Прошлое России в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад". Раневская. Гаев. Фирс. Шарлотта. Презентация
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

Предлагается иллюстративный, текстовой, информативный материал. Много проблемных вопросов, настраивающих на вдумчивое осмысление чеховских образов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации учитель словесности ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина г. Москвы Андреева Алла Юрьевна "Вишневый сад" А.П. Чехова - пьеса о Родине

Слайд 2

Прошлое России

Слайд 3

Раневская Любовь Андреевна Я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, .. больной измучил меня, душа моя высохла. .. Дачу продали за долги, я уехала в Париж, и там он обобрал меня, бросил, сошелся с другой, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... (Утирает слезы.) По монологам и репликам восстанавливаются судьбы чеховских героев. Вспомните другие факты судьбы Раневской. Прокомментируйте их.

Слайд 4

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад) . О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое! Гаев . Да и сад продадут за долги, как это ни странно...

Слайд 5

Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) И теперь я как маленькая... (Целует брата, Варю, потом опять брата.) - Итак, объясните привязанность Раневской к этому дому, к этому саду.

Слайд 6

С чего начинается Родина… Любовь Андреевна . Я посижу еще одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме стены, какие потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью... Гаев . Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь...

Слайд 7

«Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала». Прежде чем ответить, сопоставьте слова и дела героини. Кого вы считаете настоящим патриотом? Вписывается ли чеховская помещица в рамки вашего представления о настоящих патриотах? Любит ли Раневская Родину?

Слайд 8

Шарлотта (в раздумье) . У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto mortаle и разные штучки. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. Хорошо. Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю... Кто мои родители, может, они не венчались... не знаю. (Достает из кармана огурец и ест.) Ничего не знаю. -Какую роль играют второстепенные персонажи для понимания идейного замысла комедии? Откуда я и кто я - не знаю...

Слайд 9

Аня. Я спать пойду. Спокойной ночи, мама. (Целует мать). Любовь Андреевна. Ненаглядная дитюся моя. (Целует ей руки.) Любовь Андреевна (нежно). Иди, иди... Родные мои... (Обнимая Аню и Варю). Если бы вы обе знали, как я вас люблю. Садитесь рядом, вот так. .. Какая Раневская мать?

Слайд 10

Не торопитесь с ответом. Сопоставьте слова и поступки Раневской-матери. Подумайте, кто из них – мать или дочь- беспомощнее? -Какая Раневская мать?

Слайд 11

Любовь в жизни Раневской - Это из Парижа телеграмма. Каждый день получаю... И вчера и сегодня. Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехорошо... Он просит прощения, умоляет приехать, и по-настоящему мне следовало бы съездить в Париж, побыть возле него… он болен, он одинок, несчастлив, а кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу. -Проследите по тексту роль такой детали как телеграммы. Как отношение к ним характеризует Раневскую?

Слайд 12

Какое место в её жизни занимает любовь? Любовь-рабство…Какая известная вам героиня вспоминается в этой ситуации? Что вы думаете по поводу такой любви? Кто еще страдает от любви- «камня» Раневской? Любовь в жизни Раневской

Слайд 13

Деньги в жизни Раневской. -Щедрость или расточительность? … (глядит в свое портмоне) . Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно. (Уронила портмоне , рассыпала золотые.) Ну, посыпались... (Ей досадно.) - Вспомните еще факты текста, где проявилось ее отношение к деньгам.

Слайд 14

«О, мои грехи…» -Изменила ли разорившаяся барыня своим привычкам? (вспомните чаевые официантам, милостыню пьянице, деньги в долг Пищику, кошелек, отданный слугам при прощании…) Как реагируют дочки на мамины замашки? -За чей счет эта щедрость?

Слайд 15

Жизнь за чей-то счет или жизнь труженика? Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов - и дело наше в шляпе. Аня. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама !

Слайд 16

Общественная «полезность» бывших владельцев? Трофимов. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих.

Слайд 17

"Слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева "Вишневого сада", эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, - паразиты, лишенные сил снова присосаться к жизни". М.Горький Бывшие хозяева вишневого сада

Слайд 18

-Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать. Спасите меня! 22 августа

Слайд 19

-Почему Чехов определил жанр своей пьесы как «комедия»? «Человечество смеясь расстаётся со своим прошлым» (К.Маркс) «Когда его изящные пьесы играют как драмы, они от этого тяжелеют и портятся» (М.Горький) Вспомните финальные сцены… Жанровое своеобразие пьесы

Слайд 20

«Здравствуй, новая жизнь!» Любовь Андреевна . Минут через десять давайте уже в экипаж садиться... (Окидывает взглядом комнату.) Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены! (Целует горячо дочь.) Сокровище мое, ты сияешь, твои глазки играют, как два алмаза. Ты довольна? Очень? Аня . Очень! Начинается новая жизнь, мама! Гаев (весело) . В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже...

Слайд 21

Какая роль в этой новой жизни уготована Раневской? Вспомните: на какие деньги уезжает Раневская в Париж? Как будет жить Гаев? Здравствуй, новая жизнь!

Слайд 22

Леонид Андреевич Гаев Гаев . Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь. Ну, детки, бай-бай... (Целует Аню и Варю.) Я человек восьмидесятых годов... Не хвалят это время, но все же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать! -Какого классического героя вы можете вспомнить, перечитав этот монолог? «Вишневый сад». Гаев — В.И. Качалов. 1936

Слайд 23

Чеховский аристократ Гаев (кладет в рот леденец ). Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах ... Гаев. Дуплетом... желтого в середину! Гаев (Яше). Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет. Гаев (о сестре): Она порочна. Это чувствуется в её малейшем движении -О каких чертах характера Гаева говорят эти цитаты? -Аристократический нос какого классического героя тоже страдал от неэстетических запахов?

Слайд 24

Имеет ли отношение высказывание Пети Трофимова к Гаеву? Петя Трофимов об «интеллигентах» : -У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезного ничего не читают, ровно ничего не делают…

Слайд 25

Инфантильность Гаева -Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал... (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел... Молодо-зелено! - (укоризненно) . Леонид Андреич, бога вы не боитесь! Когда же спать? - (чистит щеткой Гаева, наставительно) . Опять не те брюки надели. И что мне с вами делать!

Слайд 26

Гаев . Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания. «Вишневый сад». Гаев — К.С. Станиславский. 1904 Пустословие

Слайд 27

Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали . Гаев (в отчаянии) . Сестра моя, сестра моя... Любовь Андреевна . О мой милый, мой нежный прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!.. -Какие чувства вызывают у вас брат и сестра в этой сцене?

Слайд 28

«Недотепа» Фирс (подходит к двери, трогает за ручку) . Заперто. Уехали... (Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А (Бормочет что-то, чего, понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!.. (Лежит неподвижно.) -О какой человеческой черте хозяев Фирса говорит этот факт? Вспомните , как принимает Раневская известие о смерти няни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"

В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...

Презентация. Настоящее и будущее России в комедии А. П. Чехова "Вишневый сад".

К изучению темы "Вишневый сад" А. П. Чехова в 10 классе. Предложены иллюстрации, разнообразные вопросы и текстовой материал....

Интеллектуальная игра «Путешествие в прошлое России»

Сегодня, когда в стране идет обновление всех сфер жизни, особенно возрос интерес к нашим истокам, к истории России.                       ...

Проект для детей подготовительной к школе группы «Историческое прошлое России»

Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческий.Срок реализации: сентябрь - май.Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители и сотрудники дошкольного обр...