Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)
план-конспект урока (5 класс) по теме

Урок литературы разработан по стандарту ФГОС. Ребята сами определяют тему, цели; на примере русской народной и литературной сказок постигают суть понятий ДОБРО и ЗЛО. Работают с текстом сказок, отрабатывают знание теории литературы.  Урок по учебнику для 5-х классов под ред. М.А.Снежневской, О.М.Хреновой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)

Тема урока: «Добро и зло в сказках (на примере русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)»

Цели урока:

обучающие:

систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках; повторить термины: сказка народная и литературная,  эпитеты, структура сказки, противопоставление - антитеза; Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать и обобщать, уметь находить антитезу в сказке. Обучать умению работать с текстом Давать ответы, опираясь на текст.

развивающие:

совершенствовать навыки речевого высказывания;

развивать память, внимание, логику и интеллектуальные навыки и умения;

развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях общения;

развитие слухового восприятия, формирование произношения;

воспитывающие:

развивать интерес к народному творчеству, сказкам и другим жанрам русского фольклора воспитание уважения к истокам

своего народа, интереса к фольклору, родной речи и литературе, побуждать к чтению

народных и авторских сказок;

повышать уровень культуры речи.

Предварительная подготовка: Детям раздаются задания: 1 группа: из текста народных сказок («Бой на калиновом мосту») выписать героев положительных и отрицательных;  2 группа: 1. Из текста литературных сказок (на примере сказки А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») проделать ту же работу; 3 группа: выписать из сказки «Бой на Калиновом мосту» эпитеты, примеры антитезы, олицетворения; 4 группа: Выписать из сказки Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» эпитеты, олицетворения, примеры антитезы.

Ход урока

Слайд №1  УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

І. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята!  У нас сегодня необычное занятие, в другом  кабинете. Чтобы вы почувствовали себя увереннее, и у всех поднялось настроение, подарите друг другу улыбки и поздоровайтесь с гостями.

Ребята, на прошлых уроках мы знакомились со сказками, читали их, изучали, даже пробовали силы в написании собственной сказки. А сегодняшний урок подведет итог изученной теме.

С самого раннего детства сказка входит в нашу жизнь и сопровождает нас до глубокой старости. Она учит, развлекает, дает совет. Сегодня я вас всех приглашаю в прекрасный мир сказки. Вместе нам предстоит о многом поговорить, о многом задуматься и сделать необходимые выводы.

СЛАЙД №»2 С ЭПИГРАФОМ

В качестве эпиграфа к уроку я подобрала русские пословицы (ЧИТАЮ), но смысл их разберем позже,  в конце урока.

(В класс входит КОТ УЧЕНЫЙ)

- Мяу-мяу, я слышу, здесь говорят о сказках! А я очень люблю сказки.

-Ребята, посмотрите, да это же кот ученый пришел к нам на урок! Заходи, Кот Ученый, гостем будешь, послушаешь выступления наших ребят, все ли они знают о сказках.

(Кот проходит)

Ребята, что такое сказка? (…)

Скажите, на какие две группы можно разделить сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные)

А чем они различаются?

Приведите примеры народных сказок.

Какие авторские сказки знаете? (дети приводят примеры)

А какие приметы народных сказок вы запомнили?

Сказки имеют зачин, троекратный повтор, волшебство, концовку. Добро побеждает зло.

- А свойственны ли эти признаки авторским сказкам?

- Да

- В сказках отражаются реальные отношения людей. Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и глупцов.

А как вы думаете, чем похожи все сказки – и народные и литературные? Какие две силы всегда борются в сказках? (Добро побеждает зло) Ребята, наверное, вы догадались, какая будет тема урока? (Добро и зло в сказках)

Слайд № 3 ТЕМА УРОКА «Добро и зло в народных и литературных сказках

 (На примере народной сказки «Бой на Калиновом мосту» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Тема урока нам известна, и, конечно же, каждый урок имеет свои цели, т.е. чего мы  хотим достичь за урок.

СЛАЙД № 4 ЦЕЛИ:

1. Выяснить значение слов ДОБРО и ЗЛО

2. Выявить качества героев положительных и отрицательных

3. Повторить литературные термины (композиция, эпитеты, олицетворение, антитеза)

4. Повторить, что такое сказка, ее признаки

5. Проверить свои знания народных и авторских сказок

6. Выяснить, почему же добро побеждает зло.

Что же такое Зло и Добро?

1 ученик. Добро – это то, что хорошо полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

2 ученик. Зло – всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Может Кот Ученый нам подскажет?

-Хоть я  кот и ученый, но иногда сам заглядываю в умные книги, например, в словари.

-Правильно! Ребята, в каких словарях мы можем узнавать значения, толкование слов?

(В толковых)

Самые известные толковые словари составили С.И.ОЖЕГОВ и В.ДАЛЬ. И мы обратимся к толкованию слов «добро» и «зло» именно в этих словарях.

СЛАЙД № 5 ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ДОБРО

СЛАЙД № 6 ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА ЗЛО

На основе этого толкования можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными значениями?

(Да)

В каких образах выражаются эти понятия?

(В сказочных героях)

Во всех народных  и авторских сказках, которые мы изучали на уроках литературы, всех героев можно разделить на положительных, которые олицетворяют добро,  и отрицательных, которые олицетворяют зло.

