Конспект урока литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Шостак Людмила Владимировна

Тема урока: «Встреча, всколыхнувшая душу…» по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе.

Учитель:  Шостак Л. В.

ГБОУ СОШ № 861 ЮАО города Москвы

Тема урока: «Встреча, всколыхнувшая душу…» по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя».

Урок с применением технологии развивающего обучения, педагогики сотрудничества, компьютерной презентации, Интернет-ресурсов.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма работы учащихся: урок-практикум.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, толковый словарьрусского языка под редакцией С.И. Ожегова, песня в исп. Ю. .Антонова «Маки» (муз. Ю.Антонова, слова Г. Поженяна), «Литература» 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях автор В. Я. Коровина.
Часть 2.

Цели

Образовательные:

-закрепить навык работы учащихся по созданию собственного высказывания на поставленный  вопрос

- углубить навыки анализа и пересказа художественного текста.

Развивающие:

- научиться выбирать материал согласно поставленной задаче, развивать поисковуюмыслительную деятельность, совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся.

Воспитательные:

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

- воспитывать патриотические чувства,сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.

Структура и ход урока.

1 Организационный момент. Приветствие и организация рабочего места.

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы прочитали рассказ «Живое пламя».

Кто его автор?

Какое средство художественной выразительности использовал автор в названии рассказа?

3.Актуализация опорных знаний.

Кто главные герои произведения?( тетя Оля,  рассказчик и…маки)

4.Мотивация учебной деятельности.

Обратите внимание на тему нашего урока. Нам надо понять, какую роль сыграла встреча для каждого из героев.

Закрепление пройденного материала.

5.Организация работы по группам (раздаются карточки с заданиями).

Первая группа работает с текстом рассказа и толковым словарем.

1).Где живет Ольга Петровна?

2).Какой был у нее дом?

Объясните значение слов: чулан, завалинка.

3).Чем увлекалась эта женщина?

Объясните значение слов «берестяной короб», «куртинка».

4).Почему тетя Оля не любила маки?

5).Что нам известно о рассказчике? Кто он?

6).Какие отношения сложились между ними?

7).Почему тетя Оля оставила несколько маков на клумбе?

Вторая группа готовит презентацию «Клумба тети Оли» (последний слайд – портрет писателя).

Найдите в тексте описание клумбы. Какие цветы росли на ней?

Найдите глаголы, которые использует автор в этом описании.

На что были похожи маки? Как они показаны на фоне всех цветов?

Как вы думаете, почему именно маки посадил автор-рассказчик?

Музыкальная пауза (звучит песня в исп. Ю.Антонова «Маки»).

Слово учителя. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опаленное огнем войны. Сам автор вспоминает: «На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Эта постоянная дуэль с танками –кто кого…Или ты его, или, если промазал, он –тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «Фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире. К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня,и я вернулся в школу,чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было) при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя,и школьники почтительно здоровались со мной-ведь я был старше многих из них на целую войну».

Проверка индивидуального домашнего задания.

Сообщение ученика о символике названия цветка.

Красный мак-символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа. И с тех пор он растет там,где пролилось много крови.

Третья группа готовит развернутый ответ на вопрос, используя интернет-ресурсы.

В рассказе нет описаний военных действий, и о войне автор упоминает вскользь.

Найдите это в тексте.

Объясните смысл фразы: «Да, сгорел. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки,в полную силу прожита. И у людей так бывает…»

Кого из людей вы можете назвать, чья жизнь является подтверждением этих слов.

6.Отчеты по группам.

7.Итоговая беседа.

Как повлияла встреча на героев рассказа?

Прочитайте финал рассказа.

8.Рефлексия.

Составьте синквейн на тему «Маки», опираясь на рассказ Е.И.Носова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...