Раз голос тебе,поэт, дан
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Литературная гостиная «Русские поэты о судьбе страны». Это материал о месте авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны, о причинах трагического положения истинных поэтов России, о богатстве и многообразии творчества таких поэтов, как В. Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz_golos_tebe_poet_dan.doc | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Русские поэты о судьбе страны»
«Раз голос тебе, поэт, дан…»
Урок литературы в 11 классе
Учитель Яшагина Т.А., гимназия №52 Приволжского района г. Казани
Цели урока:
- показать место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
- показать значение творчества поэтов;
- совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия;
- помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;
- помочь осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
Учитель.
В 50-е годы на фоне надоевшей уже тотальной лжи, в которой пребывало наше общество, естественно возникла потребность в правде. И тогда стали появляться песни, сочиненные самой «публикой». В противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Как только не называли такую песню: «гитарная», «молодежная», «городская», «поэтическая»… наибольшее распространение получило бытующее в литературе и по сей день выражение «самодеятельная песня» - определение, явно не точное. Можно ли так называть песни, написанные Булатом Окуджавой, Юрием Визбором, Александром Дольским, Александром Городницким, Юлием Кимом, Владимиром Высоцким? В разное время они именовались и «бардами», и «певцами-поэтами», и наконец «самодеятельными исполнителями». Сами они называют себя авторами. Отсюда и термин «авторская песня».
Сегодня мы уже можем говорить об авторской песне как особом направлении поэтического и музыкального искусства. Несмотря на то, что авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов ХХ века, существует она и сегодня. Эти песни поются в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Здесь и любовная лирика, и философские раздумья о смысле жизни, и темы мира и войны, предназначение человека и его мечты.
Как возникает песня? Та, которой суждено затронуть души людей, идти с ними по свету, стать надежным другом «и в любви, и в радости, и в горе»…
Присущая авторской песне атмосфера доверительного общения между автором и слушателем была особенно ощутимой на фоне советской массовой культуры тех лет – в частности, эстрадной песни, в поэтическом, содержательном отношении явно уступавшей песне авторской. Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма оказывалось в данном случае невольным достоинством, ибо придавало песне особую естественность.
А началось все так…
Выступление 1 группы
У истоков бардовской песни, несомненно, стоял и Юрий Визбор.
Из автобиографии Ю.Визбора: «Я родился 20 июня 1934 года в Москве, в родильном доме им.Крупской, что на Миусах. Моя двадцатилетняя к тому времени матушка Мария Шевченко была привезена в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, Юзефом Визборасом ( в России непонятное для пролетариата «ас» было сброшено, и отец мой стал просто Визбором)».
- Визбор-подросток готовил себя к мужественной профессии летчика и даже получил в аэроклубе документ, который удостоверял его право водить самолет.
- Визбор-студент сумел вместе со своими товарищами сделать так, Что их Московский Государственный Педагогический Институт стал центром, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, кружилась вся студенческая Москва.
- Визбор был учителем маленькой северной школе, где нужно было вести отнюдь не только те предметы, которым учили в институте.
- Визбор был и на нелегкой солдатской службе – и тоже не Севере; так что Арктика и Север стали любовью и потребностью, заставляя всю оставшуюся жизнь искать новых встреч с ледоколами и дрейфующими льдинами,
- Визбор-журналист овладевал профессиями тех, о ком ему предстояло писать, изобретал новые жанры звучащей журналистики (радиостанция «Юность», журнал «Кругозор», песни-репортажи – рождение каждого из этих новшеств связано с именем Визбора).
- Визбор был альпинистом и тренером по горнолыжному спорту.
- Визбор был поэтом и певцом, автором трехсот песен, голосом поколения – не случайно визборовская «Лыжи у печки стоят» оказалась первой (в истории человечества!) песней, прозвучавшей из космоса.
- Визбор – это кинематографист, автор документальных фильмов, драматург, написавший несколько пьес и киносценариев, актер, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах.
Юрия Визбора узнавали на улице. «Борман!»- кричали мальчишки, всегда готовые бить фашистов; «Борман?» - озадаченно вздрагивали работники ГАИ; «Ой, Борман!» - выдыхали прекрасные девушки.
Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. В наши дни некоторые люди его тоже знают как «Бормана» из «Семнадцати мгновений весны». Он снялся также в фильмах «Красная палатка», «Возмездие», «Белорусский вокзал», «Ты и я», «Июльский дождь», «Дневник директора школы» и других.
Чем бы Визбор ни занимался – в любое время суток, в любой компании он мог писать песни и писал их. И вот одна из известных и любимых.
Звучит песня «Милая моя»
Визбор не воевал, но мальчиком взглянул в глаза войне, и она оставила в нем свой след.
«Помни войну» (стихотворение)
.
Помни войну! Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно –
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.
Гром поездов. Гром лавин на осеннем Кавказе.
Падает снег. Ночью староста пьет самогон.
Тлеет костер. Партизаны остались без связи.
Унтер содрал серебро со старинных икон.
Помни войну! Стелет простынь нарком в кабинете.
Рота – ура! Коммунисты идут впереди!
Помни войну! Это мы – ленинградские дети –
Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим!
Тихо, браток! В печку брошены детские лыжи.
Русский народ роет в белой земле блиндажи.
Тихо, браток! Подпусти их немного поближе –
Нам-то не жить, но и этим подонкам не жить.
Помни войну! Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну! Это, право же, вовсе не странно –
Помнить все то, что когда-то касалось всех нас.
Одна из ярких страниц творчества Юрия Визбора – его песни о горах. Он признанный певец мужской дружбы, товарищества. «Что манит в горы? Наверное, прежде всего сами горы, прекрасные, неповторимые, разные. Каждый горный район – поток открытий… Горами можно любоваться бесконечно, смотреть на них как на огонь или бегущую воду»,- говорил Визбор.
Юрий Визбор побывал во многих горных районах бывшего СССР: на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, в Хибинах, бывал он и в польских Татрах. В 1967 году мог подняться на пик Ленина, но на подходах сложилась аварийная ситуация и ему пришлось доставлять вниз пострадавшего. В 1977 году на Юго-западном Памире он вместе со своими неизменными товарищами поднялся на высоту 5800 метров, названную ими по праву первовосходителей пиком Василия Шукшина.
Любовь Визбора к горам была взаимной. Он любил их, и они любили его. Не те поэтические синеглазые горы. Горы для него имели еще одну сторону:
Гора – это прежде всего, понимаешь, друзья,
С которыми вместе по трудной дороге шагаешь…
Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. В любом альплагере он был желанным гостем. Он провожал и встречал советскую команду, совершившую восхождение на Эверест. Умер Юрий Визбор в сентябре 1984 года, а его песни продолжают звучать и сейчас.
В августе 1985 года группа из «Спартака» под руководством мастера спорта международного класса В.Кавуненко совершила первовосхождение на безымянную вершину на Памиро-Алае и назвала ее пиком Визбора. На Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе – еще один пик Визбора. Альпинисты чтут память своего товарища, своего певца, который говорил : «Я не могу писать, и не писал никогда, и не буду писать о том, чего я не знаю, и о том, чего я не видел, и о том, во что я не верю».
Песня «Давайте прощаться, друзья»
Выступление 2 группы
Вершина авторской песни – творчество Владимира Высоцкого (1938-1980), сумевшего создать новую поэтическую “энциклопедию русской жизни”, обширную галерею типов и характеров. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон, слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволяющий использовать самые разные речевые маски и интонации. К тому же, Высоцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого всякой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров, его рифмы изысканны и в то же время очень естественны.
Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на “блатные темы”. Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический “театр одного актера”. Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель… Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни у Высоцкого неожиданно могут напоминать друг друга. Так, герой песни “Разведка боем”, отправляющийся в тыл врага с неизвестным ему бойцом, мог бы повторить слова героя “Песни о друге”, альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проходит главную проверку.
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги. Садоводы его именем называют лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Владвысоцкий”.
Звучит песня Владимира Высоцкого
“Песня о друге”.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни – рискни!-
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял – хмельной,-
Значит, как на себя самого
Положись на него.
