Общечеловеческая тема "блудных детей" по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Бекетова Светлана Владимировна

Данный урок направлен на отработку анализа образной системы произведения, на развитие творческих способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchechelovecheskaya_tema_bludnykh_detey.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Бекетова Светлана Владимировна

МБОУ СОШ №20

станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

              Краснодарского края

Тема: Общечеловеческая тема «блудных детей».

          / по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели урока: - продолжить обучение анализу образов героев произведения;  

                     - развивать творческие способности учащихся;

                     - акцентировать внимание на главных вопросах во         взаимоотношении «отцов» и «детей»: всепрощение, взаимопонимание, уважение к старшим.

Оборудование: иллюстрации к повести «Станционный смотритель».

Ход урока:

                                                                          Почитай отца своего и мать свою,

                                                                          чтобы тебе было хорошо и чтобы

                                                                          ты долго жил на земле.

                                                                                                     5 заповедь Христа.

1. Вступительное слово учителя.

        На предыдущем уроке мы с вами разобрали сюжет повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Теперь же давайте углубимся в её внутренний мир и раскроем некоторые нравственные проблемы. Я бы хотела, чтобы мы поговорили о той ситуации, в которой оказались отец и дочь, поговорить о мире, где нарушена цельность добра, нарушена гармония.

2. Беседа с учащимися.

        Как мы видим из повести, рассказчик человек добрый, искренний, внимательный. Его умиляет обстановка комнаты, где живут смотритель с дочерью: горшки с бальзаминами, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю «блудного сына».

        - Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?

(Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери» - героини повести. А «почтенный старик в колпаке» напоминает самого смотрителя).  

        - Действительно, в современной Пушкину России проблема «отцов» и «детей» была не менее важной, чем в наши дни. Библейская история о блудном сыне была размножена в тысячах популярных картинок, которыми люди украшали свои избы в назидание отцам и детям. Но Пушкина и здесь не покидает горькая ирония. Писатель словно вступает в спор с неведомыми силами за судьбу Дуни. Давайте постепенно углубимся в нравственные проблемы повести. Сосредоточимся на отце – Самсоне Вырине и его дочери – Дуне.

        - Кто такой Самсон Вырин?

         - Да, он немало терпел от проезжавших оскорблений. Но в начале повести он производит впечатление бодрого и счастливого человека. Почему?

(У нег была дочь – красавица, которой он гордился).

        - Но прошло несколько лет! Что изменилось? Что осталось неизменным?

( Неизменно  - картинки на стенах; изменилось – в доме ветхость, небрежение. Из бодрого человека Самсон превратился в хилого старика. У него беда. Его боль – дочь Дуня.).

        - Вспомните, с чего все начиналось.

        - Вдумаемся в поведение гусара. Для чего Минский придумал болезнь?

        - И вот гусар уезжает. Звучит библейский мотив – «слепота» смотрителя.

        - Было ли это бегством со стороны Дуни?

        - Как отец находит свою дочь?

        - Обратите внимание на иллюстрацию. Что на ней изображено? (Вырин у дома Минского).

        - Почему автор говорит о слезах негодования у смотрителя?

         - Вспомните вторую встречу с Минским. Найдите в тексте слова Минского, с которыми он выталкивает Вырина.

        - Кто на самом деле является разбойником?

        - У человека отняли самое дорогое, смысл жизни. Ради чего ему теперь жить?

Индивидуальное задание: (дается на дом). Поставьте себя на место Самсона Вырина. Ему при жизни так и не удалось повидать дочь. Представьте, что он написал письмо дочери. Что в нем?

(Ответ ученика. Обсуждение и дополнения учащихся).

        - История смотрителя закончилась ужасно, плачевно. Он спился и умер. Впечатление от этой новости усиливает пейзаж – осень, слякоть, серые тучки.

- Помнят ли проезжающие смотрителя?

- Кто та барыня, о которой рассказали автору?

  (Дуня: «Я дорогу знаю»).

        - Счастлива ли Дуня?

(Да. Она живет богато).

        - Но почему она плачет?

Индивидуальное задние: (дается на дом). Вспомните сцену, описывающую Дуню на могиле отца. Мы не слышим её причитаний, но можем предположить. Что могла бы сказать на могиле отца Дуня?

(Ответ ученика. Обсуждение и дополнения учащихся).

3. Сравнительная характеристика «Притчи..» и повести.

        - Вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова здесь позиция отца? А какова позиция Самсона Вырина в повести?

         - А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая, но не заставшая отца в живых?

 (Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня – нет. Да, Дуня стала богатой, но отец потерял её любовь навсегда, а с нею и утратил надежду на саму жизнь).

        - Какими показал отношения между родителями и детьми А.С. Пушкин?

(Рассказчик размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции).

4. Проверка домашнего задания.

        Учащиеся зачитывают мини-сочинения, заданные на дом, по теме: «Отношения между родителями и детьми. Какими они должны быть?»

5. Обобщения и выводы.

        -Как важно сказать родителям, что мы их любим, приносить им не одни неприятности, а хоть немного счастья. И Заповедь Христа как раз отражает именно то необходимое отношение между родителями и детьми, которые должны быть.

6. Домашнее задание:

    Подготовка к сочинению по произведениям А.С. Пушкина.

 

 

                                                                               

                                                                                                                                                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель")

Общечеловеческая тема «блудных детей» (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") Для 7 класса. Литература....

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...