Сценарий урока-исследования "Путешествие к центру Земли" в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Зайцева Елена Юрьевна

Сценарий урока-исследования "Путешествие к центру Земли" в 5 классе с маршрутными листами для работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – исследование «Путешествие к центру Земли»

Этап 1:Актуализация опорных знаний по теме (2 мин.)

Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить необычный урок – урок-исследование, урок-путешествие. Какое название у урока? (Путешествие…) Возможно ли совершить путешествие к центру Земли? Почему? А всё ли мы знаем о внутреннем строении Земли?

Этап 2: Целеполагание (1 мин.)

Ребята, какая будет цель у сегодняшнего урока?

Цели урока:

1. Изучить внутреннее строение Земли;

2. Познакомиться с горными породами и минералами

Этап 3: «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

Откуда мы можем получить информацию о внутреннем строении Земли (из учебника и атласа). Работая с учебником стр. 94, выясните, какое внутреннее строение имеет Земля и заполните рисунок в маршрутном листе (2 мин.)

Какое внутреннее строение имеет Земля?

Давайте подробнее познакомимся с внутренними частями Земли. Каждая группа будет выполнять свою часть исследований по плану в маршрутных листах, и расскажет о результатах своей работы.

Работа в группах (5 мин.), отчёты (5 мин.) Слайды

Первичное закрепление:

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ………(ядро),

Но не ядро от пушки.

Затем, представьте, ……..(мантия)

Лежит внутри Земли.

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера или ………(земная кора).

Выбрались мы на поверхность – ура!

«Сделаем привал» - физминутка (1 мин.)

Положите ручки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины – широкие (руки в стороны).Мы идём долго (шагаем пальчиками).Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

Этап 4: «Продолжаем путешествие»  
«Реальная география» - применение знаний и умений в новой учебной ситуации

Вот выбрались мы на поверхность Земли и что же мы там увидим? Что мы видим у себя на партах? (горные породы). Чтобы узнать, какие бывают горные породы, заполните схему в маршрутных листах. (2 мин.)

Ребята, у вас на столах лежат образцы горных пород. Я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу по изучению горных пород в виде мини-проекта. Описание работы у вас в маршрутном листе. По окончании вашего исследования мы заслушаем ваши рассказы. (5 мин.)

Слушаем ваши рассказы (5 мин.)

Этап 5: «Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний (2 мин.)

Ребята, мы хорошо сегодня поработали на уроке. Из нашего путешествия мы привезли целый чемодан новых знаний. Давайте повторим основные понятия урока:

Слайд и вопросы –

– температура вещества до 6000 градусов, состоит из 2 слоёв.

– температура 2000 градусов, состояние твёрдое

– верхняя часть литосферы, состоит из горных пород

- то, из чего состоит земная кора

- Горные породы и минералы, которые использует человек

Этап 5: Рефлексия
Цели урока:

1. Изучить внутреннее строение Земли;

2. Познакомиться с горными породами и минералами
Достигли мы своих целей на уроке?

Мы теперь всё знаем про нашу Землю? Значит, нам есть к чему стремиться дальше.

Домашнее задание 3 уровня

Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение –



Предварительный просмотр:

Урок – исследование «Путешествие к центру Земли»

Исследовательская группа № 1

Маршрутный лист ученика(цы)____________________________________

  1.  «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

Работая с текстом и рисунками учебника на стр. 94, подпишите рисунок «Внутреннее строение Земли»

C:\Users\User\Desktop\pzemlya-s1-1.gif

 Используя текст учебника на стр. 94, изучите ядро Земли по плану:

1. В какой части Земли находится? ____________________________________

2. Ядро состоит из __________________________________________________

3. Какова температура ядра? __________________________________________

4. Из каких веществ состоит ядро? _____________________________________

  1.  «Продолжаем путешествие»  - Пользуясь текстом  § 20 стр. 95, заполните схему «Классификация горных пород»

_______________________         ___________________________        __________________________

_______________________         ___________________________        __________________________

_______________________         ___________________________        __________________________

Используя текст учебника на стр. 98 и образцы горных пород, составьте мини-проект «Рассказ горных пород»

  1. Кто я? __________________________________________
  2. Я - _________________________________ горная порода.
  3. Я образовался ________________________________________________
  4. Я какой? (твёрдый, мягкий, плотный, рыхлый, тяжёлый, лёгкий, прочный, хрупкий) – нужное подчеркните
  5. Как меня используют люди (смотри дополнительный материал)__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение –

               

Урок – исследование «Путешествие к центру Земли»

Исследовательская группа № 2

Маршрутный лист ученика(цы)____________________________________

  1. «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

Работая с текстом и рисунками учебника на стр. 94, подпишите рисунок «Внутреннее строение Земли»

C:\Users\User\Desktop\pzemlya-s1-1.gif

 Используя текст учебника на стр. 94, изучите мантию Земли по плану:

1. Между какими частями Земли находится? _____________________________________________________________________

2. Мантия составляет ________________________________________________

3. Какова температура мантии? _______________________________________

4.В каком состоянии находится вещество мантии? _______________________

  1.   «Продолжаем путешествие»  - Пользуясь текстом  § 20 стр. 95, заполните схему «Классификация горных пород»

_______________________         ___________________________        __________________________

_______________________         ___________________________        __________________________

_______________________         ___________________________        __________________________

Используя текст учебника на стр. 98 и образцы горных пород, составьте мини-проект             «Рассказ горных пород»

