Спешите делать добрые дела.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

                      Открытый урок по литературе ( 7 класс)

                                                                                                                       Давайте поклоняться доброте           

                           «Спешите делать добрые дела»

(По произведениям Л.Андреева «Кусака», А.П.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», Б.Васильева «Великолепная шестёрка», Е.Носова «Кукла», Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

Эпиграфы к уроку:                                                               Мы навсегда в ответе за тех, кого                                                                                                    приручили.

                                                                                                                               А.де Сент-Экзюпери

                                                                             Доброта для души то же, что здоровье для тела.

                                                                                       Л.Н.Толстой

                                                       Сколько в человеке доброты, столько в нём жизни.

                                                                                        Эмерсон

                                  Добрый человек не тот, который делает добро, а тот, кто не умеет делать зла.

                                                                                                                   Ключевский

                                                              Люди, я прошу вас, ради Бога, не стесняйтесь доброты своей.

                                                                                                              Р. Гамзатов

                                                                   Берегите эти земли, эти воды,

                                                                                         даже малую былиночку любя,

                                                                                                  Берегите всех зверей внутри природы,

                                                                                                                     Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                                                            Е. Евтушенко

Пословицы:          На добрый привет – добрый ответ. Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово и кошке приятно. Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Добро не лихо, ходит тихо.

Цель урока: воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.

Оборудование: на доске распечатаны эпиграфы, пословицы и поговорки о доброте(домашнее задание), иллюстрации детей о животных, творческие работы учащихся «Моё любимое животное», отзывы ребят о прочитанных книгах по данной теме «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание», слайды с изображением животных, карточки с буквами «милосердие», «сострадание», «сочувствие», дети готовят стихотворения по теме.

Учитель: Начнём мы урок  с викторины по прочитанным вами произведениям.  Я буду зачитывать отрывки из произведений, ваша задача - определить название и автора произведения.

I     Викторина  « УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ».

1. »Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и ,словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча». (Л.Андреев «Кусака).

2. «На пустыре трава не росла, а лежали одни серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их повсюду - и в чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы травы, а в камне и глине семена умирали». (А.Платонов «Неизвестный цветок»).

3.»Когда унесли носилки и щёлкнул замок, он лёг  у двери, вытянул передние лапы, а голову положил на пол. Вывернув её в сторону: так собаки ложатся, когда им больно и тоскливо; они и умирают чаще в такой позе». (Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»).

4. «И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» (Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»).

5.»Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». ( А.Платонов «Юшка»).

6. «Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка… Аккуратными плотными рядами  в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой обёртке я нашёл три красных яблока… Раньше я видел  яблоки только на картинках, но догадался, что это они». (В.Распутин «Уроки французского»).

7. Ныне трудно на кого думать. Многие притёрлись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются…А люди идут мимо – каждый по своим делам, и ничего. (Е.Носов «Кукла»).

8. Конь – он как человек, - неожиданно вклинился старик и опять задвигал ногами, - он только не говорит, он только понимает. Он меня спас, Кучум  звать. Статный такой Кучум, гнедой…(Б.Васильев «Великолепная шестерка»).

Учитель: Что общего между этими произведениями? Какой идеей они объединены?

 - Какие ещё произведения о милосердии, добром отношении людей ко всему живому вам известны?

- Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде. Урок наш так и называется:  «Спешите делать добрые дела».

- Каждому из нас знакомы такие слова, как милосердие, сострадание к  живому существу, уважение достоинства. Одним из эпиграфов к уроку являются слова французского писателя А.де Сент-Экзюпери: « Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» из философской сказки-притчи «Маленький принц». Как вы понимаете эти слова?

-Ребята, назовите пословицы и поговорки о добрых делах, о доброте. (Это было их домашним заданием). Объясните, как вы понимаете их смысл.

-А что, помимо пословиц и поговорок, вы подготовили к уроку? (Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает).

Дети читают наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли», А.Яшина «Орёл», «Покормите птиц»,  И.Северянина «Что шепчет парк».

- События, о которых говорится в этих стихотворениях, сходны. А можно ли сказать, что сходны главные мысли этих  стихотворений? Над чем заставляют задуматься? Докажите своё мнение.

