Урок литературы в 5 классе на тему "Пословицы и поговорки"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе на тему "Пословицы и поговорки" построен в форме конкурсной программы в несколько этапов. Позволяет проявить эрудицию обучающимся, пороявить смекалку. развивать творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_na_temu.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Холмовская СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Урок литературы на тему
«Пословицы и поговорки».
(5 класс)
Выполнила:
Волосухина Ирина Яковлевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2012-2013 учебный год
Цели деятельности учителя:
- Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
- Формирование понятия о пословице и поговорке;
- Развитие речи учащихся
- Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
- Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
- Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
- Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:
- Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
2. Актуализация знаний.
Слайд 1.
- Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах.
Дома вы готовили «Хвалебное слово пословице». Давайте его послушаем.
1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!
Они великие помощницы и в жизни верные друзья!
2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,
3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.
4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!
5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?
6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.
7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.
8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».
10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.
11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.
12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.
13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!
14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!
15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.
Слово учителя
Слайд 2
О важном значении пословиц и поговорок говорят сами пословицы и поговорки:
- Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
- На пословицу ни суда, ни расправы.
- На твою спесь пословица есть.
- Не всякая пословица при всяком молвится.
- Старая пословица век не сломится.
- Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
- Из поговорки слова не выкинешь.
- На всякого Егорку есть своя поговорка.
3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника
– Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33.
- В чем различие пословицы и поговорки?
Слово учителя
Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.
4. Сопоставление пословицы и поговорки.
Слайд 3
Учащиеся делают выводы на основе статей учебника и записывают их.
Пословица
- краткое, мудрое суждение о жизни
- содержит поучительный смысл
- законченное суждение
- характеризует поступки человека, их образ жизни
- украшает нашу речь
1 часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание
Поговорка
- меткое суждение
- часть суждения, незаконченное предложение
- дает оценку поступкам человека,но не поучает
- выражает чувства
5. Этап актуализации жизненных впечатлений
Класс делится на две команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (жетон)
А) Игра «Знатоки пословиц»
Слайды 4 - 11
- Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)
- Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)
- Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
- Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», - ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).
- Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
- Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
- Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
- Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
Б) Игра «Собери пословицу»
- Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.
- Назовите пословицы по парам слов.
Слайд 12
Дело – смело
Журавль – синица
Слово – воробей
Труд - рыбка
Время – потеха
Перо – топор
Слайд 13
В) Игра «Объясни смысл»
Слайд 14
- На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.
- Сидя на печи генералом не станешь.
- Чужими руками жар загребать.
- За спрос денег не берут.
- Языком болтай , а рукам воли не давай.
- Язык мой – враг мой.
- На хотенье есть терпенье.
- Невелика капля, а камень долбит.
- Топор своего дорубится.
- Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.
6. Рефлексия
– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?
7. Итог. Выставление оценок
8. Домашнее задание
Слайд 15
- Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц.
- К одной из пословиц сделайте рисунок.
Слайд 16
Волосухина И.Я. – учитель русского языка и литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...