Конспект урока по литературе на тему:" Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина " Уроки французского"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Разработка урока по литературе на тему: " Уроки доброты в расскказе В.Г.Распутинв " Уроки французского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_novaya.docx | 915.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа имени Героя Советского Союза В.И.Ерменеева с.Сабакаево муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Урок литературы в 6 классе
Учитель: Овчинникова Елена Евгеньевна
Тема урока | «Уроки доброты в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» |
Триединая дидактическая цель урока | Обучающая -Показать на примере рассказа В.Г. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта; - Познакомиться с биографией В.Г. Распутина. Развивающие -развивать умение анализировать художественный текст; -развивать устную речь обучающихся, навыки исследовательской работы; -развивать ассоциативное мышление; -развивать функциональную грамотность; Воспитательная - подвести обучающихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность. - продолжить воспитывать у обучающихся доброту, гуманизм, отзывчивость, благородство и этические нормы поведения и взаимоотношений. |
Тип урока | Урок изучения новых знаний |
Методы и формы обучения | Поисковый, эвристический метод; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Оборудование | 12 ноутбуков с программным обеспечением Microsoft Office, экран, мультимедийный проектор. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова.(1 шт). Колонки. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме, учебник с произведением В.Г. Распутина «Уроки французского» (12 шт. Литература 2 часть В.Я. Коровина). |
Основные понятия | Нравственность, добро, автобиографический рассказ. |
Этапы занятия, решаемые вопросы. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат | |
1. | Самоопределение к деятельности. Задачи: Организовать эффективное самоопределение обучающихся к учебной деятельности (0,5мин) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: умеют организовать свое рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность; Регулятивные:умеют организовать познавательную деятельность. |
2 | Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности. (2-3мин) Задачи: 1. Актуализировать необходимые знания, умения и способы деятельности 2. Мотивировать на активную работу на уроке. | Вход в тему. Вступительное слово учителя: Начать сегодняшний урок я бы хотела с притчи. Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарём в руках. Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? «И что ты ищешь?» —спросили они у него. Я ищу человека, - ответил Демосфен. Удивились жители Афин, и во второй раз спросили его о том же. Человека, - снова ответил Демосфен. Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того? - засмеялись жители Афин. Я ищу человека с большой буквы... Так кого же человека, по-вашему, искал Демосфен с фонарём в руках? -Какими качествами должен обладать тот, кого по праву можно назвать Человеком с большой буквы? - Ребята, вы назвали много качеств, а какое главное из них? (Составляется облако слов) Доброта — это самое важное качество настоящего человека. Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты». Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно «Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н. Толстой) ИЛИ «Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра». (Б. Пастернак) Итак, ребята, мы свами должны ответить на вопрос: Можно ли назвать поступок учительницы по отношению к своему ученику добрым? Слайд! | Знакомство с притчей Человека с большой буквы Душевность, доброта, отзывчивость, милосердие….. Доброта | Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве, самостоятельно) необходимые действия, операции, необходимые для познавательной деятельности. |
3. | Постановка цели и актуализаци (1 мин) | Эпизод фильма. Итак, ребята, а знаком ли вам этот фрагмент фильма? Фильм поставлен по лит. произведению. А кто знает, по какому? Кто автор этого произведения? Тема нашего урока «Уроки доброты» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») А какова же цель урока? Показать на примере героев рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», какую роль играет доброта в жизни каждого человека. Задачи: Что мы для этого должны сделать? Задачи: - изучить биографию В.Г. Распутина; - проанализировать эпизоды рассказа «Уроки французского». | Обучающиеся просматривают фрагмент фильма Отвечают знаком, это видеофрагмент фильма «Уроки французского». Валентин Григорьевич Распутин Слушают название темы Обучающиеся совместно с учителем определяют цель и задачи урока. | Личностные: умеют ставить цель и задачи; Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, решают учебные задачи, Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют задавать вопросы и отвечать на них, слушать других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4. | Изучение нового материала - 10 мин Задачи: Организовать усвоение обучающимися нового знания | Использование приема «Верите ли вы?» по биографии В.Г. Распутина. Учитель раздает рабочие листы (Приложение 1) для работы и задает вопросы: 1. Распутин родился до ВОВ 1941 года в селе Усть-Уда? 2. В.Г. Распутин обучался на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета? 3. Был секретарём в суде? 4. Написал поэму «Бородино»? 5. «Уроки французского» автобиографический рассказ? Ребята, а если бы у В.Г. Распутина была бы страничка в соцсетях, то как бы она выглядела? А давайте, ребята, создадим ее. Перед вами ноутбуки. Предлагаю заполнить профиль в социальной сети «ВКонтакте» В.Г. Распутина. Для заполнения используем приложение 2 или папку «биография» на рабочем столе. 1) Знакомство с биографией В.Г. Распутина. Учитель выдает раздаточный материал (Приложение 2), на котором описана биография и предлагает заполнить профиль (Приложение 3) поэта, используя ноутбуки. (Проверка профиля) 15 марта исполнилось бы Распутину 85 лет. Пусть этот урок будет посвящен его памяти. Учитель: «Уроки французского» автобиографический рассказ? (Проверка по эталону) Итак, ребята, вы сказали, что УФ -это автобиографический рассказ. А от какого слова произошло прилагательное АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ? А что это такое? Давайте посмотрим в словаре. (Закладка) Писатель Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» пишет о своих непростых детских годах. Работа в парах. Ребята, по цитатам, представленным на слайде, угадайте героя и запишите у себя в рабочем листе Приложение 1 (взаимопроверка) | Обучающиеся отвечают на вопросы заполняя бланк ответов на рабочем листе (Приложение 1) ДА/НЕТ 1)Обучающиеся знакомятся с раздаточным материалом и изучают биографию В.Г. Распутина. Используя ноутбуки заполняют биографический профиль поэта с помощью шаблона социальных сетей #ВКонтакте#. Обучающиеся работаю со словарем Составление профиля героев по цитатам произведения | Личностные: осознают свои возможности в учении, способы адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания. Регулятивные: управляют своей деятельностью, контролируют результаты своей деятельности. |
5. | Динамическая пауза – 0,5 мин | |||
6. | Этап первичного закрепления учебного материала 5 мин Задачи: Организовать закрепление обучающимися открытого ими нового знания | Итак, перед нами проблемный вопрос: Можно ли назвать поступок учительницы по отношению к своему ученику добрым ? Выскажите своё мнение Для этого мы поработаем в группах(работа в группах по 3 эпизодам) | Работа в группах (приложение 4) 1 группа – анализ 1 эпизода (пытается накормить мальчика). 2 группа – анализ 2 эпизода (посылка) 3 группа – анализ 3 эпизода (игра на деньги) | Личностные: осознают свои возможности в учении, умеют адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала, систематизируют собственные знания. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль результатов своей деятельности в форме сличения с эталоном Коммуникативные: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем. |
7 | Контроль и самоконтроль - 5 мин Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний | Написание синквейна. Инструктирование по определенным правилам написания синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Работа с приложением по составлению синквейна. Учитель: надеюсь, что те жизненные уроки доброты ,о которых мы говорим сегодня и которые уготовила судьба герою рассказа, помогут каждому из вас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Учительница пошла на рискованный шаг, когда начала играть с учеником на деньги. Но она поступала так из человеческого сострадания : мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике большие способности и готова была любыми способами помочь мальчику поверить в свои силы. Учитель задаёт вопрос? Какая же самая главная черта характера Лидии Михайловны? Несмотря на то, что её уволили, она осталась ЧЕЛОВЕКОМ. Доброта, Бескорыстие, простота, сострадание, душевная красота – вот те качества характера учительницы, которая для мальчика стала примером для подражания. | 1) Обучающиеся знакомятся с правилами написания синквейна. 2)Выполняют самостоятельно задание в группах по составлению синквейна. 3)Обсуждение результатов выполненного задания. Ученики отвечают хором: Доброта у Лидии Михайловны большое доброе сердце. | Личностные: формирование способности к самоконтролю; Познавательные: Предметные: умение находить и определять выразительные средства, соотносить свои знания с эталоном, актуализировать понятие анафоры,. систематизировать и обобщать полученные знания. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение формулировать собственные мысли. |
9 | Домашнее задание -2 мин. | Домашнее задание Учитель поясняет, как нужно выполнить разноуровневое задание. | Фиксируют домашнее задание | |
10. | Подведение итогов урока 3 мин. | Слово учителя: учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость. ЛМ-человек, который протянул руку помощи, проявил милосердие и любовь, Человек есть тайна, а Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом. Раздаётся стук в дверь. Это почта. Ребята к нам в класс пришла посылка. Что же в ней может быть, как вы думаете? (Яблоки) А почему вы думаете, что в ней яблоки? Экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами? Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты. Рефлексия: Выберите себе яблоко из корзины.Красное-понравился урок,зелёное-нет,жёлтое –не очень) | Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, Оценивают себя. | Регулятивные: оценивание результатов своей учебной деятельности в соответствии с критериями,с заданным эталоном Личностные: формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других |
11 | Рефлексия -1 мин | Раздаётся стук в дверь. Это почта. Ребята к нам в класс пришла посылка. Что же в ней может быть, как вы думаете? (Яблоки) А почему вы думаете, что в ней яблоки? Экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами? Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты. Выберите себе яблоко из корзины. Красное-понравился урок, зелёное-нет, жёлтое –не очень. |
Приложение 1
Рабочий лист
Фамилия Имя___________________________________________________
Задание 1.
