Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок литературы разработан по стандарту ФГОС. Ребята сами определяют тему, цели; на примере русской народной и литературной сказок постигают суть понятий ДОБРО и ЗЛО. Работают с текстом сказок, отрабатывают знание теории литературы. Урок по учебнику для 5-х классов под ред. М.А.Снежневской, О.М.Хреновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературе в 5 классе "Добро и зло в сказках" | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)
Тема урока: «Добро и зло в сказках (на примере русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)»
Цели урока:
обучающие:
систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; повторить термины: сказка народная и литературная, эпитеты, структура сказки, противопоставление - антитеза; Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать и обобщать, уметь находить антитезу в сказке. Обучать умению работать с текстом Давать ответы, опираясь на текст.
развивающие:
совершенствовать навыки речевого высказывания;
развивать память, внимание, логику и интеллектуальные навыки и умения;
развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях общения;
развитие слухового восприятия, формирование произношения;
воспитывающие:
развивать интерес к народному творчеству, сказкам и другим жанрам русского фольклора воспитание уважения к истокам
своего народа, интереса к фольклору, родной речи и литературе, побуждать к чтению
народных и авторских сказок;
повышать уровень культуры речи.
Предварительная подготовка: Детям раздаются задания: 1 группа: из текста народных сказок («Бой на калиновом мосту») выписать героев положительных и отрицательных; 2 группа: 1. Из текста литературных сказок (на примере сказки А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») проделать ту же работу; 3 группа: выписать из сказки «Бой на Калиновом мосту» эпитеты, примеры антитезы, олицетворения; 4 группа: Выписать из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» эпитеты, олицетворения, примеры антитезы.
Ход урока
Слайд №1 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
І. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие, в другом кабинете. Чтобы вы почувствовали себя увереннее, и у всех поднялось настроение, подарите друг другу улыбки и поздоровайтесь с гостями.
Ребята, на прошлых уроках мы знакомились со сказками, читали их, изучали, даже пробовали силы в написании собственной сказки. А сегодняшний урок подведет итог изученной теме.
С самого раннего детства сказка входит в нашу жизнь и сопровождает нас до глубокой старости. Она учит, развлекает, дает совет. Сегодня я вас всех приглашаю в прекрасный мир сказки. Вместе нам предстоит о многом поговорить, о многом задуматься и сделать необходимые выводы.
СЛАЙД №»2 С ЭПИГРАФОМ
В качестве эпиграфа к уроку я подобрала русские пословицы (ЧИТАЮ), но смысл их разберем позже, в конце урока.
(В класс входит КОТ УЧЕНЫЙ)
- Мяу-мяу, я слышу, здесь говорят о сказках! А я очень люблю сказки.
-Ребята, посмотрите, да это же кот ученый пришел к нам на урок! Заходи, Кот Ученый, гостем будешь, послушаешь выступления наших ребят, все ли они знают о сказках.
(Кот проходит)
Ребята, что такое сказка? (…)
Скажите, на какие две группы можно разделить сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные)
А чем они различаются?
Приведите примеры народных сказок.
Какие авторские сказки знаете? (дети приводят примеры)
А какие приметы народных сказок вы запомнили?
Сказки имеют зачин, троекратный повтор, волшебство, концовку. Добро побеждает зло.
- А свойственны ли эти признаки авторским сказкам?
- Да
- В сказках отражаются реальные отношения людей. Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и глупцов.
А как вы думаете, чем похожи все сказки – и народные и литературные? Какие две силы всегда борются в сказках? (Добро побеждает зло) Ребята, наверное, вы догадались, какая будет тема урока? (Добро и зло в сказках)
Слайд № 3 ТЕМА УРОКА «Добро и зло в народных и литературных сказках
(На примере народной сказки «Бой на Калиновом мосту» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Тема урока нам известна, и, конечно же, каждый урок имеет свои цели, т.е. чего мы хотим достичь за урок.
СЛАЙД № 4 ЦЕЛИ:
1. Выяснить значение слов ДОБРО и ЗЛО
2. Выявить качества героев положительных и отрицательных
3. Повторить литературные термины (композиция, эпитеты, олицетворение, антитеза)
4. Повторить, что такое сказка, ее признаки
5. Проверить свои знания народных и авторских сказок
6. Выяснить, почему же добро побеждает зло.
Что же такое Зло и Добро?
1 ученик. Добро – это то, что хорошо полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
2 ученик. Зло – всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.
Может Кот Ученый нам подскажет?
-Хоть я кот и ученый, но иногда сам заглядываю в умные книги, например, в словари.
-Правильно! Ребята, в каких словарях мы можем узнавать значения, толкование слов?
(В толковых)
Самые известные толковые словари составили С.И.ОЖЕГОВ и В.ДАЛЬ. И мы обратимся к толкованию слов «добро» и «зло» именно в этих словарях.
СЛАЙД № 5 ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ДОБРО
СЛАЙД № 6 ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ЗЛО
На основе этого толкования можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными значениями?
(Да)
В каких образах выражаются эти понятия?
(В сказочных героях)
Во всех народных и авторских сказках, которые мы изучали на уроках литературы, всех героев можно разделить на положительных, которые олицетворяют добро, и отрицательных, которые олицетворяют зло.
