Конспект урока литературы в 7 классе "Эта удивительная метафора…" (Весна в метафорах)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Трапезникова Елена Вячеславовна

В предложенном конспекте урока, посвященного изучению метафоры в 7 классе, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но и учатся   творческому  самовыражению.   Проект представляет собой интеграцию разных учебных дисциплин и предполагает активизацию на уроке различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных.

Тип урока: урок-обобщение, интегрированный (литература, музыка, живопись, компьютерные технологии). 

Цели урока:

1. Обобщить материал по данной теме; формировать умение применять метафору в устной и письменной речи.

2. Развивать культуру речи, образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации при выполнении творческих заданий.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В предложенном конспекте урока и презентации к нему решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся   творческому  самовыражению.   Проект представляет собой интеграцию разных учебных дисциплин и предполагает активизацию на уроке различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных.

Учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ №1  Е.В.Трапезникова

Конспект урока литературы в 7 классе

«Эта  удивительная метафора…»  

(Весна в метафорах)

Тип урока: урок-обобщение, интегрированный (литература, музыка, живопись, компьютерные технологии).  

Цели урока: 

1. Обобщить материал по данной теме; формировать умение применять метафору в устной и письменной речи.

2. Развивать культуру речи, образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации при выполнении творческих заданий.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

  1. Плакат с рисунком распахнутого окна.
  2. Диск с записью пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».
  3. Компьютер, проектор, экран.

Этап урока

Содержание

Формы, приемы  обучения

Виды деятельности учащихся, примерные ответы учеников

Хроно-метраж

1.Организационный

этап.

 «Включе-ние» в тему урока.

- За окном весна. Мы распахиваем окна, чтобы впустить в наш дом лучи теплого весеннего солнышка. Тем самым мы открываем для себя удивительный мир, волшебно красивый мир весны.

* А с чего для вас начинается весна?

А для меня, ребята, весна начинается с распахнутого в мир после долгой зимы окна. Пусть это окно станет символом нашего урока. (На доске рисунок распахнутого ветром окна.)

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали – небо, крыши, ветер

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина!

*Как называется это словосочетание («распахнутое в мир окно») с точки зрения средств художественной выразительности?

Сегодня мы посвящаем наш урок … «этой волшебной метафоре». С этим средством выразительности вы уже знакомы.  Повторим  и расширим наши знания о метафоре, заглянем в творческую лабораторию писателя и сами попробуем себя в роли художника слова. /слайд 1/

Эмоциональ-ное слово учителя.

Беседа.

Объявление темы, целевой установки урока.

  • Слушание.

  • Ответы учащихся.

- Метафора.

  • Запись темы в тетрадь.

4 мин.

2.Актуали- зация знаний учащихся по теме урока.

- Проверьте, насколько хорошо вы знакомы с метафорой. Ответьте на вопросы «с подсказкой». /слайды 2,3,4,5,6/

МЕТАФОРА

1. Из данных определений выберите то, которое относится к метафоре.

А) Яркое, образное определение предмета или явления.

Б) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

В) Сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого.

2. Назовите разновидности метафоры, приведите свои примеры.

А) Метафоры – существительные («утро года», «пожар сердца» и др.).

Б) Метафоры – прилагательные («свинцовые тучи», «заплаканные окна»).

В) Метафоры – глаголы («горят небеса», «рябина зажглась» и др.).

Г) Развернутые метафоры (цепь, система метафор: «ветер разлетелся, липа вздохнула и выдохнула из себя миллион зеленых монеток»).

3. Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор?

А) Утратили свою образность, не являются средством выразительности.

Б) Это слова, употребленные в переносном значении.

В) Это развернутые метафоры.

4. Определите вид метафоры:

а) «утром все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»;

б) «по зеркальной воде свет разливается»;

в) «рассыпчатые голоса жаворонков»;

г) «опять серебряные змеи через сугробы поползли».

5. Какую роль может выполнять метафора?

А) Подчеркивает самый существенный признак («рыхлые облака», весной «воды бегут и будят» природу и др.).

Б) Создает индивидуальный образ («ласковое солнце», «хоровод дней» и др.).

В) Производит эмоциональный эффект, создает на-строение («веселая весна», «заплаканные окна» и др.).

Тестирование «с подсказкой» позволяет актуализиро-

вать знания учащихся.

  • Самостоятельная работа с вопросами теста.

  • Устные ответы учащихся на вопросы теста с комментариями.

  • Наблюдение правильных ответов в презентации.

7 мин.