- Да, в каждом из этих стихотворений главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты.

II Викторина «Картинная галерея»

- Ребята подготовили иллюстрации по прочитанным произведениям. Давайте определим, к каким из них они относятся.

III  Игра «НАБОРЩИК»

Командам вручаются конверты с буквами. Ребята должны, используя находящиеся в их распоряжении буквы, сложить слово, имеющее отношение к теме урока (буквы закрепляются на доске): МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ.

Учитель:  А как вы понимаете значение этих слов?

В.И.Даль считал, что это – любовь на деле, готовность делать добро.

Это понимание, готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь. Итак, милосердие – это не только способность чувствовать чужую боль, но и готовность оказать помощь.

В жизни любому человеку, где  бы он ни находился, предоставлена буквально безграничная возможность приносить людям добро. Помочь старику перейти  в опасном месте шумную автомагистраль, пропустить вперёд в очереди женщину с ребёнком или инвалида, уступить им место в транспорте, подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения удручённому товарищу, защитить девушку от уличного хулигана, сходить в аптеку за лекарством  заболевшему соседу, разделить чьё-то горе и подставить своё плечо в чьём-то несчастье. Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаза, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами…Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след в вашей собственной душе и принесёт вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения.

Тема милосердия и сострадания характерна для русской литературы 19 и 20 веков. К этой теме обращались  великие писатели 19 века: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Художники слова 20 века продолжают эту тему на страницах своих произведений.

Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России начала 20 века.

Всё творчество А.П.Платонова, как, впрочем, и В.П.Астафьева, В.Распутина, Е.Носова, нацелено на то, чтобы пробудить интерес  и уважение, бережное отношение к любому, даже самому «пропащему» человеку. Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей.

Ф.А.Абрамов центром своих произведений избрал деревню, через судьбу которой показывает отражение судеб всего русского народа. Его произведения проникнуты не только уважением к человеку-труженику, но и любовью ко всему живому. Он, как и многие писатели, привлекает наше внимание к проблеме ответственности человека за всё живое.

IV Беседа по произведениям Л.Андреева «Кусака», А.П.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», Б.Васильева «Великолепная шестёрка», Е.Носова «Кукла», Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

- Какие герои из прочитанных нами произведений нуждались в сочувствии и милосердии? И все ли  получили?

- Какие герои способны на сочувствие, сострадание?

-Какие герои лишены сочувствия? Почему?

- Как чувствуют себя герои, лишённые сострадания?

- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

-Какие раздумья вызвали у вас эти рассказы?

-К чему надо стремиться: бескорыстно помогать, сочувствовать другим или ждать помощи от других?

Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным (смерть Юшки, Бима, лошадей, разочарования Кусаки). Сочувствие, сострадание вызывает ответную доброту, поддерживают в жизни, дают силы(девочка-сирота, новый цветок, доверие Кусаки к людям).

В рассказе «Юшка» люди лишены сочувствия, доброты. Юшку никто не понимает и не желает понять, никто не сочувствует ему. Юшка сочувствует обижающим его детям. Он отзывается на их злобу- добротой, пониманием причин их злобности. Он обладает состраданием: бескорыстно помогает девочке-сироте. Это многолетний, незаметный, никому не известный труд он не считает подвигом. Он поступает так, как велит ему сердце.

Доброта и любовь Юшки, его сочувствие к людям приносят свои плоды: люди становятся чуточку лучше, верят в добро. Девочка-сирота умножает любовь Юшки к людям.

В рассказе «Неизвестный цветок» маленький мужественный цветок не знал, что такое сочувствие, сострадание. Он один боролся за жизнь.  Но он принял помощь девочки. Так же, как и девочке Даше , ему присуще чувство благодарности  и любви. Из зерна добра вырастает цветок доброты.

В рассказе «Кусака» собака озлобилась, не встречая в людях сочувствия. Первые же признаки доброго отношения изменили Кусаку. Кусака, оставленная без признания, одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

В рассказе «Великолепная шестёрка» именно кони являются носителями добра, в отличие от бездушных, ценичных людей, таких как: начальница лагеря Кира Сергеевна, физрук и вожатая. Рассказ заставляет о многом задуматься: как страшны равнодушие и чёрствость в людях.