  1. Кто я? __________________________________________
  2. Я - _________________________________ горная порода.
  3. Я образовался ________________________________________________
  4. Я какой? (твёрдый, мягкий, плотный, рыхлый, тяжёлый, лёгкий, прочный, хрупкий) – нужное подчеркните
  5. Как меня используют люди (смотри дополнительный материал)__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение –

Урок – исследование «Путешествие к центру Земли»

Исследовательская группа № 3

Маршрутный лист ученика(цы)____________________________________

  1.  «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

Работая с текстом и рисунками учебника на стр. 94, подпишите рисунок «Внутреннее строение Земли»

C:\Users\User\Desktop\pzemlya-s1-1.gif

Используя текст учебника на стр. 95, изучите земную кору по плану:

1. В какой части Земли находится? ____________________________________

2. Какова толщина земной коры?_______________________________________

3.Что находится на её поверхности? _____________________________________

4. Из чего она состоит? _____________________________________________  

  1. «Продолжаем путешествие»  - Пользуясь текстом  § 20 стр.95, заполните схему     «Классификация горных пород»

_______________________         ___________________________        __________________________

_______________________         ___________________________        __________________________

_______________________         ___________________________        __________________________

Используя текст учебника на стр. 98 и образцы горных пород, составьте мини-проект «Рассказ горных пород»

  1. Кто я? __________________________________________
  2. Я - _________________________________ горная порода.
  3. Я образовался ________________________________________________
  4. Я какой? (твёрдый, мягкий, плотный, рыхлый, тяжёлый, лёгкий, прочный, хрупкий) – нужное подчеркните
  5. Как меня используют люди (смотри дополнительный материал)__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение –

Урок – исследование «Путешествие к центру Земли»

Исследовательская группа № 4

Маршрутный лист ученика(цы)____________________________________

  1. «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

Работая с текстом и рисунками учебника на стр. 94, подпишите рисунок «Внутреннее строение Земли»

C:\Users\User\Desktop\pzemlya-s1-1.gif

Используя текст учебника на стр. 94-95 и дополнительные материалы, изучите части Земли для дополнительных сообщений.

Выслушав ответы своих одноклассников, дополните их вашими новыми сведениями.

  1.  «Продолжаем путешествие»  - Пользуясь текстом  § 20 стр.95, заполните схему «Классификация горных пород»

_______________________             ___________________________                   __________________________

     

_______________________              ___________________________                   __________________________

 

_______________________              ___________________________                    __________________________

   

Проведите мини-исследование «Свойства и состав горных пород»

  1. Какие свойства можно выделить у горных пород? Приведите примеры горных пород с разными свойствами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Работая с текстом учебника стр. 96 и с образцами горных пород, изучите состав гранита _________________________________________________
  2. Как вы можете доказать, что гранит состоит из минералов? ____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение –

Ядро Земли – пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе – примерно 3500 км и температуре – около 4000°С – 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.

Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто.

Мантия – (от латинского слова – «покрывало»), составляет 83% от объема Земли. Никто никогда не видел её. Состоит она из никеля, железа и свинца. Температура здесь около +2000°С!

Земная кора – самый верхний слой Земли. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве.

Уголь  

 Людям помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. 

Уголь  

 Людям помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. 

Исследовательская группа № 4

Исследовательская группа № 3

Исследовательская группа № 2

Исследовательская группа № 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – исследование «Путешествие к центру Земли»

Слайд 2

Возможно ли совершить путешествие к центру Земли? Книга писателя Жуля Верна «Путешествие к центру Земли» Кадр из фильма «Путешествие к центру Земли»

Слайд 3

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли; познакомиться с горными породами и минералами

Слайд 5

Ядро состоит из двух слоёв: внутреннего твёрдого ядра и внешнего жидкого ядра Температура ядра 6 000 градусов Вещество мантии из-за высокого давления находится в твёрдом состоянии Температура мантии 2 000 градусов

Слайд 6

Верхняя твёрдая оболочка Земли - литосфера Самая верхняя часть литосферы – земная кора Земная кора состоит из горных пород

Слайд 7

Рельеф – это все неровности земной поверхности

Слайд 8

Сделаем привал! Горы бывают высокие (руки вверх), равнины – широкие (руки в стороны ). Мы идём долго (шагаем пальчиками ). Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

Слайд 9

Горные породы Магматические Осадочные Метаморфические

Слайд 10

Использование гранита

Слайд 11

Использование мрамора

Слайд 12

Использование угля Выплавка стали Работа котельной Тепловая электростанция Химическое предприятие

Слайд 13

Наш багаж знаний Ядро Мантия Земная кора Горные породы (магматические, осадочные, метаморфические) Полезные ископаемые

Слайд 14

Домашнее задание Выучить материал п. 20 Составить кроссворд по терминам п. 20 Подготовить сообщение или презентацию о необычных горных породах

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Путешествие к центру Земли» Класс: 6

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а такж...

Сценарий юбилейного творческого отчета Центра детского творчества "По волнам нашей памяти"

В данной методразработке представлен сценарий 55-летнего юбилея Центра детского творчества "По волнам нашей памяти". Надеюсь, он будет полезен коллегам....

Конспект урока "Путешествие к центру Земли"

Конспект урока по природоведению (естествознанию) в 5 классе "Путешествие к центру Земли"...

Урок по теме: "Путешествие к центру Земли".

Урок содержит материалы по созданию на уроке мини-проекта. Кроме того знакомит с рядом уникальных островов....

Игра "Математическое путешествие к центру Земли"

Идея игры:Во время игры команды показывают свои знания  математики и других школьных дисциплин, зарабатывают денежки «Магники» и  все ближе  приближаются к центру Земли.Правила  иг...

"Математическое путешествие к центру Земли"

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов...