у вас есть. Встаём из-за стола, задвигаем стулья и подходим к работам таким образом:
1 группа- к работе 2 группы;
2 группа- к работе 3 группы;
3 группа- к работе 1 группы и т. д. по кругу.
- Проанализировать попрошу Гузель (Какая работа получила больше всего звёздочек? Отвечает ли она всем требованиям, предъявляемым к создаваемому тексту?).
- Рефлексия.
- -Ребята, нам с вами следует заполнить таблицу. Листочки с таблицами лежат у Вас на столах. Каждый заполняет индивидуально.
Умения | Я делаю это легко | Получается с трудом | Мне сложно |
Я обнаруживаю в тексте явления лексики | |||
Я обнаруживаю в тексте явления грамматики | |||
Я комментирую явления лексики и грамматики |
2. Заключительное слово учителя.
Я очень рада, что нам сегодня удалось поговорить о светлом чувстве, о дружбе. Я надеюсь, что каждый из ВАС может быть настоящим другом
Д.з. Написать небольшое сочинение «Что такое дружба?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...
Анкета для учащихся к уроку развития речи по тексту В.Пескова
Анкета проводилась с целью изучения читательских интересов учащихся, а также членов их семей....
Урок развития речи. Редактирование текста.
Сегодня я хочу вам предложить поработать редакторами журнала «Вокруг света»....
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
Презентация к уроку по произведению А. Экзюпери "Маленький принц"
Данная презентация собрана из разных презентаций учителей и дополнена мною. К сожалению, не могу указать авторов, простите. Буду признательна за информацию....