Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

На данном уроке используются элементы критического мышления через чтение и письмо.Ученики сами определяют тему урока,ставят цель,работают над проблемными вопросами в группах.Составляют синквейн героев,учатся споставлять.Домашнее задание дается разноуровневое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_dobroty_v_rasskaze_v.g._rasputina.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ирина Андреевна

Предмет: Литература

Класс: 6 класс

Тема урока: Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП.

Цели урока: 

Образовательные цели:

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «доброта».
  2. Рассмотреть нравственные проблемы добра и зла. Становление личности главного героя.
  3. Анализировать героев произведения.

Развивающие цели:

 1.Развивать навыки осмысленного чтения.

 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

 3.Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: доброта, любовь, ответственность.

4.Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.

Воспитывающие цели:

1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Коммуникативные цели:

1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/

В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.

3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.

Оборудование: 

  1. Портрет писателя.
  2. Сердечки на листах
  3. Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
  4. Учебник-хрестоматия.
  5. Рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. Оргмомент. Полилог.

Учитель:

 – Поговорим?

 Дети:

 – Поговорим!

Учитель:

 - А знаете о чём?

 Дети:

– О чём?

 Учитель:

 – О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

 Дети:

 – Поговорим! Нам будет интересно!

  1.  ВЫЗОВ

1. Введение в тему.

  -Наш сегодняшний урок мы начнем со стихотворения А. Чепурова:

    Давайте поклоняться  доброте,

    Давайте с думой жить о доброте

    Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,

    Она дарит нас хлебом ,

    Живой водой и деревом в цвету

    Под этим вечно неспокойным небом.

    Давайте воевать за доброту!

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как догадались? (о добре, доброте)

Актуально ли это понятие в наше время? Встречается ли в нашей жизни?

Почему нужно поклоняться доброте и воевать за нее?

Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема  нашего занятия «Уроки доброты»  (по произведению Валентина Григорьевича Распутина  « Уроки французского»).

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно. (Слайд №2)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. ( Л.Н.Толстой)

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. ( Б.Пастернак)

 Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока.

 - Почему  вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)

 Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.

2. Проблемные  вопросы.

- Знаете ли вы, что такое доброта? (ответы детей)

2. Работа учащихся со словарём.

- Давайте  уточним  лексическое значение  слова «доброта». Заглянем в Толковый словарь Ожегова. (слайд №3)

3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

- Свяжите понятие «доброта» с нашим произведением и сформулируйте цель урока?

-Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может совершить человек, если он добрый)

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ.

1.Проверка домашнего задания.

(слайд №4)Дома вы прочитали данное произведение. Предлагаю проверить знание текста. Поиграем в игру «Горячий стул» .Приглашаем ученика к доске на стул. Дома по тексту вы подготовили толстые и тонкие вопросы. Будем задавать поочередно.

Предполагаемые «тонкие»вопросы:

1.Близ какой реки жил  герой произведения ?

2.  Что в первой посылке учительница прислала герою?

3. Как звали главного игрока на деньги ?

4.   Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни ?

5.  Что  не давалось мальчику в изучении французского языка?

6. Во сколько началась самостоятельная жизнь героя ?

7. Сколько нужно было денег чтобы купить молоко герою ?

1.Работа над произведением.

(Слайд №5)Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он на себе ощутил тяготы военного времени.1948 год.  Недавно закончилась война. В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.

 - Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными?  (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни).

 (Слайд №6)И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать  нам о том, что он пережил в те годы.

Продолжаем работу с вопросами, приглашаю на горячий стул.

(Слайд№7)Теперь задаем  «толстые» вопросы (выбираем наиболее удачные и отвечаем)

- Какие факты и детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?

 - В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная жизнь для героя?

 - Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома?

 - Почему мальчик начинает играть на деньги?

 - Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги?

 - Счастлив ли герой, получая деньги таким образом?

(Слайд №8)Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Большое место в книге занимает игра на деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы.

- Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости и т.д.)

Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы.

 Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.

- Кто же в рассказе противостоит злу?

В.Г. Распутин использует в своих произведениях антитезу. Давайте вспомним, что это за литературный прием? (Антитеза — художественный приём, служащий для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей, явлений).

(Слайд №9)Почему в тексте автор расположил рядом описание героя и учительницы? Как называется этот литературный прием? Найдем в книге и зачитаем.

В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы, он использовал антитезу.

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

2.Таблица соответствий.

Давайте попробуем найти антиподов добра и зла . (Заполняется после обсуждения)

(Слайд №10)

Представитель Добра

Представитель Зла

  1. Герой
  1. Птаха, Вадик
  1. Лидия Михайловна
  1. Директор школы
  1. Жители деревни (мать, соседи,

д. Ваня)

  1. Жители райцентра (Т. Надя, ее дети)

Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения ,в  которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Кто этот человек? (Лидия Михайловна)

(Слайд №11)

Что особенно в ней как в учителе? Почему так поступает?

Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

3.Составление синквейна.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.(Слайд №12)

(Слайд №13) Лидия Михайловна.

Самоотверженная, бескорыстная.

Переживает, участвует, помогает.

Истинная любовь к детям.

Человек, учитель.

Чтение составленных синквейнов.

IY.  РЕФЛЕКСИЯ.

(Слайд № 14,15)Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Прочтите его.

 - Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?

Напишите это в своей небольшой творческой работе. Перед вами сердечки, на них вы и ответите на вопрос. Наполните их своим теплом и добротой. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух.

 (ученики приклеивают сердечки на белый лист).

Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.

 Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям.

А итог  нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. (Слайд №16)

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.

Добро возвращается добром.

В.Г.Распутин

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Сегодня я узнал …

Меня удивило …

Было интересно …

Я порадовался за …

Я понял, что …

Я научился …

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

На следующем уроке мы с вами продолжим разговор и обсуждение о нравственном выборе ваших сверстников, попробуем разобраться в их поступках. Найдите и дайте понятие «нравственность». Вы себя относите к этой категории?

Y.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ..

 (Для сильных учащихся) Лидию Михайловну уволили с работы. Как вы думаете, прав ли директор в этой ситуации. Свой ответ запишите в виде РАФТа.

Роль – ученики школы

Аудитория –директор школы

    Форма – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

     Тема -  объяснение ситуации: почему нужно оставить учителя в школе и как поступить в  этой ситуации.

     (Для слабых учащихся) Напиши сочинение о твоем добром поступке в жизни.

Приложение.

Обязанности  в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;

хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)

Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...

Тема урока: «Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».

На уроке рассматриваются нравственные вопросы: доброты, понимания, отзывчивости на примере образа учительницы мы должны понимать детей, когда они находятся в трудной ситуации, помогать им....

Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"

Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"...