Тематическое планирование по литературе .
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской программы Г.И.Беленького, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.
По целям, задачам, методике изучения литературы 8 класс преемственно связан с предыдущими.
Сверхзадача курса- приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.
Основой курса 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпре
тации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;
-усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы , выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.
К числу основных умений , навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
-использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
-поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделение основной информации от второстепенной;
-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения;
-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
-владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.
Оканчивая 8 класс, учащиеся должны:
знать и применять на практике:
-основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
-некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
-средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
-родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
Знать основные биографические сведения об авторах изученных произведений.
Понимать роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.
Характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении.
Сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
Выявлять авторское отношение к озображаемому.
Пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты.
Писать сочинения-рассуждения на доступную тему.
Писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класса.
Из расчета 2 часа в неделю(70 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Форма организации урока | Вид деятельности учащихся | Содержание урока | Домашнее задание | Дата провед. |
Введение | 1 | ||||||
1 | Литература-искусство слова | 1 | беседа | коллективная | Знакомство с особенностями литературы как вида искусства; понятие художественного образа | Письменный ответ на вопрос | |
Фольклор | 3 | ||||||
2 | Фольклор как отражение народного сознания. Лирические песни как жанр | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с тематикой, особенностями лирических песен | Сообщение по обрядовым песням | |
3 | Обрядовые песни русского народа как разновидность лирической песни | 1 | Литературная композиция | групповая | Знакомство с особенностями обрядовых песен русского народа | Сообщение по историческим песням | |
4 | Обрядовые песни, исторические песни | 1 | беседа | коллективная | Дать основные представления о тематике и проблематике исторических песен | Выучить наизусть песню по выбору | |
Житийная литература | 4 | ||||||
5 | Житие как жанр древнерусской литературы | 1 | комбинированный | коллективная | Основные признаки жития как жанра древнерусской литературы, особенности героя житийной литературы | конспект | |
6 | Отрывки из произведения Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Комментированное чтение, работа со словарем литературоведческих терминов | Стр.54, вопр.1, 2 | |
7 | Особенности языка и стиля «Жития протопопа Аввакума,..» | 1 | Беседа, работа с текстом | коллективная | Особенности языка древнерусской литературы | Стр.55-56, пересказ | |
8 | Традиции и новаторство в «Житие протопопа Аввакума, …» | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Подведение итогов работы над жанром жития, выявление новаторских черт в «Житие…» | Выразительное чтение | |
9 | Роль поэта и назначение поэзии в стихотворении Державина «Памятник» | 1 | комбинированный | коллективная | Показать, как изменилась роль поэта в 18 веке по сравнению с древнерусской литературой, знакомство со схемой анализа лирического стихотворения | Выучить наизусть стихотворение «Памятник» | |
А.С.Пушкина | 8+2 | ||||||
10 | История России в творчестве А.С.Пушк ина | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Вспомнить произведения Пушкина на историческую тематику, выявить общие принципы их написания | Сообщение об А.С.Пушкине | |
11 | Историческая основа повести «Капитанская дочка» | 1 | комбинированный | групповая | Выявить принцип историзма как основной в «Капитанской дочке», сопоставление текста из «Капитанской дочки» с отрывками из «Истории Пугачева». | Читать повесть «Капитанская дочка» | |
12 | Образ Гринева, его роль в произведении | 1 | Поисковый | групповая | Знакомство с элементами анализа литературного героя, определение роли образа Гринева в повести | Пересказать 4 встречи Гринева с Пугачевым | |
13 | Четыре встречи Пугачева и Гринева | 1 | поисковый | групповая | Сопоставление двух главных героев повести | Сопоставить героев повести | |
14 | Сопоставительный анализ героев повести | 1 | поисковый | групповая | Сопоставление различных героев повести | Выписать отношение Пушкина к бунту | |
15 | Отношение автора к Пугачеву | 1 | комбинированный | коллективная | Выявление отношения автора к Пугачеву и народному восстанию. Роль эпиграфа | Проанализировать образ Маши | |
16 | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость, нравственная красота | 1 | поисковый | групповая | Отработка навыков анализа литературного героя, раскрыть смысл названия повести | Художественный пересказ описания метели | |
