Конспект урока литературы в 7 классе "Эта удивительная метафора…" (Весна в метафорах)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
В предложенном конспекте урока, посвященного изучению метафоры в 7 классе, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся творческому самовыражению. Проект представляет собой интеграцию разных учебных дисциплин и предполагает активизацию на уроке различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных.
Тип урока: урок-обобщение, интегрированный (литература, музыка, живопись, компьютерные технологии).
Цели урока:
1. Обобщить материал по данной теме; формировать умение применять метафору в устной и письменной речи.
2. Развивать культуру речи, образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации при выполнении творческих заданий.
3. Воспитывать эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Эта удивительная метафора..." (Весна в метафорах) | 79 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_vesna_v_metaforah.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
В предложенном конспекте урока и презентации к нему решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся творческому самовыражению. Проект представляет собой интеграцию разных учебных дисциплин и предполагает активизацию на уроке различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТАФОРА- скрытое сравнение , в основе которого лежит переносное значение слова, употребление по сходству.
Сравните тексты. Какой из них более выразительный? Какие средства придают тексту образность, выразительность? Пошел дождь. Пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль дождя. (В.Шукшин) Движение воздуха в горизонтальном направлении усилилось. Начались обильные атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.
Виды метафор Метафора - существительное «закат в крови», «песни ветровые» прилагательное «веселые поляны», «заплаканные окна» глагол «солнце смотрит на поля», «низкий дом ссутулился»
ВИДЫ МЕТАФОР Простая, одиночная. «сонное озеро» Развернутая – цепь, система метафор . «Ветразлетелся, липа вздохнула и выдохнула из себя миллион зеленых монетер».
Выполните задания 1. Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор? А) Утратили свою образность, не являются средством выразительности. Б) Это слова, употребленные в переносном значении. В) Это развернутые метафоры. 2. Определите вид метафоры: а) «утром все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило »; б) «по зеркальной воде свет разливается »; в) « рассыпчатые голоса жаворонков»; г) «опять серебряные змеи через сугробы поползли ». 3. Какую роль может выполнять метафора? А) Подчеркивает самый существенный признак («рыхлые облака», весной «воды бегут и будят» природу и др.). Б) Создает индивидуальный образ («ласковое солнце», «хоровод дней» и др.). В) Производит эмоциональный эффект, создает настроение («веселая весна», «заплаканные окна» и др.).
Найдите и выпишите метафоры из отрывка романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», определите их роль в тексте. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
Заполните планшет «Весна в метафорах» (на основе работы с картинами) Я вижу Я слышу Я чувствую
На месте пропусков в тексте М.Пришвина предложите свои метафоры. На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является . . . . . жизни. Солнце . . . . ., и куда ни попадет луч, - везде все . . . . . . На утренней зорьке . . . . . тетерев. На небе еще висит . . . . . . бледного месяца. Все в этом . . . . . утре весны было прекрасно. (по М.Пришвину)
Сравните свой вариант с полным текстом М.Пришвина. Как бы вы озаглавили этот текст? На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является убежищем жизни. Солнце встает , и куда ни попадет луч, - везде все просыпается . На утренней зорьке бормочет тетерев. На небе еще висит обрывок бледного месяца. Все в этом первом утре весны было прекрасно. (по М.Пришвину)
Выберите понравившийся пейзаж и с помощью метафор опишите, что вы видите.
Выберите понравившуюся картину и опишите с помощью метафор, что вы чувствуете, когда смотрите на этот пейзаж.
СИНКВЕЙН – белый стих со строго заданной формой. 1 строка – ключевое слово 2 строка – два прилагательных (метафорические эпитеты) 3 строка – три глагола движения 4 строка – два слова, называющих чувства 5 строка – слово, усиливающее содержание
На основе записей в планшете создайте синквейн , используя метафоры.
Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта. Аристотель «Поэтика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...