Произведение Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади» пронизано грустью и является примером людского непостоянства и неблагодарности. Люди жестоки, насилие над природой они расценивают как победу, поэтому глухи к бедам и нуждам живых существ (конюх Микола). Теперь лошади оказались вытеснены техническим прогрессом. Но они не чувствуют себя обиженными. Они по-прежнему готовы помогать людям. Да, может быть, трактор работает лучше лошадей. Но, завоевав преданность и любовь животного, нельзя бросать его за ненадобностью. Помните слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Ветерана войны Акимыча из рассказа «Кукла» потрясают те же качества в людях, осознанное надругательство над куклой. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Расстерзанная кукла напоминает герою об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и ног , об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Автор предупреждает: большое зло начинается с малого, поэтому родителям  с малых лет важно учить своих детей бережному обращению с игрушками.

V Чтение отзывов о прочитанных книгах.( Было дом. задание).

- Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? (Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).

-А как на этот вопрос отвечает стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела»?

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»?Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? К кому обращается автор? Как вы понимаете смысл этого обращения?

-Отрадно, что сегодня у нас милосердие возвращается не только в лексикон. Создание домов для престарелых, детских домов и интернатов, служб помощи инвалидам, приютов для животных, благотворительные концерты – это дело государства, обязанность которого заботиться о своих обездоленных гражданах. Но общество не может считать себя здоровым и полноценным, если члены его не думают о живущих рядом слабых и больных. У нас болит сердце за сирот и детей, брошенных родителями. И мы несём в детские дома и интернаты не только книги и игрушки, но и тепло наших сердец и доброту. Мы не только говорим о помощи инвалидам, мы ищем, как можем облегчить их участь. Нам не безразличны судьбы одиноких стариков. Поэтому и появились Детский фонд ы, общества милосердия, куда идут неравнодушные люди, в душе которых горит желание делать добро.

VI  Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися.

В заключение урока звучит музыка , исполняется песенка «Улыбка».

Песня о доброте.

Добрым быть совсем, совсем  не просто,

Не зависит доброта от роста , Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем  не просто,

Не зависит доброта от роста , Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.                                                                                 Н. Тулупова

Что ты сделал хорошего?

Достаётся недёшево Счастья трудных дорог.

Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся  Все земные труды.

Может, вырастил деревце На земле Кулунды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету Мирных плавок теплом?

Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее – Хорошеть самому.

                                                                                                 Л.Татьяничева.

А.Поперечный.

Снова вижу знакомые лица Своих давних и новых друзей

Вместе с ними хочу научиться Ничего не жалеть для людей

И покуда у сердца есть силы, Людям делать добро поспеши.

Я люблю тебя, слышишь, Россия,

Эта песня идёт от души. Ничего не жалей для людей.

Для друзей - огонька, сердце – для старика,

Для России – и жизни своей. Жизнь готовит тебе испытанья,

Если сердце твоё горячо, береги слова состраданья,

А в беде подставляйте плечо. Только время все споры рассудит

О добре и о зле – что сильней. Не убудет души, не убудет,

Не жалейте души для любви. Ничего не жалей для людей.

Для друзей - огонька, сердце – для старика,

Для России – и жизни своей.

                                                                                                              Э.Асадов

В народе говорят, что человек, Когда он что-то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век Не менее чем на год продлевает.

А потому, чтоб жизнь не подвела, И чтоб прожить вам более столетья,

Шагайте, люди, избегая зла, И помните, что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетье

                                                                                                Н.Новиков.

Ничего не откладывай – Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она – как река,

А она – как ручей, После таянья льдов, -

Протечёт, не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу – лишишься души,

Пусть в расчёте с мерзавцем  Не дрогнет рука,

Не обкрадывай – Жизнь коротка.

Не успел, не сумел… Ну а вдруг  - навсегда?

Оглянулся – в потоке Другая вода.

Жизнь, считал ты наивно, Продлится века –

Не откладывай – Жизнь коротка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

                      Открытый урок по литературе ( 7 класс)

                                                                                                                       Давайте поклоняться доброте            

                           «Спешите делать добрые дела»

(По произведениям Л.Андреева «Кусака», А.П.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», Б.Васильева «Великолепная шестёрка», Е.Носова «Кукла», Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

Эпиграфы к уроку:                                                               Мы навсегда в ответе за тех, кого                                                                                                    приручили.

