Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
На данном уроке используются элементы критического мышления через чтение и письмо.Ученики сами определяют тему урока,ставят цель,работают над проблемными вопросами в группах.Составляют синквейн героев,учатся споставлять.Домашнее задание дается разноуровневое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_dobroty_v_rasskaze_v.g._rasputina.rar | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Ирина Андреевна
Предмет: Литература
Класс: 6 класс
Тема урока: Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП.
Цели урока:
Образовательные цели:
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: «доброта».
- Рассмотреть нравственные проблемы добра и зла. Становление личности главного героя.
- Анализировать героев произведения.
Развивающие цели:
1.Развивать навыки осмысленного чтения.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
3.Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: доброта, любовь, ответственность.
4.Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
Воспитывающие цели:
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.
Коммуникативные цели:
1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
2. Совершенствовать умение работать в группах, парах.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые учебники и учебные пособия:
- Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/
В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Сердечки на листах
- Карточки «Правила работы в группах» по количеству групп.
- Учебник-хрестоматия.
- Рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Оргмомент. Полилог.
Учитель:
– Поговорим?
Дети:
– Поговорим!
Учитель:
- А знаете о чём?
Дети:
– О чём?
Учитель:
– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?
Дети:
– Поговорим! Нам будет интересно!
- ВЫЗОВ
1. Введение в тему.
-Наш сегодняшний урок мы начнем со стихотворения А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте
Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,
Она дарит нас хлебом ,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как догадались? (о добре, доброте)
Актуально ли это понятие в наше время? Встречается ли в нашей жизни?
Почему нужно поклоняться доброте и воевать за нее?
Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего занятия «Уроки доброты» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского»).
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно. (Слайд №2)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. ( Л.Н.Толстой)
Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. ( Б.Пастернак)
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока.
- Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)
Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.
2. Проблемные вопросы.
- Знаете ли вы, что такое доброта? (ответы детей)
2. Работа учащихся со словарём.
- Давайте уточним лексическое значение слова «доброта». Заглянем в Толковый словарь Ожегова. (слайд №3)
3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.
- Свяжите понятие «доброта» с нашим произведением и сформулируйте цель урока?
-Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может совершить человек, если он добрый)
- ОСМЫСЛЕНИЕ.
1.Проверка домашнего задания.
(слайд №4)Дома вы прочитали данное произведение. Предлагаю проверить знание текста. Поиграем в игру «Горячий стул» .Приглашаем ученика к доске на стул. Дома по тексту вы подготовили толстые и тонкие вопросы. Будем задавать поочередно.
Предполагаемые «тонкие»вопросы:
1.Близ какой реки жил герой произведения ?
2. Что в первой посылке учительница прислала герою?
3. Как звали главного игрока на деньги ?
4. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни ?
5. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?
6. Во сколько началась самостоятельная жизнь героя ?
7. Сколько нужно было денег чтобы купить молоко герою ?
1.Работа над произведением.
(Слайд №5)Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он на себе ощутил тяготы военного времени.1948 год. Недавно закончилась война. В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.
- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни).
(Слайд №6)И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
Продолжаем работу с вопросами, приглашаю на горячий стул.
(Слайд№7)Теперь задаем «толстые» вопросы (выбираем наиболее удачные и отвечаем)
- Какие факты и детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
- В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная жизнь для героя?
- Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома?
- Почему мальчик начинает играть на деньги?
- Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги?
- Счастлив ли герой, получая деньги таким образом?
(Слайд №8)Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
Большое место в книге занимает игра на деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы.
- Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости и т.д.)
Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы.
Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу?
В.Г. Распутин использует в своих произведениях антитезу. Давайте вспомним, что это за литературный прием? (Антитеза — художественный приём, служащий для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей, явлений).
(Слайд №9)Почему в тексте автор расположил рядом описание героя и учительницы? Как называется этот литературный прием? Найдем в книге и зачитаем.
В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы, он использовал антитезу.
Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.
Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.
2.Таблица соответствий.
Давайте попробуем найти антиподов добра и зла . (Заполняется после обсуждения)
(Слайд №10)
Представитель Добра | Представитель Зла |
|
|
|
|
д. Ваня) |
|
Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения ,в которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.
Кто этот человек? (Лидия Михайловна)
(Слайд №11)
Что особенно в ней как в учителе? Почему так поступает?
Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.
3.Составление синквейна.
- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне, написав синквейн.
Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.(Слайд №12)
(Слайд №13) Лидия Михайловна.
Самоотверженная, бескорыстная.
Переживает, участвует, помогает.
Истинная любовь к детям.
Человек, учитель.
Чтение составленных синквейнов.
IY. РЕФЛЕКСИЯ.
(Слайд № 14,15)Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Прочтите его.
- Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?
Напишите это в своей небольшой творческой работе. Перед вами сердечки, на них вы и ответите на вопрос. Наполните их своим теплом и добротой. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух.
(ученики приклеивают сердечки на белый лист).
Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.
Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям.
А итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. (Слайд №16)
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром.
В.Г.Распутин
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Сегодня я узнал …
Меня удивило …
Было интересно …
Я порадовался за …
Я понял, что …
Я научился …
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
На следующем уроке мы с вами продолжим разговор и обсуждение о нравственном выборе ваших сверстников, попробуем разобраться в их поступках. Найдите и дайте понятие «нравственность». Вы себя относите к этой категории?
Y. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ..
(Для сильных учащихся) Лидию Михайловну уволили с работы. Как вы думаете, прав ли директор в этой ситуации. Свой ответ запишите в виде РАФТа.
Роль – ученики школы
Аудитория –директор школы
Форма – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)
Тема - объяснение ситуации: почему нужно оставить учителя в школе и как поступить в этой ситуации.
(Для слабых учащихся) Напиши сочинение о твоем добром поступке в жизни.
Приложение.
Обязанности в группе:
организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом;
докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы;
секретарь – записывает высказанные идеи и решения;
контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение;
хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»
Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...
«Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).
Урок литературы в 6 классеТема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).Планируемые результаты: 1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных...
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
Тема урока: «Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроке рассматриваются нравственные вопросы: доброты, понимания, отзывчивости на примере образа учительницы мы должны понимать детей, когда они находятся в трудной ситуации, помогать им....
Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"
Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"...