17 | Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | «комбинированный | коллективная | Выявить художественные особенности повести «Капитанская дочка» | Подготовиться к сочинению | |
18-19 | Р/РОбучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество М.Ю.Лермонтова | 5+1+2 | ||||||
20 | Трагическое мироощущение М.Ю.Лермонтова | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Дать представление о формировании трагического мироощущения М.Ю,Лермонтова | Подготовить рассказ о биографии М.Ю,Лермонтова | |
21 | Одиночество-лейтмотив поэзии М.Ю.Лермонтова | 1 | комбинированный | коллективная | Закрепление полученных ранее навыков по анализу лирического стихотворения | Выучить наизусть одно из стихотворений М.Лермонтова | |
22 | История создания поэмы «Мцыри». Особенности романтического мировосприятия. Роль эпиграфа в раскрытии авторского замысла. | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Дать представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия, объяснить роль эпиграфа | Прочитать поэму «Мцыри», охарактеризовать главного героя | |
23 | Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | поисковый | групповая | Знакомство с анализом романтического героя, закрепление основных навыков анализа литературного героя | Определить основный конфликт поэмы, ее кульминацию | |
24 | Образы-символы в поэме. Особенности композиции и конфликта поэмы | 1 | поисковый | групповая | Дать представление об образах-символах, закрепить знания о композиции и конфликте художественного произв. | Выучить наизусть отрывок из поэмы | |
25 | в/ч.Знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Знакомство с текстом поэмы «Демон» | Подготовиться к сочинению | |
26-27 | р/р. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 2 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество Н.В.Гоголя | 6+1+2 | ||||||
28 | Детство и юность Н.В.Гоголя. Становление писателя. История создания комедии «Ревизор» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с основными фактами биографии Н.В.Гоголя, историей создания комедии «Ревизор» | Подготовить рассказ о биографии писателя, прочитать 1 действие комедии | |
29 | Знакомство с афишей комедии «Ревизор» | 1 | комбинированный | коллективная | Дать первоначальное представление о комедии «Ревизор» | Прочитать комедию, выписать отличительные черты чиновников | |
30 | Чиновники города N | 1 | поисковый | групповая | Сформировать навыки самостоятельного анализа образов чиновников, научить внимательному отношению к деталям гоголевского текста | Дать письменную характеристику Хлестекова | |
31 | Образ Хлестакова в комедии «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина» | 1 | комбинированный | коллективная | Отработать навык анализа литературного героя, выявить средства типизации | Найти в комедии основные этапы сюжета | |
32 | Основной конфликт комедии «Ревизор».Особенности развития сюжета | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Работа с литературоведческими понятиями, отработка навыков определения основных этапов сюжета | Составить таблицу, отражающую художественные особенности комедии | |
33 | Художественные особенности комедии Н.В.Гоголя. Специфика гоголевской сатиры. «Смех сквозь слезы» | 1 | поисковый | групповая | Дать представление о художественных особенностях комедии, выявить характер смешного | Прочитать комедию Н.В.Гоголя «Женитьба» | |
34 | в/ч.Знакомство с комедией Н.В.Гоголя «Женитьба» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Знакомство с текстом комедии «Женитьба», расширение представления учащихся о творчестве писателя | Подготовиться к сочинению | |
35-36 | р/р.Обучающее сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 2 | Объяснительно-иллюстративная | коллективная | Определение темы, идеи, составление плана, работа с черновиком, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество И.С.Тургенева | 4+1 | ||||||
37 | Любовь в жизни И.С.Тургенева. История создания повести «Ася» | 1 | Объяснительно-иллюстративная | коллективная | Знакомство учащихся с личностью И.С.Тургенева, с историей создания повести «Ася» | Прочитать повесть «Ася» | |
38 | Система образов в повести И.С.Тургенева «Ася». Гагин и господин Н.Н. | 1 | поисковый | групповая | Отработка навыка анализа литературного героя | Устный рассказ о главной героине | |
39 | Образ Аси в повести И.С.Тургенева | 1 | поисковый | групповая | Отработка навыков анализа литературного героя | Найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их роль в произведении | |
40 | Художественные особенности повести И.С.Тургенева «Ася». Трактовка произведения в критике | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство учащихся с художественными особенностями повести, с различной интерпретацией повести в критике | Прочитать повесть Тургенева «Первая любовь» | |
41 | в/ч. Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Знакомство с текстом повести «Первая любовь». | Творческая работа на тему: «Тема любви в творчестве Тургенева | |
Л.Н.Толстой | 3+1+1 | ||||||
42 | Л.Н.Толстой. Семейные традиции. Род Толстых | 1 | комбинированный | коллективная | Познакомить учащихся с известными предками Л.Н.Толстого, вспомнить изученные ранее произведения писателя | Прочитать один из «Севастопольских рассказов» писателя | |