                                                                                                                               А.де Сент-Экзюпери

                                                                             Доброта для души то же, что здоровье для тела.

                                                                                       Л.Н.Толстой

                                                       Сколько в человеке доброты, столько в нём жизни.

                                                                                        Эмерсон

                                  Добрый человек не тот, который делает добро, а тот, кто не умеет делать зла.

                                                                                                                   Ключевский

                                                              Люди, я прошу вас, ради Бога, не стесняйтесь доброты своей.

                                                                                                              Р. Гамзатов

                                                                   Берегите эти земли, эти воды,

                                                                                         даже малую былиночку любя,

                                                                                                  Берегите всех зверей внутри природы,

                                                                                                                     Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                                                            Е. Евтушенко

Пословицы:          На добрый привет – добрый ответ. Жизнь дана на добрые дела. Доброе слово и кошке приятно. Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Добро не лихо, ходит тихо.

Цель урока: воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.

Оборудование: на доске распечатаны эпиграфы, пословицы и поговорки о доброте(домашнее задание), иллюстрации детей о животных, творческие работы учащихся «Моё любимое животное», отзывы ребят о прочитанных книгах по данной теме «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание», слайды с изображением животных, карточки с буквами «милосердие», «сострадание», «сочувствие», дети готовят стихотворения по теме.

Учитель: Начнём мы урок  с викторины по прочитанным вами произведениям.  Я буду зачитывать отрывки из произведений, ваша задача - определить название и автора произведения.

I     Викторина  « УГАДАЙ ПРОИЗВЕДЕНИЕ».

1. »Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и ,словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча». (Л.Андреев «Кусака).

2. «На пустыре трава не росла, а лежали одни серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их повсюду - и в чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы травы, а в камне и глине семена умирали». (А.Платонов «Неизвестный цветок»).

3.»Когда унесли носилки и щёлкнул замок, он лёг  у двери, вытянул передние лапы, а голову положил на пол. Вывернув её в сторону: так собаки ложатся, когда им больно и тоскливо; они и умирают чаще в такой позе». (Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»).

4. «И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» (Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»).

5.»Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». ( А.Платонов «Юшка»).

6. «Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка… Аккуратными плотными рядами  в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой обёртке я нашёл три красных яблока… Раньше я видел  яблоки только на картинках, но догадался, что это они». (В.Распутин «Уроки французского»).

7. Ныне трудно на кого думать. Многие притёрлись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются…А люди идут мимо – каждый по своим делам, и ничего. (Е.Носов «Кукла»).

8. Конь – он как человек, - неожиданно вклинился старик и опять задвигал ногами, - он только не говорит, он только понимает. Он меня спас, Кучум  звать. Статный такой Кучум, гнедой…(Б.Васильев «Великолепная шестерка»).

Учитель: Что общего между этими произведениями? Какой идеей они объединены?

 - Какие ещё произведения о милосердии, добром отношении людей ко всему живому вам известны?

- Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде. Урок наш так и называется:  «Спешите делать добрые дела».

- Каждому из нас знакомы такие слова, как милосердие, сострадание к  живому существу, уважение достоинства. Одним из эпиграфов к уроку являются слова французского писателя А.де Сент-Экзюпери: « Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» из философской сказки-притчи «Маленький принц». Как вы понимаете эти слова?

-Ребята, назовите пословицы и поговорки о добрых делах, о доброте. (Это было их домашним заданием). Объясните, как вы понимаете их смысл.

-А что, помимо пословиц и поговорок, вы подготовили к уроку? (Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает).

Дети читают наизусть стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли», А.Яшина «Орёл», «Покормите птиц»,  И.Северянина «Что шепчет парк».

- События, о которых говорится в этих стихотворениях, сходны. А можно ли сказать, что сходны главные мысли этих  стихотворений? Над чем заставляют задуматься? Докажите своё мнение.

- Да, в каждом из этих стихотворений главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты.

II Викторина «Картинная галерея»

- Ребята подготовили иллюстрации по прочитанным произведениям. Давайте определим, к каким из них они относятся.

III  Игра «НАБОРЩИК»

Командам вручаются конверты с буквами. Ребята должны, используя находящиеся в их распоряжении буквы, сложить слово, имеющее отношение к теме урока (буквы закрепляются на доске): МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ.

Учитель:  А как вы понимаете значение этих слов?

В.И.Даль считал, что это – любовь на деле, готовность делать добро.

Это понимание, готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь. Итак, милосердие – это не только способность чувствовать чужую боль, но и готовность оказать помощь.

В жизни любому человеку, где  бы он ни находился, предоставлена буквально безграничная возможность приносить людям добро. Помочь старику перейти  в опасном месте шумную автомагистраль, пропустить вперёд в очереди женщину с ребёнком или инвалида, уступить им место в транспорте, подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сказать сердечное слово ободрения удручённому товарищу, защитить девушку от уличного хулигана, сходить в аптеку за лекарством  заболевшему соседу, разделить чьё-то горе и подставить своё плечо в чьём-то несчастье. Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаза, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи: ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами…Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след в вашей собственной душе и принесёт вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения.

Тема милосердия и сострадания характерна для русской литературы 19 и 20 веков. К этой теме обращались  великие писатели 19 века: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Художники слова 20 века продолжают эту тему на страницах своих произведений.

Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России начала 20 века.

Всё творчество А.П.Платонова, как, впрочем, и В.П.Астафьева, В.Распутина, Е.Носова, нацелено на то, чтобы пробудить интерес  и уважение, бережное отношение к любому, даже самому «пропащему» человеку. Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей.

Ф.А.Абрамов центром своих произведений избрал деревню, через судьбу которой показывает отражение судеб всего русского народа. Его произведения проникнуты не только уважением к человеку-труженику, но и любовью ко всему живому. Он, как и многие писатели, привлекает наше внимание к проблеме ответственности человека за всё живое.

IV Беседа по произведениям Л.Андреева «Кусака», А.П.Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади», Б.Васильева «Великолепная шестёрка», Е.Носова «Кукла», Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

- Какие герои из прочитанных нами произведений нуждались в сочувствии и милосердии? И все ли  получили?

- Какие герои способны на сочувствие, сострадание?

-Какие герои лишены сочувствия? Почему?

- Как чувствуют себя герои, лишённые сострадания?

- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

-Какие раздумья вызвали у вас эти рассказы?

-К чему надо стремиться: бескорыстно помогать, сочувствовать другим или ждать помощи от других?

Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным (смерть Юшки, Бима, лошадей, разочарования Кусаки). Сочувствие, сострадание вызывает ответную доброту, поддерживают в жизни, дают силы(девочка-сирота, новый цветок, доверие Кусаки к людям).

В рассказе «Юшка» люди лишены сочувствия, доброты. Юшку никто не понимает и не желает понять, никто не сочувствует ему. Юшка сочувствует обижающим его детям. Он отзывается на их злобу- добротой, пониманием причин их злобности. Он обладает состраданием: бескорыстно помогает девочке-сироте. Это многолетний, незаметный, никому не известный труд он не считает подвигом. Он поступает так, как велит ему сердце.

Доброта и любовь Юшки, его сочувствие к людям приносят свои плоды: люди становятся чуточку лучше, верят в добро. Девочка-сирота умножает любовь Юшки к людям.

В рассказе «Неизвестный цветок» маленький мужественный цветок не знал, что такое сочувствие, сострадание. Он один боролся за жизнь.  Но он принял помощь девочки. Так же, как и девочке Даше , ему присуще чувство благодарности  и любви. Из зерна добра вырастает цветок доброты.

В рассказе «Кусака» собака озлобилась, не встречая в людях сочувствия. Первые же признаки доброго отношения изменили Кусаку. Кусака, оставленная без признания, одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

В рассказе «Великолепная шестёрка» именно кони являются носителями добра, в отличие от бездушных, ценичных людей, таких как: начальница лагеря Кира Сергеевна, физрук и вожатая. Рассказ заставляет о многом задуматься: как страшны равнодушие и чёрствость в людях.

