А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Презентация к уроку литературы в 5 классе. А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (пролог).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruslan_i_lyudmila.pptx | 170.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Замысел поэмы «Руслан и Людмила» возник в Лицее. Закончил и написал ее Пушкин в Петербурге в 1820 году. Поэту было 20 лет. Поэма имела успех необыкновенный. Первый поэт того времени Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила»».
Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию.
Создание пролога связано с пребыванием Пушкина в ссылке, в Михайловском, где он слушал народные сказки, которые рассказывала ему няня, Арина Родионовна, где он слышал живую, яркую народную речь на местных ярмарках. А.С.Пушкин сам определяет жанр «Руслана и Людмилы» («… сказку эту поведаю теперь я свету».)
1. Каким настроением проникнут Пролог? 2. Какие эпитеты создают живописную палитру стихотворения? 3. Какие образы-сюжеты вы предложили бы для иллюстрации Пролога?
Источником первых шести строк является формула из сказки «Чудесные дети», дословно воспроизведенная поэтом. Обычно кот имеет какой-нибудь эпитет: ученый, заморский, морской. Чаще всего рассказчики давали коту кличку – прозвище, в котором подчеркивалось его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки: кот- баюн , кот-певун, кот-говорун. Получается, что Пушкин с самого начала настраивает читателя на сказочный лад, заявляя, что историю Руслана и Людмилы ему рассказал сам «кот ученый».
Далее появляются сцены из сказок. Однако первые образы – лешего и русалки – еще не сказочные. Это персонажи быличек – историй, в которые русский народ издавна верил.
Мир волшебного входит в сознание читателя постепенно. Вот появляется хорошо знакомая каждому избушка на курьих ножках.
А с тридцатью витязями мы знакомы по пушкинской сказке. Откуда эти строчки: В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря .
Следующая сценка («Колдун несет богатыря») – из поэмы «Руслан и Людмила», которая, в свою очередь, восходит к сказке «три подземных царства».
А вот царевна и волк «пришли» из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».
Баба Яга и Кощей могли прийти из самых разных сказок.
В конце Пролога мы вновь встречаемся со сказочной формулой, слегка измененной поэтом. Вспомните эту традиционную сказочную концовку. («И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»). Что изменил в ней поэт и зачем? (Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввел целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил». Этим поэт подчеркивает, что в чудесный мир сказки он вошел навсегда и расстаться с ним не желает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"
Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...
Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила". Пролог.
Цель урока: дать понятие "пролога", показать его связь с фольклором (сказкой), раскрыть мысль поэта об уважительном отношении ко всему русскому, России, её прошлому, русскому языку....
Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ по теме"А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог)
Технологическая карта урока литературы с использованием ИКТ в 5 классе по теме "А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Поэма "Руслан и Людмила" (Пролог) содержит в себе скрайбинг, интерак...