Эта волшебная метафора
методическая разработка по литературе по теме

Данная презентация поможет при работе с понятиями метафора,синквейн.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эта волшебная метафора… (Весна в метафорах)

Слайд 2

МЕТАФОРА- скрытое сравнение , в основе которого лежит переносное значение слова, употребление по сходству

Слайд 3

Сравните тексты. Какой из них более выразительный? Какие средства придают тексту образность, выразительность? Пошел дождь. Пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль дождя. (В.Шукшин) Движение воздуха в горизонтальном направлении усилилось. Начались обильные атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

Слайд 4

Виды метафор Метафора - существительное «закат в крови», «песни ветровые» прилагательное «веселые поляны», «заплаканные окна» глагол «солнце смотрит на поля», «низкий дом ссутулился»

Слайд 5

ВИДЫ МЕТАФОР Простая, одиночная. « сонное озеро» Развернутая – цепь, система метафор . «Ветер разлетелся , липа вздохнула и выдохнула из себя миллион зеленых монет ».

Слайд 6

Выполните задания 1. Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор? а) Утратили свою образность, не являются средством выразительности. б) Это слова, употребленные в переносном значении. в) Это развернутые метафоры.

Слайд 7

Выполните задания 2. Определите вид метафоры: а) «утром все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило »; б) «по зеркальной воде свет разливается »; в) « рассыпчатые голоса жаворонков»; г) «опять серебряные змеи через сугробы поползли ».

Слайд 8

Выполните задания 3. Какую роль может выполнять метафора? а) Подчеркивает самый существенный признак («рыхлые облака», весной «воды бегут и будят» природу и др.). б) Создает индивидуальный образ («ласковое солнце», «хоровод дней» и др.). в) Производит эмоциональный эффект, создает настроение («веселая весна», «заплаканные окна» и др.).

Слайд 9

Найдите и выпишите метафоры из отрывка романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», определите их роль в тексте. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

Слайд 10

Заполните планшет «Весна в метафорах» (на основе работы с картинами) Я вижу Я слышу Я чувствую

Слайд 11

На месте пропусков в тексте М.Пришвина предложите свои метафоры. На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является . . . . . жизни. Солнце . . . . ., и куда ни попадет луч, - везде все . . . . . . На утренней зорьке . . . . . тетерев. На небе еще висит . . . . . . бледного месяца. Все в этом . . . . . утре весны было прекрасно. (по М. Пришвину)

Слайд 12

Сравните свой вариант с полным текстом М.Пришвина. Как бы вы озаглавили этот текст? На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является убежищем жизни. Солнце встает , и куда ни попадет луч, - везде все просыпается . На утренней зорьке бормочет тетерев. На небе еще висит обрывок бледного месяца. Все в этом первом утре весны было прекрасно. (по М. Пришвину)

Слайд 13

Выберите понравившийся пейзаж и с помощью метафор опишите, что вы видите

Слайд 14

Выберите понравившуюся картину и опишите с помощью метафор, что вы чувствуете, когда смотрите на этот пейзаж.

Слайд 15

СИНКВЕЙН – белый стих со строго заданной формой. 1 строка – ключевое слово 2 строка – два прилагательных (метафорические эпитеты) 3 строка – три глагола движения 4 строка – два слова, называющих чувства 5 строка – слово, усиливающее содержание

Слайд 16

На основе записей в планшете создайте синквейн , используя метафоры

Слайд 17

Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта Аристотель «Поэтика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние чудеса. Метафора.

Урок-практикум представляет собой продолжение серии «Превращения слов» в 5 классе и является современной эффективной формой обучения анализу художественного произведения. Его основополагающая задача –...

Метафора в школьном обучении

Определение метафоры (языковой и художественной)....

Метафора как средство выразительности

Открытый урок на освоение теоретических понятий - метафора, метафорическая загадка,  которые способствуют более глубокому постижению художественного стиля речи....

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Черный квадрат - метафора столетия

В работе рассматриваются подходы к пониманию "Черного квадрата" К.Малевича...

Учимся видеть метафору

В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знако­мятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить перенос­ное значение в самых простых слово­с...

Конспект урока литературы в 7 классе "Эта удивительная метафора…" (Весна в метафорах)

В предложенном конспекте урока, посвященного изучению метафоры в 7 классе, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся   творч...