3.Аналитическая беседа.

4. В творческой лаборатории художника слова.

       *Как приходит весна? 

В своем знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкин показал стремительное пробуждение природы. Его описание умещается в одну строфу романа. Прочтем этот отрывок. («Гонимы вешними лучами…») /слайд 7/

* Каково настроение стихотворения?

* Как создается это настроение?

- Заглянем в творческую лабораторию художника слова. У поэта, художника часто есть  записная книжка, дневник, куда он записывает свои наблюдения, размышления. Будут сегодня такие «книжки» и у вас: каждый соберет свой словарик метафор на уроке. /слайд 8/ /Раздаточный материал/

ВЕСНА В МЕТАФОРАХ

Метафоры

существительные    прилагательные    глаголы

     -----------------------    --------------------   -----------      

         я чувствую           я вижу                    я слышу

     ------------------------    -------------------     -------------

  • Выпишите в свой словарик метафоры разных видов из поэтического текста А.С.Пушкина..
  • Выберите понравившуюся и объясните, как родилась метафора.

Беседа.

Вопросы учителя.

Исследование метафорических образов стихотворения.

- Очень быстро. Особенно у нас, на Урале. Вспомним, в начале апреля еще лежал снег, а теперь он растаял. Весна вступила в свои права.

  • Чтение отрывка из романа А.С.Пушкина.
  • Устные ответы (обычно дети отмечают радость от прихода весны: даже соловей распелся от восторга).
  • Самостоятельная работа со стихотворением: запись в словарик авторских метафор:

Существи-тельные

улыбка природы

утро года

полевая дань

келья восковая

Прилага-тельные

прозрачные леса

Глаголы

снега сбежали

природа встречает

блещут небеса

  • Устные ответы учащихся по результатам исследования языка стихотворения.

8 мин.

5.Творчес-кие задания.

  • Сорев-

нование с писателем.

  • В

картинной галерее.

- Попробуем «посоревноваться» с писателем в мастерстве создавать метафоры. В отрывке из весенних миниатюр М.Пришвина из цикла «Времена года» вставьте на месте пропуска слова-метафоры, которые создадут яркий образ весеннего утра и помогут нам его увидеть. /слайд 9/

«На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является . . . . . жизни. Солнце . . . . ., и куда ни попадет луч, - везде все . . . . .   . На утренней зорьке . . . . . тетерев. На небе еще висит . . . . . . бледного месяца. Все в этом . . . . . утре весны  было прекрасно». (по М.Пришвину)

*Удалось ли нам приблизиться к тексту автора?

*Какие метафорические образы вас удивили?

*Какое название для этого текста вы бы предложили? («Солнечная опушка»)

Творческая работа.

  • Учащиеся подбирают

метафоры, затем сверяют с текстом М.Пришвина. /слайд 10/

«На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является убежищем жизни. Солнце встает, и куда ни попадет луч, - везде все просыпается. На утренней зорьке бормочет тетерев. На небе еще висит обрывок бледного месяца. Все в этом первом утре весны  было прекрасно».

  • Озаглавить текст.

4 мин.

- Работа над произведением начинается с определенного настроения. Я приглашаю вас в картинную галерею, где вы сможете увидеть весну в самых разных проявлениях. Такой ее увидели русские художники-пейзажисты. Выберите понравившуюся картину и в своих «книжках» в графе «Я чувствую» опишите свои эмоции. Хорошо, если   родится метафора. /слайд 11,12/

Обращение к эмоциональ-ной сфере учащихся, творческое задание.

  • Учащиеся

рассматривают картины, выбирают понравившуюся, описывают свои эмоции.

  • Устные ответы

(учитель  обратит внимание, если у кого-то из ребят   родится метафора).

3 мин.

- Художнику важно не только смотреть, но и видеть. Говорят, один смотрит в лужу и видит лужу, а другой – небо, которое в ней отражается. Давайте опять посмотрим в наше распахнутое окно.

*Что можно увидеть в нем весной, если «включить» воображение?

*Какие образы вы видите? Сделайте записи в графе «Я вижу». Постарайтесь создать метафору.

«Включение»

воображения учащихся. Актуализация жизненных впечатлений.

  • Учащиеся заполняют

графу «Я вижу».

  • Устные ответы.

3 мин.

  • Слушаем

музыку

весны.

- Волшебная метафора позволяет создать образ, который можно не только увидеть, представить, но и услышать. Весна наполнена звуками. А вы умеете их слушать? Звучит отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года». Запишите звуки весны, которые вы услышали, когда звучала музыка. Сделайте записи в графе «Я слышу».