«Верите ли вы»
Вопрос | Да | Нет |
1. Распутин родился до ВОВ 1941 года в селе Усть-Уда? | ||
2. В.Г. Распутин обучался на историко-филологическом факультете Иркутского государственного университета? | ||
3. Был секретарём в суде? | ||
4. Написал поэму «Бородино»? | ||
5. «Уроки французского» автобиографический рассказ? | ||
Количество правильных ответов: |
Задание 2 (работа в парах).
Определите и запишите имя героя по цитатам из текста.
- Рослый, крепкий, заметный своей силой и властью парень.
Ответ: _________________________
- Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень.
Ответ: _________________________
- Крикливая женщина.
Ответ: _________________________
- Помог занести в дом узел с постелью, ободряюще хлопнул по плечу…
Ответ: _________________________
- От природы робкий и стеснительный.
Ответ: _________________________
- Аккуратная, умная и красивая.
Ответ: _________________________
Количество правильных ответов: _ __________________________________
Приложение 2 Биография
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в п. Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская) области. Мать - Нина Ивановна Чернова, отец – Григорий Никитич Распутин.
С 1 по 4 класс Валентин Распутин учился в Аталанской начальной школе. С 1948 по 1954 годы – в Усть-Удинской средней школе. Окончив школу, поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.
Наиболее известные произведения:
-повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003),;
-рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи – век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991).
Приложение 3 Профиль
Ф.И.О: Валентин Григорьевич Распутин Дата рождения: Место рождения: Место учебы: историко-филологический Подписчики: Валентин Яковлевич Курбатов; Константин Яковлевич Житов; Солженицын Александр Исаевич.
Друзей Фотографий Мои произведения 223 4 16 | ||||||
Солженицин А.И. | Курбатов В.Я. | |||||
Д.А. Жуков | Заболоцкий Н.А. | |||||
Мои произведения: | ||||||
Приложение 3 Профиль Эталон
Ф.И.О: Валентин Григорьевич Распутин Дата рождения: 15 марта 1937 Место рождения: п. Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская) области Образование: высшее Место учебы: историко-филологический факультет Иркутского государственного университета Подписчики: Валентин Яковлевич Курбатов; Константин Яковлевич Житов; Солженицын Александр Исаевич.
Друзей Фотографий Мои произведения 223 4 16 | ||||||
Солженицин А.И. | Курбатов В.Я. | |||||
Д.А. Жуков | Заболоцкий Н.А. | |||||
Мои произведения: -повести «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003),; -рассказы «Встреча» (1965), «Рудольфио» (1966), «Василий и Василиса» (1967), «Уроки французского» (1973), «Век живи – век люби» (1981), «Наташа» (1981), «Что передать вороне?» (1981); книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (1991). | ||||||
Приложение 4
Задание 3. Анализ эпизода.
Проанализируйте эпизод рассказа «Уроки французского», ответив на вопросы.
Группа 1.
Вопрос | Ответ |
Какие чувства испытывал Володя, находясь дома у Лидии Михайловны? | |
Какой увидел герой Лидию Михайловну в домашней обстановке? | |
Какие чувства испытывал Володя, когда Лидия Михайловна пригласила его поужинать? |
Группа 2.
Вопрос | Ответ |
Что удивило Володю, когда он открыл ящик с посылкой? | |
Почему герой поперхнулся, когда «хрумкал» макароны? | |
Что сделал Володя с посылкой? |
Группа 3.
Вопрос | Ответ |
Почему Лидия Михайловна подыгрывала герою? | |
Принял ли такую помощь (игра на деньги) Володя? | |
Чем рисковала Лидия Михайловна, решившись на игру «замеряшки»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме "Уроки доброты" по рассказу В.Г. Распутина " Уроки французского"...
Тема урока: «Уроки доброты» по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроке рассматриваются нравственные вопросы: доброты, понимания, отзывчивости на примере образа учительницы мы должны понимать детей, когда они находятся в трудной ситуации, помогать им....
Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...