Тема блудного сына в контексте повест и А.С. Пушкина "Станционный смотритель"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цель урока : Выявление идейно-тематического своеобразия повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в процессе работы с текстом
Задачи: Обучающие: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести «Станционный смотритель»; показать значение библейского контекста в повести; помочь понять причины поступков главных героев повести;
Развивающие: совершенствовать навык монологической речи; развивать мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать)
Воспитательные: воспитывать чувство уважения, любви к родителем, умение отвечать за свои поступки.
Тип урока: Изложение нового материала
Формы работы учащихся : Фронтальная, индивидуальная, групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bludnogo_syna_v_kontekste_povesti_a.s._pushkina_stancionnyy_smotritel.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
1. | Фамилия, имя, отчество | Сливкина Ольга Константиновна |
2. | Место работы | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 г. Смоленска |
3. | Должность | Учитель русского языка и литературы |
4. | Предмет | Литература |
5. | Класс | 7 класс |
6. | Тема и номер урока в теме | «Тема блудного сына в контексте повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»; 1 урок в теме |
7. | Базовый учебник | Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ автор – составитель В.Я Коровина. - М.: Просвещение, 2010. |
8. | Цель урока | Выявление идейно-тематического своеобразия повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» в процессе работы с текстом |
9. | Задачи | Обучающие: - рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести «Станционный смотритель»; - показать значение библейского контекста в повести; - помочь понять причины поступков главных героев повести; Развивающие: - совершенствовать навык монологической речи; - развивать мышление (умение анализировать, выделять главное, сравнивать) Воспитательные: - воспитывать чувство уважения, любви к родителем, умение отвечать за свои поступки. |
10. | Тип урока | Изложение нового материала |
11. | Формы работы учащихся | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
12. | Необходимое техническое оборудование | Персональный компьютер; мультимедийный проектор, экран |
13.Структура урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Организационный момент | ЭОР № 1, 6, презентация слайд №2,3 | Осуществление целеполагания урока, сообщение темы урока, мотивация деятельности учащихся, демонстрация | 2 м. | |
2. | Монологическое высказывание с элементами театрализации №1 | Организация деятельности учащихся | Монологическое высказывание (2 ученика) | 2 м. | |
3. | Работа в группах | ЭОР № 3 | Организация деятельности учащихся, демонстрация | Составление ассоциативного ряда, цветопись, анализ | 3м. |
4. | Монологическое высказывание с элементами театрализации №2 | Организация деятельности учащихся | Монологическое высказывание (2 ученика) | 2м. | |
5. | Работа в группах | ЭОР № 3 | Организация деятельности учащихся, демонстрация | Составление ассоциативного ряда, цветопись, анализ | 3м. |
6. | Работа с текстом | Слайды презентации № 4, 5, ЭОР №2, 5 | Организация деятельности учащихся, демонстрация | Ответы на вопросы, монологическое высказывание | 5м. |
7. | Работа в группах | ЭОР № 3, слайды презентации № 6 | Организация деятельности учащихся, демонстрация | Работа с двумя текстами – сравнительная характеристика героев (анализ поступков главных героев, вывод, обобщение) | 10м. |
8. | Рефлексия | ЭОР № 3, 4 | Организация деятельности учащихся, демонстрация | Письменный ответ на предложенные вопросы (по выбору) | 15 м. |
9. | Домашняя работа | Слайд презентации №7 | Объяснение домашнего задания | 3м. |
Ход урока
1. Организационный момент. Слово учителя. Слайд№2,3; ЭОР № 1, 6
– Родители и дети – люди, связанные воедино узами крови. Мать и отец дают жизнь своему ребенку, отвечают перед Создателем за то, каким человеком он вырастет. Они, подобно свече, горят, освещая жизненный путь своему чаду (звучит песня ЭОР № 2). Но, к сожалению, дети, иногда не понимая и не ценя этой жертвенности, отрекаются от родителей. Они чувствуют в себе силы идти по жизни без родительского благословения... Правы ли они? На этот вопрос нам поможет ответить повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (ЭОР№ 6). Нашими героями станут Самсон Вырин и его дочь Дуня. Мы попытаемся понять мотивы их поступков, попробуем оценить их.
