Эта волшебная метафора
методическая разработка по литературе по теме
Данная презентация поможет при работе с понятиями метафора,синквейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метафора. Виды метафор. Синквейн. | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТАФОРА- скрытое сравнение , в основе которого лежит переносное значение слова, употребление по сходству
Сравните тексты. Какой из них более выразительный? Какие средства придают тексту образность, выразительность? Пошел дождь. Пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль дождя. (В.Шукшин) Движение воздуха в горизонтальном направлении усилилось. Начались обильные атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
Виды метафор Метафора - существительное «закат в крови», «песни ветровые» прилагательное «веселые поляны», «заплаканные окна» глагол «солнце смотрит на поля», «низкий дом ссутулился»
ВИДЫ МЕТАФОР Простая, одиночная. « сонное озеро» Развернутая – цепь, система метафор . «Ветер разлетелся , липа вздохнула и выдохнула из себя миллион зеленых монет ».
Выполните задания 1. Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор? а) Утратили свою образность, не являются средством выразительности. б) Это слова, употребленные в переносном значении. в) Это развернутые метафоры.
Выполните задания 2. Определите вид метафоры: а) «утром все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило »; б) «по зеркальной воде свет разливается »; в) « рассыпчатые голоса жаворонков»; г) «опять серебряные змеи через сугробы поползли ».
Выполните задания 3. Какую роль может выполнять метафора? а) Подчеркивает самый существенный признак («рыхлые облака», весной «воды бегут и будят» природу и др.). б) Создает индивидуальный образ («ласковое солнце», «хоровод дней» и др.). в) Производит эмоциональный эффект, создает настроение («веселая весна», «заплаканные окна» и др.).
Найдите и выпишите метафоры из отрывка романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», определите их роль в тексте. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
Заполните планшет «Весна в метафорах» (на основе работы с картинами) Я вижу Я слышу Я чувствую
На месте пропусков в тексте М.Пришвина предложите свои метафоры. На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является . . . . . жизни. Солнце . . . . ., и куда ни попадет луч, - везде все . . . . . . На утренней зорьке . . . . . тетерев. На небе еще висит . . . . . . бледного месяца. Все в этом . . . . . утре весны было прекрасно. (по М. Пришвину)
Сравните свой вариант с полным текстом М.Пришвина. Как бы вы озаглавили этот текст? На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является убежищем жизни. Солнце встает , и куда ни попадет луч, - везде все просыпается . На утренней зорьке бормочет тетерев. На небе еще висит обрывок бледного месяца. Все в этом первом утре весны было прекрасно. (по М. Пришвину)
Выберите понравившийся пейзаж и с помощью метафор опишите, что вы видите
Выберите понравившуюся картину и опишите с помощью метафор, что вы чувствуете, когда смотрите на этот пейзаж.
СИНКВЕЙН – белый стих со строго заданной формой. 1 строка – ключевое слово 2 строка – два прилагательных (метафорические эпитеты) 3 строка – три глагола движения 4 строка – два слова, называющих чувства 5 строка – слово, усиливающее содержание
На основе записей в планшете создайте синквейн , используя метафоры
Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта Аристотель «Поэтика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Летние чудеса. Метафора.
Урок-практикум представляет собой продолжение серии «Превращения слов» в 5 классе и является современной эффективной формой обучения анализу художественного произведения. Его основополагающая задача –...
Метафора в школьном обучении
Определение метафоры (языковой и художественной)....
Метафора как средство выразительности
Открытый урок на освоение теоретических понятий - метафора, метафорическая загадка, которые способствуют более глубокому постижению художественного стиля речи....
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
Черный квадрат - метафора столетия
В работе рассматриваются подходы к пониманию "Черного квадрата" К.Малевича...
Учимся видеть метафору
В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знакомятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить переносное значение в самых простых словос...
Конспект урока литературы в 7 классе "Эта удивительная метафора…" (Весна в метафорах)
В предложенном конспекте урока, посвященного изучению метафоры в 7 классе, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся творч...