Дома две группы учеников поработали с текстами сказок и могут нам назвать положительных и отрицательных героев в сказках…

1-я группа

СЛАЙД №7 ИЛЛЮСТАЦИЯ К СКАЗКЕ «БОЙ НА КАЛИНОВОМ МОСТУ»

В сказке «Бой на Калиновом мосту» очень ярко и эмоционально и художественно выражена патриотическая идея, а также идея товарищества, братства, взаимопомощи и взаимовыручки русских людей в борьбе с многочисленными кочевниками, разорявшими на протяжении столетий Русскую землю.

 Хазары, печенеги, монголо-татары… Один враг страшнее и вероломнее другого. Время и народная фантазия превратила их в сказке в злого и страшного огненного змея, приходящего на речку Смородину и полонившего русских людей.

СЛАЙД№8  ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

 Георгий Победоносец – один из главных русских святых изображается на иконах топчущим змея, олицетворяя вечную борьбу добра со злом. 

СЛАЙД №9 СКАЗКА ПУШКИНА

- В сказке А.С.Пушкина тоже есть положительные герои и отрицательные.

2-я группа Называют героев

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(Царевны и Царицы)

Сказки утверждают народные принципы жизни: честность, смелость, трудолюбие.

Ребята, какими качествами могут обладать положительные и отрицательные герои (Запись в тетрадях)

Мы уже много сказали о наших героях. А теперь попробуем собрать все вместе, сделать вывод.

 СЛАЙД №10 (ГЕРОИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ в 2-х сказках)

 Ребята, рассмотрите таблицу. Всех ли героев сказок я в ней указала? (нет Чернавки) Я не могла определить, в какую колонку записать этот персонаж. А как вы считаете?

-В таблице герои, которые в сказках олицетворяют добро и зло.

А как в литературоведении эти противоположные  понятия называются? (антитеза)

 - Давайте вспомним это определение.

 Антитеза – резкое противопоставление образов, понятий.

Какие еще признаки характерны для сказок?

Зачин, троекратные повторы, употребление эпитетов, олицетворений, концовка.

Ребята, поработаем с текстом сказок и найдем все эти признаки.

 (Выполнение теста, взаимопроверка)

СЛАЙД № 11 С ОТВЕТАМИ И КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ

физкультминутка

Всех ребят прошу подняться

И немножечко размяться.

Мы похлопаем руками

И потопаем ногами,

А теперь потянемся,

До неба дотянемся.

Ребята, вернемся к нашим эпиграфам

СЛАЙД №12 С ЭПИГРАФОМ « Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, тому зло не вредит». Это русские пословицы, а в пословицах, как известно, отражена многовековая мудрость народа. Почему же добро всегда побеждает зло?

-Зло – разрушающая сила, а добро – творит, создает (созидающая.)

-У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и поэтому в конечном результате всегда побеждает добро.

-Добрым всегда помогают все силы волшебные.

- В сказках у Добра много помощников, а Зло – одиноко.

Рефлексия

Ребята, сегодня мы разобрались с понятиями добро и зло, и рассматривали их на материале сказок.

Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые поставили в начале урока?

СЛАЙД № 13 с целями

А в жизни добро побеждает зло? Не всегда. Поэтому в сказке народ и авторы стремятся преодолеть жизненные невзгоды, хотя и с помощью волшебства.

-Считаете ли вы себя добрыми?

Сказочные рассказы - это очень хорошее средство воспитания. Сказками воспитывали не одно поколение людей. Сказки сочиняли и писатели, и народ. С помощью сказок детям легко объяснить, что хорошо, а что плохо. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой, способный его победить.

Делая добро, человек помогает и себе и другим людям.

СЛАЙД  № 14 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

Д/З: Домашнее задание - написать сочинение «Моя любимая сказка». В сочинении вам нужно будет описать положительных и отрицательных героев, т.е. дать им характеристику, и обязательно показать, почему вам понравилась именно эта сказка, чему вы научились, прочитав ее.

В заключении я хочу дать слово для пожелания УЧЕНОМУ КОТУ.

КОТ: Ребята, вы любите ходить в гости к своим друзьям? (ДА)  Приглашаю вас в гости к  книгам и сказкам, ведь встреча с хорошей книгой дарит такие же приятные эмоции, как общение с друзьями. Я желаю, чтобы книги стали для вас добрыми друзьями и помощниками во всем.

СЛАЙД № 15 ПОЖЕЛАНИЕ УЧЕНИКАМ 

           Тест по теме «Сказки»

1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки — реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки — реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

2. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок  является литературной?

а) «Снежная королева»;      

в) «Колобок»;    

б) «Царевна-лягушка»;        

г) «Мороз Иванович».

4. Что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

А) царевна

Б) чернавка

В) царица

5. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

 Да усы лишь обмочил.

а) зачин;     б) кульминация     в) развитие действия;   г) концовка.

6. Добрый молодец, красная девица – это

А) повторы

Б) постоянные эпитеты

В) антитеза

Г) олицетворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе"

Урок литературы по теме "Добро и зло в философии и литературе" предназначен для учащихся 11 класса. Цель урока - исследовать категории Добра и Зла в разных областях:философии, религии, литературе....

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...