43 | в/ч.»Севастопольские рассказы». Отношение Толстого к войне | 1 | Работа с текстом | коллективная | Расширить представление учащихся о творчестве писателя, раскрыть отношение автора к войне и насилию | Прочитать рассказ Л.Толстого « После бала» | |
44 | История создания рассказа «После бала». Особенности жанра. | 1 | Урок усвоения новых знаний | коллективная | Познакомить учащихся с историей создания рассказа, выявить особенности жанра произведения | Проанализировать поведение полковника на балу и после бала | |
45 | Особенности композиции рассказа. Полковник на балу и после бала. | 1 | комбинированный | коллективная | Выявить основные особенности композиции рассказа, отработать навык анализа литературного героя | Составить сложный план сочинения | |
46 | р/р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество М.Горького | 2+1 | ||||||
47 | Романтическое восприятие жизни М.Горьким. «Песня о Соколе» как романтическое произведение | 1 | Урок усвоения новых знаний | коллективная | Дать первоначальные представления об особенностях формирования романтического восприятия М.Горького | Подготовить художественный пересказ «Песни о Соколе» | |
48 | «Песня о Соколе» как притча о смысле жизни | 1 | поисковый | групповая | Выявление основных художественных особенностей «Песни о Соколе» | Прочитать рассказ «Старуха Изергиль» | |
49 | в/ч.Знакомство с рассказом М. Горького «Старуха Изергиль» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Расширение представлений о романтическом творчестве М.Горького | Написать отзыв на одно из романтических произведений М.Горького | |
Творчество А.Грина | 2+1 | ||||||
50 | А.Грин- человек романтической мечты | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Познакомить учащихся с личностью А.Грина, с особенностями его творчества | Прочитать рассказ А.Грина «Зеленая лампа» | |
51 | Анализ проблематики рассказа А.Грина «Зеленая лампа» | 1 | Работа с текстом | коллективная | Дать основные представления о проблематике и сюжете рассказа А.Грина «Зеленая лампа» | Прочитать феерию А.Грина «Алые паруса» | |
52 | в/ч. Феерия А.Грина «Алые паруса» | 1 | комбинированный | коллективная | Расширить представление учащихся о творчестве А.Грина, познакомить с особенностями проблематики произведения | Творческая работа на тему: «Роль мечты в понравившемся произведении А.Грина» | |
Творчество А.Т.Твардовского | 3+1 | ||||||
53 | Судьба А Твардовского в годы войны. История создания поэмы «Василий Теркин» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Дать основные представления о деятельности А.Твардовского в годы войны, познакомить с историей создания поэмы «Василий Теркин» | Сообщение о деятельности А.Твардовского в годы войны, прочитать поэму «Василий Теркин» | |
54 | Особенности композиции поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Работа с текстом | групповая | Отработать навык анализа композиции поэмы | Письменная характеристика главного героя поэмы | |
55 | Анализ образа главного героя поэмы «Василий Теркин» | 1 | поисковая | групповая | Отработка навыка анализа литературного героя | Отобрать эпизоды, характеризующие Василия Теркина | |
56 | р/р. Обучающее сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин» | 1 | Объяснительно-иллюстративная | коллективная | Отработка навыков написания сочинения на литературную тему | Дописать сочинение | |
Творчество К.Г.Паустовского | 3+5 | ||||||
57 | К.Г.Паустовский-мастер художественного слова | 1 | Обучающая лекция | коллективная | Знакомство с личностью К.Паустовского, обучение конспектированию лекции | Прочитать рассказ «Телеграмма» | |
58 | Особенности проблематики рассказа «Телеграмма» | 1 | Проблемное изложение материала | групповая | Выявить особенности проблематики рассказа «Телеграмма» | Дать подробную характеристику одному из героев рассказа | |
59 | Система образов рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» | 1 | поисковый | групповая | Проанализировать систему образов рассказа | Продумать план сочинения на тему : «Тема «отцов и детей» в рассказе Паустовского «Телеграмма» | |
60-61 | р/р.Обучающее сочинение по рассказу К.Паустовского «Телеграмма» | 2 | объяснительный | коллективная | Обсуждение планов, работа с черновиками, редактирование | Дописать сочинение | |
Творчество Н.М.Рубцова | 2 | ||||||
62 | Личность поэта Н.М.Рубцова. Основные мотивы творчества | 1 | комбинированный | коллективная | Дать основные представления о личности Н.Рубцова, определить основные мотивы творчества поэта | Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта | |
63 | Художественные особенности поэзии Н.Рубцова | 1 | поисковый | групповая | Выявить художественные особенности поэзии Н Рубцова | Письменный анализ одного из стихотворений Н.Рубцова | |
64-65 | р/р.Контрольное сочинение по изученному материалу | 2 | Закрепление полученных знаний | Индивидуальная | Проверка навыков написания сочинения на литературную тему | Сообщение об У.Шекспире | |
Зарубежная литература | 3 | ||||||
66-67 | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» | 2 | комбинированный | Коллективная, групповая | Расширить представление учащихся о мировом литературном процессе, знакомство с трагедией «Ромео и Джульетта» | Выучить понравившийся отрывок из трагедии | |
68 | Дж.Г.Байрон. Романтические произведения | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с романтической поэзией Дж.Г.Байрона | ||
69-70 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)
Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...