Произведение Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади» пронизано грустью и является примером людского непостоянства и неблагодарности. Люди жестоки, насилие над природой они расценивают как победу, поэтому глухи к бедам и нуждам живых существ (конюх Микола). Теперь лошади оказались вытеснены техническим прогрессом. Но они не чувствуют себя обиженными. Они по-прежнему готовы помогать людям. Да, может быть, трактор работает лучше лошадей. Но, завоевав преданность и любовь животного, нельзя бросать его за ненадобностью. Помните слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Ветерана войны Акимыча из рассказа «Кукла» потрясают те же качества в людях, осознанное надругательство над куклой. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей. Расстерзанная кукла напоминает герою об ужасах войны, о тяжело раненых, оставшихся без рук и ног , об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Автор предупреждает: большое зло начинается с малого, поэтому родителям  с малых лет важно учить своих детей бережному обращению с игрушками.

V Чтение отзывов о прочитанных книгах.( Было дом. задание).

- Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? (Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).

-А как на этот вопрос отвечает стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела»?

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему? Осуждает или оправдывает автор своего героя? Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»?Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? К кому обращается автор? Как вы понимаете смысл этого обращения?

-Отрадно, что сегодня у нас милосердие возвращается не только в лексикон. Создание домов для престарелых, детских домов и интернатов, служб помощи инвалидам, приютов для животных, благотворительные концерты – это дело государства, обязанность которого заботиться о своих обездоленных гражданах. Но общество не может считать себя здоровым и полноценным, если члены его не думают о живущих рядом слабых и больных. У нас болит сердце за сирот и детей, брошенных родителями. И мы несём в детские дома и интернаты не только книги и игрушки, но и тепло наших сердец и доброту. Мы не только говорим о помощи инвалидам, мы ищем, как можем облегчить их участь. Нам не безразличны судьбы одиноких стариков. Поэтому и появились Детский фонд ы, общества милосердия, куда идут неравнодушные люди, в душе которых горит желание делать добро.

VI  Выразительное чтение наизусть стихотворений учащимися.

В заключение урока звучит музыка , исполняется песенка «Улыбка».

Песня о доброте.

Добрым быть совсем, совсем  не просто,

Не зависит доброта от роста , Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем  не просто,

Не зависит доброта от роста , Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.                                                                                 Н. Тулупова

Что ты сделал хорошего?

Достаётся недёшево Счастья трудных дорог.

Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся  Все земные труды.

Может, вырастил деревце На земле Кулунды?

Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету Мирных плавок теплом?

Иль под снежной порошей Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее – Хорошеть самому.

                                                                                                 Л.Татьяничева.

А.Поперечный.

Снова вижу знакомые лица Своих давних и новых друзей

Вместе с ними хочу научиться Ничего не жалеть для людей

И покуда у сердца есть силы, Людям делать добро поспеши.

Я люблю тебя, слышишь, Россия,

Эта песня идёт от души. Ничего не жалей для людей.

Для друзей - огонька, сердце – для старика,

Для России – и жизни своей. Жизнь готовит тебе испытанья,

Если сердце твоё горячо, береги слова состраданья,

А в беде подставляйте плечо. Только время все споры рассудит

О добре и о зле – что сильней. Не убудет души, не убудет,

Не жалейте души для любви. Ничего не жалей для людей.

Для друзей - огонька, сердце – для старика,

Для России – и жизни своей.

                                                                                                              Э.Асадов

В народе говорят, что человек, Когда он что-то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век Не менее чем на год продлевает.

А потому, чтоб жизнь не подвела, И чтоб прожить вам более столетья,

Шагайте, люди, избегая зла, И помните, что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетье

                                                                                                Н.Новиков.

Ничего не откладывай – Жизнь коротка.

Ты наивно считаешь, что она – как река,

А она – как ручей, После таянья льдов, -

Протечёт, не оставив следов.

Не откладывай – другу помочь поспеши,

Не обкрадывай душу – лишишься души,

Пусть в расчёте с мерзавцем  Не дрогнет рука,

Не обкрадывай – Жизнь коротка.

Не успел, не сумел… Ну а вдруг  - навсегда?

Оглянулся – в потоке Другая вода.

Жизнь, считал ты наивно, Продлится века –

Не откладывай – Жизнь коротка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....