"Серебряный век русской поэзии"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryanyy_vek_russkoy_poezii._9kl.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе "Серебряный век русской поэзии"
Тип урока: вводное занятие
Форма проведения: литературное кафе
Цели:
- Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием "серебряного века", модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
- Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
- Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.
Оборудование:
- афиша,
- вывеска с названием кафе,
- скатерти,
- цветы,
- репродукции картин художников-модернистов,
- плакаты с высказываниями модернистов,
- портреты поэтов,
- задания для групп,
- опорные конспекты.
Ход урока
Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
Слайд 1
I. Орг.момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к серебряному веку русской поэзии. Запишите тему сегодняшнего урока в опорный конспект. (Приложение №1)
II. Актуализация новой темы.
Слово учителя.
Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?
Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. (Слайды 2-14) И это время получило название серебряный век русской поэзии.
Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм".(От франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.(Слайды 15-16)
Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в "Кафе поэтов" и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями. (Слайд17)
Ребята, ваша задача дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.
А) Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо) (Слайд 18)
Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык,обогатив музыкальность стиха.
Поль Верлен, французский символист утверждал: "Музыка превыше всего", и символисты использовали звукопись для создания своих символов. (Слайд 19)
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. (Какие звуки передают шуршание камыша?)
Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них. (Слайд 20)
***
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.
- Какие образы-символы вы увидели?
- Какие ассоциации у вас возникли?
- Какие звуки создают настроение стиха?
Б) Акмеизм от греч. Акме - цвет, цветущая сила,вершина чего-либо) - литературное направление,сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.
Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. (Слайд 21)
Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все,казалось, было пропитано поэзией. (Слайд 22)
В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
- Кому посвящено это стихотворение?
- Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?
А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)
В) Имажинизм - течение в русской литературе.Имажинисты пропагандировали победу образа(имажа) над смыслом. "Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы". (Слайд 23)
Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными,мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине. (Слайд24)
* * *
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916
- Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
- Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
РАЗМИНКА
Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе- нарисуем лицо звуками, словами.
А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.
Приготовились, начинаем:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)
Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)
Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.
Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)
Г) Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу"футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.(Слайд 28)
Вот вам один из примеров: (Слайд 29)
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Кто автор этого стихотворения?
Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)
3. Итак, ребята, мы познакомились с 4направлениями Серебряного века. Прослушав меня,вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 30)
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
III. Организация групповой работы. (Слайд 31)
А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. (Приложение №2)
(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов,репродукции картин).
IV. Представление ответов учащихся. (Слайды32-35)
V. А теперь оцените работу друг друга в группе.
VI. Заключение. Слово учителя.
Мысленно охватывая безбрежное море поэзии"серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством.Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях,будут всегда находить отклик в сердцах читателей.
VII. Рефлексия.
А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.
6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)
Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.
Приложение 1
Обучающий гид
Тема:___________________________________
Модернизм - (от франц.modern - новый, современный) Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.
Символизм - литературно-художественное направление модернизма, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является
1 _______________ (условное изображение чего-либо) - многозначное иносказание.
Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.
Поль Верлен, французский символист утверждал: «Музыка превыше всего», и -
2 символисты использовали ______________ для создания своих символов.
Духовным учителем символистов был поэт и философ Вл,Соловьев. его учение основывается на поиске вечной Женственности - воплощении добра, истины и красоты. Вечная Женственность ( Душа мира, Прекрасная Дама) объект поклонения символистов.
Излюбленным источником для поэзии символистов служили греческая и римская мифология, религиозные мотивы.
Акмеизм (от греч. акме - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) - литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через
3 _______________________________________
4 Они воспевали _______________________________________________ , любовь и красоту. Их литературное объединение «Цех поэтов» стало школой поэтического профессионального мастерства.
5 Имажинизм ( от фр. image - _____________________________ ) - течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы - имажинисты».
6 Футуризм от лат. Futurum -_________________________________) - передовое направление в
европейском искусстве начала века. В отличие от символистов футуристы воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, мистицизма. Образ города для них выражение современной культуры XX века.
7 В своем манифесте _______________________________________________________
футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:
• слово-новшество,
• звукоподражания,
• приемы плаката, лозунга, графический стих,
• поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм.
• отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;
• презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы люди новой жизни».
Они называли себя «будетляне», прямо заявляя, что они - люди будущего.
Приложение 2
Задание 1 группе
* * *
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
- О чем это стихотворение?
- Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
- Как глаголы помогают нам понять их чувства?
- Как вы понимаете последние слова героя?
Задание 2 группе
СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
25 октября 1902
- О чем это стихотворение?
- Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
- Попытайтесь «прочитать» его образы.
- Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
- В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
Задание 3 группе
* * *
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
1916
- О чем это произведение?
- Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения?
- Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
- Каким настроением овеяно стихотворение?
Задание 4 группе
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли, врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит
чтоб обязательно была звезда!
клянется
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
- К кому обращено? Как поэт относится к адресату?
- Какой эпизод является кульминационным?
- Как создается напряжение в стихе? Как передать его в чтении?
- Каковы особенности композиции? Одинакова ли интонация в начале и в конце стихотворения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")
Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....
Презентация по Серебряному веку русской поэзии
Данная презентация является хорошим сопровождением урока "Пока горит свеча"....
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...