Итак, знакомимся: Самсон Вырин и его дочь Дуня. Выслушаем наших героев и ответим на вопрос.
-Какими мы видим главных героев самом начале повести?
2. Монологическое высказывание с элементами драматизации №1.
(Выступают заранее подготовленные ученики)
Самсон Вырин:
-Я рад приветствовать Вас, милостивые господа! Я - Самсон Вырин, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса. Да, я нахожусь на нижней ступени служебной лестницы, но долг свой я выполняю свято. Каждого, кто обращается ко мне за помощью, я стараюсь не обидеть, помочь ему. Другое дело, как относятся ко мне... Бог им судья... Несмотря ни на что, моя жизнь освещена добрым, радостным светом, имя которому Дуня. Это моя единственная, неповторимая доченька, моя радость, гордость, надежда. Да вот она и сама!
Дуня:
–Здравствуйте, меня зовут Дуня. Папенька так много лестного сказал обо мне! Но он мог бы этого не говорить, ведь я знаю, что это так. Я стараюсь во всем его поддерживать и никогда его не огорчать.
3. Работа в группах ЭОР № 3
– Герои предстали пред вами. Выслушав их, вы смогли составить свое мнение о каждом из них, оценить атмосферу, царящую в доме.
Задание группам.
1 группа: составить ассоциативный ряд слов, характеризующих атмосферу, царящую в доме Самсона Вырина и прокомментировать свою работу.
(Гармония, взаимопонимание, уважение, любовь, преданность, забота, радость т.п.)
2 группа: на альбомном листе схематически изображён дом, наполните его красками, которые помогут понять атмосферу дома Самсона Вырина (цветопись «Дом Самсона Вырина»), прокомментировать свои работу
4. Монологическое высказывание №2
(Выступают заранее подготовленные ученики)
– Теперь обратим внимание на то, какими стали наши герои в конце повествования.
Самсон Вырин (перед бутылкой и стаканом):
– Я не знаю, зачем мне жить дальше... В чем смысл моего существования? Дуня исчезла из моей жизни, унеся с собою мир и счастье. Я сам помог ей сесть в коляску к гусару Минскому. Если бы я знал, что своими руками рушу мир в своей душе... Я уверен, что Минский, поиграв, бросит мою Дунюшку. Это позор, это бесчестие... Я не мог благословить их союз, а после того, как меня выставили из их дома, я понял, что они не нуждаются в моём благословении. Пустота и мрак, я не вижу пути...
Дуня:
– Я пережила несколько мгновений отчаяния. Мне казалось, что меня похитили как забавную игрушку, чтобы потешиться и выбросить. Но судьба сжалилась надо мною: я любима, желанна, богата. Но мое благополучие нарушается приступами душевной боли. Мой отец... Как он там? Мой внутренний судья говорит, что я виновата перед папенькой, ведь я, получается, принесла его в жертву своему счастью...
5. Работа в группах ЭОР № 3
Вопросы, предваряющие работу в группах
– О каком внутреннем судье говорит Дуня?
Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Слайд № 7
-Что значит «благословить союз»?
Благословить - осенить крестным знамением, выражая тем покровительство, согласие Бога.
– Что произошло с нашими героями? Какими словами, красками мы можем передать их душевное состояние?
Задание группам
1 группа: составить ассоциативный ряд слов, характеризующих атмосферу, царящую в доме Самсона Вырина, и прокомментировать свою работу.
2 группа: на альбомном листе схематически изображён дом, наполните его красками, которые помогут понять атмосферу дома Самсона Вырина ( цветопись «Дом Самсона Вырина»), прокомментировать свои работу
Гармония и счастье - душевное смятение и безысходность - словно два полюса в судьбе героев.
Что изуродовало их души и судьбы? Это нам и предстоит понять. Но пока оставим наших героев, чтобы вернуться к ним позже.
6. Работа с текстом. ЭОР № 2, 5, слайд 4, 5
– Обратим внимание на описание комнаты в доме станционного смотрителя. Что остается неизменным? Найдите в тексте и зачитайте описание комнаты в доме Самсона Вырина.
– Вспомним притчу о блудном сыне (заранее подготовленный ученик). Слайды № 9-12
– Как вы думаете, почему автор обращается именно к ней?