Звучит музыка. Слушание.

  • Слушание.
  • Учащиеся заполняют графу «Я слышу».
  • Устные ответы.

4 мин.

  • Синквейн

- Обобщим находки в виде синквейна. Напоминаю, что синквейн – белый стих со строго заданной формой: 1 – ключевое слово; 2 – два прилагательных-эпитета; 3 – три глагола движения; 4 – два слова, называющих чувства; 5 – строка, усиливающая содержание./слайд 13,14/

 

Обобщение в виде синквейна.

  • Самостоятельная работа учащихся со своими «записными книжками». Создание синквейна.
  • Учащиеся сдают

работы:  заранее готова обложка для сборника творческих работ «Мгновения весны».

5 мин.

6. Итог урока.

- «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта». (Аристотель «Поэтика»)

/слайд 15/ 

Сегодня, ребята, вы все доказали, что очень талантливы.

* Назовите  одну метафору, которая вам запомнилась на сегодняшнем уроке.

Введение эпиграфа-итога.

  • Ответы учащихся.

2 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эта волшебная метафора… (Весна в метафорах)

Слайд 2

МЕТАФОРА- скрытое сравнение , в основе которого лежит переносное значение слова, употребление по сходству.

Слайд 3

Сравните тексты. Какой из них более выразительный? Какие средства придают тексту образность, выразительность? Пошел дождь. Пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль дождя. (В.Шукшин) Движение воздуха в горизонтальном направлении усилилось. Начались обильные атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.

Слайд 4

Виды метафор Метафора - существительное «закат в крови», «песни ветровые» прилагательное «веселые поляны», «заплаканные окна» глагол «солнце смотрит на поля», «низкий дом ссутулился»

Слайд 5

ВИДЫ МЕТАФОР Простая, одиночная. «сонное озеро» Развернутая – цепь, система метафор . «Ветразлетелся, липа вздохнула и выдохнула из себя миллион зеленых монетер».

Слайд 6

Выполните задания 1. Ножка стола, ручка двери, рукав реки – в чем своеобразие этих метафор? А) Утратили свою образность, не являются средством выразительности. Б) Это слова, употребленные в переносном значении. В) Это развернутые метафоры. 2. Определите вид метафоры: а) «утром все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило »; б) «по зеркальной воде свет разливается »; в) « рассыпчатые голоса жаворонков»; г) «опять серебряные змеи через сугробы поползли ». 3. Какую роль может выполнять метафора? А) Подчеркивает самый существенный признак («рыхлые облака», весной «воды бегут и будят» природу и др.). Б) Создает индивидуальный образ («ласковое солнце», «хоровод дней» и др.). В) Производит эмоциональный эффект, создает настроение («веселая весна», «заплаканные окна» и др.).

Слайд 7

Найдите и выпишите метафоры из отрывка романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», определите их роль в тексте. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

Слайд 8

Заполните планшет «Весна в метафорах» (на основе работы с картинами) Я вижу Я слышу Я чувствую

Слайд 9

На месте пропусков в тексте М.Пришвина предложите свои метафоры. На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является . . . . . жизни. Солнце . . . . ., и куда ни попадет луч, - везде все . . . . . . На утренней зорьке . . . . . тетерев. На небе еще висит . . . . . . бледного месяца. Все в этом . . . . . утре весны было прекрасно. (по М.Пришвину)

Слайд 10

Сравните свой вариант с полным текстом М.Пришвина. Как бы вы озаглавили этот текст? На рассвете дня и на рассвете года все равно: опушка леса является убежищем жизни. Солнце встает , и куда ни попадет луч, - везде все просыпается . На утренней зорьке бормочет тетерев. На небе еще висит обрывок бледного месяца. Все в этом первом утре весны было прекрасно. (по М.Пришвину)

Слайд 11

Выберите понравившийся пейзаж и с помощью метафор опишите, что вы видите.

Слайд 12

Выберите понравившуюся картину и опишите с помощью метафор, что вы чувствуете, когда смотрите на этот пейзаж.

Слайд 13

СИНКВЕЙН – белый стих со строго заданной формой. 1 строка – ключевое слово 2 строка – два прилагательных (метафорические эпитеты) 3 строка – три глагола движения 4 строка – два слова, называющих чувства 5 строка – слово, усиливающее содержание

Слайд 14

На основе записей в планшете создайте синквейн , используя метафоры.

Слайд 15

Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта. Аристотель «Поэтика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...