Дома две группы учеников поработали с текстами сказок и могут нам назвать положительных и отрицательных героев в сказках…
1-я группа
СЛАЙД №7 ИЛЛЮСТАЦИЯ К СКАЗКЕ «БОЙ НА КАЛИНОВОМ МОСТУ»
В сказке «Бой на Калиновом мосту» очень ярко и эмоционально и художественно выражена патриотическая идея, а также идея товарищества, братства, взаимопомощи и взаимовыручки русских людей в борьбе с многочисленными кочевниками, разорявшими на протяжении столетий Русскую землю.
Хазары, печенеги, монголо-татары… Один враг страшнее и вероломнее другого. Время и народная фантазия превратила их в сказке в злого и страшного огненного змея, приходящего на речку Смородину и полонившего русских людей.
СЛАЙД№8 ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Георгий Победоносец – один из главных русских святых изображается на иконах топчущим змея, олицетворяя вечную борьбу добра со злом.
СЛАЙД №9 СКАЗКА ПУШКИНА
- В сказке А.С.Пушкина тоже есть положительные герои и отрицательные.
2-я группа Называют героев
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(Царевны и Царицы)
Сказки утверждают народные принципы жизни: честность, смелость, трудолюбие.
Ребята, какими качествами могут обладать положительные и отрицательные герои (Запись в тетрадях)
Мы уже много сказали о наших героях. А теперь попробуем собрать все вместе, сделать вывод.
СЛАЙД №10 (ГЕРОИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ в 2-х сказках)
Ребята, рассмотрите таблицу. Всех ли героев сказок я в ней указала? (нет Чернавки) Я не могла определить, в какую колонку записать этот персонаж. А как вы считаете?
-В таблице герои, которые в сказках олицетворяют добро и зло.
А как в литературоведении эти противоположные понятия называются? (антитеза)
- Давайте вспомним это определение.
Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий.
Какие еще признаки характерны для сказок?
Зачин, троекратные повторы, употребление эпитетов, олицетворений, концовка.
Ребята, поработаем с текстом сказок и найдем все эти признаки.
(Выполнение теста, взаимопроверка)
СЛАЙД № 11 С ОТВЕТАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ
физкультминутка
Всех ребят прошу подняться
И немножечко размяться.
Мы похлопаем руками
И потопаем ногами,
А теперь потянемся,
До неба дотянемся.
Ребята, вернемся к нашим эпиграфам
СЛАЙД №12 С ЭПИГРАФОМ « Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, тому зло не вредит». Это русские пословицы, а в пословицах, как известно, отражена многовековая мудрость народа. Почему же добро всегда побеждает зло?
-Зло – разрушающая сила, а добро – творит, создает (созидающая.)
-У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и поэтому в конечном результате всегда побеждает добро.
-Добрым всегда помогают все силы волшебные.
- В сказках у Добра много помощников, а Зло – одиноко.
Рефлексия
Ребята, сегодня мы разобрались с понятиями добро и зло, и рассматривали их на материале сказок.
Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые поставили в начале урока?
СЛАЙД № 13 с целями
А в жизни добро побеждает зло? Не всегда. Поэтому в сказке народ и авторы стремятся преодолеть жизненные невзгоды, хотя и с помощью волшебства.
-Считаете ли вы себя добрыми?
Сказочные рассказы - это очень хорошее средство воспитания. Сказками воспитывали не одно поколение людей. Сказки сочиняли и писатели, и народ. С помощью сказок детям легко объяснить, что хорошо, а что плохо. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить.
Делая добро, человек помогает и себе и другим людям.
СЛАЙД № 14 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Д/З: Домашнее задание - написать сочинение «Моя любимая сказка». В сочинении вам нужно будет описать положительных и отрицательных героев, т.е. дать им характеристику, и обязательно показать, почему вам понравилась именно эта сказка, чему вы научились, прочитав ее.
В заключении я хочу дать слово для пожелания УЧЕНОМУ КОТУ.
КОТ: Ребята, вы любите ходить в гости к своим друзьям? (ДА) Приглашаю вас в гости к книгам и сказкам, ведь встреча с хорошей книгой дарит такие же приятные эмоции, как общение с друзьями. Я желаю, чтобы книги стали для вас добрыми друзьями и помощниками во всем.
СЛАЙД № 15 ПОЖЕЛАНИЕ УЧЕНИКАМ
Тест по теме «Сказки»
1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?
а) в основе сказки — реальные события;
б) повторяющийся сюжет;
в) автор сказки — реальный человек;
г) добро всегда побеждает зло.
2. Какого героя сказки называют литературным?
а) положительного героя;
б) любого героя сказки;
в) главного персонажа сказки;
г) героя сказки, автор которой известен.
3. Какая из перечисленных сказок является литературной?
а) «Снежная королева»;
в) «Колобок»;
б) «Царевна-лягушка»;
г) «Мороз Иванович».
4. Что это за герой?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
А) царевна
Б) чернавка
В) царица
5. Как называется данная часть сказки?
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
а) зачин; б) кульминация в) развитие действия; г) концовка.
6. Добрый молодец, красная девица – это
А) повторы
Б) постоянные эпитеты
В) антитеза
Г) олицетворение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"
Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....
Конспект урока по литературе для 5 класса Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Урок 5 класса (Литература)...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...