Всего лишь час дают на артобстрел. За этот час не пишем ни строки. Перед атакой - водку. Вот мура! | Считает враг – морально мы слабы. Вот шесть ноль- ноль, и вот сейчас- обстрел,
|
Актерская судьба Высоцкого была тесно связана с военной темой. В одном из фильмов прозвучала его песня «Штрафные батальоны». Его герои- штрафники, осужденные попали на войну из сталинских лагерей. Их ставили на самых горячих участках, где ситуация казалась безнадежной. Они могли победить или умереть.
Тема войны была важной для Высоцкого до конца жизни. Он говорил, что война затрагивает всех людей за живое, что нельзя не прочувствовать все произошедшее душой и сердцем. ( Слайд 6). Большая часть творчества Высоцкого была посвящена именно войне, и по прошествии многих лет эта тема не теряет актуальности, потому что главное, что интересовало Высоцкого, - это человек в экстремальной ситуации
25 июля 1980 года Владимира Высоцкого не стало…Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Это потеря для всех невосполнимая. Никита Михалков написал стихотворение:
Он не допел, не досказал всего, |
Выступление 3 группы
Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал Виктор Цой. Несмотря на восточную внешность, Виктор Цой был коренным ленинградцем. Он родился 21 июня 1962 года в городе на Неве.
К 21 году Виктор был одним из самых известных ленинградских музыкантов.
Первые гастроли в Свердловске и Новосибирске не отрывали его от работы в “Камчатке”: работал “сутки через трое” оставляла время на путешествия. Новые альбомы
“Это не любовь” и “Ночь”, вышедшие на фирме “Мелодия”, закрепили за Цоем титул первого рок – музыканта страны. Во второй половине 70-х певец уже стал живой легендой. А 1986 году о группе “Кино” впервые сняли фильм.
Цой ездил по стране и выступал с аншлагами на стадионах. Без него не обходился ни один крупный фестиваль. А питерская котельная, где работал Цой, стала чем-то вроде музея солиста группы “Кино”. “Камчатка” процветала – там постоянно устраивались премьеры новых песен различных музыкантов, там был снят фильм “Рок”.
В1988 году Цой впервые побывал в Америке, Ему помогли с организацией гастролей. Он дал в США свой единственный концерт. Потом Виктор успел побывать в Японии японские продюсеры, видя бешеный успех группы “Кино”, предложили организовать мировой гастрольное турне. Цой согласился, но вскоре вернулся в Москву. У него был очень ответственный концерт в “Лужниках”.
24 июня 1990 года на выступление артиста пришли 65 тысяч человек – это был абсолютный рекорд по количеству зрителей на концерте в нашей стране. Все четыре часа зрители стоя пели с Виктором его песни, Его долго не хотели отпускать со сцены, он улыбался и обещал снова встретиться.
В начале июля он уехал на два месяца отдыхать под Юрмалу, 15 августа 1990 года практически всех людей, близко знавших Цоя, мучили кошмары, видения. Дурные сны никому не дали спокойно выспаться. И неслучайно. Автомобиль “Москвич-2141” столкнулся с рейсовым автобусом “Икарус” в 12. 28 на 35-м километре трассы Споко – Талси. Машина Цоя ехала со скоростью 130 километров в час. Певец выехал на встречную полосу, не справился с управлением и не смог избежать лобового столкновения с автобусом.
Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Водитель “Икаруса” не пострадал. Судмедэксперт засвидетельствовал, что в момент аварии Цой был трезв. Анализ клеток головного мозга показал, что Виктор уснул за рулем…
В Москве на Арбате возникло уникальное явление “Стена Цоя”, где приезжающие со всех концов страны фанаты “Кино” оставляли граффити, выражающие любовь к безвременно ушедшему кумиру. До сих пор его песни являются откровением для тысяч молодых людей. С нами остались его роли его песни, вот только одной яркой звезды на отечественном небосклоне нам очень не хватает…
Звучит песня Виктора Цоя “Группа крови”.
Звучит песня Игоря Талькова “Памяти Виктора Цоя”.
Памяти Виктора Цоя.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.
А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушел, ушел от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.