7. Работа в группах. Слайд№6, ЭОР № 6
1группа: Сравнительная характеристика Самсона Вырина и отца из библейской притчи (Вопросы предлагаются на рабочих листах)
Вопросы
1вопрос: Добровольно ли отпускают отцы своих детей?
2вопрос: Готов ли они простить неразумных дитя?
3вопрос: Что происходит отцом после исчезновения сына (дочери)?
Возможные ответы
Самсон Вырин Отец из библейской притчи
1.Добровольно, не зная коварного замысла Минского (не чувствует масштабов беды). | Отпускает, уступив требованиям сына |
2.Готов простить, так как любит своё дитя | Готов простить, так как любит своё дитя. |
3.Болеет, предчувствует беду, разыскивает дочь, спивается, теряет веру, отчаивается, погибает. | Надеется и ждет. |
2группа: Дуняша и блудный сын (Вопросы предлагаются на рабочих листах)
Вопросы
1вопрорс: По какой причине дети оставили дом отца?
2 вопрос: Счастливы ли они вдали от родительского дома?
3вопрос: Что привело их в дом отца спустя некоторое время?
4вопрос: Счастливы ли дети по возвращении в родительский дом?
Возможные ответы
Дуняша Блудный сын
1.Похищена гусаром Минским. Невольное предательство. | Желание наслаждаться прелестями мира. Не дождавшись смерти отца, требует наследства. |
2.Возможно, счастлива, ведь у неё трое детей, она богата, любима. Но она приносит любимого отца в жертву своему счастью, испытывая чувство вины | Счастлив, пока у него есть деньги. Растратив их ест пищу для свиней, завидуя слугам, живущим в доме его отца. |
3. Раскаяние. Возможно, став матерью, поняла свою ошибку | Нужда |
4.Слезы раскаяния пролиты на могиле отца (запоздалое раскаяние) | Прощён отцом |
Вопрос классу
- Какой нравственный урок вынесли вы из повести «Станционный смотритель»?
Возможные ответы
1. Важно успеть сказать родителям, что мы их любим. Если же мы взяли грех на душу, обидели, оскорбили их, нужно найти мужество, чтобы вовремя сказать «прости». Ведь на слезах родных, близких счастье построить нельзя.
2. Родители любят своих детей, какими бы они ни были, и готовы простить им все. Проступок любимого чада - рана. Но ее можно исцелить одним словом: «ПРОСТИ». Очень важно, чтобы это слово было сказано вовремя.
Нужно понять, что родные люди не должны быть заложниками счастья своих детей.
3. Евангельская заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»
8. Рефлексия. Во время работы звучит музыка ЭОР № 3, 4
- Письменный ответ на вопрос (вопрос по выбору; объём 5 -7 предложений)
- Как вы понимаете смысл евангельской заповеди?
- Родители - самые дорогие люди на земле
- За что я хочу сказать спасибо (или прости) своим родителям?
- Чтение мини – сочинений
- Песня, видеоряд
9. Домашнее задание. Слайд 7
-Доработать текст
- Подготовить вопрос товарищам по изученной повести
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Д.Попов «Родители» | Информационный | Аудиофрагмент | |
2. | Ван Гог «Возвращение блудного сына» | Информационный | Репродукция картины | |
3. | Д.Ласт «Одинокий пастух» | Информационный | Аудиофрагмент | |
4. | С.Павлиашвили «Помолимся за родителей» | Информационный | Песня, видеоряд | |
5. | Притча о блудном сыне | Информационный | Текст притчи о блудном сыне | |
6. | Портрет А. Пушкина | Информационный | Портрет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная культура XYII века. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».
Тема: Художественная культура XYII века. Реалистическая живопись Голландии.Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством голландского художн...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
Цель урока: в ходе работы над проектом научить проводить сопоставительный анализ текстов и выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...
Общечеловеческая тема "блудных детей" по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
Данный урок направлен на отработку анализа образной системы произведения, на развитие творческих способностей учащихся....
Библейская тема в изобразительном искусстве. Притча о блудном сыне. Презентация
В презентации подобраны произведения изобразительного искусства по библейскому сюжету "Притча о блудном сыне" для урока в 7 классе....
Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")
Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") Для 7 класса. Литература....
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....