Метафора в школьном обучении
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Определение метафоры (языковой и художественной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metafora_barashka.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Метафора в школьном обучении
русского языка
Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя тема: «Метафора».
Перед тем, как я вам объясню, что это за термин, вы послушаете отрывок из сказки Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»:
«Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что – то сломалось в моторе моего самолёта…Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей – то тоненький голосок. Он сказал:
- Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
- А?..
- Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Начал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой – то малыш и серьёзно меня разглядывает…
И он опять попросил тихо и очень серьёзно:
- Пожалуйста…Нарисуй барашка…
Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться…
И я нарисовал…
Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
- Нет, этот барашек совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал…
Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не барашек. Это большой баран. У него рога…
Я опять нарисовал по – другому…
Но он и от этого рисунка отказался.
- Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.
Тут я потерял терпение – ведь надо было поскорей разобрать мотор - и нацарапал вот что:..
И сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
- Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего очень мало…
- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
- Не такой уж он маленький… -сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. – Смотри – ка! Он уснул…
Так я познакомился с Маленьким принцем».
Метафора – это всегда какая – то загадка, придуманная автором и разгадываемая читателем. От читателя требуется богатое воображение, чтобы постичь смысловую сложность метафоры. Чем сложнее загадка, тем большей активности и интеллектуального напряжения она требует от читателя.
Обратим внимание на наш отрывок сказки. Здесь герой – мальчик просит автора нарисовать барашка. Любой из предложенных на рисунке барашков не устраивал мальчика. Тогда автор нарисовал простой ящик, сказав, что в нём находится барашек. Наконец мальчик был доволен: в том ящике он мог вообразить только ему видимого барашка, именно такого, какого ему нужно. Таким образом, автор дал мальчику загадку (представим её условной метафорой), которую мальчик благополучно разгадал (увидел в ящике воображаемого барашка).
Теперь мы можем перейти к определению метафоры. Итак, метафора – это вид тропа, перенесение свойств одного предмета на другой, по принципу их сходства в каком – либо отношении или по контрасту. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставления (например, синие как небо глаза), метафора - это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» опущены, но подразумеваются (например, синева глаз).
В языке существуют два типа метафор. В – первых, метафора обще языковая (либо просто языковая), во – вторых, метафора художественная. Между ними существуют принципиальные различия. Сейчас мы укажем, какие это различия.
1. Семантические различия.
В основе языковой метафоры лежат очевидные признаки (в основу наименования положен признак, который ясен и очевиден всем носителям языка). Например, кисель – это что – то вязкое, жидко образное.
Напротив, в основу наименования художественной метафоры положены неочевидные, не самые близкие признаки предметов. Художественная метафора всегда необычна, аномальна. Например, стекло стрекоз сновало по щекам (представлен необычный образ).
2. Различия в идеоматичности.
Языковая метафора всегда воспроизводима, идеоматична (носители языка эти лексико – семантические значения не придумывают, а непроизвольно воспроизводят). Например, каменное сердце, золотые руки.
Напротив, художественной метафоре соответствует относительная идеоматичность, это всегда единичный акт наименования, в рамках одного произведения автор создаёт определённую метафору. Например, клеточный юмор.
3. Различия в функциональных особенностях.
Языковая метафора несёт коммуникативную функцию (нужна для общения, передачи информации).
Напротив, художественная метафора несёт эстетическую функцию.
Таким образом, языковая метафора – это массовое образование, а художественная метафора – это элитное (специфическое) образование.
В рамках школьной программы языковая метафора изучается в курсе русского языка, а художественная – в курсе русской литературы.
В словарях обычно представлены языковые метафоры, а художественная метафора не находит отражения в языке. Исключение имеют словари «языка писателей».
Сегодня на нашем уроке мы обратим внимание на оба типа метафор.
Первое задание. Учёные обратились к тому, как дети – дошкольники понимают и интерпретируют метафоры. Детям предстояло охарактеризовать, объяснить смысл заданных им метафор. Давайте по ответам дошкольников попытаемся угадать, о чём идёт речь, какие метафоры были заданы учёными.
- – Получится дырка!
- Пополам!
- Мальчик оборвал провод у телефона, вот и оборвал разговор!
- Люди разговаривают, а мальчик перебивает!
Правильный ответ: оборвать разговор.
- – У них ротика нет. Они только раскачивались!
- Они что – то говорили!
- Они что – то рассказывали!
- Они тихо разговаривали!
- Берёзки раскачивались!
- Берёзки листиками качали!
Правильный ответ: шептались берёзки.
- – Море не шевелится!
- Море спокойное, море не бушует!
Правильный ответ: море спит.
- – Они на молодой яблоне растут!
- Они молодые и вкусные!
Правильный ответ: молодильные яблоки.
- – Она шевелится!
- Воду пьют!
- Её можно пить!
Правильный ответ: живая вода.
- – В море можно купаться!
- Море течёт!
- Море шумит!
- В море купаются! Море не смеётся! Играют в игрушки!
- Море синее!
- Волны в море разгоняются!
- На море волны плавают и разгоняются. А дети играют!
Правильный ответ: море смеётся и играет.
- – Дождь сильный!
- Гроза гремит, дождь идёт!
- Ветер!
- Корова воет, а не буря! Собаки воют!
Правильный ответ: воет буря.
- – Утро старенькое!
- Как борода!
Правильный ответ: утро седое.
Второе задание. Метафора очень часто встречается в устном народном творчестве. Так, для завуалирования какого – либо образа, предмета или явления метафору используют в загадках. Сейчас я буду читать вам загадки, а ваша задача – отгадать их и указать, с помощью какой метафоры был скрыт образ.