Учитель:
Ребята, невозможно на одном уроке рассказать обо всех авторах. Сегодня мы вспоминаем только некоторых из них: А. Галич, М.Анчаров, В.Высоцкий, Ю. Ким, С.Никитин и другие. Все они достойны того, чтобы творчество их изучалось, песни пелись. Но моё сердце безраздельно принадлежит Б. Окуджаве. Булат Окуджава- это имя не нуждается в представлении. Его песни вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов как-то сразу и, как оказалось, надолго. Много лет прошло с начала той романтической эпохи. Мы живём другой жизнью, в других ритмах, но почему-то каждый год 9 мая, в день рождения Б. Окуджавы, на Трубную площадь, к театру Современной пьесы приходят люди и поют его песни, только уже без него. (Видеофрагмент - “Простая песенка” в исполнении Б. Окуджавы.)
Ключевыми словами его творчества были “вера”, “надежда”, “любовь”. Его песни, стихи отличались верой в торжество разума, доброты, справедливости, мудрости. Прослушайте стихотворения этого замечательного автора.
Звучат стихотворения: “Солдатик оловянный” и “Песенка” в исполнении учащихся.
Многое пришлось пережить Б. Окуджаве: арест родителей в 1937 году, расстрел отца, он сам чудом остался жив (его спасли родственники). Через полтора года Окуджава вернулся в Москву, а в 1942 году, не доучившись в 9 классе, ушёл на фронт. В Москву Окуджава смог вернуться только в 1956 году после реабилитации родителей. А в 1957 году появились первые стихи. У него были и поклонники, и недоброжелатели. О нём даже писали фельетоны, но с течением времени всё изменилось.
Сам Окуджава говорил о своих песнях, что это просто способ исполнения стихотворений. А вот свидетельство Татьяны и Сергея Никитиных: “Для нас магия Окуджавы в звучании - это неповторимая интонация поэта, органичное слияние русского романса с грузинским распевом, это и скупое, но мастерское использование гитары”.
Еще при жизни Б. Окуджавы существовало мнение, что его песни настолько обелены, что писать музыку на стихи не стоит, так как из этого не получится ничего интересного. Но жизнь показала другое. Его стихи являются песнями ко многим кинофильмам. Наиболее удачными, пожалуй, было сотрудничество Окуджавы с Евгением Шварцем в работе над фильмом “Женя, Женечка и Катюша”, “Звезда пленительного счастья”, “Соломенная шляпка”. Знаменитую “Ваше благородие, госпожа удача” Окуджава написал вместе со Шварцем к фильму “Белое солнце пустыни”.
Звучат песни: “Ваше благородие...”
Когда в одном из интервью поэта спросили, какой он видит, оглядываясь в прошлое, свою жизнь, он ответил: “Я вообще-то, счастливый человек, несмотря ни на что... Жизнь моя была интересной, я делал то, что хотел, что мог, я совершил. Самое лучшее мне ещё предстоит совершить”. В 1997 году свой день рождения и День Победы Окуджава решил отпраздновать в Германии со своими немецкими друзьями. “Я рад, что между нашими народами вражды более не существует”. А потом был Париж... И газеты сообщили: “В военном госпитале, под Парижем, 12 июня 1997 года скончался Булат Окуджава”. А ведь когда-то он писал:
Париж для того, чтоб ходить по нему,
Глядеть на него, изумляться,
Грозящему бездной концу своему
Не верить, и жить не бояться.
Демонстрируется видеофрагмент: Б, Окуджава, исполняющий “Молитву”
Историк Натан Эйдельман как-то сказал: « Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архива м…издадут с таблицами, с перечнем героев и мерзавцев…Но если захочется потомку…познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, включит правнук магнитофон…и услышит песни Окуджавы».
Учитель
Ребята, невозможно на одном уроке рассказать обо всех авторах. Сегодня мы вспоминаем только некоторых из них: А. Галич, М.Анчаров, В.Высоцкий, Ю. Ким, С.Никитин и другие. Все они достойны того, чтобы творчество их изучалось, песни пелись.
Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны, как вы думаете?
(В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях).
Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Голоса жизни: познавательно-театрализованное представление
В театрализованной форме происходит знакомство учащихся начальных классов с миром птиц....
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса
Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».
Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация", "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...
Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.
Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....
Методическая разработка "Голос как природный дар: голосо-речевой тренинг"
Квесты и кейсы: игровые методы обучения...
Положение о проведении районной литературной игры «Поклон тебе, поэт!»
районная литературная игра «Поклон тебе, поэт!»...