Стандарт по литературе
статья по литературе по теме
Тезисы доклада на Всероссийско конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
standarty_po_literature._2011.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт образования человека
Научная школа А.В. Хуторского
Центр дистанционного образования «Эйдос»
X-я Всероссийская научно-педагогическая конференция
«НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД»
г. Москва, 23-25 марта 2011 года
«Многое … не по душе…» Компетентностный подход в условиях реализации стандартов в образовательной области «филология»
Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО, е-mail: klock47@mail.ru; контактный телефон: 8-3499-532367.
Тезисы
А.В.Федоров, один из разработчиков стандарта по литературе напоминает: «Нужно отдавать себе отчет в том, что идеальный (удовлетворяющий всех) Стандарт по литературе невозможен в принципе – и мне, например, как одному из его разработчиков, очень многое в нем не по душе».[1] С этим заявлением невозможно не согласиться. Потому что очевиден конфликт между сущностью художественной литературы («человековедения», по меткому слову М.Горького) и сущностью понятия «стандарт» (англ. standard — норма, образец, шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального). И этот конфликт может быть разрешен человекосообразной ориентацией, что является, по словам А.Н.Хуторского «следующим гуманистическим шагом в развитии личностной ориентации в образовании».
На современном этапе модернизации системы образования декларируется условие задачи: человек должен раскрыть возможности личности ради самого себя и ради общества. При таком подходе воспитывается ощущение сопричастности – человек раскрывает свои способности, становится свободным, учится делать выбор. Выпускник общеобразовательной школы - интеллектуальный, образованный человек, умеющий взаимодействовать с миром, личность, которая сможет для себя и для общества стать максимально полезной.
Психологи доказали, что всех выдающихся людей на протяжении истории человечества выделяют следующие обязательные качества:
- Эмоциональная компетентность, стрессоустойчивость;
- Интеллектуальные способности, когнитивные стили;
- Развитость личности и лидерские качества;
- Коммуникативная компетентность, ораторские навыки;
- Устойчивая, адекватно высокая самооценка.
Дж.Мерфи своей книге «Сила вашего подсознания»[2] предпослал эпиграф из лирики английского писателя Олдоса Хаксли:
Умеющий читать
Владеет ключом к великим делам,
К безграничным возможностям,
К упоительно красивой,
Полной смысла и счастья жизни.
Поистине, умеющий читать, вычитает из этой книги потрясающие вещи. Например: «Ваше подсознание знает решение всех проблем»; «У вас есть свободный выбор. Выбирайте здоровье и счастье»; «Каждая мысль обладает творческой силой реализовать себя»; «Станьте архитектором своего ума»; «Всегда помните: сердце, исполненное благодарности, открыто для щедрых благ Вселенной»; «Измените свой образ мышления, и вы измените свою судьбу!»
Исследуя образовательную среду в психолого-педагогическом аспекте, Д.В.Иванов выделяет три основных компетенции:
Когнитивная – компетенция ученика, включающая систему предметных знаний и умений; метазнания, т.е. «надпредметные» знания о знаниях, приемах и средствах переработки информации, данной в разных знаковых формах; «открытие» собственных способностей учебной работы.[3]
Регуляторная – рефлексия школьника на процесс и результаты своей учебной работы; аутодиагностика причин ошибок и анализ факторов успешности учения; самокоррекция – позитивное изменение принятых способов учебной работы.[4]
Личностносмысловая – особенности ценностной ориентации ребенка на образование, мотивация познавательной деятельности; избирательное отношение к учебным предметам и видам работы на уроке; непосредственная эмоциональная окрашенность того или иного учебного материала.[5]
По меткому выражению ведущего методиста современной педагогической школы М.Р.Львова, «Слово – Солнце языковой системы». Слово - самая первая субстанциальная социальная сила. «Оно остановило исчезновение времени и тем самым положило начало сохранению Прошлого, которое стало «накапливаться» в форме обычаев, образа жизни, мифологии, познания, философии, форм государственности. «Накопление прошлого» привело к изменению сменяющих друг друга поколений человека и возникновению исторического времени. Наконец, априоризм позволил человеку, по мере «накопления прошлого», выходить за рамки накопленного прежнего опыта».[6] Историческая эпоха – это время доминирования определенного способа мышления в обществе.
Способ мышления эпохи состоит из трех уровней: общелогического (понятия, идеи и их взаимосвязи); этического, нравственного (ценности и идеалы); наконец, практического (опыт как форма знания и идеи как общие представления). Чем проще методы обучения и воспитания, тем они результативнее.
