Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Килижекова Мария Николаевна

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_dushi.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

 Тип урока: мастерская

Цель: нравственно-духовное развитие личности через анализ поэтического текста и организацию деятельностно- творческого общения учащихся.

Ход мастерской

1. Слово учителя.

1) Работа со словом.

Учитель. Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.

2) Индивидуальная работа.

3) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску.

http://festival.1september.ru/articles/516591/img1.gif

4) Работа со значением слова.

Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые мне удалось записать на доске.

Составляется одно общее определение.

5) Чтение работ. Группа предлагает свое определение.

Чтение учителем своего “определения” или подобранных .

А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа – это человек.

6) Работа со словом.

Учитель. Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души (по 2-3 глагола в каждый столбик)

Для работы предлагается заполнить два столбика: первый со знаком “+”, второй со знаком “-”.

+

-

радуется

страдает

ликует

тревожится

7) Чтение глаголов и их запись на доске.

Учитель. Я позволю себе добавить в каждый столбик по одному слову. В первый “трудится”, во второй “ленится”. Первое слово помогает нам самосовершенствоваться, а второе приближает нас к бездушным роботам. Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.

2. Работа в группах.

Учитель. Приведите в качестве примера ситуации, когда, по вашему мнению, “душа трудится” и когда “ленится” (от каждой группы по одной ситуации).

3. Выступления групп.

4. Работа в группах.

Учитель. Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом “душа”. У него есть стихотворение “Не позволяй душе лениться”. С ним мы и будем работать в нашей мастерской. Почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”? (до знакомства со стихотворением)

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Учитель. А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

Задания для групп.

1) Мастера художественного слова.

Задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения (выдается памятка “Выразительное чтение”).

Памятка.

1. Прочитайте стихотворение про себя.

2. Выделите в тексте смысловые части.

3. Обратите внимание на знаки препинания.

4. Расставьте паузы и логическое ударение.

2) Мастера истолкования слова.

Задание.

1) Объясните значение слов и выражений.

1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.

2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.

3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”

4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

2) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

3) Мастера пунктуации.

Задание. Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?

4) Мастера кисти.

Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

5) Мастера образа.

Задание. В каких образах и картинах рисует поэт душу? (с помощью каких частей речи) Почему душа – это “рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”? Убедителен ли автор?

Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему душу нужно заставлять работать и держать в черном теле? Почему душа должна “жить с тобой по-человечьи”?

6) Мастера мысли.

Задание. О чем это стихотворение?

Какое настроение вызывает? С помощью каких средств создается это настроение?

О чем заставляет задуматься стихотворение? К чему призывает автор?

Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?

5. Выступления групп.

Слушая выступления, ученики заполняют таблицу.

Лексические средства и их функции

Синтаксические средства и их функции

Образы

Тема, идея стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Формулирование темы урока.

Учитель. Какова идея стихотворения? В каких строчках она заключается?

Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему “нельзя позволять душе лениться”?

Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Труд души)

Как понять слова поэта “душа обязана трудиться”? Что такое труд души?

7. Написание сочинения-миниатюры “ Труд души”.

8. Чтение сочинений (по желанию).

9. Рефлексия.

Учитель. Поднимите руки те, у кого душа сегодня на уроке трудилась? А у кого ленилась? Выводы делайте сами.

10. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: “ Что делать, если душа сопротивляется труду?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Цели урока: образовательные– ознакомление учащихся с поэтом; раскрытие идейно-тематического содержания стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»; научить понимать, анализировать по...

Не позволяй душе лениться

конспект внеклассного занятия по этике....

Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"

Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа  Николая Семеновича Лескова...

Не позволяй душе лениться

Классный час "Не позволяй душе лениться" направлен на раскрытие понятия духовности и работу над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию....

Конспект классного часа "Не позволяй душе лениться"

Учитель предлагает обратиться к философии строки Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться". А за помощью в проведени полемики обращается к виднейшему писателю современности А. И. Солнежицыну, к ...

Беседа: " Не позволяй душе лениться..."

Увлечь детей идеей воспитания воли и характера...