- Летит огневая стрела, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.
Правильный ответ: молния (метафора – огневая стрела).
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
Правильный ответ: туча (метафора – орлица).
- Ходит царь вокруг города, носит корону на голове.
Правильный ответ: петух (метафора – царь).
- Телята гладки привязаны на грядке.
Правильный ответ: огурцы (метафора – телята).
- Стоит поп низок, на нём 40 ризок.
Правильный ответ: капуста (метафора – поп).
- Крашеное коромысло через реку свисло.
Правильный ответ: радуга (метафора – крашеное коромысло).
- Сидит девица в тёмной темнице, коса – на улице.
Правильный ответ: морковь (метафора – девица).
- Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей.
Правильный ответ: 12 месяцев, 52 недели, 365 дней (метафоры – 12молодцев, 52 сокола, 365 лебедей).
Третье задание.
Запишите под мою диктовку данные словосочетания в парах и укажите, какое словосочетание из данной пары будет являться метафорой, а какое – нет. Затем составьте предложения с метафорическими словосочетаниями.
- Золотое кольцо – золотые руки.
- Ледяной взгляд – ледяной каток.
- Греметь известностью – греметь браслетами.
- Синее море – море цветов.
- Волчий аппетит – волчий след.
- Время летит – летит самолёт.
- Поднять руку – поднять настроение.
- Тёплая встреча – тёплое молоко.
Правильные ответы: золотые руки, ледяной взгляд, греметь известностью, море цветов, волчий аппетит, время летит, поднять настроение, тёплая встреча.
Четвёртое задание. Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин внёс свой неповторимый вклад в сокровищницу русской речи. Созданные им метафоры пополнили запас русских крылатых выражений. Одним из убедительных свидетельств актуальности метафор является употребление слов его самобытной поэзии в языке современной публицистики, на страницах газет. Из данных отрывков найдём метафоры, придуманные Есениным в стихах, и попытаемся определить смысл их использования в газетных статьях.
- «В окрестностях Алма-Аты цветут сады. «Белых яблонь дым» вьётся над ущельем Заилийского Алатау. Но весна – вовсе не помеха искусственному льду катка «Медео». («Правда», 1975, 25 апреля).
Правильный ответ: «белых яблонь дым» - с помощью этой метафоры оживляются скупые строки газетных сообщений, как бы восполняя отсутствие в них художественности.
- «Наверное, нет надобности говорить, что с точки зрения экономической древесины хвойных пород представляет большую ценность, чем всевозможная «листва». И тем досаднее, что в «страну берёзового ситца» лес превращается не по злому року, а в результате лесозаготовительной практики, именуемой условно – сплошными рубками» («Литературная газета», 1974, 4 декабря).
Правильный ответ: «страна берёзового ситца» - Эта метафора служит средством выражения горькой иронии.
- «Существовали, возможно, и другие причины столь быстрого и резкого перехода В. Цыбина от «буйства глаз и половодья чувств» и вопросительно – раздумчивому слогу позднейших книг». («Литературная газета», 1974, 10 июля).
Правильный ответ: «буйство глаз и половодье чувств» - эта метафора употребляется для характеристики творческой манеры писателя.
- «Ценность книги в том, что люди, чьи имена уже принадлежат истории, проходят перед нами во всей своей неповторимости, не отлакированные, не придуманные, не прибранные, а такие, какими они выглядели тогда, «в развороченном бурей быте» тех лет» .(«Литературная газета», 1970, 27 мая).
Правильный ответ: «в развороченной бурей быте» - эта метафора по – своему отражает период коренной, революционной ломки социальных отношений в стране.
Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу.
Литература:
- Аникин В.П. Метафора в загадках // Художественные средства русского народного поэтического творчества. М., 1981. с. 53 – 66.
- Баранов М.Т. Слова с прямым и переносным значением //Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.с. 60 – 64.
- Вовк В.Н. Языковая метафора в художественной речи (природа вторичной номинации). Киев: Наукова Думка, 1986. 144 с.
- Гладышева Л.А. Живые строки Есенина // Русский язык в школе, 1975. №4. с. 62 – 64.
- Ковалёв В.П. Лексико – семантические выразительные средства // Ковалёв В.П. Выразительные средства художественной речи / Пособие для учителя. Киев, 1985. с. 40 – 65.
- К проблеме понимания метафоры // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. с. 108 – 118.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. М., 2001. стб. 533.
- Литературный энциклопедический словарь /под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987, с. 218.
- Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. с. 189 – 209.
- Рубайло А.Т. Приёмы художественного языка и их основы // Рубайло А.Т. Художественные средства языка / Пособие для учителей. М.: Учпедуч, 1961. с.25 – 80.
- Сент – Экзюпери А. Ночной полёт : Повесть; Планет людей: Повесть; Маленький принц; Сказка. Саратов, 1982. с. 186 – 189.
- Скляревская Г.Н. Языковая метафора в словаре: опыт системного описания // Вопросы языкознания, 1987. № 2. с. 58 – 65.
- Харченко В.К. Образность в семантике слова / Русский язык в школе, 1984.№3.с. 50 – 54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению
Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...
Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.Психологически это ...
Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения.
Материал педсовета по проблеме преемственности между начальным и средним звеном школы. Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфлик...
Анкета "Мотивация к школьному обучению"
Анкета для классного руководителя, социального педагога, психолога....
Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения
Актуализация знании родителей по проблеме психологической готовности к школе....
Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения.
1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами обучения и его методами.2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в шк...