Рассуждая о внутренней свободе человека, Симон Соловейчик не может обойти лингвистический аспект понятия: «Снова прислушаемся к своей речи: «Держится свободно» – это говорят с одобрением. «Держится независимо» – с долей отчуждения».[7]
О множестве субъективных картин мира рассуждает Е.А.Климов в учебном пособии «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)». Он считает, что «важная положительная роль языковых средств в организации активности человека состоит в том, что благодаря языку, речи, рассуждению человек может отстроиться, освободиться от видения мира только с позиции своих собственных сиюминутных нужд, а также может осмыслить себя и окружающих как бы со стороны». Очевидно, что не только ученикам, но и учителям «полезно также привыкнуть не считать свое собственное видение мира безусловно самым верным или единственно верным, «объективным». [8]
В монографии Д.А.Белухина «Основы личностно ориентированной педагогики» систематизированы принципы педагогической компетентности. «В педагогической профессии особенно необходимо такое умственное развитие, которое позволило бы учителю сформировать у себя многомерный и поливариантный образ мира для понимания своих учеников и оказания благотворного воздействия на них», пишет профессор.[9] А И.В.Вачков предлагает ввести «рассмотрение помощи школьнику в становлении его как субъекта саморазвития в качестве одной из основных задач развивающего образования».[10]
Место, в котором функционирует муниципальное образовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа, социальная среда, его окружающая, формирующая образовательное, педагогическое пространство не могут не влиять на качество учебно-воспитательного процесса. И при всем разнообразии вариантов современной российской действительности надо признать, что наша северная территория, локализованная в силу географических, исторических, социальных причин, - уникальна. Не переоценить воспитательного значения истории, пишущейся на глазах. В Надымском районе, где успело вырасти лишь одно поколение граждан, рождённых на Крайнем Севере, все 100% населения – участники процесса созидания нового типа социума, которому нет равных.
Литература
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Вачков И.В. Полисубъектный подход в педагогическом взаимодействии // Вопросы психологии: Научный журнал. – М., 2007. - № 3. – С. 16 – 29.
- Горковенко В.А. Готовимся к ЕГЭ. Советы психолога // Методист: научно-методический журнал. – М., 2007. - № 8.
- Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
- Дронова Т.А. Динамика креативности педагогического процесса// Мир образования – образование в мире: научно-методический журнал. – М., 2006. - № 4 (24). – С. 20 - 21.
- Иванов Д.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды//Мир психологии: Научно-методический журнал. – М., 2006. - № 4, октябрь – декабрь. – С. 172.
- Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
- Колоницкая О.Л., Хруненкова М.Л. Обучение студентов иноязычной письменной речи. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-8.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Кэнфилд ЖД., Хансен М.В. Осмельтесь преуспеть. – Мн.: «Попурри», 2006.
- Мерфи Дж. Сила вашего подсознания. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Михеева С.А. О понятии "форма обучения". // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Озеркова И.А. Триединство эвристического задания. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Оруджев З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5.
- Рамзаева В. А. Диалог текстов. Описание личностно-ориентированного урока по литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 21 августа. http://www.eidos.ru/journal/2008/0821-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Самерханова Э.К. Образовательное пространство как педагогическая реальность//Мир образования – образование в мире: научно-методический журнал. – М., 2006. - № 3.
- Скрипкина Ю.В. Эвристические задания на уроках: программа инновационной деятельности и ее научно-методического сопровождения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 октября. http://www.eidos.ru/journal/2010/1030-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Смирнова Т.Н. Реализация принципа человекосообразности на дистанционных курсах для педагогов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября. //
http://www.eidos.ru/journal/20010/0930-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. - Федоров А.В. Консервация или развитие? О стандарте по литературе // Литература в школе. – М., 2005. - № 5. – С. 21 – 24.
- Соловейчик С. Статья и для своей газеты // Первое сентября. - 2010. - № 13.
- Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. - Царева Н.П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура». СПб., 2002. С. 41–43.
[1] Федоров А.В. Консервация или развитие? О стандарте оп литературе // Литература в школе. – М., 2005. - № 5. – С. 24.
[2] Мерфи Дж. Сила вашего подсознания. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 94 - 96.
[3] Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/Под ред. Е.Д.Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 27.
[4] Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/Под ред. Е.Д.Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 28.
[5] Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/Под ред. Е.Д.Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 28.
[6] Оруджев З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5. – С. 18.
[7] Соловейчик С. Статья и для своей газеты // Первое сентября. - 2010. - № 13. – С. 9.
[8] Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – С. 40 -41.
[9] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. – м.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 167 - 168.
[10] Вачков И.В. Полисубъектный подход в педагогическом взаимодействии//Вопросы психологии: Научный журнал. – М., 2007. - № 3. – С. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)
Урок литературы разработан по стандарту ФГОС. Ребята сами определяют тему, цели; на примере русской народной и литературной сказок постигают суть понятий ДОБРО и ЗЛО. Работают с текстом сказок, отраба...
Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов....
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
• Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе на базовом уровне «Программы общеобразовательных учреждений. Литература.11класс.» Под ред. Т.Ф. Курдюмовой М., Просвещение, 2012г;
Программа для очно-заочного обучения....
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ) А В С Реализация стандарта по литературе ООО на основе УМК по программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) Автор-составитель: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год
Предложенный материал поможет учителю при составлении рабочей программы по литературе в 5-9 классах. Если Вы работаете по программе Г.С.Меркина, то мы с Вами подружимся....